Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства»





НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства»
страница1/5
Дата публикации10.03.2016
Размер0.59 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт математики, информатики и естественных наук
Кафедра биологии, экологии и методики обучения биологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебной дисциплины:

«Эколого-биологические основы сельского хозяйства»
Для направления подготовки:

050100.62 Педагогическое образование
Профиля:

Биология, Иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр
Форма обучения: очная.

Москва 2014
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050 100. 68 «Педагогическое образование».

Разработчик:
доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения биологии, кандидат сельскохозяйственных наук Зубков Н.В.

Рецензенты:
ГБОУ ВПО МГПУ, ИМИИЭН, доцент Назаренко Л.В.
ГБОУ ВПО РГГУ, ИП, доцент Ховрина Е.В.

Программа одобрена на заседании кафедры биологии, экологии и методики обучения биологии.

Протокол № 1 от 29. 08. 2014 г.

Зав. кафедрой: профессор, д.п.н. Суматохин С.В.

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014

© Кафедра биологии, экологии и методики обучения биологии, 2014

Цели и задачи освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний об особенностях производства сельскохозяйственной продукции в современных условиях техногенеза и выработка навыков, необходимых для организации и проведения исследовательской работы с растениями и животными в школе.

Задачи:

- изучение состава и свойств основных типов почв, условий сохранения и повышения их плодородия;

- освоение научных основ современных систем земледелия и путей повышения их продуктивности;

- формирование знаний о свойствах, способах и экологически безопасных технологиях хранения, подготовки и внесения органических и минеральных удобрений, а также микробных землеудобрительных биопрепаратов и химических мелиорантов;

- углубление знаний по морфологическим и биологическим особенностям важнейших сельскохозяйственных культур и животных;

- ознакомление с агротехникой сельскохозяйственных культур, биологией разведения, кормления и содержания сельскохозяйственных животных;

- изучение особенностей сочетания достижений научно-технического прогресса с принципами природосообразности при организации и осуществлении различных видов производственной деятельности в сфере агропромышленного комплекса

- развитие навыков организации опытнической работы в школе.

2. Место дисциплины в структуре ОПП.

Дисциплина «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» является курсом по выбору базовой части (Б.3.26.6) и предназначена для бакалавров 4 года обучения по направлению 050100 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Изучение эколого-биологических основ сельского хозяйства является логическим продолжением образовательного процесса по естественно-научным дисциплинам.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способен выявлять общие биологические закономерности, выделять признаки биологических систем (СК-3);

- способен прогнозировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах и биосфере (СК-6).

В результате изучения дисциплины ««Эколого-биологические основы сельского хозяйства» студент должен:

знать:,

- место и роль сельского хозяйства в системе общественного разделения труда;

- законы научного земледелия

- генетические, агрофизические и агрохимические особенности основных типов почв Нечерноземной зоны РФ;

- биологические особенности сорных растений и вред причиняемый ими;

- основные виды удобрений и химических мелиорантов, технологии их применения;

- производственно-биологическую характеристику основных полевых, овощных, плодовых и ягодных культур, теоретические основы их выращивания;

- основы нормированного кормления и зоогигиенические условия содержания животных и птиц.

- агробиологические основы производства экологически безопасной продукции растениеводства и животноводства;

уметь:

- распознавать основные типы почвы и их гранулометрический состав;

- распознавать основные минеральные удобрения и химические мелиоранты;

- рассчитывать нормы и выбирать приемы и способы внесения различных видов удобрений на планируемый урожай культур;

- определять актуальную и обменную кислотности почвы;

- распознавать семена, соцветия и плоды важнейших сельскохозяйственных культур;

- составлять схемы опытов и программы исследований с растениями и животными для школьников.

владеть практическими навыками:

- осуществления прививки плодовых культур;

- использования справочного и нормативного материала для определения норм минеральных и органических удобрений, химических и биологических средств защиты растений, норм кормления домашних животных;

- описания почвенных монолитов;

- организации проведения научных исследований с дикорастущими и сельскохозяйственными культурами.

- организации экскурсий и проведения уроков на производстве;

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов


Семестры

7

Аудиторные занятия (всего)

95

95

В том числе:







Лекции:

41

41

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

54

54

Самостоятельная работа (всего) 116

94

94

В том числе:







подготовка к лабораторно-практическим занятиям

28

28

подготовка к контрольным работам и тестированию

24

24

подготовка к коллоквиуму

20

20

подготовка рефератов, докладов

22

22

Подготовка к экзамену

27

27

Вид промежуточной аттестации: зачет (рейтинговая система) / дифференцированный зачет / экзамен

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

216

216

6

6


5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия


Самостоят. работа

Всего

1

Сельское хозяйство – как отрасль народного хозяйства

2

-

-

4

6

2

Почва как основа агропромышленного комплекса.

6




6

10

22

3

Земледелие как наука о рациональном использовании земли


6




6

10

22

4

Удобрения как фактор регулирования питания растений и их продуктивности.


6




8

8

22

5

Интегрированная защита сельскохозяйственных растений от сорняков, болезней и вредителей

2




-

4

6

6

Технология выращивания и уборки сельскохозяйственных культур


8

-

18

26

52

7

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.


8

-

14


24

46

8

Организация опытнической работы школьников с растениями и животными

3

-

2

8

13




Экзамен










27

27

Итого

41




54

121

216


5.2. Содержание разделов дисциплины
5.2. Содержание разделов дисциплины

№п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Сельское хозяйство – как отрасль народного хозяйства

Значение сельского хозяйства. Задачи и особенности сельскохозяйственного производства. Аграрные преобразования в России в XIX – XX вв. Адаптивная стратегия выживания человечества и сельское хозяйство. Продовольственная безопасность России. Безопасность сельского хозяйств для природы и человека.


2

Почва как основа агропромышленного комплекса.

Понятие о почве и её плодородии. Происхождение почвы. Факторы почвообразования. Производственная деятельность человека как фактор почвообразования.

Состав почвы. Происхождение и состав минеральной части твердой фазы почвы. Гранулометрический состав почвы и его агроэкологическое значение.

Происхождение и фракционно-групповой состав органического вещества почвы. Состав и строение гумусовых веществ. Агрономическое и экологическое значение органической части почвы.

Свойства почвы и приемы их регулирования. Физико-химические свойства почвы. Общие физические и физико-механические свойства почв. Агроэкологическое значение структуры и пути её регулирования.

Основные типы почв России и их сельскохозяйственное использование. Плодородие и охрана почв.

3

Земледелие как наука о рациональном использовании земли

Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука об использовании земли. Экологизация земледелия. Факторы жизни растений и законы земледелия.

Понятия о сорных растениях и засорителях. Вред, причиняемый сорными растениями. Пороги вредоносности.

Химические меры борьбы с сорняками и экологические проблемы обусловленные ими. Биологические меры, преимущество и недостатки. Комплексная борьба с сорными растениями.

Понятие о севообороте, повторных, бессменных посевах и монокультуре. Причины, обуславливающие необходимость чередования культур. Классификация севооборотов.

Принципы построения севооборотов. Роль промежуточных культур в севооборотах.

Основные схемы севооборотов в различных почвенно-климатических зонах страны. Проектирование, введение и освоение севооборотов. Экологическая оценка севооборотов.

Научные основы обработки почвы. Задачи обработки почвы в различных агроландшафтных и хозяйственных условиях. Технологические операции при обработке почвы. Приемы и способы основной и поверхностной обработок почвы и орудия для их выполнения.

Научные основы разноглубинной обработки почвы.

Экологические ограничения и ресурсосберегающие технологии как научно-практическая основа современных систем земледелия.

Система обработки почвы под основные сельскохозяйственные культуры. Обработка черного и раннего пара. Посев и послепосевная обработка почвы.

4

Удобрения как фактор регулирования питания растений и их продуктивности.

Питание растений и методы его регулирования. Удобрения как фактор регулирования питания растений и их продуктивности. Классификация удобрений. Понятие о технологии внесения удобрений и её составляющих: дозах, приемах, сроках и способах их внесения и заделки. Экологические последствия применения удобрений. Виды органических удобрений и их значение в воспроизводстве плодородия почвы и повышении эффективности минеральных удобрений. Зеленые удобрения.

Микробные землеудобрительные биопрепараты.

Моделирование баланса органического вещества почвы в севообороте и расчет норм органических удобрений для обеспечения бездефицитного баланса гумуса.

Определение потребности в органических удобрениях для оптимизация содержания гумуса.

Минеральные удобрения и их роль в круговороте питательных веществ. Классификация минеральных удобрений.

Состояние и перспективы применения минеральных удобрений в мировом и отечественном земледелии. Экологические последствия их использования. Способы снижения непродуктивных потерь азота из удобрений. Биологический азот в земледелии.

Распознавание минеральных удобрений по Петербургскому.

Определение норм минеральных удобрений методом элементарного баланса на планируемый урожай. Экологическая оценка системы удобрения.

Значение химических мелиорантов в изменении свойств почвы и минеральном питании растений. Известкование почв. Виды известковых материалов и их эффективность. Методы определения нуждаемости, доз и места внесения извести в агроценозах. Технология известкования.

5

Интегрированная защита сельскохозяйственных растений от сорняков, болезней и вредителей.


Экономические пороги вредоносности сорняков, болезней и вредителей в современном земледелии. Интегрированная защита сельскохозяйственных растений от вредных организмов. Роль химического метода в комплексах мероприятий по защите растений. Экологические проблемы применения химических средств защиты растений. Пути снижения отрицательных последствий применения химических средств защиты растений.

Сущность биологической защиты растений от вредных организмов. Состояние и перспективы применения микроорганизмов и микробных биопрепаратов для борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур.

6

Технология выращивания и уборки сельскохозяйственных культур


Производственная и ботанико-биологическая группировка полевых культур. Народнохозяйственное значение зерновых и зернобобовых культур. Строение и морфо-биологические особенности злаковых зерновых и зернобобовых культур. Жизненный цикл зерновых злаков. Биологические формы зерновых хлебов и особенности прохождения ими стадии яровизации.

Агротехника зерновых и зернобобовых культур. Строение и морфо-биологические особенности злаковых зерновых и зернобобовых культур. Определение видов и разновидностей зерновых и зернобобовых культур. Биология и приемы возделывания корнеплодов и клубнеплодов. Ботанические и биологические особенности масличных культур, прядильных культур, кормовых культур. Агротехника возделывания технических и кормовых культур. Технология производства и хранения кормов растительного происхождения (сено, сенаж, силос и др.). Производство кормов на лугах и пастбищах.

Значение овощей в питании человека. Классификация овощных растений. Размножение овощных культур. Ботанические, хозяйственные и биологические особенности капусты, столовых корнеплодов, луковых овощных растений, пасленовых, овощных культур семейства тыквенных и бобовых.

Распознавание посевного материала овощных культур по морфологическим признакам. Производство овощных культур в открытом грунте.

Конструкции и оборудование культивационных сооружений защищенного грунта. Тепличные грунты и требования предъявляемые к ним. Технология производства овощей в защищенном грунте

Народнохозяйственное значение и производственно-биологическая характеристика плодовых и ягодных культур. Строение плодовых растений. Выбор и подготовка участка под закладку сада

Подбор пород и сортов и их размещение в саду. Технология выращивания посадочного материала плодовых и ягодных культур. Способы прививки плодовых деревьев. Требования к подвоям.

Сроки и технологии закладки садов и ягодников. Уход за плодовыми и ягодными культурами. Правила и системы формирования кроны плодовых растений. Мероприятия по защите урожая.

7

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.


Животноводство как отрасль сельского хозяйства, Происхождение и одомашнение сельскохозяйственных животных. Признаки доместикации животных. Дифференциация видов сельскохозяйственных животных по направлениям продуктивности в процессе одомашнивания.

Учение о породе. Породы животных по направлению и продуктивности. Факторы породообразования. Классификация пород. Структура породы. Производственно-биологическая характеристика основных пород КРС, лошадей, свиней, овец. Основные породы кур, уток, гусей, индеек.

Естественный и искусственный отбор. Факторы, влияющие на эффективность отбора Чистопородное разведение сельскохозяйственных животных. Промышленное скрещивание Особенности содержания и кормления сельскохозяйственных животных. Воспроизводство стада.

Типы конституции сельскохозяйственных животных. Признаки ослабления конституции. Экстерьер и интерьер сельскохозяйственных животных и его значение в селекции. Схема изучения и оценки экстерьера сельскохозяйственных животных. Методы оценки экстерьера сельскохозяйственных животных. Индексы телосложения сельскохозяйственных животных. Виды кондиций сельскохозяйственных животных.

Понятие о кормах. Питательность кормов. Классификация кормов. Нормы кормления сельскохозяйственных животных. Рацион и принципы его составления. Основы зоогигиены и ветеринарии.

8

Организация опытнической работы школьников с растениями и животными


Цели и задачи опытнической работы школьников. Организация исследовательской деятельности с растениями и животными в школе. Основные элементы методики полевого опыта. Особенности исследований с плодово-ягодными и овощными культурами на пришкольном участке. Исследования с цветочными растениями. Примерные схемы опытов. Учёты и наблюдения.

Техника проведения вегетационных опытов.



5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Сельское хозяйство – как отрасль народного хозяйства

6/0,15

ПК-1

СК-3

СК-6

3

Почва как основа агропромышленного комплекса.

22/0,60

ПК-1

СК-3

СК-6

3

Земледелие как наука о рациональном использовании земли

22/0,60

ПК-1

СК-3

СК-6

3

Удобрения как фактор регулирования питания растений и их продуктивности.

22/0,60

ПК-1

СК-3

СК-6

3

Интегрированная защита сельскохозяйствен-ных растений от сорняков, болезней и вредителей.

6/0,15

ПК-1

СК-3

СК-6

3

Технология выращивания и уборки сельскохозяйственных культур

52/1,50

ПК-1

СК-3

СК-6

3

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

46/1,30

ПК-1

СК-3

СК-6

3

Организация опытнической работы школьников с растениями и животными

13/0,35

ПК-1

СК-3

СК-6

3

Экзамен

27/0,75












  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название)
Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconРабочая программа учебной дисциплины «химия»
Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 110809...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconПрограмма учебной дисциплины обж 110809 механизация сельского хозяйства 2013 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по специальности...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconПрограмма по дисциплине «Биологические основы сельского хозяйства»...
Специальность — 050101. 65 «Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология» Форма подготовки (очная)
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» icon«Утверждаю» Проректор по учебной работе мгупп д п. н., проф. Тютькова...
О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconПрограмма учебной дисциплины физическая культура 2014г
Программа учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего звена 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства разработана на...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconПрограмма учебной дисциплины математика
Программа учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего звена 35. 02. 07. «Механизация сельского хозяйства» разработана...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconМинистерство сельского хозяйства и продовольствия республики татарстан...
Рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати Ученым советом гну «Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconТема «Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства»
Цель урока: Создать условия для формирования представлений учащихся о географии сельского хозяйства, её структуры, географии рыболовства,...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconПрограмма вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства
Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений....
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconМеханизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconРабочая программа учебной дисциплины «физика» по специальности среднего...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности спо
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconПрограмма учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего...
Программа учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего звена 35. 02. 07. «Механизация сельского хозяйства» разработана...
Рабочая программа Учебной дисциплины: «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск