Скачать 114.61 Kb.
|
ПРОГРАММА курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл. " ДОМАШНЯЯ ЭКОЛОГИЯ " Автор: Бирюков Юрий Павлович - учитель биологии и экологии МОУ Гришенская средняя общеобразовательная школа Мамонтовского района Алтайского края I. Пояснительная записка Известно, что экология — наука о доме. О доме всех живых организмов в биосфере; населенных пунктах — деревнях, поселках, городах; жилищах, в которых каждый землянин проводит большую часть всей жизни. Именно в жилище, как в фокусе, сходятся многие экологические проблемы — качества воды, воздуха, шума, полей, использования электроэнергии, тепла и др. Они, как ручейки, собираются вместе и оказывают влияние на решение экологических проблем своего региона, страны и планеты в целом. Но главное, наше состояние здоровья во многом зависит от нашего жилища. Сберечь бесценный дар природы может помочь экологически грамотное ведение жилищного хозяйства. В нем всё важно: качество и количество мебели, ковров, паласов, различных технических устройств, наличие комнатных растений, содержание домашних животных, приготовление пищи, проветривание... Огромное значение для здоровья имеет психологическое состояние человека. Важно знать, как организм реагирует на те или иные факторы. Постепенно накапливается усталость, организм не выдерживает, и происходит сбой – человек заболевает. Именно поэтому дом должен помочь в том, чтобы, приходя в него, не испытывалась психологическая перегрузка, а употребляемые в пищу продукты были не только вкусны, но и экологически безопасны. Как правило, знакомя учащихся с проблемами экологии на традиционных уроках, подобных вопросов практически не касаются. Поэтому изучение взаимной зависимости экологии жилища и здоровья его жильцов является поистине благодатной темой для специализированного экологического курса в рамках предпрофильного обучения. Чем раньше ученик будет введен в сферу экологических проблем, и чем ближе они его будут касаться, тем эффективнее будет протекать воспитание ответственного отношения, как к природе, так и к своему собственному здоровью. Кроме того, осознание важности заботы о здоровье своего собственного организма, стимулирует детей на более осмысленное формирование представлений о здоровье такого сложного и гармонично устроенного «организма», каковым является биосфера. Основная цель данной программы: расширение экологических знаний и экологического кругозора учащихся, направленных на выявление условий проживания в собственном доме, обеспечивающих их комфортное существование, осуществление мониторинговых исследований. В процессе занятий курса «Домашняя экология» достигается:
Решение вышеперечисленных задач позволит дать школьникам систему фактов и закономерностей, направленных на понимание структуры и целостности своего жилища как части окружающей среды. Оценка эффективности преподавания данного курса основывается не столько на индивидуальном учёте знаний, сколько на умениях и навыках каждого школьника, анализе его творческой деятельности, степени активности при проведении исследовательских работ, связанных с выявлением основных экологически благоприятных и неблагоприятных условий проживания, разработкой некоторых способов улучшения экологической обстановки в своём доме. Занятия элективного курса "Домашняя экология" рассчитаны на 0,5 года обучения. Объём занятий - 17 часов (1 час в неделю). Основные формы работы:
Должное внимание необходимо уделить технике безопасности, особенно при проведении практических занятий. Учебные занятия курса «Домашняя экология» строятся на конкретном материале, определяемым темой курса. Как правило, учащиеся работают именно с теми объектами, с которыми связаны особенности их проживания в своём доме. Часть практических работ, включённых в программу, носит не обязательный характер. Их выполнение возможно отдельными учащимися, проявляющими склонность к исследовательской работе и подготовку к итоговой презентации именно по данной теме. В тексте программы они обозначены *. Необходимое оборудование: термометры для измерения температуры воздуха и воды, гигрометр для определения влажности, рулетка для измерения площади помещения, микроскоп, предметные и покровные стёкла, различные виды упаковочного материала пищевых и непродовольственных продуктов, справочники и определители растений и животных, набор химических реактивов. Данная программа используется для работы с учащимися 9 кл. в рамках предпрофильной подготовки. Для успешного её освоения и качественных результатов необходимы стартовые базовые знания, получаемые детьми на уроках экологии в 5 – 9 кл., химии 8-9 кл., физики 7-9 кл. Итоговая аттестация предпрофильного курса проводится в форме конференции(презентации), на которой учащиеся делятся результатами собственных исследований по следующим темам:
моего дома
Форма аттестации определяется индивидуально. Это может быть: выступление, стендовая защита, презентация Power Point и др., исходя из желания и возможности учащегося. В связи с ограниченным количеством времени на изучение курса, итоговая презентация может быть проведена во внеурочное время в рамках классного или общешкольного мероприятия. Ученик получает зачёт по курсу и свидетельство слушателя при условии выполнения не менее 3 практических работ, представленных в установленный срок и инициативную публичную презентацию своей исследовательской работы. II. Учебно - тематический план
III. Содержание программы Введение. Здоровье нашего дома Экология — наука о доме, о взаимосвязях в природе. Дом как квартира, улица, село, город, Земля. Дом, квартира – как гетеротрофная экосистема. Видимые и невидимые опасности нашего дома. Месторасположение дома. Строительные и конструкционные материалы, из которых построен дом. Источники загрязнения квартиры. Тема 1. Световой режим в доме и самочувствие человека Свет и самочувствие человека. Спектральный состав солнечного света. Значение лучей, составляющих солнечный спектр. Окна – глаза нашего дома. Источники света в квартире, классификация. Функциональные и декоративные источники освещения. Направленность светового потока. Эстетика и функциональность. Способы измерения освещённости. Практическая работа: Изучение естественной освещённости помещения. Определение санитарно – гигиенических норм. Тема 2. Цвет и психологический комфорт Цвет и рисунок. Правильный выбор цвета. Психологическое воздействие цвета на человека. Основные цвета и их воздействие на организм. Характеристики цвета: расстояние, объём, масса, насыщенность, температура, яркость, движение. Цветосочетания. Значение рисунка для создания комфорта. Практическая работа: Оценка психологического воздействия окраски школьных помещений и жилых комнат своего дома. Тема 3. «Одежда» для стен, мебель и напольные покрытия Обои: выбор материала и текстуры. Классификация обоев: бумага, винил, текстиль. Экологичные и неэкологичные обои. Напольные покрытия. Линолеум, ковролин, ламинат, паркет. Мебель. Материалы и вещества, применяемые для её изготовления: древесина, пластмассы, древесно-стружечные и древесно–волокнистые плиты. Краска в доме: металлосодержащие краски, синтетические, вододисперсионные, эмали. Их влияние на человека. Практическая работа: Санитарно – гигиеническая оценка стен и напольных покрытий школьных помещений и жилых комнат своего дома. Тема 4. Воздух в нашем доме Как сделать здоровую атмосферу в доме. Состав воздуха. Вещества, загрязняющие воздух в жилых помещениях: пыль, сажа, оксиды углерода, летучие вещества. Вентиляция в доме. Температурный режим помещения. Отопительная система в доме, достоинства и недостатки центрального и частного отопления. Виды топлива, их экологическая характеристика. Влажность и ионизация воздуха, их значение для здоровья. Практическая работа: Определение эффективности вентиляции и коэффициента аэрации помещения. Тема 5. Растения и животные в нашем доме Растения – источник кислорода. Бактерицидные свойства растений. Видовой состав комнатных растений. Растения, дающие энергию. Растения – индикаторы и кондиционеры. Уход за комнатными растениями. Озеленение жилища. Создание интерьера жилых помещений с учётом экологически обоснованных правил. Понятие фитодизайна. Домашние животные. Видовой состав, уход. Практическая работа: Изучение видового состава комнатных растений. Правила подбора растений. Оформление интерьера. Тема 6. Чем и как мы питаемся Кухня. Правила техники безопасности. Вещества и продукты. Бытовая химия. Пестициды. Нитраты и нитриты. Предельно допустимая концентрация. Признаки повышенного содержания нитратов в овощах. Способы кулинарной обработки, позволяющие уменьшить содержание нитратов в пищевых продуктах. Витамины в пище. Пути сохранения витаминов в продуктах питания. Металлы. Двойственная биологическая роль металлов, их токсичность. Влияние металлов на организм человека. Металлы на кухне, посуда. Вода. Значение воды для организма человека. Качество воды, требования к питьевой воде. Способы доочистки воды в быту. Бытовые фильтры. Свойства талой воды. Пищевые добавки. Классификация пищевых добавок, влияние на организм человека. Причины и профилактика отравлений. Практическая работа: Исследование пищевых добавок в продуктах питания из розничной торговли. Обнаружение нитратов в растениях*. Анализ воды: определение прозрачности, запаха, жёсткости*, содержания хлора*. Тема 7. Бытовые отходы и возможные пути их вторичной переработки Классификация пищевых отходов: пищевые отходы, стекло, пластмассы, бумага, фольга, ткань, металлы. Свойства некоторых веществ: полиэтилена, бумаги, стекла. Токсичные отходы. Уничтожение и утилизация отходов: сжигание, захоронение, переработка. Способы «превращения домашних отходов в доходы» на основании знания их свойств. Практическая работа: Изучение состава домашнего мусора за сутки с целью поиска путей уменьшения количества бытовых отходов. Свойства полиэтилена: отношение к воде, кислотам, нагреванию*. «Вторая жизнь» отходов: изготовление коллажей из старых открыток и бумаги, кашпо из пластиковых бутылок, панно из бумаги. IV. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Литература для учащихся Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.-М.,1993.-640 с. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. –Петрозаводск., 1992. -174 с. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с. Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с. Атлас комнатных растений. –М., 2005.-432 с. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с. Боголюбов А.С. Правила оформления исследовательской работы по экологии.-М.,1996.-18 с. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 1978. – с. 79 – 92. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.,1989. – 192 с. Кудряшова В.А. Мой дом – мой курорт. –С/П., 2002.- 154 с. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с. Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. –Л.,1982. -192 с. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека.-М.,2003.-144 с. Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. – М., 1995. – с.221 – 243. Литература для учителя Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований.-М.,1996.-с.20-21. Боголюбов А.С. Программа проведения комплексного экологического обследования территории.-М.,1996.-9 с. Губарева. Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум. –М., 2003.-112 с. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.-М.,1994.-255 с. Евстигнеев В.В., Тушков Б.П. и др. Жителям Алтайского края о ядерных взрывах и радиации.-Барнаул, 1994 Лобанова З.М. Основы экологии.-Барнаул,1997.-94 с. Мовчан В.Н. Экология человека. –С/П.. 2004.-292 с. Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. – Горно – Алтайск, 2002. – 70 с. Пивоваров Ю.П., Михалёв В.П. Радиационная экология. –М., 2004. -240 с. Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с. Состояние окружающей среды Алтайского края.-Барнаул,1996 Интернет-ресурсы www.eco.nw.ru/actions/ecogr.htm www.ecoportal.org.ua/portal/html/modules. www.portal-nn.ru/web/16499 www.alhimik.ru/Dom/ecol0.html www.ecoinform.ru/public/release/?id=941 www.nsu.ru/community/nature/books/Obr1-2/7.htm |
Рекомендации по экспертизе программ курсов по выбору (по материалам... По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить... | Программа курса по выбору “Мир путешествий” соответствует целям предпрофильного... Знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный... | ||
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О.... Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов (1 час... | Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | ||
Программа элективного курса по истории Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили.... | Элективный курс по химии «Химия вокруг нас» Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический... | ||
Анализ проектов в управлении производством Код курса (присваивается... Число ects кредитов (на основе нагрузки, необходимой для достижения целей обучения) | Данилова Галина Ивановна Состав: Учебники: 5 класс, 6 класс, 7-9 классы, 10 класс, 11 класс Учебники для основной школы (5-9 классы) могут быть использованы для обеспечения предпрофильного обучения в случае предоставления... | ||
Программа предпрофильного обучения в школе составлена в соответствии... Деятельность школы направлена на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных... | Программа предпрофильного элективного курса по русскому языку для учащихся 9 классов. (12 часов) Гиа и егэ. Такую возможность дают элективные курсы. Выбирая тему курса, учитель может обратить внимание именно на тот раздел, который... | ||
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует... | Тематическое планирование предпрофильного курса Диафильм «Предмет астрономии», к/фр «Радиотелескопы», «Крупнейший телескоп в мире». Таблицы | ||
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения... Изменения в системе предпрофильного обучения в специальной школе VIII вида (на примере гбоу скош№486) | Програма для загальноосвітніх навчальних закладів Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | ||
Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» В связи с этим в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» планируется перевести старшую школу на профильное... | Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное... Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей |