Кацудзо Ниши
ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ: уроки медитации
(курс лекций и практических занятий)
Санкт-Петербург Издательство «Вектор» 2009
Ниши Кацудзо. - Очищение души: уроки медитации (курс лекций и практических занятий). — СПб.: Издательство «Вектор», 2009. — 128 с. (Сер.: Система здоровья Ниши)
ISBN 978-5-9684-1007-8
Данная книга — литературная обработка лекций и практических занятий по освоению техник медитации, которые проводил для своих учеников К. Ниши.
Медитации — одно из самых естественных состояний человека. Медитация возвращает нас к нашей истинной природе, успокаивает смятенный ум, духовно очищает и просвещает нас. Именно поэтому практика медитаций — одно из самых верных путей, ведущих к духовному и телесному здоровью.
ISBN 978-5-9684-1007-8 © Издательство «Вектор», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1
СОЗЕРЦАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ 4
МЕДИТАЦИЯ: ВХОД В СОСТОЯНИЕ ИСЦЕЛЕНИЯ 5
ПРОБУЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЦЕЛИТЕЛЯ 12
ОБРЕТЕНИЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ — ОСНОВА ИСЦЕЛЕНИЯ 18
ИСЦЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ 25
МЕДИТАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ 39
Медитация, благотворно влияющая на нервы 39
з
СОДЕРЖАНИЕ 1
СОЗЕРЦАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ 4
МЕДИТАЦИЯ: ВХОД В СОСТОЯНИЕ ИСЦЕЛЕНИЯ 5
ПРОБУЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЦЕЛИТЕЛЯ 12
ОБРЕТЕНИЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ — ОСНОВА ИСЦЕЛЕНИЯ 18
ИСЦЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ 25
МЕДИТАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ 39
Медитация, благотворно влияющая на нервы 39
СОЗЕРЦАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Спокойное созерцание — это то, что спасает, когда страдает тело и томится дух. Спокойное созерцание — это то, что дает надежду и показывает путь к выздоровлению, когда, казалось, все пути отрезаны.
Находиться в состоянии спокойного созерцания — значит, уметь слышать и понимать себя. Значит, находить ответы на все свои вопросы — ответы, которые есть в тебе самом, только ты их не слышишь за суетой своей жизни и за бессмысленной толкотней своих мыслей. Наш организм мудр. Он знает все о жизни и о себе. Он знает в том числе и пути к исцелению. Только мы не даем ему воплотить это знание в жизнь. Мы не хотим слушать свой организм, мы предпочитаем много говорить сами и много суетиться. Дайте же слово своему организму Ему есть что вам сказать.
Если бы западный мир знал о том, что такое медитация, — насколько меньше было бы там больных людей, насколько больше было бы людей счастливых и здоровых! Это поистине чудесное средство — основа здоровья.
В моем детстве у меня было много возможностей обучиться искусству сосредоточенного созерцания — медитации, потому что я был болен, неизлечимо бо-
б
лен. Так считали врачи. Так считали и мои родители. Преодолеть смерть мне помогла медитация. Я созерцал зацветающую, цветущую и отцветающую сакуру, я видел, как уносит ветер опавшие розовые лепестки — и все же следующей весной дерево оживало вновь, и все начиналось сначала. И я понял, что в природе смерти нет — а есть только вечная, вновь и вновь возрождающаяся жизнь. А потому не должен бояться смерти и человек — ведь и он частица природы, и он живет по тем же законам. Я перестал бояться смерти, и с этого началось мое выздоровление. Можно сказать, что мое выздоровление началось с постижения истинных законов мира, законов природы — а постигал я их в медитации, только в медитации. Только в медитации постиг я тайны своего организма, услышал его ответы на свои вопросы — и нашел истинные средства исцеления, которые нужны были мне. Не в книжках, не в беседах ученых мужей нашел я эти пути и средства исцеления — нашел я их внутри себя, нашел благодаря искусству сосредоточенного созерцания.
Выздоровление начинается с обнаружения нужного состояния — состояния исцеления — внутри себя. В это состояние невозможно войти в суете повседневной жизни, когда мозг занят решением сразу нескольких проблем одновременно и не успевает переваривать все те мысли, которые одновременно хаотически движутся по его извилинам. Состояние исцеления — состояние внутренней тишины. Состояние внутренней тишины дает нам только медитация.
Медитация — это так непросто для современного человека, особенно человека западного, отягощенного множеством каждодневных забот и проблем. Я не говорю, что надо отбросить все заботы. Я говорю, что надо найти иной подход к ним, как и иной подход к своему здоровью, к решению множества проблем. В состоянии взбудораженного, «болтливого» ума не найти решения проблем, как и не найти путей к здоровью. Внутренняя тишина, сосредоточенное созерцание — вот состояние, в котором приходит здоровье. Нет этого состояния — нет и здоровья. Успокойте свой взбудораженный ум, найдите в себе состояние внутренней тишины, состояние, когда приходят ответы на все вопросы, состояние, в котором организм начинает исцелять себя сам. Найдите в себе это сокровище — и вы будете здоровы.
МЕДИТАЦИЯ: ВХОД В СОСТОЯНИЕ ИСЦЕЛЕНИЯ НАШ УМ — НАШ ДРУГ И ВРАГЧеловек отличается от животных прежде всего наличием мыслящего ума. Мыслящий ум дан нам эволюцией то ли за какие-то наши заслуги, то ли за грехи. Да, конечно, мыслящий ум — несомненный признак прогресса, это шаг вверх по эволюционной лестнице. Но вот только человек еще не дошел до той благословенной ступени эволюции, когда ум станет поистине его другом. Мы еще не научились пользоваться своим умом так, как хочет от нас Природа. И в этом смысле мы похожи на малолетнее дитя, которому дали поиграть сложным техническим приспособлением, таким, например, как телефон. Дитя еще не знает, как много пользы для себя он может извлечь из этого прибора, и делает его ни на что не годным, просто разобрав на части и разломав некоторые детали. Также и человек со своим умом — он еще не знает, сколь точный и удивительный это механизм, как много пользы можно извлечь из него, — и использует его не на пользу, а лишь во вред себе.Чтобы использовать ум себе на пользу, надо стать хозяином своего ума. Пока же большинство людей позволяют своему уму хозяйничать так, как ему хочется. Находясь в полном подчинении ума, они теряют свою власть над собой и своей жизнью.Попробуйте проконтролировать, чем занят ваш ум — хотя бы в данный момент. Вы увидите, что он цепляется за все, что попадает в поле его восприятия, перескакивает с одного предмета на другой и создает в вашей голове полный сумбур, тогда как поистине важные для вас проблемы не решаются. Ум не хочет решать проблемы — он хочет заниматься пустым цеплянием за все окружающее. И вы ему в этом потакаете, потому что не стремитесь дисциплинировать его и призвать к тишине и спокойствию.Любые мысли залетают в вашу голову как только захотят. И вы думаете о том, как накормить семью, как заработать деньги, как купить какие-то вещи, как выполнить работу, как всерьез заняться своим здоровьем, и все вперемешку сопровождается сожалениями о прошлом, страхами перед будущим, сомнениями, разочарованиями, обидами и еще множеством сочетаемых и несочетаемых меж собою чувств. И все мысли и чувства скачут, суетятся, сменяют друг друга, вот только вам от этого никакого толку. Мысли и чувства не предлагают вам решений ваших проблем — они просто занимают впустую вашу голову. Напротив — чем больше скачут и суетятся мысли и чувства, тем дальше вы от истинного решения ваших проблем. Пустая болтовня мыслей в вашей голове заглушает голос Истины — той Истины, что всегда живет в глубинах вашего существа и готова вам сообщить все ответы на ваши вопросы. Готова — если готовы услышать эти ответы будете и вы.Если вы закроете глаза и овладеете искусством сосредоточенного созерцания — пустые скачущие мысли уйдут, и им на смену придут из глубины вашего существа истинные ответы на ваши вопросы, истинные решения ваших проблем. Ведь кроме скачущего суетливого ума у каждого из нас есть Разум — природная глубинная мудрость. Тот самый наш внутренний це Я посмотрел на сад камней —
И замер,
Услышав музыку, застывшую в веках
литель, который знает лекарство от всех наших хворей и проблем. Но скачущий поверхностный ум не дает природному Разуму сказать и слова. А он только и ждет, когда мы успокоимся и услышим наконец его. Услышим, чтобы постичь истинную суть вещей. Услышим, чтобы увидеть сущность своих проблем и их решений. Услышим, чтобы стать здоровыми.
Взгляните на Природу — на любое природное явление. Природа спокойна и величественна — она всегда такова, даже когда бушует ураган на море или на суше, даже когда хлещет ливень и грохочет гром. Во всем этом есть величие и спокойствие. И еще во всем этом есть сила.
Человек — дитя природы — в процессе цивилизации стал прямой ей, природе, противоположностью. В его поведении нет силы, нет мощи — зато в нем огромное количество суеты и беспокойства.
Освоить искусство медитации — значит уподобиться Природе с ее мощью, силой, с ее спокойствием. А Природа всегда здорова — она никогда не болеет. Освоить искусство медитации — значит стать единым с великой, могущественной, спокойной и здоровой Природой. Это значит самому стать таким, как Природа, — великим, могущественным, спокойным и здоровым.
Как успокоить ум и дать слово Разуму?
Однажды я сидел на берегу океана. Сомнения и страхи терзали меня, в голове крутились мысли о бессмысленности и пустоте моего существования. И тут океан отвлек мое внимание от меня же самого, от пустого бессмысленного круговорота мыслей — я взглянул на океан, проник взглядом в его глубины и увидел, кажется, самую его душу. И эта душа, душа океана, сказала мне: «Во мне есть лишь глубина и покой. А брызги над моей поверхностью — это то, что приходит и уходит. Так же и твои мятущиеся мысли — лишь то, что приходит и уходит. Глубина и покой твоей души — вот то, что истинно твое, вот то, что остается навсегда».
И я мгновенно почувствовал глубину и покой, которые и есть моя истинная суть. Это бездонное пространство покоя внутри меня — вот то, что есть на самом деле я. А мои страхи, сомнения, тревоги — лишь брызги над поверхностью океана, они приходят и уходят — они уйдут, уйдут, чтобы освободить место моему истинному Я, которое скажет мне свое слово исцеления.
Отчаяние от болезни само вытолкнуло меня в состояние просветленной медитации. Отчаявшийся ум устал от бесплодных своих метаний и терзаний — и замолчал, пораженный мощью океана. Я остановил свой ум — чтобы дать слово Разуму. Душа океана помогла мне в этом.
Но этого состояния можно достичь и сознательно. Если ум мечется и не хочет останавливаться — можно обмануть его и заставить это сделать. Обмануть его можно, заняв чем-нибудь другим.
У края бездны Я стою.
Спиною к ней.
В душе не шелохнется Лепесток сомненья.
Это хайку XVI века. Вы чувствуете, как несколько строк повергают ум в столбняк? Уходит ум — приходит Разум, всеобъемлющий, всевоспринимающий. Приходит состояние — вместо мыслей и суетливых сиюминутных чувств.
Знает это состояние тот, кто стоял у края бездны, — знаю его я, потому что чувствовал бездну спиной. Обманите ваш ум, не дайте ему сомневаться! И вы обретете все блага исцеления внутри себя. И вы выживете на краю любой бездны.
НЕ УХОД ОТ ЖИЗНИ, А СОДРУЖЕСТВО С НЕЮНекоторые думают, что медитация — форма ухода от реальной жизни с ее заботами. Это не так. Нет ничего более жизненного и более реального, чем медитативное целительное состояние! Вам не нужно уходить от жизни, чтобы выздороветь, — напротив, вам надо идти в самую гущу жизни, сотрудничать с нею, пропитываться ею и постигать ее во всей полноте, только тогда вы будете здоровы. Ничто так не соединяет нас воедино с реальностью, как медитация. Ничто так не отделяет нас от жизни, как суетливый блуждающий ум — бич большинства людей. Ничто не дает нам такой полноты и глубины проникновения в реальность, как медитация. И для этого даже нет необходимости уходить от своих обычных, будничных дел.Есть древняя притча о том, как один монах во время завтрака спросил своего учителя: «Учитель, как мне достичь просветления?» «Ты уже позавтракал? — спросил учитель. — Тогда иди и помой свою миску».Эта притча не о том, как учитель хотел просто отмахнуться от вопроса своего ученика — хотя западный ум предложит именно такое толкование. Нет, она о том, что просветление может таиться во всем — даже в таком простом занятии, как мытье миски после завтрака.Если осознанно заниматься обычными житейскими делами, то и они могут дать нам высшие целительные состояния — состояния медитации и просветления. Мы можем осознавать свое тело и свое дыхание в практике медитации, но также мы можем осознавать и каждое движение руки во время мытья миски, каждое ощущение тела во время забивания гвоздя в стену. И обычные житейские дела станут медитацией, помогут вам больше узнать о себе и о мире, приблизят к исцелению. Жить осознанно — главнейшее правило здорового человека.В отцовский сад камней Душистый чай принес И на ступени сел,Не заходя вовнутрь.Это о чем — разве только о чае? Нет, это о глубине каждого будничного момента жизни. Это — о том, что не объяснить словами, а можно лишь почувствовать.Медитацией может стать что угодно: ритуал чаепития или простое мытье миски. Не важно, что вы делаете. Важно — как. Вот в этом «как» и есть секрет исцеления. Если вы моете миску, или пьете чай, или сидите у моря, но мысли ваши далеко — они блуждают в прошлом и будущем, они вселяют в вас страхи и надежды, сомнения и фантазии, они делают вас озабоченным и напряженным — то вы удаляетесь от здоровья с каждым мигом такого состояния. Вас не спасут даже два месяца безмятежного отпуска на берегу моря, если мысли ваши будут скакать по шумным и пыльным городам и весям. Вас могут спасти всего две минуты расслабленной пустоты ума в городской толчее или при выполнении вашего обычного будничного труда. Состояния молчания ума и расслабления каждым мигом приближают нас к здоровью. Что такое медитацияЧто же такое медитация? Что мы чувствуем в этом состоянии и как ощущаем мир? И что вообще происходит?Сначала мы расслабляемся и полностью сосредоточиваем все свое внимание на чем-нибудь одном. Например, на ощущениях своего тела, на его движении, на каком-то предмете или мысленном образе, на собственном дыхании, на молитве или мантре или на какой-то задаче, которую нам предстоит решить. Составление икебаны1 — это медитация, ибо человек полностью сконцентрирован только на том, что он делает. Созерцание явления природы — штиля или шторма на море, цветения сакуры — это медитация, если удается достичь состояния полной сосредоточенности на созерцаемом.Таким образом, объектом медитации может быть практически все что угодно: окружающий пейзаж, икона, картина, случайно избранная точка на стене, пусть даже воображаемая; многократно произносимый звук, нота, стихотворная строчка; аромат благовония; любая стоящая перед вами задача или обстоятельство жизни; любое абстрактное понятие — любовь, добро, справедливость; движение, которое выполняет ваше тело, начиная от простой ходьбы и заканчивая самым сложным спонтанным танцем.Выбрав объект сосредоточения, мы удерживаем на нем все свое внимание в течение достаточно длительного времени — это требует усилий, работы всего нашего существа, так как ум будет пытаться отвлечься от поставленной задачи и переключиться на что-нибудь другое. По мере выработки дисциплины ума это будет даваться все легче и легче.Если нам удалось заставить наш ум полностью сосредоточиться на объекте медитации — далее мы входим в спокойное и ровное состояние созерцания, которое уже не требует никаких усилий. Открывается наша истинная Поникли от мороза хризантемы, Но солнце чуть пригреет |