Скачать 159.58 Kb.
|
УРОК №30 Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Задачи: 1. Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах. 2. Раскрыть понятие «гомеостаз». 3. Проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, ввести понятия «фагоцитоз», «антигены», «антитела». I. Проверка знаний. 1. Рассказать о мерах первой помощи при ушибах. 2. Рассказать о мерах первой помощи при переломах, вывихах суставов. II. Новый материалВнутренняя среда организма – совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддерживающих гомеостаз организма. Каждая клетка организма выполняет определенную работу и поэтому нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в непрерывном удалении продуктов обмена. Кислород и питательные вещества могут проникать сквозь мембрану клетки только тогда, когда они находятся в растворенном состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, которая содержит все необходимое для ее жизнедеятельности. Это – тканевая жидкость. Из него клетки получают O2 и питательные вещества, а в него отдают углекислый газ и отработанные продукты обмена. Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет в организме промежутки между клетками. Она образуется из жидкой части крови – плазмы, проникающей в межклеточные щели через стенки кровеносных сосудов, и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее объем у взрослого человека составляет приблизительно 20 л. Кровеносные капилляры не подходят к каждой клетке, поэтому питательные вещества и кислород из капилляров по законам диффузии вначале поступают в тканевую жидкость, а из нее поглощаются клетками. Следовательно, через тканевую жидкость осуществляется связь между капиллярами и клетками. Диоксид углерода, вода и другие продукты обмена, образующиеся в клетках, также за счет разности концентраций выделяются из клеток сначала в тканевую жидкость, а потом поступают в капилляры. Кровь из артериальной становится венозной и доставляет продукты распада к почкам, легким, коже, через которые они удаляются из организма. Питательные вещества поступают в организм через органы пищеварения, а продукты распада выводятся из него через органы выделения. Связь между этими органами и клетками тела осуществляется через внутреннюю среду организма, которая состоит из крови, тканевой жидкости и лимфы. Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из крови, циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие кровеносные сосуды – капилляры пронизывают все ткани организма. Через стенки капилляров в межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови различные химические соединения и вода и поглощаются продукты обмена, выделяемые клетками. В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато–соломенный. Она на 95% состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры, глюкозу, а также лимфоциты (разновидность лейкоцитов). Состав лимфы напоминает состав плазмы, но белков здесь меньше, и в разных участках тела – она имеет свои особенности. Например, в области кишечника в ней много жировых капель, что придает ей беловатый цвет.
Постоянство внутренней среды организма поддерживается непрерывной работой органов пищеварения, дыхания, выделения. Деятельность этих органов регулируется нервной системой, реагирующей на изменения внешней среды и обеспечивающей выравнивание сдвигов или нарушений в организме. III. ЗакреплениеКак обеспечивается постоянство внутренней среды организма? Что такое гомеостаз? IV. Д/з стр УРОК №31 Плазма крови и ее состав Лабораторная работа №8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» Задачи: 1. Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах. 2. Раскрыть понятие «гомеостаз». 3. Проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, ввести понятия «фагоцитоз», «антигены», «антитела». 4. Рассмотреть механизм свертывания крови. 5. Разъяснить роль анализа крови для диагностики. I. Проверка знаний. 1. Рассказать о мерах первой помощи при ушибах. 2. Рассказать о мерах первой помощи при переломах, вывихах суставов. II. Новый материалФорменные элементы крови:
В состоянии покоя 50% крови находится в депо (печень, селезенка). Суммарная площадь поверхности всех Er=34000 м2. Ежедневно отмирает 2 млрд. Er (0,01% их общего количества). В каждом Er содержится 265 млн. молекул Hb. В каждом мм3 крови – 5 млн. Er, в 5 л. = 25 трлн. Если выложить все Er в ряд, то получится цепочка на 200 тыс. км. (5 раз опояшет земной шар). Сборка молекулы Hb занимает 90 секунд. Ежесекундно синтезируется 6,5*1019 молекул Hb. Формула крови:
Свертывание крови – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови. Система противосвертывания:
Гемофилия – заболевание, наследственное, при котором кровь не сворачивается. КроветворениеКроветворение – процесс образования и развития форменных элементов крови. Различают эритропоэз – образование эритроцитов, лейкопоэз – образование лейкоцитов и тромбоцитопоэз – образование кровяных пластинок. Главным органом кроветворения, в котором развиваются зритроциты, гранулоциты и тромбоциты, является костный мозг. Лимфоциты образуются в лимфатических узлах и селезенке. III. ЗакреплениеЛабораторная работа №8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» IV. Д/з *17 Доклад о резус-факторе. Вопрос 3(п) стр. 89 УРОК №32 «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» Задачи: 1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки. 2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов. 3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах. 4. Раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета. I. Проверка знаний. 1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства. 2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах. 3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать? II. Новый материалКак вы думаете, что такое иммунитет? 1863 г. – М.И. Мечников Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. В организме образуются антитела, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными. Каким образом организм защищает себя от внешних воздействий? Защитные барьеры организма:
Схема иммунной системы организма человека: Воспаление:
Возможность формирования системы приобретенного иммунитета закладывается при рождении одинаковой у всех людей, но в процессе жизни в силу того, что каждый человек контактирует в течение жизни со “своим” набором антигенов, приобретенный иммунитет формируется у всех людей по–разному, строго индивидуально. Этот вид иммунитета принято делить на естественный и искусственный, каждый из которых делится на активный и пассивный. Виды иммунитета и пути их формирования.
Начальный период развития иммунологии характеризовался многолетней, но весьма плодотворной дискуссией между сторонниками теорий клеточного (их возглавлял И.И.Мечников) и гуморального (во главе с П.Эрлихом) иммунитета. Первые считали, что главная роль в защите организма от антигенов принадлежит лейкоцитам, способным в фагоцитозу антигенов с последующим их перевариванием. Вторые доказывали, что решающую роль в обезвреживании антигенов имеют защитные белки (их назвали “антитела”), которые растворены в плазме крови. В конечном итоге оказалось, что правы и те, и другие, а современная теория иммунитета объединила обе ранее существовавшие. III. Закрепление Почему воспаленный участок красный и теплый? Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов? Опишите процесс развития инфекционного заболевания. Какие меры профилактики применяют на разных стадиях инфекционной болезни? IV. Д/з УРОК № «Группы крови человека, переливание крови». Задачи: 1. Расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках. 2. познакомить со значением переливания крови и роли доноров в сохранении здоровья других. 3. Продолжить формирование умения самостоятельной работы с учебником, логически мыслить. I. Проверка знаний. 1. Рассказать о видах иммунитета 2. Иногда приходится слышать, что иммунитет не всегда оказывается полезным для человека. Приведите примеры подтверждающие это. Как можно поступить в ситуациях, когда иммунитет “работает” против человека? 3.Что нужно взять с собой врачу в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания- сыворотку или вакцину? Ответ объясните. 4. Что нужно ввести человеку, которого укусила бешеная собака? II. Новый материалПереливание кровиД Схема переливания групп крови: онор – человек, отдающий кровь. Реципиент – человек, получающий кровь. Агглютинация – явление склеивания эритроцитов. II
В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза. Резус-фактор(Rh) Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови. Группы кровиВо всем мире кровь широко применяется с лечебной целью. Однако несоблюдение правил переливания может стоить человеку жизни. При переливании необходимо предварительно определить группу крови, произвести пробу на совместимость. Главное правило переливания – эритроциты донора не должны аглютинироваться плазмой реципиента. В эритроцитах людей находятся особые вещества, называемые агглютиногенами. В плазме крови находятся агглютинины. При встрече одноименного агглютиногена с одноименным агглютинином происходит реакция агглютинации эритроцитов с последующим их разрушением (гемолизом), выходом гемоглобина из эритроцитов в плазму крови. Кровь становится токсичной и не может выполнять своей дыхательной функции. На основании наличия в крови тех или других агглютиногенов и агглютининов кровь людей делится на группы. Эритроцит любого человека имеет свой собственный набор агглютиногенов, поэтому агглютиногенов столько, сколько людей на Земле. Однако далеко не все они учитываются при делении крови на группы. При делении крови на группы прежде всего играет роль распространенность данного агглютиногена у людей, а также наличие в плазме крови агглютининов к данным агглютиногенам. Наиболее распространенными и важными являются два агглютиногена А и В, так как они наиболее распространены среди людей и только к ним плазме крови существуют врожденные агглютинины a и b. По сочетанию этих факторов кровь всех людей делится на четыре группы. Это I группа – a b, II группа – A b, III группа – B a и IV группа – АВ. Любой агглютиноген, попадая в кровь человека, у которого эритроциты не содержат этого фактора, способен вызвать образование и появление в плазме приобретенных агглютининов, включая и такие агглютиногены, как А и В, имеющие врожденные агглютинины. Поэтому различают врожденные и приобретенные агглютинины. В связи с этим появилось понятие опасный универсальный донор. Это лица, имеющие I группу крови, у которых концентрация агглютининов возросла до опасных величин за счет появления приобретенных агглютининов. III. Закрепление1. Причина, по которой на форме военнослужащих размещается нашивка с обозначением группы крови и резус-фактора – экономия времени на определение этих данных в полевых условиях, когда для спасения раненого каждая секунда на счету. 2. Для чего нужно знать группу крови человека IV. Д/з Первая группа крови - 0 (I) Считается что это самая древняя группа крови или группа «охотников», которая возникла за 60000 - 40000 лет до н.э, в эпоху неандертальцев и кроманьонцев, которые умели только собирать пищу и охотиться. Людям с первой группой крови свойственные качества лидера. Вторая группа крови А β (II) Эта группа появилась позже первой, между 25000 и 15000 годами до н.э., когда человек начал осваивать земледелие. Людей со второй группой крови особенно много в Европе. Считается, что люди, имеющие эту группу крови также склонны к лидерству, но более гибки в общении с окружающими, чем люди, имеющие первую группу крови. Третья группа крови Вα (III) Третья группа появилась около 15000 лет до н.э, когда человек начал заселять более северные холодные районы. Впервые эта группа крови появилась у монголоидной расы. Со временем носители группы стали перемещаться на европейский континент. И сегодня людей с такой кровью очень много в Азии и Восточной Европе. Люди, имеющие эту группу крови обычно терпеливы и очень исполнительны. Четвертая группа крови АВ0 (IV) Четвертая группа - новейшая из четырех групп человеческой крови. Она появилась менее 1000 лет назад в результате смешения индоевропейцев, носителей I группы и монголоидов, носителей III группы. Она встречается редко. Люди, имеющие эту группу крови усидчивы и изобретательны. УРОК №21 «Движение крови по сосудам. Круги кровообращения» Задачи: 1. Повторить круги кровообращения и строение сердца позвоночных животных. 2. Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругу кровообращения. 3. Доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении. I. Проверка знаний. 1. С чем связано появление второго круга кровообращения? 2. Почему эволюция в строении сердца от земноводных до птиц и млекопитающих идет в направлении полного разделения правой и левой части сердца? II. Новый материалПолный оборот крои через оба круга кровообращения совершается за 21-22 секунды. Вопросы: Как нарушается движение крови при пороках сердца? По каким артериям течет венозная кровь? Движение крови по сосудам обеспечивается:
Величина кровяного давления:
Скорость тока крови:
Артериальный пульс - ритмические колебания стенки артерии в период систолы желудочков сердца. Скорость распространения пульсовой волны 6-9 м/сек. Лабораторная работа "Измерение АД, пульса". III. Закрепление1. Рассказать о доставке питательных веществ и кислорода тканям. 2. Проследить, как происходит образование тканевой жидкости и лимфы и отток последней в вены большого круга. 3. Рассказать о строении вен, артерий и капилляров и показать свизь их строения с функцией. IV. Д/з *21 Вопр. 2 (п) |
Задачи: Образовательные задачи: 1 раскрыть функции опорно-двигательной... Воспитательная задача: продолжить работу по формированию устойчивого интереса учащихся к исследованию собственного организма, заинтересовать... | Тема урока «Местообитания и внешнее строение тела птиц» Цели и задачи Цели и задачи: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: расширять знания обучающихся о среде обитания животных, её компонентах и их влиянии на организмы; раскрыть разнообразие... | Тема: «музыкальное путешествие» Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток... | ||
Уважаемые посетители раздела биология Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток... | Тема урока: Колокольные звоны России Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток... | ||
Тема урока вокально-хоровая работа в многоголосии Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток... | Урок биологии в 8 классе. Тема урока: Типы соединения костей Задачи урока: Показать значение различного способа соединения костей для функций скелета; на примере сустава продолжить формирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающие: продолжать формировать у обучающихся новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Раскрыть понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: продолжить формирование приемов учебной работы в группе; продолжить формирование элементарных понятий экологии, выделив взаимосвязи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: сформировать понятие о внутренней среде организма и знания о составе и функциях крови | ||
Разработка урока биологии в 6 классе. Тема : Строение корня. Цель:... Функциями, продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей | Тема учебного занятия: Первый закон Ньютона Цели и задачи учебного занятия: раскрыть суть инерциального движения, как инерциального; углубить понятие материальной точки; ввести... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: раскрыть значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней | Конспект урока биологии в 8 классе Тема урока. Внутренняя среда организма.... Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток... |