Скачать 255.97 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ИММУНОЛОГИЯ Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы Красноярск СФУ 2011 УДК ББК С Савченко А.А. Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А.А. Савченко. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 14 с Предназначено для направления 020208.65 - биохимия УДК ББК © Сибирский федеральный университет, 2011 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Цель изучения курса состоит в более глубоком знакомстве студентов со строением иммунной системы организма человека и механизмами иммунного ответа. Задачей изучения дисциплины является освоение студентами ИФБиБТ СФУ теоретических основ и практических методов иммунологии, в результате чего они должны: знать:
уметь:
владеть:
Изучение предлагаемого курса невозможно без знакомства студентов с данными анатомии, гистологии, экологии, патологической физиологии. Особое внимание обращается на разнообразие механизмов нарушения нормального функционирования иммунной системы, на последние достижения наук в лабораторной диагностики иммунных нарушений, а также на применение знаний по иммунологии в практической деятельности человека, и, прежде всего, в медицине. Формой итогового контроля знаний является экзамен. Объем дисциплины: Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. См. приложение А. Самостоятельное изучение включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине и подготовке рефератов. – 1,1 з.е./ 38 ч.
Самостоятельное изучение теоретического курса проводится в соответствии с курсом лекций. В соответствии с планом каждой лекции, студент обязан во время самостоятельной работы повторить и выучить основные определения изучаемого раздела, теоремы и формулы. Темы для самостоятельного, углублённого изучения теоретического курса:
Контроль заданий производится на семинарских занятиях в виде письменного отчета и его защиты. Студенты должны предоставить в письменном виде ответы на вопросы. Защита каждого ответа происходит устно. Студент, пользуясь своими записями, должен рассказать и ответить на вопросы преподавателя по изучаемой теме. Написание рефератов, объемом до 10 страниц, осуществляется по темам, предлагаемым преподавателем во время практического занятия. Для выполнения работы рекомендуется литература, указанная в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине – 0,3 з.е./ 10 ч. Сдача рефератов производится преподавателю во время практического занятия. Примерные темы рефератов: 1. Значение работ Луи Пастера. 2. Клеточная теория иммунитета И.И. Мечникова. 3. Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха. 4. Клонально-селекционная теория иммунитета М.Ф. Бернета. 5. Развитие иммунологии на современном этапе. 6. Система Н-2 и система HLA: наследование, распределение в тканях, функция. 7. Механизмы формирования иммунных реакций. 8. Медиаторы и гормоны иммунной системы. 9. Иммунодиффузионный анализ, иммуноэлектрофорез. 10. Развитие иммунологической реактивности в филогенезе. 11. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости. 12. Клинические проблемы трансплантации. 13. Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета. 14. Сравнительная феноменология трансплантационного иммунитета. 15. Иммунологический конфликт между организмом матери и плода. 16. Первичные и вторичные иммунодефициты, пути их преодоления. 17. Перспективы иммунологической диагностики. Структура реферата: Реферат включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение». Титульный лист оформляется аналогично титульному листу курсовой работы: указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы. 2. Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста. 3. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объём данного раздела не должен превышать одной страницы. 4. Обзор литературы. В данном разделе излагаются теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме, логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов. 5. Заключение. Представляет собой краткое обобщение (2-3 абзаца) приведенных данных. 6. Библиографический список. Оформляется в соответствии с существующими требованиями. 7. Приложения. Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 15-20 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иммунология», приведенного в конце данной программы (Приложение А). С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации, подготовленной в Power Point, на лабораторных занятиях в интерактивной форме, т.е. с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Презентационные материалы оформляются в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени, позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, базами данных и т. Основная литература:
Вспомогательная литература:
Содержание тем лекционного курса
Перечень вопросов к экзамену
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основная: 1. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. - Москва : Медицина, 2000 . - 430 с. (20 экз.) 2. Галактионов В.Г. Иммунология: учебник для студентов вузов по направлению 510600 "Биология" и биологическим специальностям. - Москва : Academia (Академия), 2004 . - 523 с. (25 экз.) 3. Кульберг А.Я. Молекулярная иммунология. - Москва : Высшая школа, 1985 . - 287 с. (7 экз.) 4. Клиническая иммунология и аллергология / Андрей Михайлович Земсков и Владимир Михайлович Земсков ; под ред. Александр Викторович Караулов . - Москва : Медицинское информационное агентство, 2002 . - 650 с. (3 экз.) 5. Галактионов В.Г. Эволюционная иммунология: учебное пособие для вузов по направлению 510600 "Биология" и специальностям 011600 "Биология" и 012000 "Физиология" : рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию. - Москва : Академкнига, 2005 . - 407 с. (5 экз.) Список дополнительной литературы:
Информационные ресурсы http://www.aids.ru/ http://medbiol.ru/ http://www.who.int/ru/ http://meduniver.com/Medical/Microbiology/6.html http://www.medicum.nnov.ru/doctor/library/immunology/Lolor/index.php http://humbio.ru/Humbio/01122001/canc_sv/00014b2c.htm http://immunologia.ru/ http://www.immunoanaliz.ru/ http://immunology.agava.ru/ http://immuno.health-ua.com/ http://www.raaci.ru/ http://www.immunologylink.com/ http://www.immunology.edu.ru/ http://www.biology.arizona.edu/immunology/immunology.html http://www.immunology.org/ http://www.immunology.klimov.tom.ru/Demo_ru/Index.html http://www.mcb.harvard.edu/BioLinks/immunology.html http://pathmicro.med.sc.edu/book/immunol-sta.htm http://www.keratin.com/am/ http://bcs.whfreeman.com/immunology5e/default.asp?s=&n=&i=&v=&o=&ns=0&t=&uid=0&rau=0 http://immune.uchc.edu/ http://www.immunology.utoronto.ca/Page223.aspx http://www.biomedcentral.com/bmcimmunol/ http://www.cehs.siu.edu/fix/medmicro/genimm.htm http://www.whfreeman.com/Catalog/static/whf/kuby/ http://www.immunologyclinic.com/ http://www.clinimmsoc.org/ http://www.bsaci.org/ http://www.allergy.org.au/ http://www.eaaci.net/index.php http://www.microbiologybytes.com/iandi/ClinicalI.html http://medicine.yale.edu/intmed/allergy/index.aspx http://www.medscape.com/allergy-immunology Приложение А ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иммунология» специальности 020208.65 Биохимия, ИФБиБТ, 4 курса на 8_семестр 2011/2012 уч. год
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине, ПЗ – практическое занятие, ВПЗ – выполнение практического занятию. Заведующая кафедрой____________________ профессор Шишацкая Е.И. Директор института______________________Сапожников В.А. «_______» _______________________ 2011 г Учебное издание Савченко А.А. Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы Редактор И.О. Фамилия Корректор И.О.Фамилия Компьютерная верстка: И.О.Фамилия Подписано в печать (дата) 2011 г. Формат 60х84/16. (А5) Бумага офсетная. Печать плоская. Усл. печ. л. (количество страниц/14). Уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Заказ ( ) Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а |
Клиническая иммунология Клиническая иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Иммунология клиническая иммунология Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | ||
Иммунология клиническая иммунология Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | Примерная программа наименование дисциплины «иммунология» Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... «Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного... | Рабочая учебная программа иммунология | ||
Реферат Иммунология слизистых оболочек Вывод | Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология» | ||
Рабочей учебной программы по дисциплине общая и клиническая иммунология... | Рабочая программа дисциплины иммунология Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Микробиология, вирусология, иммунология» Национальный государственный Университетфизической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта | Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология» Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В иммунология Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |