Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет» Институт математики, информатики и естественных наук Кафедра биологии, экологии и методики обучения биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины:
«Эколого-биологические основы сельского хозяйства» Для направления подготовки:
050100.62 Педагогическое образование Профиля:
Биология, Иностранный язык Квалификация (степень) выпускника:
Бакалавр Форма обучения: очная.
Москва 2014 Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050 100. 68 «Педагогическое образование».
Разработчик: доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения биологии, кандидат сельскохозяйственных наук Зубков Н.В.
Рецензенты: ГБОУ ВПО МГПУ, ИМИИЭН, доцент Назаренко Л.В. ГБОУ ВПО РГГУ, ИП, доцент Ховрина Е.В.
Программа одобрена на заседании кафедры биологии, экологии и методики обучения биологии.
Протокол № 1 от 29. 08. 2014 г.
Зав. кафедрой: профессор, д.п.н. Суматохин С.В.
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014
© Кафедра биологии, экологии и методики обучения биологии, 2014
Цели и задачи освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний об особенностях производства сельскохозяйственной продукции в современных условиях техногенеза и выработка навыков, необходимых для организации и проведения исследовательской работы с растениями и животными в школе.
Задачи:
- изучение состава и свойств основных типов почв, условий сохранения и повышения их плодородия;
- освоение научных основ современных систем земледелия и путей повышения их продуктивности;
- формирование знаний о свойствах, способах и экологически безопасных технологиях хранения, подготовки и внесения органических и минеральных удобрений, а также микробных землеудобрительных биопрепаратов и химических мелиорантов;
- углубление знаний по морфологическим и биологическим особенностям важнейших сельскохозяйственных культур и животных;
- ознакомление с агротехникой сельскохозяйственных культур, биологией разведения, кормления и содержания сельскохозяйственных животных;
- изучение особенностей сочетания достижений научно-технического прогресса с принципами природосообразности при организации и осуществлении различных видов производственной деятельности в сфере агропромышленного комплекса
- развитие навыков организации опытнической работы в школе.
2. Место дисциплины в структуре ОПП.
Дисциплина «Эколого-биологические основы сельского хозяйства» является курсом по выбору базовой части (Б.3.26.6) и предназначена для бакалавров 4 года обучения по направлению 050100 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Изучение эколого-биологических основ сельского хозяйства является логическим продолжением образовательного процесса по естественно-научным дисциплинам.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способен выявлять общие биологические закономерности, выделять признаки биологических систем (СК-3);
- способен прогнозировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах и биосфере (СК-6).
В результате изучения дисциплины ««Эколого-биологические основы сельского хозяйства» студент должен:
знать:,
- место и роль сельского хозяйства в системе общественного разделения труда;
- законы научного земледелия
- генетические, агрофизические и агрохимические особенности основных типов почв Нечерноземной зоны РФ;
- биологические особенности сорных растений и вред причиняемый ими;
- основные виды удобрений и химических мелиорантов, технологии их применения;
- производственно-биологическую характеристику основных полевых, овощных, плодовых и ягодных культур, теоретические основы их выращивания;
- основы нормированного кормления и зоогигиенические условия содержания животных и птиц.
- агробиологические основы производства экологически безопасной продукции растениеводства и животноводства;
уметь:
- распознавать основные типы почвы и их гранулометрический состав;
- распознавать основные минеральные удобрения и химические мелиоранты;
- рассчитывать нормы и выбирать приемы и способы внесения различных видов удобрений на планируемый урожай культур;
- определять актуальную и обменную кислотности почвы;
- распознавать семена, соцветия и плоды важнейших сельскохозяйственных культур;
- составлять схемы опытов и программы исследований с растениями и животными для школьников.
владеть практическими навыками:
- осуществления прививки плодовых культур;
- использования справочного и нормативного материала для определения норм минеральных и органических удобрений, химических и биологических средств защиты растений, норм кормления домашних животных;
- описания почвенных монолитов;
- организации проведения научных исследований с дикорастущими и сельскохозяйственными культурами.
- организации экскурсий и проведения уроков на производстве;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 7
| Аудиторные занятия (всего)
| 95
| 95
| В том числе:
|
|
| Лекции:
| 41
| 41
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 54
| 54
| Самостоятельная работа (всего) 116
| 94
| 94
| В том числе:
|
|
| подготовка к лабораторно-практическим занятиям
| 28
| 28
| подготовка к контрольным работам и тестированию
| 24
| 24
| подготовка к коллоквиуму
| 20
| 20
| подготовка рефератов, докладов
| 22
| 22
| Подготовка к экзамену
| 27
| 27
| Вид промежуточной аттестации: зачет (рейтинговая система) / дифференцированный зачет / экзамен
| экзамен
| экзамен
| Общая трудоемкость: часы
зачетные единицы
| 216
| 216
| 6
| 6
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоят. работа
| Всего
| 1
| Сельское хозяйство – как отрасль народного хозяйства
| 2
| -
| -
| 4
| 6
| 2
| Почва как основа агропромышленного комплекса.
| 6
|
| 6
| 10
| 22
| 3
| Земледелие как наука о рациональном использовании земли
| 6
|
| 6
| 10
| 22
| 4
| Удобрения как фактор регулирования питания растений и их продуктивности.
| 6
|
| 8
| 8
| 22
| 5
| Интегрированная защита сельскохозяйственных растений от сорняков, болезней и вредителей
| 2
|
| -
| 4
| 6
| 6
| Технология выращивания и уборки сельскохозяйственных культур
| 8
| -
| 18
| 26
| 52
| 7
| Животноводство как отрасль сельского хозяйства.
| 8
| -
| 14
| 24
| 46
| 8
| Организация опытнической работы школьников с растениями и животными
| 3
| -
| 2
| 8
| 13
|
| Экзамен
|
|
|
| 27
| 27
| Итого
| 41
|
| 54
| 121
| 216
|
5.2. Содержание разделов дисциплины 5.2. Содержание разделов дисциплины
№п/п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| 1
| Сельское хозяйство – как отрасль народного хозяйства
| Значение сельского хозяйства. Задачи и особенности сельскохозяйственного производства. Аграрные преобразования в России в XIX – XX вв. Адаптивная стратегия выживания человечества и сельское хозяйство. Продовольственная безопасность России. Безопасность сельского хозяйств для природы и человека.
| 2
| Почва как основа агропромышленного комплекса.
| Понятие о почве и её плодородии. Происхождение почвы. Факторы почвообразования. Производственная деятельность человека как фактор почвообразования.
Состав почвы. Происхождение и состав минеральной части твердой фазы почвы. Гранулометрический состав почвы и его агроэкологическое значение.
Происхождение и фракционно-групповой состав органического вещества почвы. Состав и строение гумусовых веществ. Агрономическое и экологическое значение органической части почвы.
Свойства почвы и приемы их регулирования. Физико-химические свойства почвы. Общие физические и физико-механические свойства почв. Агроэкологическое значение структуры и пути её регулирования.
Основные типы почв России и их сельскохозяйственное использование. Плодородие и охрана почв.
| 3
| Земледелие как наука о рациональном использовании земли
| Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука об использовании земли. Экологизация земледелия. Факторы жизни растений и законы земледелия.
Понятия о сорных растениях и засорителях. Вред, причиняемый сорными растениями. Пороги вредоносности.
Химические меры борьбы с сорняками и экологические проблемы обусловленные ими. Биологические меры, преимущество и недостатки. Комплексная борьба с сорными растениями.
Понятие о севообороте, повторных, бессменных посевах и монокультуре. Причины, обуславливающие необходимость чередования культур. Классификация севооборотов.
Принципы построения севооборотов. Роль промежуточных культур в севооборотах.
Основные схемы севооборотов в различных почвенно-климатических зонах страны. Проектирование, введение и освоение севооборотов. Экологическая оценка севооборотов.
Научные основы обработки почвы. Задачи обработки почвы в различных агроландшафтных и хозяйственных условиях. Технологические операции при обработке почвы. Приемы и способы основной и поверхностной обработок почвы и орудия для их выполнения.
Научные основы разноглубинной обработки почвы.
Экологические ограничения и ресурсосберегающие технологии как научно-практическая основа современных систем земледелия.
Система обработки почвы под основные сельскохозяйственные культуры. Обработка черного и раннего пара. Посев и послепосевная обработка почвы.
| 4
| Удобрения как фактор регулирования питания растений и их продуктивности.
| Питание растений и методы его регулирования. Удобрения как фактор регулирования питания растений и их продуктивности. Классификация удобрений. Понятие о технологии внесения удобрений и её составляющих: дозах, приемах, сроках и способах их внесения и заделки. Экологические последствия применения удобрений. Виды органических удобрений и их значение в воспроизводстве плодородия почвы и повышении эффективности минеральных удобрений. Зеленые удобрения.
Микробные землеудобрительные биопрепараты.
Моделирование баланса органического вещества почвы в севообороте и расчет норм органических удобрений для обеспечения бездефицитного баланса гумуса.
Определение потребности в органических удобрениях для оптимизация содержания гумуса.
Минеральные удобрения и их роль в круговороте питательных веществ. Классификация минеральных удобрений.
Состояние и перспективы применения минеральных удобрений в мировом и отечественном земледелии. Экологические последствия их использования. Способы снижения непродуктивных потерь азота из удобрений. Биологический азот в земледелии.
Распознавание минеральных удобрений по Петербургскому.
Определение норм минеральных удобрений методом элементарного баланса на планируемый урожай. Экологическая оценка системы удобрения.
Значение химических мелиорантов в изменении свойств почвы и минеральном питании растений. Известкование почв. Виды известковых материалов и их эффективность. Методы определения нуждаемости, доз и места внесения извести в агроценозах. Технология известкования.
| 5
| Интегрированная защита сельскохозяйственных растений от сорняков, болезней и вредителей.
| Экономические пороги вредоносности сорняков, болезней и вредителей в современном земледелии. Интегрированная защита сельскохозяйственных растений от вредных организмов. Роль химического метода в комплексах мероприятий по защите растений. Экологические проблемы применения химических средств защиты растений. Пути снижения отрицательных последствий применения химических средств защиты растений.
Сущность биологической защиты растений от вредных организмов. Состояние и перспективы применения микроорганизмов и микробных биопрепаратов для борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур.
| 6
| Технология выращивания и уборки сельскохозяйственных культур
| Производственная и ботанико-биологическая группировка полевых культур. Народнохозяйственное значение зерновых и зернобобовых культур. Строение и морфо-биологические особенности злаковых зерновых и зернобобовых культур. Жизненный цикл зерновых злаков. Биологические формы зерновых хлебов и особенности прохождения ими стадии яровизации.
Агротехника зерновых и зернобобовых культур. Строение и морфо-биологические особенности злаковых зерновых и зернобобовых культур. Определение видов и разновидностей зерновых и зернобобовых культур. Биология и приемы возделывания корнеплодов и клубнеплодов. Ботанические и биологические особенности масличных культур, прядильных культур, кормовых культур. Агротехника возделывания технических и кормовых культур. Технология производства и хранения кормов растительного происхождения (сено, сенаж, силос и др.). Производство кормов на лугах и пастбищах.
Значение овощей в питании человека. Классификация овощных растений. Размножение овощных культур. Ботанические, хозяйственные и биологические особенности капусты, столовых корнеплодов, луковых овощных растений, пасленовых, овощных культур семейства тыквенных и бобовых.
Распознавание посевного материала овощных культур по морфологическим признакам. Производство овощных культур в открытом грунте.
Конструкции и оборудование культивационных сооружений защищенного грунта. Тепличные грунты и требования предъявляемые к ним. Технология производства овощей в защищенном грунте
Народнохозяйственное значение и производственно-биологическая характеристика плодовых и ягодных культур. Строение плодовых растений. Выбор и подготовка участка под закладку сада
Подбор пород и сортов и их размещение в саду. Технология выращивания посадочного материала плодовых и ягодных культур. Способы прививки плодовых деревьев. Требования к подвоям.
Сроки и технологии закладки садов и ягодников. Уход за плодовыми и ягодными культурами. Правила и системы формирования кроны плодовых растений. Мероприятия по защите урожая.
| 7
| Животноводство как отрасль сельского хозяйства.
| Животноводство как отрасль сельского хозяйства, Происхождение и одомашнение сельскохозяйственных животных. Признаки доместикации животных. Дифференциация видов сельскохозяйственных животных по направлениям продуктивности в процессе одомашнивания.
Учение о породе. Породы животных по направлению и продуктивности. Факторы породообразования. Классификация пород. Структура породы. Производственно-биологическая характеристика основных пород КРС, лошадей, свиней, овец. Основные породы кур, уток, гусей, индеек.
Естественный и искусственный отбор. Факторы, влияющие на эффективность отбора Чистопородное разведение сельскохозяйственных животных. Промышленное скрещивание Особенности содержания и кормления сельскохозяйственных животных. Воспроизводство стада.
Типы конституции сельскохозяйственных животных. Признаки ослабления конституции. Экстерьер и интерьер сельскохозяйственных животных и его значение в селекции. Схема изучения и оценки экстерьера сельскохозяйственных животных. Методы оценки экстерьера сельскохозяйственных животных. Индексы телосложения сельскохозяйственных животных. Виды кондиций сельскохозяйственных животных.
Понятие о кормах. Питательность кормов. Классификация кормов. Нормы кормления сельскохозяйственных животных. Рацион и принципы его составления. Основы зоогигиены и ветеринарии.
| 8
| Организация опытнической работы школьников с растениями и животными
| Цели и задачи опытнической работы школьников. Организация исследовательской деятельности с растениями и животными в школе. Основные элементы методики полевого опыта. Особенности исследований с плодово-ягодными и овощными культурами на пришкольном участке. Исследования с цветочными растениями. Примерные схемы опытов. Учёты и наблюдения.
Техника проведения вегетационных опытов.
|
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплинарного модуля
| Количество часов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Сельское хозяйство – как отрасль народного хозяйства
| 6/0,15
| ПК-1
| СК-3
| СК-6
| 3
| Почва как основа агропромышленного комплекса.
| 22/0,60
| ПК-1
| СК-3
| СК-6
| 3
| Земледелие как наука о рациональном использовании земли
| 22/0,60
| ПК-1
| СК-3
| СК-6
| 3
| Удобрения как фактор регулирования питания растений и их продуктивности.
| 22/0,60
| ПК-1
| СК-3
| СК-6
| 3
| Интегрированная защита сельскохозяйствен-ных растений от сорняков, болезней и вредителей.
| 6/0,15
| ПК-1
| СК-3
| СК-6
| 3
| Технология выращивания и уборки сельскохозяйственных культур
| 52/1,50
| ПК-1
| СК-3
| СК-6
| 3
| Животноводство как отрасль сельского хозяйства.
| 46/1,30
| ПК-1
| СК-3
| СК-6
| 3
| Организация опытнической работы школьников с растениями и животными
| 13/0,35
| ПК-1
| СК-3
| СК-6
| 3
| Экзамен
| 27/0,75
|
|
|
|
| |