Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже





Скачать 258.74 Kb.
НазваниеМежду когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже
страница1/2
Дата публикации20.08.2013
Размер258.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2

Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже


По мнению американских исследователей, конструктивизм можно разделить на два основных направления — когнитивное и социальное1.

Когнитивно-конструктивистское течение берет за основу генетическую эпистемологию Жана Пиаже. Пиаже называл себя представителем эпистемологии2 (дословно – учение о знании), потому что он изучал знание и познание. Он называл эпистемологию генетической, потому что считал, что структурирование знания внутри нас опеределено нашими генами, и с возрастом виды и способы этого конструирования меняются.

Пиаже изучал познание на ментальных процессах у детей, в контексте детской психологии.

Согласно теории Пиаже, познание детьми окружающего мира происходит через ассимиляцию (уподобление) и аккомодацию (приспособление). Как полагал Пиаже, формирование ментальных механизмов у ребенка может прояснить их природу и функции у взрослых. Другими словами, эволюционные законы свойственны как разуму ребенка, так и научной мысли (процесс сменяемости научных идей, теорий, гипотез), т.к. детская психология в динамике воспроизводит процесс социализации индивида3.


Ж.Пиаже, биолог по образованию и ранним научным интересам, в решении основного вопроса психологии исходил из принципа равновесия организма со средой (так называемая проблема сохранения Пиаже). Какая-то потребность побуждает активность организма в соответствии с имеющейся (наследственно или приобретенно) схемой действия. На основе этой деятельности происходит ассимиляция - усвоение (присвоение (уподобление тому, что есть)) нового знания, умения. В ходе ассимиляции схема каждого субъекта модифицируется, подгоняется под особенности конкретного предмета. Этот процесс приспособления, подгонки Пиаже называл аккомодацией. Ассимиляция и аккомодация образуют единый процесс адаптации, завершающийся равновесием ("тело стремится к покою"4 - физический закон!).

По мере биологического роста ребенка, изменения его физических возможностей, с одной стороны, и социальных условий - с другой, нарушается это ранее установившееся равновесие, давая импульс к постоянному совершенствованию схемы адаптации, а так как наиболее рационально ребенок может адаптироваться, опираясь на опыт взрослых, то его развитие от биологических схем движения постепенно переходит в интеллектуальное. Поскольку же человек - универсальная "обучающаяся машина", "нечувствительная к понятию "формальность", но очень восприимчивая к понятию "смысл", он может в полной мере адаптироваться к среде даже без особых тренировок5.

По Пиаже, обучение человека не может рассматриваться в отрыве от его развития. Он выделял четыре уровня развития человека, каждый из которых характеризуется определенными видами ментальной обработки знания. Сенсорно-моторному (доречевому) уровню свойственен кинетический (с помощью унаследованных движений) способ познания и организации знания (младенец ощупывает руками игрушки и все, что вокруг него. Причем, даже ножки участвуют в таком «изучении» окружающего мира); для дооперационального уровня характерен эгоцентризм, организация знания, имеющего отношение к самому ребенку (Малыш в первую очередь проявляет интерес к своей бутылочке с молоком, тянется к ней, кричит, требуя именно этот предмет, безошибочно идентифицирует ее и т.п.). На конкретно операциональном уровне знание организуется согласно логическим категориям, но все еще связано с конкретным опытом (ребенок относит любое дерево разного возраста и величины к категории деревьев, но не может дать определение дереву), и только на формально операциональном уровне развития, согласно Пиаже, знание отделяется от непосредственного опыта и присутствуют отвлеченнные размышления и абстрагирование.

Пиаже считал, что человек, становясь старше, постепенно проходит через все эти стадии развития, тем не менее, есть доказательства того, что позднее он переменил свое мнение и утверждал, что некоторые индивиды вообще не доходят до операционных уровней развития.

В трудах Пиаже почти отсутствуют рекомендации педагогам, и нет теории преподавания, однако большое значение его теории для педагогики не подвергается сомнению. Прежде всего, существенно понимание педагогом того факта, что знание становится эффективным лишь в том случае, когда учащийся усвоил соответствующую систему. Это означает, что циклы занятий надо организовывать таким образом, чтобы результатом каждого могла стать некоторая система знаний. Сама системность результата становится наилучшим подкреплением учения, а отсутствие системности при любых внешних подкреплениях оставляет учащегося неудовлетворенным. (например, обучение одному звуку или букве в незнакомом языке, когда сам язык не изучается. Нет соотнесения с другими буквами и хвуками и вообще, непонятно, зачем это). Т.е. - При обучении человека крайне важно установить связь с существующими знаниями (т.е.понять, что требуется)6. Кроме того, теория уровнего развития человека напоминает нам о том, что знание конструируется разными людьми по-разному, и новичок в данной области будет строить свою систему знаний иначе, чем человек более опытный.

Теория инструкций Джерома Брунера



Психологическая теория обучения Дж. Брунера, вероятно, наиболее часто используется в качестве теоретического основания при конструировании обучающих компьютерных систем. Его взгляды, так же, как и теорию Пиаже, принято относить как к когнитивистскому, так и к конструктивистскому направлению. Брунер утверждает, что учение есть активный процесс, в котором ученик конструирует новые идеи и понятия, базирующиеся на его накопленных к настоящему моменту опыту и знаниях. Учащийся отбирает и преобразует информацию, конструирует гипотезы и принимает решения, какое бы задание учебного характера он не выполнял: решал математическую задачу или делал упражнение по иностранному языку).

Когнитивные структуры, а именно, схемы и ментальные модели (схема сложных глагольных форм в англ яз – вспомогательный глагол в личной форме + смысловой глагол в форме причастия), обеспечивают осмысленность и организуют опыт таким образом, что позволяют учащемуся «пройти за информацию, которая ему предъявлена»7 (конструирует формы Present Perfect или Past Continuous, выполняя соответствующее упражнение). Что касается употребления инструкций, то инструктор (tutor) должен пытаться побудить учащегося самостоятельно открыть структурные принципы организации предмета (напр. При введении новой видо-временной формы, учитель сначала приводит примеры в разных видах, а затем предлагает уч-ся вывести правило образования этой формы). Между учащимся и инструктором должен быть организован диалог (типа того, который организовывал Сократ в платоновских сочинениях, см. наиболее яркий пример обучающего диалога – «Пир»).

Задача инструктора – преобразование и перевод подлежащей изучению информации в формат, приемлемый для ученика в именно в том его состоянии, которое имеет место в данной ситуации обучения (возраст, уровень обученности и подобные факторы должны приниматься во внимание). Кроме того, процесс обучения должен быть организован таким образом, что учащийся постоянно возвращается к изученному материалу, с тем, чтобы структура предметной области постоянно прояснялась (повторяемость, цикличность изучения материала).

Организация инструкций8 должна, прежде всего, учитывать четыре важнейших момента:

  1. необходимые условия, обеспечивающие возможность обучения (стартовый уровень знаний, уровень и структура мотивации);

  2. способы структурирования материала, которые бы облегчали его целостное понимание учеником (разбивка на части, которая не должна дезинтегрировать целое как систему – изучение определенного вида глагола как часть всей глагольной системы) ;

  3. способы предъявления материала;

  4. способы оценки результатов, подкрепления и наказания.

По мнению Брунера, учет этих важных сторон учебного процесса помогает ученику упрощать материал и генерировать новые предположения, а также увеличивает динамичность работы с информацией. Успешность обучения обеспечивается правильным осознанием задачи учения.

Особо отметим важное, но неочевидное условие успешного учения: Брунер указывает, что в особенно сложных случаях следует найти оптимальный уровень мотивации – чрезмерно высокий уровень мотивации порождает конкретное усвоение и блокирует поиск обобщения.(Напр., учитель пообещал поощрить тех учеников, кто быстрее всех выполнит какое-то задание. Ученики будут стараться работать на скорость, они могут хорошо отработать какой-то один определенный навык, но не уделяя внимания тому, зачем это или другим каким-то параметрам) (Заметим, что в отечественной психологии аналогичные утверждения подтверждаются экспериментами. Например, уже сформированные, но не закрепленные навыки при чрезмерной мотивации распадаются).

Когнитивная наука как проект исследования человеческой когниции актуальна и практически важна. С развитием когнитивной психологии стало возможным компьютерное моделирование таких процессов, как научение, работа памяти, мышление и даже развитие неврозов. А.Ньюэлл, Дж.Шоу и Г.Саймон сконструировали компьютеры, позволившие моделировать процессы обработки информации и решения задач, протекающие в мозгу человека. Затем компьютер оказался в состоянии решать задачи, возникающие в ходе игры в шахматы и шашки, примерно так же, как это делает человек – используя «память», «рассуждения» и метод «проб и ошибок». Моделирование на компьютере мыслительных процессов помогает психологам понять, как осуществляются высшие психические функции. В то же время само использование слова «моделирование» служит предупреждением о том, что, хотя с помощью компьютеров можно решить ряд задач, обычно доступных только человеку, сам процесс научения человека, его мышление и память решительным образом отличаются от того, что происходит в компьютере. Человек в состоянии осознавать свою деятельность, что совершенно недоступно для машины, которая не может осознать саму себя в качестве самостоятельной, независимой и активно действующей сущности. Автоматизированный процесс запоминания у машины – совсем не то же самое, что человеческая память.

С этим связана и критика когнитивизма, направленная на его так называемый уход от проблем «значения» к «информации», от «создания» значения – к обработке информации – дань моде, технократизму, т.е. огрубление, жертва человеческим для облегчения технической реализации модели. Были высказаны и замечания о том, что замысел когнитивной науки интересен, но реализации уводят далеко в сторону к чему-то слишком технократичному, менее человеческому. И наконец, нельзя сводить человеческое к чистой информации, поскольку важнейшей чертой человеческого интеллекта является воля. Интеллект – это когниция плюс воля (плюс еще что-то). Ограничиваясь манипулированием символами, когнитивная наука оставляет интенциональность за бортом.

Конструктивизм
Конструктивизм - это педагогическая философия, ключевая идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде. Можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся. С более общих позиций конструктивизм отражает достаточно простую истину: на протяжении всей жизни каждый из нас конструирует свое собственное понимание окружающего мира. Именно поэтому каждый из нас уникален своим видением мира, своими убеждениями, своим мировоззрением. Именно поэтому нам интересна оригинальная точка зрения другого человека, именно поэтому очень важно оставаться самим собой, со своим почерком и стилем.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconИнтеллектуальные предшественники. Истоки изучения самоактуализации Теория самоактуализации
Психоанализ. Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление Маслоу. Анализированние его самого сильно воздействовало...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПредставление о способностях в работах Б. М. Теплова
Б. Г. Ананьев, 1980; Б. М. Кедров, 1982; Ж. Пиаже, 1966/. Б. М. Теплов родоначальник единой аналитико-синтетической теории индивидуальных...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже icon10 Мотивация педагогической деятельности
Ж. Пиаже считает, что «психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стехиометрическая теория. Электронная теория. Теория химического строения. Явление изомерии
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания(способа познания) мира
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания (способа познания) мира
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПолучило сражение, состоявшееся 5 апреля 1242 года между русскими...
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: теория менеджмента (история...
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже icon«наррация желания в кинотексте»
Утрата способности любить, угасание чувств, умирание души, разрушение связей между людьми, между поколениями, между человеком и природой...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconТема: Подготовка к итоговой аттестации. Решение задач на нахождение...
Общить и систематизировать знания учащихся о нахождении углов между скрещивающимися прямыми, углов между двумя плоскостями, углов...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПонятие «критическое мышление» и его характеристики
«логическое мышление», «творческое мышление» и т д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«эпистемологическое пространство» между «чистой» теорией и собственно практикой экономических решений и действий, логику которых...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconРазвитие инвестиционно-инновационной деятельности в сельском хозяйстве...
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями,...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерпретируя наблюдения Ж. Пиаже над тем, что ребенок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно при условии,...
Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже iconПрограмма учебной дисциплины «Экономическая теория»
Усвоение сущности, назначения и использования основных макроэкономических показателей, выявление взаимосвязей между ними. Студенты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск