Скачать 365.51 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно–технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра биологии
рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Иммунология»Направление подготовки 020400.62 – БиологияПрофиль подготовки: биоэкология Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Бузулук 2011 Рецензент кандидат биологических наук, доцент М.С.Малахова Рабочая программа дисциплины «Иммунология» /сост. Т.А. Сманцер – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 23 с. Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части дисциплины профессионального цикла студентам (полного и сокращенного сроков обучения) очной формы обучения по направлению подготовки 020400.62 – Биология в 5 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101. Составитель ___________________ Т.А.Сманцер 12.04.11 © Сманцер Т.А., 2011 © БГТИ (филиал) ОГУ,2011 Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Иммунология» является формирование знаний и умений по иммунологическим методам диагностики инфекционных болезней человека. Задачей курса иммунологии является изучение следующих вопросов:
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла – Б 3.1.2.4. Курс «Иммунология» является необходимым компонентом образования при формировании у студента естественнонаучного мышления в процессе обучения. В настоящее время иммунология представляет одну из наиболее захватывающих и быстро прогрессирующих областей биологической и медицинской науки. Ей принадлежит объединяющая роль в отношении разных биологических наук, она создает основу интеграции для молекулярной биологии, биологии клетки, эволюционных и экологических исследований, цитологии и гистология, микробиологии, анатомии, генетики, биохимии. «Иммунология» изучает биологические механизмы самозащиты организма от любых чужеродных веществ. Изучение данной дисциплины непосредственно базируется на знании курсов цитологии и гистологии, микробиологии, биологии человека, общей биологии, генетики, биохимии. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности): а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8) б) профессиональных (ПК): демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5) В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Основные понятия иммунологии; виды иммунитета; механические, физико-химические и иммунобиологические факторы защиты организма; гуморальные факторы неспецифической защиты организма: опсонины, лизоцим, комплемент, интерфероны; фагоцитоз, фагоциты, органы иммунной системы, центральные и периферические; систему взаимодействия органов иммунной системы; антителообразование; структуру, классификацию и функции антител; взаимодействие клеток в иммунном ответе; роль медиаторов и гормонов иммунной системы; Уметь: Использовать полученные знания в просветительской работе с населением; учитывать влияние факторов окружающей среды на состояние иммунной системы; Владеть: Методами обработки биоматериала для приготовления препаратов клеток и тканей; техникой описания наблюдаемых явлений и фактов; примененением полученных знаний в своей деятельности. Приобрести опыт деятельности:
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) Генетические, молекулярные и клеточные механизмы реагирования организма на чужеродные субстанции- антигены; специфические и неспецифические факторы защиты организма; феномены иммунитета, иммунодефициты. 4.1 Содержание разделов дисциплины
4.2 Структура дисциплины 4.2.1 Структура дисциплины для студентов полного срока обучения Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
4.2.2 Структура дисциплины для студентов сокращенного срока обучения Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Разделы дисциплины, изучаемые студентами полного срока обучения в 5 семестре
Разделы дисциплины, изучаемые студентами сокращенного срока обучения в 5 семестре
4.3 Лабораторные работы для студентов полного и сокращенного сроков обучения
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины 4.4.1 Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного срока обучения
4.4.2 Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами сокращенного срока обучения
4.5 Курсовой проект ( учебным планом не предусмотрен) 5 Образовательные технологии Применение активных методов обучения: дискуссии, лекции и лабораторные занятия с использованием мультимедийных средств обучения. Лекционная CD-версия курса Климова В.В. «Основы общей иммунологии» При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: написание рефератов, выполнение виртуальных лабораторных работ с использованием электронного учебника «Основы общей иммунологии», создание компьютерных презентаций. 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Итоговый формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине для студентов полного срока обучения является зачет. Зачет проводится по балльно-рейтинговой системе, которая предполагает накопление баллов за выполненную работу как аудиторную, так и внеаудиторную (самостоятельная работа, научно-исследовательская). Контрольные вопросы для проведения текущего контроля знаний по дисциплине Раздел 1 Введение 1.Предмет изучения иммунологии. 2.Задачи иммунологии как науки. 3.Что изучает общая иммунология? 4.Что изучает частная иммунология? 5.Исторические этапы развития современной иммунологии. 6.Основные этапы развития современной иммунологии. 7.Крупнейшие прикладные достижения современной иммунологии. Раздел 2 Механизмы формирования иммунных реакций 1.Виды иммунитета. 2.Механизмы иммунитета. 3.Факторы неспецифической защиты организма. 4.Работы И.И. Мечникова о фагоцитозе. 5.Классификация фагоцитов. 6.Стадии фагоцитоза. 7.Чем отличается завершенный и незавершенный фагоцитоз? 8.Что такое комплемент? 9.Функции интерферонов? 10.Специфические формы иммунной защиты. 11.Что такое иммунный статус? Раздел 3 Иммунная система 1.Центральные органы иммунной системы. 2.Функции тимуса. 3.Функции костного мозга. 4.Функции сумки Фабрициуса у птиц. 5.Периферические органы иммунной системы. 6.Иммунокомпетентные клетки. 7.Классификация Т-лимфоцитов. 8.Функции Т- лимфоцитов. 9.Функции В-лимфоцитов. Раздел 4 Антигены и антитела 1.Основные понятия об антигенах. 2.Свойства антигенов. 3.Структурные основы антигенной специфичности. 4.Типы антигенной специфичности. 5.Что такое антитело? 6.Первичная функция антител? 7.Вторичная функция антител? 8.Молекулярная структура антител? 9.Классификация антител. 10.Специфичностьт антител. 11.Гетерогенность антител. 12.Что такое аффинитет? 13.Что такое константа диссоциации? 14.Динамика выработки антител. 15.Синтез антител in vitro 16.Гибридомы. Создание, использование. Раздел 5 Взаимодействие клеток в иммунном ответе 1.Трезклеточная система взаимодействия. 2.Медиаторы иммунной системы. 3.Горионы иммунной системы. 4.Роль взаимодействия клеток в иммунном ответе. 5.иммунодефицитные состояния. 6.Теории иммунитета. 7.Современные теории иммунитета. Раздел 6 Основные феномены иммунитета 1.Что такое аллергия? 2.Что такое гиперчувствительность немедленного типа? 3.Что такое анафилаксия? 4.Что такое атопии? 5.Реакции иммунных комплексов. 6.Что такое сывороточная болезнь? 7.Что такое гиперчувствительность замедленного типа? 8.Реакции антиген – антитело. 9.Что такое вакцина? 10.Что такое сыворотка? 11.Чтот такое иммуноглобулин? 12.Назначение и классификация иммуномодуляторов. Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний 1 Перечислите 5 органов и тканей в организме человека, где локализуется нормальная микрофлора:
2 Назовите 5 представителей нормальной микрофлоры кишечника человека:
3 На какие 4 группы по происхождению делятся антибиотики:
4 Назовите 5 отличительных свойств инфекционных болезней:
5 Назовите 3 звена необходимых для возникновения инфекционного процесса:
6 Назовите 5 факторов, которыми можно ослабить вирулентность:
7 Укажите 5 свойств, характеризующих экзотоксины:
8 Какими 4 характерными свойствами обладают эндотоксины:
9 От каких 4 факторов зависит возникновение инфекционного заболевания:
10 Назовите 4 периода заболеваний:
11 Какие 4 пути распространения патогенных микробов в организме известны:
12 На какие 3 формы по проявлению подразделяются инфекции:
13 Назовите 2 вида аллергических реакций:
14 Укажите 3 степени распространения инфекционных болезней:
15 Назовите 3 вида инфекции в зависимости от источника:
|
Рабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология» Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,... | Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «иммунология» Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические... | Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология» | ||
Рабочая программа дисциплины иммунология Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Иммунология Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. – 14 с | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... «Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного... | Рабочая программа дисциплины «Иммунология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология» Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов | Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) |