министерство здравоохранения и социального развития
российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский национальный исследовательский
медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
| УТВЕРЖДАЮ
|
|
Декан _________________ / Г.Н.Буслаева /
подпись ФИО
|
| « » 20 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Микробиология, вирусология, микробиология полости рта
Направление подготовки (специальность) стоматология Форма обучения очная
Срок освоения ООП 5 лет Кафедра микробиологии и вирусологии
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201 «стоматология», утвержденный Министерством образования и науки РФ 14.01.2011г. Приказ № 16
Учебный план по специальности «стоматология» одобрен Ученым советом ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России от «16» мая 2011 г. Протокол № 10
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от «24»июня 2011г. Протокол № 13.
Заведующий кафедрой микробиологии и вирусологии,
Профессор _________________________ ____Л.И. Кафарская___
подпись Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом лечебного факультета от «29_» _августа 2011_г. Протокол № __1__ Председатель Ученого совета лечебного факультета
_____________________________ Г.В. Порядин
подпись
Разработчики: Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии
профессор __________________ _Л.И Кафарская
подпись Зав. уч. частью кафедры микробиологии и вирусологии
доцент __________________________________ Е.Е. Донских
подпись Отв. за работу со студентами стоматологического
факультета, доцент ___________________________ Е.А. Постникова
подпись
Рецензент:
Профессор кафедры микробиологии и вирусологии Б.А. Ефимов
подпись
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА» Цель освоения дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» состоит в овладении знаниями биологических свойств микроорганизмов, их роли в развитии заболеваний и формировании иммунитета, микроэкологии полости рта, а также принципами асептики и антисептики, стерилизации и дезинфекции, принципами, положенными в основу современных методов диагностики, специфической профилактики инфекционных заболеваний;
При этом задачами освоения учебной дисциплины являются:
приобретение студентами знаний основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; микроэкологии, инфекционной иммунологии; общей и медицинской вирусологии;
приобретение студентами знаний биологических свойств патогенных микроорганизмов, механизмов взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики;
приобретение студентами знаний по важнейшим методам микробиологической диагностики заболеваний;
приобретение студентами знаний о роли резидентной микрофлоры полости рта в развитии оппортунистических процессов; о роли представителей микробного мира в развитии кариеса зубов, патогенезе пародонтита и других процессов в челюстно-лицевой области.
приобретение студентами знаний о принципах асептики и антисептики, методах стерилизации и дезинфекции, контроле качества стерилизации и дезинфекции.
ознакомление студентов с принципами системного подхода к анализу научной медицинской информации;
формирование у студентов навыков микроскопии окрашенных препаратов из микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний детей и подростков
2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА
Учебная дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к математическому, естественнонаучному циклу.
2.2.2. Для эффективного изучения микробиологии и вирусологии необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими учебными дисциплинами ООП:
- Биологии ________________________
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: строения эукариотической и прокариотической клетки
Умения: работать со световым микроскопом - Химии
(наименование предшествующей учебной дисциплины)
Знания: принципов хроматографии
Умения: готовить растворы различной концентрации
Навыки: расчета концентраций веществ в растворах
- Физики
(наименование предшествующей учебной дисциплины)
Знания: устройство и принцип работы светового микроскопа, строение биологических мембран
2.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
2.3.1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания дисциплины «микробиология, вирусология»:
1. профилактическая;
2. диагностическая. 2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Номер/индекс компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
| Оценочные средства
| знать
| уметь
| владеть
| 1.
| ОК-1
| Способность и готовность анализировать и использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности
| Классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека; микробиологию полости рта;
| интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики
| Информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента.
| Тесты, коллоквиумы.
| 2.
| ПК-3
| способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| Научные принципы стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки во избежание инфицирования при работе в стоматологической практике. применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов.
| интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.
| Информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента.
| Тесты, коллоквиумы, практические умения.
| 3
| ПК-5
| Способность и готовность интерпретировать результаты лабораторных исследований
| методы микробиологической диагностики;
| интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики
|
| Тесты, коллоквиумы, практические умения.
| 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
п/№
| Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 3
| 4
| 1.
| Аудиторные занятия, в т.ч.
| 120
| 72
| 42
|
| Лекции (Л)
|
| 10
| 8
|
| Практические занятия
|
| 62
| 34
| 2.
| Самостоятельная работа студента (СРС), в т.ч.
| 60
| 36
| 21
|
| Подготовка к практическим занятиям
|
| 14
| 4
|
| Самостоятельная работа с электронными версиями практических занятий и лекций
|
| 14
| 4
|
| Подготовка к тестированию
|
| 2
| 2
|
| Подготовка к коллоквиуму
|
| 3
| 2
|
| Решение ситуационных задач
|
| 1
| 4
|
| Реферат
|
| 2
| 2
| 3.
| Подготовка к промежуточной аттестации
|
|
| 3
| 4.
| Вид промежуточной аттестации - экзамен (Э)
|
|
| 9
|
| Итого общая трудоемкость
| часов
| 180
| 108
| 72
| зачетных ед.
| 5
| 3
| 2
|
3.2 Содержание учебной дисциплины
3.2.1 Содержание разделов учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении:
п/№
| № компетенции
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| 1.
| ПК-3, ПК-5,
| Морфология микроорганизмов
| Предмет, цели и задачи микробиологии. Значение медицинской микробиологии в практической деятельности врача-стоматолога. Систематика, номенклатура, классификация микроорганизмов.
Устройство и оборудование микробиологической лаборатории. Основы техники безопасности в микробиологической лаборатории. Методы микроскопического изучения микроорганизмов. Методы окраски микроорганизмов.
Основные формы бактерий. Структура бактериальной клетки.
Морфологические особенности прокариот, микроскопических грибов и простейших.
| 2.
| ПК-3, ПК-5
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| Физиология микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение.
Методы выделения чистых культур бактерий. Приготовление питательных сред. Культивирование облигатных анаэробов.
Ферментативная активность микроорганизмов. Методы идентификации чистых культур.
Методы стерилизации. Антисептики, консерванты и дезинфектанты.
Химиотерапевтические препараты. Антибиотики.
| 3.
| ПК-3
| Генетика микроорганизмов
| Строение генетического аппарата бактерий. Мутации. Рекомбинации.
Применение бактериофагов в микробиологии и медицине: фаготипирование бактерий, фаготерапия (изучение биопрепаратов).
Современные методы диагностики инфекционных заболеваний. ПЦР.
| 4.
| ПК-3, ПК-5
| Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| Учение об инфекции. Пути и механизмы передачи инфекций.
Роль микроорганизма в развитии инфекционного процесса. Патогенные микробы, изучение некоторых факторов патогенности. Методы определения вирулентности (Dlm).
Неспецифические факторы защиты макроорганизма. Фагоцитоз.
| 5.
| ОК-1
| Инфекционная иммунология.
| Учение об иммунитете. Специфические факторы защиты макроорганизма.
Серологические реакции: агглютинации, РНГА, преципитации. Реакции иммунного лизиса, реакция связывания комплемента (РСК). Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Методы экспресс диагностики: иммунофлюоресцентный (ИФ) и иммуноферментный анализ (ИФА).
Принципы серологической идентификации микроорганизмов. Серодиагностика инфекционных заболеваний. Диагностические биопрепараты: диагностические сыворотки, моноклональные антитела, диагностикумы, аллергены.
Теоретические основы иммунопрофилактики и иммунотерапии
инфекционных заболеваний. Вакцины. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины. Иммуномодуляторы.
| 6.
| ПК-3, ПК-5
| Возбудители гнойно-септических инфекции.
| Возбудители раневых гнойно-воспалительных и гнойно-септических инфекций - стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, облигатные неспорообразующие анаэробы и клостридии.
Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 7.
| ПК-3, ПК-5
| Возбудители острых кишечных инфекции.
| Энтеропатогенные эшерихии – возбудители эшерихиозов. Патогенные вибрионы – возбудители холеры.
Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа, паратифов А и Б и сальмонеллезных ПТИ.
Шигеллы – возбудители бактериальной дизентерии.
Возбудители ПТИ – стафилококки, клостридии. Острые диарейные инфекции, вызываемые Yersinia.
Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 8.
| ПК-3, ПК-5
| Воздушно-капельные инфекции.
| Бактерии - возбудители респираторных инфекций (возбудители дифтерии, коклюша, туберкулеза, скарлатины, менингита). Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 9.
| ПК-3, ПК-5
| Возбудители трансмиссивных инфекции.
| Патогенные риккетсии – возбудители сыпного тифа и других риккетсиозов. Боррелии - возбудители возвратного тифа. Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики.
| 10.
| ПК-3, ПК-5
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| Заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, урогенитальный хламидиоз).
Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 11.
| ПК-3, ПК-5
| Возбудители зоонозных инфекций.
| Возбудители бактериальных зоонозных инфекций. Сибирская язва, чума, бруцеллез, лептоспироз.
Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 12.
| ПК-3, ПК-5
| Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.
| Особенности строения эукариотических клеток. Отличительные особенности плесневых и дрожжевых грибов. Дрожжеподобные грибы рода Candida. Основные биологические свойства возбудителей микозов, патогенез заболеваний, принципы микробиологической диагностики.
| 13.
| ПК-3, ПК-5
| Общая вирусология.
| Введение в вирусологию. Анатомия и биохимия вирусов. Основные свойства вирусов и методы их изучения. Методы выделения и культивирования вирусов.
Репродукция вирусов. Взаимодействие вируса с клеткой. Методы индикации и идентификации вирусов.
Основные механизмы противовирусного иммунитета. Принципы профилактики и терапии вирусных инфекций.
МБД вирусных инфекций, молекулярно-генетические методы исследования.
| 14.
| ПК-3, ПК-5
| Частная вирусология
| Возбудители энтеровирусных инфекций. Полиомиелит. Вирусные гепатиты.
Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций (гриппа, аденовирусной инфекции, кори, краснухи, ветряной оспы).
Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
Возбудители нейровирусных инфекций (клещевого энцефалита, бешенства, герпеса). Онкогенные вирусы. ВИЧ – возбудитель СПИДа.
Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 15.
| ПК-3, ПК-5
| Микробиология полости рта.
| Микробиоценоз полости рта у здорового человека. Биопленки.
Кариесогенная микрофлора.
Возбудители одонтогенных инфекций.
Пародонтопатогенная микрофлора.
Стафилококки, стрептококки — возбудители воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.
Оппортунистические и инфекционные стоматиты.
Понятие о внутрибольничной инфекции.
Стерилизация и дезинфекция в стоматологии.
Основы антибактериальной терапии в стоматологии.
| |