МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме
Кафедра биологии, географии и методики их преподавания
Левых А.Ю.
ЗООЛОГИЯ
Б1.В.ОД.1
Рабочая программа
для аспирантов специальности «06.06.01. Биологические науки
(03.02.04 – Зоология, очная)»
Ишим
Издательство филиала
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме
2014
Левых Алена Юрьевна. Зоология (Б1.В.ОД.1). Рабочая программа для аспирантов специальности «06.06.01. Биологические науки (03.02.04 – Зоология, очная)». Ишим, 2014, 18 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями (ФГОС ВО) с учетом рекомендаций и ОПОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте филиала ТюмГУ в г. Ишиме: Зоология [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.igpi-ishim.ru/nauka/aspirantura , свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой биологии, географии и МП. Утверждено зам. директора по научной работе филиала ТюмГУ в г. Ишиме.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Левых А.Ю., к.б.н., доцент.
© Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме, 2014.
© Левых А.Ю., 2014.
Пояснительная записка.
Цели и задачи дисциплины (модуля)
Цель курса: расширение и углубление представлений аспирантов об уровнях организации и планах строения животных, основных направлениях эволюции животного царства, о таксономическом и экологическом многообразии животного мира и его значении для существования биосферы как глобальной экосистемы
Задачи освоения дисциплин
теоретический компонент:
- изучение современной системы животного мира, её истории, путей и закономерностей развития,
- изучение основных групп животных, их анатомии, морфологии, физиологии, экологии, филогении;
2) практический компонент:
- формирование основных практических навыков в области применения зоологических знаний;
- применение современных методов исследования животных на практике в природе и в условиях лаборатории.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б1.В.ОД.1 «Зоология» относится к обязательным дисциплинам вариативного блока учебного плана подготовки аспирантов по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адьюнктуре) «06.06.01. Биологические науки (03.02.04 – Зоология, очная)»
Дисциплина «Зоология» занимает центральное место среди дисциплин предметной подготовки аспирантов,
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах подготовки бакалавров или специалистов:
- «Зоология»;
- «Физиология человека и животных»;
- «Экология»;
- «Теория эволюции».
Для успешного изучения курса аспиранту необходимо знать общебиологические и специальные зоологические понятия и закономерности.
Основные понятия дисциплины будут использованы при последующем изучении дисциплин «Основы териологии» и «Орнитология», при подготовке к кандидатскому экзамену по зоологии, в научно-исследовательской работе и при выполнении диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук Таблица 1.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Орнитология
| +
| +
| +
| +
| -
| +
| 2.
| Основы териологии
| +
| +
| +
| +
| -
| +
|
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
универсальные компетенции:
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2);
- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
общепрофессиональные компетенции:
- владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области биологических наук (ОПК-1);
- владение культурой научного исследования в области биологических наук, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2);
профессиональные компетенции:
- понимание современных проблем экологии и использование фундаментальных представлений о структуре и функционировании живых систем в сфере профессиональной деятельности (ПК-7);
- знание и использование основных теорий, концепций и принципов в области биологической деятельности, способность к системному мышлению, знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку (ПК-8);
- способность к самостоятельному анализу имеющейся информации с использованием современных информационных технологий, выявлению фундаментальных проблем зоологии, постановке задач и выполнению научных исследований при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры (ПК-9). 1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
В результате изучение дисциплины студент должен:
знать:
- современную зоологическую терминологию;
- принципы системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;
- основные систематические группы животных и их основных представителей;
- особенности морфологии, физиологии и воспроизведения;
- географическое распространение и экологию представителей основных таксонов,
- роль животных в природе и жизни человека;
- экологические принципы рационального природопользования;
- основные этапы эволюции животных;
- закономерности исторического развития животного мира.
уметь:
- применять зоологические знания в практической деятельности биолога:
- определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать животных;
- объяснять физиологические особенности работы различных систем и органов животных,
- проводить наблюдения в природе и в лаборатории;
владеть:
знаниями об особенностях организации и функционирования животных на разных этапах развития органического мира; современной классификацией животных. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр V. Форма промежуточной аттестации – экзамен Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов, из них 54 часа, выделенных на самостоятельную работу. 3. Тематический план
Таблица 3. №
| Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерак
тивной форме, в часах
| Формы контроля
| Лекции *
| Семинарские (практические) занятия*
| Лабораторные занятия*
| Самостоятельная работа*
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1
| Теоретические основы зоологии
| 1-4
| 4
| 8
| -
| 24
| 24
| 6
| -
| 1.1
| Зоология как наука, её история, цель, задачи, предмет изучения.
| 1,2
| 2
| 4
| -
| 12
| 12
| 2
| Устный опрос
| 1.2
| Основы зоологической систематики
| 3,4
| 2
| 4
| -
| 12
| 12
| 4
| Реферативный
доклад
| 2
| Основы эволюционного учения
| 5-10
| 4
| 8
| -
| 24
| 24
| 6
| -
| 2.1
| Основные закономерности эволюции животного мира
| 5,6,7
| 2
| 4
| -
| 12
| 12
| 2
| Устный опрос
| 2.2
| Этапы развития и основные филогенетические отношения в животном мире
| 7,8,9
| 2
| 4
| -
| 12
| 12
| 4
| Контрольная работа
| 3
| Разнообразие животного мира
| 10-16
| 4
| 8
| -
| 24
| 24
| 6
|
| 3.1
| Обзор и характеристика основных типов и классов беспозвоночных животных.
| 11,11,12
| 2
| 4
| -
| 12
| 12
| 2
| Устный опрос
| 3.2
| Общая характеристика типа Хордовых. Признаки, количественный состав групп, распространение.
| 13,14,
15,16
| 2
| 4
| -
| 12
| 12
| 4
| Реферативный
доклад
|
| Итого (часов):
|
| 12
| 24
| -
| 72
| 72
| 18
| экзамен
|
| Из них в интеракт. форме
|
| 6
| 12
| -
| -
| -
| 18
|
|
4. Содержание дисциплины
Теоретические основы зоологии
Зоология как наука, её цель, задачи, предмет и объект изучения
Зоология как наука, изучающая животный миp, его эволюционное развитие во взаимосвязи с условиями существования, его значение в пpиpоде и жизни человека. Сходство и pазличия животных, pастений и дpугих оpганизмов. Основные дисциплины, изучающие животных: моpфология, систематика, физиология, эмбpиология, онтогенетика, экология, зоогеогpафия, палеонтология, филогенетика. Важнейшие pазделы зоологии.
Основы зоологической систематики Основные принципы классификации животных
Основные типы организации животных. Одноклеточные и многоклеточные. Многоклеточные низшие и высшие: двуслойные, трехслойные (паренхиматозные, первичнополостные, вторичнополостные). Первичноротые и вторичноротые. Типы симметрии у животных. Учение о зародышевых листках. Основы учения о тканях. Морфологические закономерности эволюции животного мира. Основы эволюции животных
Основные закономерности эволюции животного мира
Общее прогрессивное развитие животного мира. Усложнение и организации. Биологический прогресс по А.Н. Северцову. Ароморфозы. Адаптивная радиация. Биологический регресс. Упрощение организации и дегенерация. Дивергенция, конвергенция, параллелизмы в мире животных. Приспособительные типы, жизненные формы. Эволюция онтогенеза. Формирование этапов онтогенеза многоклеточных. Последовательность основных онтогенетических стадий. Учение о рекапитуляции. Биогенетический закон.
Этапы развития и основные филогенетические отношения в животном мире
Возникновение одноклеточных животных. Отношения между животным и растительным царствами. Скорость эволюционного прогресса в разных систематических группах и палеонтологический возраст. Эпохи расцвета и вымирания видов. Факторы вымирания. Реликты или живые ископаемые. Пути образования таксонов и жизненных форм. Учение о жизненных формах.
Таксономическое разнообразие животного мира
Обзор и характеристика основных типов и классов беспозвоночных животных
Подцарство Простейшие. Сравнительная характеристика типов Простейших. Основные классы и их признаки. Филогения Простейших. Проблема происхождения многоклеточных. Надразделы Фагоцителлозоа, Паразоа и Эвметазоа. Разделы радиальных и билатеральных животных. Двухслойные и трехслойные. Первичноротые и Вторичноротые. Характеристика типов Пластинчатых, Губок, Стрекающих, Гребневиков, Плоских червей, Немертин, Круглых червей, Коловраток, Щупальцевых, Кольчецов, Погонофор, Членистоногих, Моллюсков, Иглокожих.
Основные типы организации животных. Одноклеточные и многоклеточные. Многоклеточные низшие и высшие: двуслойные, трехслойные (паренхиматозные, первичнополостные, вторичнополостные). Первичноротые и вторичноротые. Типы симметрии у животных. Учение о зародышевых листках. Основы учения о тканях. Морфологические закономерности эволюции животного мира.
Общая характеристика типа Хордовых. Признаки, количественный состав групп, распространение
Общая характеристика хордовых животных. План строения. Особенности эмбриогенеза, физиологии и биохимии. Сходство с другими вторичноротыми целомическими животными. Сравнительно-анатомические связи с отдельными группами беспозвоночных животных. Происхождение хордовых. Систематика хордовых.
Низшие хордовые – подтип Бесчерепные. Примитивные и прогрессивные черты их организации. Систематика, экология и распространение класса головохордовых. Систематика, экология и распространение оболочников. Пути регресса в эволюции у подтипа оболочников.
Общая характеристика подтипа Позвоночных или Черепных. Особенности организации и развития.
|