Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология»





Скачать 280.51 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология»
страница1/2
Дата публикации19.01.2015
Размер280.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ
Директор Института фундаментальной
биологии и биотехнологии

___________________/ Сапожников В.А./

«_____» _____________2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина СД.Ф.8 «Иммунология»
Укрупненная группа 020000 Естественные науки
Специальность 020208.65 Биохимия
Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра Физико-химической биологии

Красноярск

2008

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 Биохимия
Программу составил__________________профессор Савченко А.А.

(фамилия, и. о., подпись)
Заведующая кафедрой ________________профессор Крстасюк В.А.

(фамилия, и. о., подпись)
«_____»_______________200 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии»___________________________________________________

«______» _________________ 200 г. протокол № _____________

Заведующая кафедрой ________________профессор Кратасюк В.А.

(фамилия, и. о., подпись)
Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 20_г. протокол № ________

Заведующая кафедрой ____________________профессор Кратасюк В.А.

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины

Иммунология – наука о системе, обеспечивающей защиту организма от интервенции генетически чужеродных биологических структур, способных нарушить гомеостаз. Курс «Иммунология» включает систематическое изложение теоретических основ современной иммунологии, отражает многие актуальные вопросы физиологии и медицины.

Целью дисциплины является более глубокое знакомство студентов со строением иммунной системы организма человека и механизмами иммунного ответа.
1.2 Задачи изучения дисциплины

В задачи изучения дисциплины входит:

1. понимать особенности строения и механизмы функционирования иммунной системы;

2. научить студентов проводить иммунологические исследования для определения иммунного статуса.
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • значение и задачи иммунологии;

  • структурную организацию иммунной системы;

  • роль первичных и вторичных лимфоидных органов в формировании иммунитета на клеточном и молекулярном уровнях;

  • роль естественных факторов иммунной защиты;

  • молекулярные основы иммунного распознавания;

  • пусковые механизмы иммунного ответа;

  • роль иммунологической памяти;

  • основные методы диагностики иммунных нарушений;


уметь: использовать приобретенные знания и навыки для решения задач медицины, ветеринарии, биотехнологии.
владеть:

  • правилами работы с экспериментальными животными;

  • методиками выделения лимфоидных органов и клеток у мыши;

  • методиками приготовления клеточных суспензий определенной концентрации;

  • методиками выделения иммуноглобулиновой фракции из сыворотки крови животных;

  • методиками разделения иммуноглобулинов.


1.3 Межпредметная связь

Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Физика», «Биохимия», «Физиология человека и животных».

Курс «Иммунология» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Молекулярные механизмы гормональной регуляции», «Молекулярная биология», «Медицинская биохимия», «Биотехнология». Знания иммунологии – необходимая база для выполнения курсовых работ, подготовки дипломных работ, тематика которых связана с изучением метаболических процессов и их регуляции, а также проведения большого практикума.

Темы курса дополнят изучение следующих дисциплин: «Общая и частная патология», «Клеточная сигнализация», «Биохимические механизмы адаптации» и др. Освоение модулей курса «Иммунология» также будет способствовать формированию у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр


8

Общая трудоемкость дисциплины

50

50

Аудиторные занятия:

32

32

Лекции

16

16

практические занятия (ПЗ)

16

16

промежуточный контроль

2

2

Самостоятельная работа:

18

18

изучение теоретического курса (ТО)

8

8

Реферат

10

10

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет

3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Разделы дисциплины

Лекции

часов

ПЗ или СЗ

часов

ПК

часов

Самостоятельная работа часов

1

Введение. Возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета










2

Антигены. Антитела










3

Иммунная система. Эволюция иммунитета









4

Основные феномены клеточного и гуморального иммунитета











3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Раздел 1 – ауд. – 2ч;

«Введение. Возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета»

1-я неделя – 2-я неделя

Раздел 2 – ауд. – 2ч;

«Антигены. Антитела»

3-я неделя – 6-я неделя

Раздел 3 – ауд. – 6ч;

«Иммунная система. Эволюция иммунитета»

7-я неделя – 10-я неделя
Раздел 4 – ауд. – 6ч;

«Основные феномены клеточного и гуморального иммунитета»

11-я неделя – 17-я неделя

Лекции:

1. Предмет, проблемы, возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета – 3ч / самост. – 8ч;

2. Антигены и антитела – 2ч / самост. – 8ч;

3. Эффекторные механизмы иммунитета – 2ч / самост. – 2ч;

4. Взаимодействие клеток в иммунном ответе – 4ч / самост. – 10ч;

5. Филогенез иммунного ответа – 2ч / самост. – 6ч;

6. Онтогенез иммунного ответа – 2ч

7. Основные феномены иммунных процессов – 2ч / самост. – 4ч.
1. Предмет, проблемы, возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета. Предмет и задачи иммунологии; ее место и роль в современной биологии, медицине и народном хозяйстве. Фундаментальное и прикладное значение иммунологии. Социально-экономические и научные основы возникновения иммунологии и ее связь с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, биофизикой, биотехнологией, физиологией и математическим моделированием процессов. Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э. Дженнера. Рождение иммунологии как науки. Основоположники научной иммунологии – Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии – И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде, Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие. Традиционное определение иммунитета. Становление современной иммунологии. Новое определение иммунитета. Уровни изучения и проявления иммунологической реактивности. Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии. Открытие иммунологической толерантности в 1953 г. (П. Медавар и М. Гашек). Роль российских ученых в развитии иммунологии (И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, А.А. Максимов, С. Метальников, Л.Л. Зильбер, П.Н. Косяков, А.А. Адо, Р.В. Петров и другие). Основные этапы и направления развития современной иммунологии. Создание и применение вакцины, стимуляция иммунитета при инфекциях, искусственные антигены и вакцины. Нобелевские лауреаты по иммунологии: И.И. Мечников, П. Эрлих, К. Ландштейнер, Ф.М. Бернет, П. Медавар, Д. Эдельман, Р. Портер, Б. Бенацерраф, Ж. Доссе, Д. Снелл, Р. Цинкернагель, П. Догерти. Исторический аспект инструктивных и селективных теорий иммунитета. Теория боковых цепей П. Эрлиха. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф. Феннера. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Объяснение иммунологических феноменов с позиции каждой теории.
2. Антигены и антитела. Основные понятия антигенов. Структура антигенной специфичности. Виды антигенной специфичности: видовая, групповая, гетероспецифичность, типоспецифичность, стадиоспецифичность, функциональная специфичность, патологическая специфичность, антигенность и иммуногенность. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены (полиаминокислоты). Конъюгированные антигены, носители. Адъюванты. Антигены тимусзависимые и тимуснезависимые. Изоантигены человека: системы антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов, белков плазмы. Антигены главного комплекса гистосовместимости человека и животных. Система Н-2 и система HLA: наследование, распределение в тканях, функция. Антигены как индукторы иммунного ответа. Основные понятия антител. История открытия и изучения. Физикохимическая характеристика антител. Молекулярная структура. Роль биохимии и молекулярной биологии в расшифровке структуры и синтеза антител. Специфичность и гетерогенность антител. Структура иммуноглобулина, легкие и тяжелые цепи, вариабельные и константные области. Активные центры молекулы антитела. Классы и подклассы иммуноглобулинов: IgM, IgG, IgA, IgE, IgD. Функциональная и физико-химическая характеристика каждого класса. Гетерогенность иммуноглобулинов. Миелоидные белки. Синтез антител in vitro и гибридомы. Изотипы, аллотипы и идиотипы. Генетический контроль структуры иммуноглобулинов.
3. Эффекторные механизмы иммунитета. Роль цитотоксических Т-лимфоцитов, активированных макрофагов, эозинофилов, нейтрофилов, базофилов и других типов клеток. Роль протеолитических ферментов и регуляторных белков в реализации иммунных реакций, включая систему комплемента. Рецепторы Т- и В-лимфоцитов. Медиаторы и гормоны иммунной системы.
4. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Афферентный этап. Роль рецепторного аппарата Т-и В-лимфоцитов в распознавании антигена и участие макрофагов в переработке антигена. Центральный этап. Генез и механизм взаимодействия Т-и В-лимфоцитов в периферических органах иммунной системы. Основные этапы клеточных реакций, происходящих в лимфоидных органах. Эфферентный этап. Реализация и понятие об иммунологической памяти. Роль взаимодействия клеток при первичном и вторичном иммунном ответе. Регуляция иммунопоэза. Связь иммунной, эндокринной и нервной систем в поддержании гомеостаза. Трехклеточная система взаимодействия. Двойное распознавание. Распознавание антигена, реакция антиген-антитело Феномены агглютинации, преципитации, лизиса, цитотоксические реакции, реакции связывания комплемента и др.
5. Филогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в филогенезе. Эволюция лимфоидной системы. Стволовая кроветворная клетка и ее дифференцировка. Формирование и дифференцировка Т-, В- и А-клеточных систем. Эволюция иммуноглобулинов.
6. Онтогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в онтогенезе. Становление иммунитета в эмбриональном периоде. Развитие лимфоидных органов. Состав и строение центральных органов иммунной системы. Эмбриогенез костного мозга и тимуса. Состав и строение периферических лимфоидных органов, рециркуляция лимфоцитов. Становление антигенной структуры тканей позвоночных в ходе эмбриогенеза. Старение. Иммунная недостаточность. Иммуногенетические основы старения. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости. Возможные механизмы врожденного (первичного) иммунодефицита. Классификация. Врожденные дефекты фагоцитарной системы и системы комплемента.
7. Основные феномены иммунных процессов. Механизм реакции гиперчувствительности немедленного типа. Аллергические антитела – реагины и иммуноглобулины Е. Основные положения учения об аллергии. Виды аллергии, анафилаксия. Аллергия и иммунитет. Классификация аллергенов. Клеточные основы гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ). Отличие ГЗТ от реакции гиперчувствительности немедленного типа. Перенос клеточного иммунитета. Сенсибилизация и десенсибилизация. История становления трансплантационной иммунологии. А. Карель, П. Медавар. Определение понятия «трансплантационный иммунитет». Чистолинейные животные. Генетические законы совместимости тканей. Аутотрансплантация. Сингенная и аллогенная трансплантация. Ксенотрансплантация. Иммунологическая природа отторжения. Динамика отторжения. Механизм деструкции трансплантата. Значение системы Н-2 и HLA при трансплантации органов. Клеточные феномены трансплантационного иммунитета.
3.3 Практические занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических занятий,

объем в часах

1

1

1

1

Историческое развитие теории иммунитета. (2ч)


22

2

Антигены и антитела. Теоретическое и практическое значение. (2ч)

33

3

Характеристика гетерогенных популяций Т-и В-лимфоцитов. Антиинфекционный иммунитет. (3ч)

44

3

Анатомо-морфологическая характеристика органов иммунной системы. (3ч)

55

4

Аллергия. Анафилаксия. Аутоиммунитет. (2ч)

66

4

Трансплантационный иммунитет. (2ч)

77

4

Иммунитет к опухолям. (2ч)


1. Историческое развитие теории иммунитета. Теоретическая часть: Вклад Э. Дженнера в истории развития иммунологии. Значение работ Луи Пастера. Первый период развития иммунологии. Инструктивные и селективные теории иммунитета. Клеточная теория иммунитета И.И. Мечникова. Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха. Клонально-селекционная теория иммунитета М.Ф. Бернета. Развитие иммунологии на современном этапе.

2. Антигены и антитела. Теоретическое и практическое значение. Теоретическая часть: Классификация антигенов. Структура антигенов HLA. Практическая часть: Схемы и таблицы, характеризующие иммуноглобулины, схема механизмов иммунных реакций.

3. Характеристика гетерогенных популяций Т- и В-лимфоцитов. Антиинфекционный иммунитет. Теоретическая часть: Лимфоцит – основная структурная и функциональная единица иммунной системы. Практическая часть: схемы различных форм лимфоцитов, таблицы по функции лимфоцитов.

4. Анатомо-морфологическая характеристика органов иммунной системы. Теоретическая часть: Строение и функции центральных органов иммунной системы: красного костного мозга, тимуса. Строение и функции периферических органов иммунной системы: селезенки, лимфатического узла. Строение и функции системы лимфоэпителиальных образований. Практическая часть: схемы и таблицы по онтогенезу органов иммунной системы.

5. Аллергия. Анафилаксия. Аутоиммунитет. Теоретическая часть: Гиперчувствительность немедленного типа. Классификация аллергенов. Механизм развития аллергического процесса. Гиперчувствительность замедленного типа. Практическая часть: схемы и таблицы по особенностям аутоиммунных заболеваний.

6. Трансплантационный иммунитет. Теоретическая часть: История развития трансплантологии. Общая характеристика отторжения. Иммунные механизмы отторжения. Клинические проблемы трансплантации. Практическая часть: схемы и таблицы по заготовке, методам консервирования и срокам хранения трансплантатов.

7. Иммунитет к опухолям. Теоретическая часть: Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета. Факторы, способствующие развитию злокачественных опухолей. Практическая часть: схемы и таблицы по характеристике злокачественных заболеваний.
3.4 Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине – 18 ч.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconПримерная программа наименование дисциплины «иммунология»
Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические...
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология»

Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Иммунология»
Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части дисциплины профессионального цикла студентам (полного и сокращенного...
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины иммунология
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconИммунология
Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. – 14 с
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол...
«Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного...
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины «Иммунология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология»
Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconКлиническая иммунология
Клиническая иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины «иммунология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconИммунология клиническая иммунология
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений...
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconИммунология клиническая иммунология
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений...
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины «Экология»
Дисциплина «Экология» относится к основной вариативной части цикла б 6 Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между естественнонаучными...
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» iconМетодические указания для студентов для практических занятий Учебная...
ТОll-подобные рецепторы врожденного иммунитета. Понятие рамр(патоген-ассоциированные молекулярные паттерны)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск