Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл





Скачать 114.61 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл
Дата публикации03.05.2015
Размер114.61 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Биология > Программа курса
ПРОГРАММА

курса по выбору

для предпрофильного обучения

уч-ся 9 кл.

" ДОМАШНЯЯ ЭКОЛОГИЯ "
Автор:
Бирюков Юрий Павлович -

учитель биологии и экологии

МОУ Гришенская средняя

общеобразовательная школа

Мамонтовского района

Алтайского края

I. Пояснительная записка

Известно, что экология — наука о доме. О доме всех живых организмов в биосфере; населенных пунктах — деревнях, поселках, городах; жилищах, в которых каждый землянин проводит большую часть всей жизни. Именно в жилище, как в фокусе, сходятся многие экологические проблемы — качества воды, воздуха, шума, полей, использования электроэнергии, тепла и др. Они, как ручейки, собираются вместе и оказывают влияние на решение экологических проблем своего региона, страны и планеты в целом. Но главное, наше состояние здоровья во многом зависит от нашего жилища. Сберечь бесценный дар природы может помочь экологически грамотное ведение жилищного хозяйства. В нем всё важно: качество и количество мебели, ковров, паласов, различных технических устройств, наличие комнатных растений, содержание домашних животных, приготовление пищи, проветривание...

Огромное значение для здоровья имеет психологическое состояние человека. Важно знать, как организм реагирует на те или иные факторы. Постепенно накапливается усталость, организм не выдерживает, и происходит сбой – человек заболевает. Именно поэтому дом должен помочь в том, чтобы, приходя в него, не испытывалась психологическая перегрузка, а употребляемые в пищу продукты были не только вкусны, но и экологически безопасны.

Как правило, знакомя учащихся с проблемами экологии на традиционных уроках, подобных вопросов практически не касаются. Поэтому изучение взаимной зависимости экологии жилища и здоровья его жильцов является поистине благодатной темой для специализированного экологического курса в рамках предпрофильного обучения.

Чем раньше ученик будет введен в сферу экологических проблем, и чем ближе они его будут касаться, тем эффективнее будет протекать воспитание ответственного отношения, как к природе, так и к своему собственному здоровью. Кроме того, осознание важности заботы о здоровье своего собственного организма, стимулирует детей на более осмысленное формирование представлений о здоровье такого сложного и гармонично устроенного «организма», каковым является биосфера.

Основная цель данной программы: расширение экологических знаний и экологического кругозора учащихся, направленных на выявление условий проживания в собственном доме, обеспечивающих их комфортное существование, осуществление мониторинговых исследований.

В процессе занятий курса «Домашняя экология» достигается:

  1. Осуществление личностно - ориентированного подхода и развитие положительного отношения каждого учащегося к объекту исследования – собственному дому.

  2. Нравственно - эстетическое восприятие и стремление практического участия в решении экологических проблем своего дома.

  3. Обеспечение практической и научно - исследовательской деятельности учащихся.

  4. Формирование навыков работы с учебной, научно-популярной и специальной литературой.


Решение вышеперечисленных задач позволит дать школьникам систему фактов и закономерностей, направленных на понимание структуры и целостности своего жилища как части окружающей среды.

Оценка эффективности преподавания данного курса основывается не столько на индивидуальном учёте знаний, сколько на умениях и навыках каждого школьника, анализе его творческой деятельности, степени активности при проведении исследовательских работ, связанных с выявлением основных экологически благоприятных и неблагоприятных условий проживания, разработкой некоторых способов улучшения экологической обстановки в своём доме.

Занятия элективного курса "Домашняя экология" рассчитаны на 0,5 года обучения. Объём занятий - 17 часов (1 час в неделю).
Основные формы работы:

  • индивидуально – групповые занятия,

  • лабораторно – практические занятия и экологические практикумы,

  • подготовка научно - исследовательских экологических проектов и рефератов,

  • эвристические беседы,

  • решение творческих задач,

  • подготовка презентаций Power Point.

Должное внимание необходимо уделить технике безопасности, особенно при проведении практических занятий.

Учебные занятия курса «Домашняя экология» строятся на конкретном материале, определяемым темой курса. Как правило, учащиеся работают именно с теми объектами, с которыми связаны особенности их проживания в своём доме.

Часть практических работ, включённых в программу, носит не обязательный характер. Их выполнение возможно отдельными учащимися, проявляющими склонность к исследовательской работе и подготовку к итоговой презентации именно по данной теме. В тексте программы они обозначены *.

Необходимое оборудование: термометры для измерения температуры воздуха и воды, гигрометр для определения влажности, рулетка для измерения площади помещения, микроскоп, предметные и покровные стёкла, различные виды упаковочного материала пищевых и непродовольственных продуктов, справочники и определители растений и животных, набор химических реактивов.

Данная программа используется для работы с учащимися 9 кл. в рамках предпрофильной подготовки. Для успешного её освоения и качественных результатов необходимы стартовые базовые знания, получаемые детьми на уроках экологии в 5 – 9 кл., химии 8-9 кл., физики 7-9 кл.

Итоговая аттестация предпрофильного курса проводится в форме конференции(презентации), на которой учащиеся делятся результатами собственных исследований по следующим темам:

  1. Окна – «глаза» моего дома

  2. Психологическое воздействие цвета на мой организм

  3. «Одежда» для стен моего дома

  4. Полы и напольные покрытия моего дома

  5. Температурный режим моего дома

  6. Отопительная система моего дома

  7. Определение эффективности вентиляции и коэффициента аэрации

моего дома

  1. Растения в моём доме

  2. Оформление интерьера моего дома

  3. Животные в моём доме

  4. Бытовая техника и условия её эксплуатации в моём доме

  5. Мой режим питания

  6. Вода в моём доме

  7. Бытовые отходы моего дома

  8. Вторичная переработка бытовых отходов в моём доме


Форма аттестации определяется индивидуально. Это может быть: выступление, стендовая защита, презентация Power Point и др., исходя из желания и возможности учащегося.

В связи с ограниченным количеством времени на изучение курса, итоговая презентация может быть проведена во внеурочное время в рамках классного или общешкольного мероприятия.

Ученик получает зачёт по курсу и свидетельство слушателя при условии выполнения не менее 3 практических работ, представленных в установленный срок и инициативную публичную презентацию своей исследовательской работы.

II. Учебно - тематический план



Название тем

Всего

часов

В том числе

теоре-тическ.

прак-тическ.

Вводное занятие. Здоровье нашего

дома

  1. Световой режим и самочувствие человека

  2. Цвет и психологический комфорт

  3. «Одежда» для стен и напольные покрытия

  4. Воздух в нашем доме

  5. Растения и животные в нашем доме

  6. Чем и как мы питаемся

  7. Бытовые отходы и возможные пути их вторичной переработки

  8. Итоговая презентация


1
2

2
2

2

2

3
2

1


1
1

1
1

1

1

2
1

-


-
1

1
1

1

1

1
1

1

ИТОГО :

17

9

8


III. Содержание программы
Введение. Здоровье нашего дома

Экология — наука о доме, о взаимосвязях в природе. Дом как квартира, улица, село, город, Земля.

Дом, квартира – как гетеротрофная экосистема. Видимые и невидимые опасности нашего дома. Месторасположение дома. Строительные и конструкционные материалы, из которых построен дом. Источники загрязнения квартиры.
Тема 1. Световой режим в доме и самочувствие человека

Свет и самочувствие человека. Спектральный состав солнечного света. Значение лучей, составляющих солнечный спектр. Окна – глаза нашего дома. Источники света в квартире, классификация. Функциональные и декоративные источники освещения. Направленность светового потока. Эстетика и функциональность. Способы измерения освещённости.

Практическая работа: Изучение естественной освещённости помещения. Определение санитарно – гигиенических норм.
Тема 2. Цвет и психологический комфорт

Цвет и рисунок. Правильный выбор цвета. Психологическое воздействие цвета на человека. Основные цвета и их воздействие на организм. Характеристики цвета: расстояние, объём, масса, насыщенность, температура, яркость, движение. Цветосочетания. Значение рисунка для создания комфорта.

Практическая работа: Оценка психологического воздействия окраски школьных помещений и жилых комнат своего дома.
Тема 3. «Одежда» для стен, мебель и напольные покрытия

Обои: выбор материала и текстуры. Классификация обоев: бумага, винил, текстиль. Экологичные и неэкологичные обои.

Напольные покрытия. Линолеум, ковролин, ламинат, паркет.

Мебель. Материалы и вещества, применяемые для её изготовления: древесина, пластмассы, древесно-стружечные и древесно–волокнистые плиты.

Краска в доме: металлосодержащие краски, синтетические, вододисперсионные, эмали. Их влияние на человека.

Практическая работа: Санитарно – гигиеническая оценка стен и напольных покрытий школьных помещений и жилых комнат своего дома.
Тема 4. Воздух в нашем доме

Как сделать здоровую атмосферу в доме. Состав воздуха. Вещества, загрязняющие воздух в жилых помещениях: пыль, сажа, оксиды углерода, летучие вещества. Вентиляция в доме.

Температурный режим помещения. Отопительная система в доме, достоинства и недостатки центрального и частного отопления. Виды топлива, их экологическая характеристика. Влажность и ионизация воздуха, их значение для здоровья.

Практическая работа: Определение эффективности вентиляции и коэффициента аэрации помещения.
Тема 5. Растения и животные в нашем доме

Растения – источник кислорода. Бактерицидные свойства растений. Видовой состав комнатных растений. Растения, дающие энергию. Растения – индикаторы и кондиционеры. Уход за комнатными растениями.

Озеленение жилища. Создание интерьера жилых помещений с учётом экологически обоснованных правил. Понятие фитодизайна.

Домашние животные. Видовой состав, уход.

Практическая работа: Изучение видового состава комнатных растений. Правила подбора растений. Оформление интерьера.

Тема 6. Чем и как мы питаемся

Кухня. Правила техники безопасности. Вещества и продукты. Бытовая химия. Пестициды. Нитраты и нитриты. Предельно допустимая концентрация. Признаки повышенного содержания нитратов в овощах. Способы кулинарной обработки, позволяющие уменьшить содержание нитратов в пищевых продуктах.

Витамины в пище. Пути сохранения витаминов в продуктах питания.

Металлы. Двойственная биологическая роль металлов, их токсичность. Влияние металлов на организм человека. Металлы на кухне, посуда.

Вода. Значение воды для организма человека. Качество воды, требования к питьевой воде. Способы доочистки воды в быту. Бытовые фильтры. Свойства талой воды.

Пищевые добавки. Классификация пищевых добавок, влияние на организм человека.

Причины и профилактика отравлений.

Практическая работа: Исследование пищевых добавок в продуктах питания из розничной торговли. Обнаружение нитратов в растениях*. Анализ воды: определение прозрачности, запаха, жёсткости*, содержания хлора*.
Тема 7. Бытовые отходы и возможные пути их вторичной переработки

Классификация пищевых отходов: пищевые отходы, стекло, пластмассы, бумага, фольга, ткань, металлы. Свойства некоторых веществ: полиэтилена, бумаги, стекла. Токсичные отходы. Уничтожение и утилизация отходов: сжигание, захоронение, переработка. Способы «превращения домашних отходов в доходы» на основании знания их свойств.

Практическая работа: Изучение состава домашнего мусора за сутки с целью поиска путей уменьшения количества бытовых отходов. Свойства полиэтилена: отношение к воде, кислотам, нагреванию*. «Вторая жизнь» отходов: изготовление коллажей из старых открыток и бумаги, кашпо из пластиковых бутылок, панно из бумаги.

IV. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:

  • основные компоненты своего жилища как гетеротрофной экосистемы

  • особенности светового, цветового, воздушного, температурного режима помещения, их влияния на организм человека

  • видовой состав и значение наиболее распространённых комнатных растений для поддержания психофизиологического состояния

  • состав и свойства питательных веществ и пищевых продуктов

  • маркировку продуктов питания

  • виды бытовых отходов и возможность их повторного использования


Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать компоненты экосистема своего жилища

  • проводить простейшие исследования светового, цветового, воздушного, температурного режима помещения

  • пользоваться определителями комнатных растений

  • определять качество и экологическую безопасность пищевых продуктов по упаковке

  • подготовить, оформить и защитить исследовательскую работу по экологии среднего уровня сложности ( экологический мини-проект, сообщение, презентация и др.)

Литература для учащихся

Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.-М.,1993.-640 с.

Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. –Петрозаводск., 1992. -174 с.

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.

Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.

Атлас комнатных растений. –М., 2005.-432 с.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.

Боголюбов А.С. Правила оформления исследовательской работы по экологии.-М.,1996.-18 с.

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 1978. – с. 79 – 92.

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.,1989. – 192 с.

Кудряшова В.А. Мой дом – мой курорт. –С/П., 2002.- 154 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.

Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.

Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. –Л.,1982. -192 с.

Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека.-М.,2003.-144 с.

Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. – М., 1995. – с.221 – 243.
Литература для учителя

Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований.-М.,1996.-с.20-21.

Боголюбов А.С. Программа проведения комплексного экологического обследования территории.-М.,1996.-9 с.

Губарева. Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум. –М., 2003.-112 с.

Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.-М.,1994.-255 с.

Евстигнеев В.В., Тушков Б.П. и др. Жителям Алтайского края о ядерных взрывах и радиации.-Барнаул, 1994

Лобанова З.М. Основы экологии.-Барнаул,1997.-94 с.

Мовчан В.Н. Экология человека. –С/П.. 2004.-292 с.

Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. – Горно – Алтайск, 2002. – 70 с.

Пивоваров Ю.П., Михалёв В.П. Радиационная экология. –М., 2004. -240 с.

Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.

Состояние окружающей среды Алтайского края.-Барнаул,1996
Интернет-ресурсы

www.eco.nw.ru/actions/ecogr.htm

www.ecoportal.org.ua/portal/html/modules.

www.portal-nn.ru/web/16499

www.alhimik.ru/Dom/ecol0.html

www.ecoinform.ru/public/release/?id=941

www.nsu.ru/community/nature/books/Obr1-2/7.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconРекомендации по экспертизе программ курсов по выбору (по материалам...
По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПрограмма курса по выбору “Мир путешествий” соответствует целям предпрофильного...
Знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПрограмма элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О....
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов (1 час...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПрограмма элективного курса по истории
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили....
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconЭлективный курс по химии «Химия вокруг нас»
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconАнализ проектов в управлении производством Код курса (присваивается...
Число ects кредитов (на основе нагрузки, необходимой для достижения целей обучения)
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconДанилова Галина Ивановна Состав: Учебники: 5 класс, 6 класс, 7-9 классы, 10 класс, 11 класс
Учебники для основной школы (5-9 классы) могут быть использованы для обеспечения предпрофильного обучения в случае предоставления...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПрограмма предпрофильного обучения в школе составлена в соответствии...
Деятельность школы направлена на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПрограмма предпрофильного элективного курса по русскому языку для учащихся 9 классов. (12 часов)
Гиа и егэ. Такую возможность дают элективные курсы. Выбирая тему курса, учитель может обратить внимание именно на тот раздел, который...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconРабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс
Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconТематическое планирование предпрофильного курса
Диафильм «Предмет астрономии», к/фр «Радиотелескопы», «Крупнейший телескоп в мире». Таблицы
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПрограмма раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения...
Изменения в системе предпрофильного обучения в специальной школе VIII вида (на примере гбоу скош№486)
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПрограма для загальноосвітніх навчальних закладів
Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПрограмма предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы»
В связи с этим в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» планируется перевести старшую школу на профильное...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения уч-ся 9 кл iconПояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное...
Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск