МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| «Утверждаю»
Проректор по учебной работе _______________ Т.И. Гуляева
«___» _____________ 2013г.
|
Рабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология»
на основе модульной технологии обучения
Направления подготовки: 111100.62 – Зоотехния Степень: БАКАЛАВР Форма обучения: ОЧНАЯ
Орел-2013год
Составитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии Михеева Елена Александровна,
________________ «___» __________________ 2013 г.
Рецензент: профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии, доктор ветеринарных наук Белкин Борис Леонидович,
________________ «___» __________________ 2013 г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 111100.62 – Зоотехния и примерной учебной программой дисциплины «Микробиология и иммунология».
Программа обсуждена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии
протокол № 12 « 27» мая 2013 г.
Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Николай Владимирович, доктор ветеринарных наук, доцент
________________ «_____» __________________ 2013 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины:
Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор
________________ «_____» __________________ 2013 г.
Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины
Протокол № 10 «31» мая 2013 г.
Секретарь Учёного совета факультета Попкова Татьяна Владимировна, кандидат биологических наук, доцент
________________ «_____» __________________ 2013 г.
Программа принята учебно- методической комиссией по направлению «Зоотехния»
Протокол № 9 «30» мая 2013 г.
Председатель учебно-методической комиссии: Сазонова Виктория Владимировна, доктор ветеринарных наук, профессор
________________ «_____» _________________ 2013 г.
Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Николай Владимирович доктор ветеринарных наук, доцент
________________ «_____» __________________ 2013 г. Отдел комплектования: Ишханова Евгения Владимировна
________________ «_____» __________________ 2013 г.
Оглавление Введение……………………………………………………………………..............5
1. Цели освоения дисциплины………………………………………...…………....6
2.Место дисциплины в структуре ООП ………….. ………………………………6
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………………......8
4. Объем дисциплины и виды учебной работы……………….……….………….10
5.Содержание дисциплины…………………………………………………............11
5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины………………………….11
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий…………………….…...………….15
5.3. Лабораторные занятия …………...……………………………................17
5.4. Самостоятельная работа студентов…………………………..……...…..19
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов….…………………………..…20
6.1. Рейтинговая оценка успеваемости обучающихся…………....................21
6.2. Темы рефератов…………………………………………………………...21
6.3. Контрольные вопросы и задания для текущего контроля…….………..22 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины модуля)……………………………………………….…………..……………...…..26
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)………………27
Введение Учебная дисциплина «Микробиология и иммунология» относится к базовой части общепрофессионального цикла и направлена на формирование научного мировоззрения и компетенций студентов в области приемов и методов простейших микробиологических исследований, отбора, транспортировки и хранения материала для микробиологических исследований, профилактики распространения инфекции, возбудителей порчи кормов и продукции животного происхождения.
Изучение данной дисциплины предусматривает модульную технологию с рейтинговой оценкой знаний и построена в соответствии со следующими принципами:
целевое назначение информационного материала в каждом модуле;
сочетание комплексных и частных образовательных целей;
полнота учебного материала в каждом разделе;
относительной самостоятельности элементов модуля;
реализация обратной связи;
оптимальной передачи информационного и методического материала.
Материал учебной дисциплины разделен на три модуля. Аттестация студентов по модулям производится строго периодично и в порядке расположения их в рабочей программе.
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель в подготовке бакалавра по дисциплине «Микробиология и иммунология» - дать студентам теоретические знания о многообразии микробного мира, его глобальной роли в жизни планеты, в практической деятельности человека; сформировать у студентов научное мировоззрение о многообразии микробиологических приемов и методов диагностики инфекционных болезней животных; показать значение микроорганизмов в экологии, их роль в превращении биогенных веществ в природе; ознакомить студентов с возбудителями инфекционных болезней животных и микробиологическими методами исследования молока и молочных продуктов, силоса, воды, почвы и др. объектов внешней среды.
Задачи преподавания дисциплины «Микробиология и иммунология»:
1. Изучение принципов таксономии, морфологии и физиологии микроорганизмов.
Изучение роли микроорганизмов в круговороте биогенных веществ.
Ознакомление с влиянием факторов внешней среды на развитие микро-организмов.
Изучение экологии микроорганизмов: микрофлоры почвы, воды, воздуха, животного организма.
Изучение вопросов генетики микроорганизмов.
Ознакомление с основами учения об инфекции и иммунитете.
7. Изучение микробиологии кормов.
Изучение микробиологии молока и молочных продуктов, мяса, яиц, кожевенно-мехового сырья и методов их микробиологического исследования.
Ознакомление с возбудителями особо опасных инфекционных болезней, пищевых токсикоинфекций и токсикозов, передающихся человеку через молочные, мясные и яичные продукты, кожевенное и меховое сырье.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Микробиология и иммунология» относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части.
Знания по микробиологии и иммунологии базируются на принципах материалистической методологии, на знаниях по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии животных, основах ветеринарии.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Микробиология и иммунология»:
1. Знание основных учений в области гуманитарных и социально-экономических наук.
2. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
3. Знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.
4. Иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.
5. Иметь представление о возможностях современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.
6. Владеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, знаниями проблем рыночной экономики, экономическими методами анализа сельскохозяйственного труда в рамках своей профессиональной деятельности, информационной и вычислительной техникой.
7. Владеть культурой мышления, знать его общие законы.
8. Уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности.
9. Уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
10. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
11. Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.
12. Способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук.
13. Быть готовым методически и психологически к работе над междисциплинарными проектами.
14. Иметь основополагающие знания по морфологии животных, зоологии, неорганической и органической химии, биохимии с основами физколлоидной химии, физики и биофизики, основам экологии и рационального природоиспользования, генетике и биометрии, физиологии и этологии животных, кормопроизводству, кормлению животных.
Дисциплины, для которых дисциплина «Микробиология и иммунология» является предшествующей:
Безопасность жизнедеятельности.
Зоогигиена.
Молочное дело.
Коневодство.
Скотоводство.
Свиноводство.
Птицеводство.
Овцеводство.
Пчеловодство.
Звероводство.
Кролиководство.
Рыбоводство.
Основы ветеринарии.
Биотехника воспроизводства с основами акушерства.
Современные методы исследований.
К изучению дисциплины «Микробиология и иммунология» может быть допущен студент, обладающий аналитическим мышлением, имеющий навыки самостоятельной работы и способный перейти от информационного обучения к методологическому. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Микробиология и иммунология» направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
а) общекультурные:
-владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
-умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
-готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
-способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
-умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
-стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
-умением критически оценивать свои достоинства и недостатки
-средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
-использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
-использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);
-осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества;
-владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
-способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
б) профессиональными(ПК):
-способностью осуществлять сбор, анализ и интерпретацию материалов в области животноводства (ПК-2);
-способностью использовать достижения науки в оценке качества кормов и продукции, в стандартизации и сертификации племенных животных (ПК-4);
-способностью применять современные методы исследований в области животноводства (ПК-19);
|