Урок Тема: биология наука о жизни





Скачать 63.29 Kb.
НазваниеУрок Тема: биология наука о жизни
Дата публикации23.06.2013
Размер63.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. Тема: БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ

Задачи: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биоло­гических знаний.

Элементы содержания: биология, биотехнология, биофи­зика, биохимия, микробиология.

  1. Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изучение мето­дического аппарата учебника, разъяснение требо­ваний, предъявляемых к подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей.

II. Изучение нового материала.

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во вре­мени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биолгия относится к естественным наукам.

Термин «биология» впервые был предложен немецким про­фессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

Например:

1. Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Вклю­чает в себя подразделы:

  • микология - наука о грибах;

  • бриология - наука о мхах;

  • геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;

  • палеоботаника - изучает ископаемые останки древних рас­тений

и др. науки.

2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.

Подразделы:

  • ихтиология - наука о рыбах;

  • орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;

этология - наука о поведении животных.

3. Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.

4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.

  1. Анатомия - изучает внутреннее строение живых орга­низмов.

  2. Цитология - наука о клетке.

  3. Гистология - наука о тканях.

  4. Генетика - наука, изучающая закономерности наследст­венности и изменчивости живых организмов.

9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

И др. науки.

Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:

1) биофизика - исследует биологические структуры и функ­ции организмов физическими методами;

  1. биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;

  2. биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.

Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не зна­комого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к сте­не. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человече­скому взгляду».

Помимо познавательной и эстетической стороны, биологи­ческие знания имеют и чисто практическое применение во мно­гих областях человеческой деятельности.

Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народ­ного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высоко­продуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота.

Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, пси­хология социолога и др.

Урок 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ.

Элементы содержания: научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория.

I. Задание. Рассказать о значении и роли биологии:

- в медицине (изучение и борьба с инфекциями, паразитическими заболеваниями);

- в биотехнологии (биосинтез белков, синтез антибиотиков, витаминов, гормонов);

- в сельском хозяйстве (селекция высокопродуктивных пород животных и сортов растений);

- в селекции микроорганизмов;

- в охране природы (разработка и внедрение методов рационального и рачительного природопользования).

II. Изучение нового материала.

Наука один из способов изучения и познания окружающего мира.

Научный методэто совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

В биологии применяются различные научные методы. К наи­более часто используемым относятся: наблюдение, сравнение, эксперимент, сравнительный метод, описательный и историче­ский методы.

МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
1. Наблюдение 2. Эксперимент

I I

Проверенные результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов

I

Научный факт

  1. Описательный метод - заключается в описании объек­тов и явлений.

  2. Исторический метод - сопоставление результатов на­блюдений с ранее полученными результатами.

  3. Инструментальный метод - использование для изуче­ния природных объектов инструментов и оборудования


НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Проводится наблюдение над объектом или явлением

I

на основе полученных данных выдвигается гипотеза

I

проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

J

проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Этапы работы

Осуществление

Постановка проблемы

Выработка четкой постановки проблемы

Предполагаемое реше­ние, формулировка гипотезы

Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже извест­ные данные

Планирование

Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)

Проведение опыта

Подбор необходимых биологических объек­тов, приборов и реактивов. Проведение опы­та. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов

Обсуждение

Сравнение полученных результатов с гипо­тезой, научное объяснение результатов


III. Закрепление изученного материала.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое научный метод?

  2. Что такое научный эксперимент?

  3. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

  4. Какой метод исследования в биологии является наиболее древним? А какой - самым современным?

Домашнее задание: § 2. Опишите поэтапно проведение биологического опыта (постройте модель предполагаемого опыта) на одну из следующих тем:

  1. Влияние загрязнения водоема на численность животных растений.

  2. Влияние различных видов и доз удобрений на определен­ие сорта культурных растений.

3. Влияние питания на рост и развитие грызунов.
И др. темы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Тема: биология наука о жизни iconУрок Тема урока. Биология наука о живой природе. Ботаника наука о растениях
Цель урока. Раскрыть сущность ботаники, познакомить учащихся с разнообразием растительного мира; показать распространённость растений...
Урок Тема: биология наука о жизни iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок Тема: биология наука о жизни iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок Тема: биология наука о жизни iconТема урока Кол-во часов
Продуктивный: характеризовать уровни организации жизни. Доказывать, что современная биология – комплексная наука. Характеризовать...
Урок Тема: биология наука о жизни iconСписок литературы на выставку «Ботаника-наука о растениях» Барабанов Е. И
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Урок Тема: биология наука о жизни iconТест по теме «Биология – наука о живой природе». Задания с выбором...
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Урок Тема: биология наука о жизни iconТема «Биология как наука»
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Урок Тема: биология наука о жизни iconЛекции : Семинар. Чакры. Вадим Запорожцев
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Урок Тема: биология наука о жизни iconВоротникова Ольга Михайловна Биология 6класс умк н. И. Сонин. «Биология....
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Урок Тема: биология наука о жизни iconБиология наука о жизни
Система понятий и терминов урока: биология, биосфера, экология, фенология, ботаника,зоология, микология, бактериология, вирусология,...
Урок Тема: биология наука о жизни iconТематический план лекционного курса Дисциплины «Биология» Для специальности...
Биология – наука о живых системах. Задачи и методы изучения. Формы жизни. Уровни организации живого. Клетка – структурная единица...
Урок Тема: биология наука о жизни iconМатематическое моделирование концепций этномедицины. Задача кундалини-шакти
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Урок Тема: биология наука о жизни iconПорядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия"
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Урок Тема: биология наука о жизни iconУрока Тема Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Биология –наука о живой природе. Что изучает биология. Возникновение. Роль растений
Урок Тема: биология наука о жизни iconСемь лучей бога на семь дней недели
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Урок Тема: биология наука о жизни iconЧеловек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск