Скачать 2.07 Mb.
|
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Учебно-методический комплекс по дисциплинеИммунология, клиническая иммунология Основная образовательная программа 060201 СТОМАТОЛОГИЯ (наименование ООП)Утверждено на заседании кафедры: Протокол № 6 «18» мая 2012 г. Зав. кафедрой, профессор ___________Т.А.Бажукова Автор-составитель: Бажукова Т.А.д.м.н.профессор, зав.каф.микробиологии, вирусологии и иммунологии Симонова Г.В., кандидат биологических наук, доцент Структура учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа (приложение 1) Календарно-тематический план лекций (приложение 2) Календарно-тематический план практических занятий (приложение 3) II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6) IV. Средства оценки компетенций (приложение 7) Приложение 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________ профессор _________________ профессор____________________ Т.А.Бажукова А.С.Оправин «___»_______________2011 г. «___»_______________2011 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине иммунология – клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 СТОМАТОЛОГИЯ Курс 2 Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Трудоемкость дисциплины 108 час./ 3 (зач.ед.) Архангельск, 2011 1. Цель и задачи освоения дисциплины Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений и навыков самостоятельного анализа проводимых исследований. За последние годы значительный прогресс достигнут в иммунологии, достижения теоретической иммунологии находят все большее применение в клинической практике, образовалась новая медицинская дисциплина – клиническая иммунология. Получаемые знания постоянно пополняются, это накладывает особый отпечаток на преподавание новых направлений современной иммунологии. Задачи изучения дисциплины. Основными задачами иммунологии является изучение:
2.Место дисциплины в структуре ООП Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (квалификация «специалист») математический и естественнонаучный цикл, дисциплина - иммунология. Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: общая патология, внутренние болезни, генетика. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - структуру и функции иммунной системы человека; - возрастные особенности иммунной системы; - клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы; - основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа; - методы иммунодиагностики; - методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез; - методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии Уметь: - проводить иммунологическую диагностику; - охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов; - обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного; - интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня; -интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб; - обосновать необходимость применения иммунокоррегирующей терапии. Владеть: - базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет; - понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов; - алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу; - основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные (собеседование, доклад) - письменные (выполнение тестов, курсовых работ, рефератов, решение задач) Сборники тестов приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций». 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет) Этапы проведения зачета 1. Этап – тестирование (название этапа) Зачет по дисциплине иммунология, клиническая иммунология ставится с учетом итогового теста по предмету. Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций». 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература 1. Хаитов Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. вузов с компакт-диском/ Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 2. Микробиология, вирусология и иммунология : учеб. пособие для студентов вузов / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Сев. гос. мед. ун-т, Ин-т сестрин. образования, Каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии ; сост.: О.В. Лебедева и др., под ред. Т.А. Бажуковой. - Архангельск : Издат. центр СГМУ, 2006. - 224 с. 9.2. Дополнительная литература 1. Общая иммунология в задачах: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А.Н. Маянского ; Нижегород. мед. акад.,Каф. микробиологии и иммунологии. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2002. - 57 с. - Библиогр.: с. 57. 2. Галактионов В.Г. Иммунология. Учебник для студентов ВУЗов: 3-е издание. Москва: издательский центр «Академия», 2004. 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
textbook.-GEOTAR- Media, 2008 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Лабораторное оборудование и средства вычислительной техники и мультимедийного оборудования. Лабораторное оборудование учебных практикумов и лабораторий: микроскопы, микропрепараты, биопрепараты, лабораторная посуда, спиртовки, бактериологические петли, инструменты, питательные среды, реактивы, автоклавы, термостаты, сухожаровые шкафы, холодильники, музейные культуры микроорганизмов. Компьютеры и мультимедийные проекторы:
Перечень программного обеспечения.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
Приложение 2 Календарно-тематический план лекций Учебная дисциплина – Иммунология, клиническая иммунология Направление подготовки – 060201 СТОМАТОЛОГИЯ Семестр – 3,4 Курс –2 Место проведения занятий - ауд. № Преподаватель – проф. Бажукова Т.А.
Рассмотрено на заседании кафедры микробиологии. Вирусологии и иммунологии "18"мая 2012 г. протокол № 6 Зав. кафедрой ________________________________ _Т.А.Бажукова (ФИО подпись) Приложение 3 Календарно-тематический план практических занятий Учебная дисциплина – Иммунология, клиническая иммунология Направление подготовки – – 060201 СТОМАТОЛОГИЯ Семестр – 3,4 Сроки проведения курса, цикла – Количество часов, отведенное на курс, цикл – 24, 24 часа. Курс – Группа – Место проведения занятий – ауд. Преподаватель –
Рассмотрено на заседании кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии "18 "мая 2012 г. протокол № 6 Зав. кафедрой ___________________________ Т.А.Бажукова Приложение 4 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИММУНОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ 2012г. 1. Современные подходы к проблематике дисциплины Отмечаются современные подходы к проблематике дисциплины. Данная дисциплина базируется на изучении медико-биологических дисциплин (физиология, цитология, микробиология и вирусология, биохимия, генетика). В данной дисциплине рассматриваются современные иммунные механизмы развития иммунной защиты и иммунопатологических заболеваний, современные методы диагностики и лечения указанных заболеваний. Создание современных лекарственных и диагностических препаратов методами биотехнологии (моноклональные антитела, рекомбинантные вакцины, препараты для генотерапии и других биологически активных веществ) Учитывая изучаемые проблемы возможно рассмотрение имммунных механизмов функционирования организма человека в норме и при патологии. На основании современных подходов рассматривается создание и внедрение современных методов диагностики (ИФА, иммуноблотинг, саузернблотинг, нозернблотинг, различные варианты ПЦР и т.п.), лечения (препараты для иммуно- и генотерапии) и профилактики (получение современных рекомбинантных вакцин нового поколения и т.п.). 2. Образовательные технологии Использование современных достижений науки и информационных технологий в образовании. При реализации различных видов учебной деятельности применение технологии модульно-рейтингового обучения, информационных технологий, технологии развития критического мышления¸ технологии проблемного обучения, технологии организации группового взаимодействия. Повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (выполнение самостоятельной работы по предложенным темам). 2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий Дается краткое описание активных и интерактивных форм проведения занятий. Порядок описания интерактивных форм представлен в приложении 5. По желанию преподавателя описание может производиться в свободной форме. Активная форма проведения занятий – практические занятия по общей и клинической иммунологии. Интерактивная форма проведения занятий – занятие в лаборатории иммунологии «Проточная цитофлюорометрия ». Решение ситуационных задач по теме «Клиническая иммунология ». Разбор биопрепаратов используемых для профилактики и иммуотерапии (вакцины, иммуноглобулины. Обсуждение полученных результатов Использование информационных ресурсов Интернета при самостоятельной подготовке рефератов и сообщений студентами. Умение использовать достижения мировой науки в данной дисциплине. Оформление анимационных и прочих презентаций Порядок описания интерактивных форм представлен в приложении 5. 2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся Отмечаются особенности организации и контроля самостоятельной работы обучающихся. Целью самостоятельной работы является получение, усвоение, закрепление и применение знаний на основе индивидуального подхода к каждому студенту. Преподаватель помогает студентам устранять недостатки способностей, выработать необходимые умения и сформировать эффективный индивидуальный стиль работы. Индивидуализация самостоятельной работы студента обеспечивается заданиями различного характера и уровня сложности. Методические материалы по организации самостоятельной работы студентов разрабатываются кафедрой и включают:
Методические рекомендации по выполнению отдельных видов работ раскрывают:
Документами, планирующими самостоятельную работу студентов, являются план кафедры по самостоятельной работе студентов и график их консультирования. |
Клиническая иммунология Клиническая иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Иммунология клиническая иммунология Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... «Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного... | Иммунология Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. – 14 с | ||
Рабочей учебной программы по дисциплине общая и клиническая иммунология... | Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Примерная программа наименование дисциплины «иммунология» Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические... | Клинико-иммунологическая характеристика больных атопическим дерматитом... Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В | ||
Феноменология иммунного ответа на т-независимые антигены 2-го типа... В этом плане явились мероприятия, проведенные в 9-11 классах «Нет – наркотикам», «Мы за здоровый образ жизни» с приглашением мед... | Методические указания для студентов для практических занятий Учебная... ТОll-подобные рецепторы врожденного иммунитета. Понятие рамр(патоген-ассоциированные молекулярные паттерны) | ||
Сравнительная характеристика натуральных киллерных клеток человека... Охватывает те же этапы, что и протокол предложенный Хиллом, но компания предлагает использовать свою среду неизвестного пользователю... | Сэндвич-метод иммуноферментного определения hbsAg с помощью рн чувствительных... Данный период был обозначен неизбежным моментом, который в любом случае наступил в результате перехода от феодализма к капитализму.... | ||
Рабочая учебная программа иммунология | Реферат Иммунология слизистых оболочек Вывод | ||
Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология» | Рабочая программа дисциплины иммунология Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |