Конспект урока окружающий мир





Скачать 200.41 Kb.
НазваниеКонспект урока окружающий мир
Дата публикации16.09.2013
Размер200.41 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ярковская средняя общеобразовательная школа»


Ш К О Л А 2 1 0 0
КОНСПЕКТ УРОКА


Окружающий мир

3 класс
«Пернатые изобретатели»

Разработала: учитель начальных классов

высшей категории

с. Ярково Тюменской области

Обухова Светлана Ивановна
Я Р К О В О, 2012



Цели урока

Минимум и максимум

По 1-й линии развития (объяснять мир):

  1. Познакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.

По 2-й линии развития (отношение к миру):

  1. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Минимум: птицы, перо, перелетные и оседлые.

Максимум: теплокровные животные.


Оборудование:

  • Иллюстрации с изображением животных;

  • Набор перьев и шерсти;

  • Модели самолетов из бумаги и картона;

  • Плакат «Пернатые изобретатели» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса»;

  • Ножницы, баночки с водой.

  • Презентация


Содержание урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

6

7



Организационное

начало

Актуализация знаний

Постановка проблемы

Поиск решения проблемы

Самостоятельное применение знаний

Подведение итогов
Домашнее задание

- Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

Тут зверюшки и пичужки.

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Но сначала мы вспомним то, что уже знаем.
(На доске иллюстрации животных.)

- Распределите данных животных на группы.

- По каким признакам ты выделил данную группу животных? Как она называется?

- Можно ли ещё объединить эти группы? Каким образом?
- Кого ещё отнесем к членистоногим?

- Всех ли представителей пресмыкающихся мы назвали?

- Представителей какой группы животных здесь нет?
Какое разнообразие вокруг нас! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета!

- Вот бы посмотреть! Давайте попробуем взлететь! Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее машем! Машем! Не получилось? - Тогда садимся и продолжаем урок. Нет, сделаем еще попытку!
Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?
Э. Мошковская

Опять не вышло? Интересно, почему?

Люди давно хотели летать. Делали крылья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полете.
- О какой группе животных мы сегодня будем говорить на уроке? Определите тему урока.

- А как звучит тема урока в учебнике?

- Что значит изобретатель, изобретать?
- Почему пернатые?

- Попробуем дать определение: птицы – это…

- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете?
- Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные! Это видно из таблицы

Альбатрос – 70 км/ч

Пчела – 29 км/ч

Летучая мышь – 50 км/ч

Стрекоза – 30 км/ч

Майский жук – 11 км/ч

Черный стриж – 180 км/ч

Скворец – 81 км\ч

Сокол – 300 км/ч

- На какой вопрос мы должны ответить на уроке?

- Давайте выдвинем гипотезы, ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?


1. - Давайте исследуем главное изобретение птиц – это перья.
(На парту каждому кладу перья разных видов, баночку с водой, ножницы

и клочки шерсти)
- Проведем опыты: опустите перо и сделайте вывод.

- Почему?

- Рассмотрите перья. Как оно устроено?

- Отрежем кончик пера. Что видим?

(После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючочки, как застежка. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые.)

- При движении крыла вверх – перья свободно пропускают воздух. При движении крыла вниз перья опираются на воздух.

Вот так птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.
(Показываю пуховое перышко)
- Сравните эти перья. Зачем птице такое перо? На что похоже?

- Большие перья на крыльях помогают птицам летать (МАХОВОЕ), перья на туловище защищают тело и придают ему форму (ПОКРОВНОЕ), под ними пух (ПУХОВОЕ) согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку, совсем как руль (РУЛЕВОЕ).

- Тетрадь с. 50 № 1.
2. - Для полета нужна энергия. Предположите, что используют птицы в качестве “горючего” при перелете?
3. – В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Почему?
(Гипотеза проверяется на 2-х самолетиках)

Но почему же они тогда птицы?
- А почему пингвины не летают?


ФИЗМИНУТКА
- Какие же ещё приспособления есть у птиц, благодаря которым они смогли взлететь? Ответ найдете в учебнике на с. 104.


- Почему у птиц такие разные клювы?
- Выполните в тетради задание 4.

- А почему птицы активны при любой температуре воздуха, в отличии от пресмыкающихся?

- Температура птиц постоянная более +40 С. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение, оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.
- Что происходит в жизни птиц весной?
- Кто ещё откладывает яйца при размножении?

- В чем различие в размножении пресмыкающихся и птиц?

4. - Почему с наступлением холодов птиц становится меньше?

- Почему?
- Как называют птиц, которые покидают наши края? Приведите примеры.
- А тех, которые остаются с нами? Приведите примеры.
- Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Например, иволги улетают в Китай, жаворонки в Африку. Перелетные птицы должны быть сильными, слабые погибают. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Их можно разделить еще на 2 группы, это оседлые и кочующие.
ФИЗМИНУТКА
Игра: машем руками, если птица перелётная, хлопаем в ладоши, если птица зимующая.

Воробей, грач, скворец, ворона, стриж, синица, клест, дятел, кукушка.

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы.

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от голода нет обороны…

- Действительно от холода птиц согревают перья. Больше всего птиц погибает от голода. Как можно помочь птицам пережить холодное время года? Чем их можно подкормить?
- Полезны или вредны птицы? Чем?

Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна.

- Какие правила друзей природы вы знаете?
Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат».

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд!»

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Н. Заболоцкий « Просьба »
Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!
- Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.
И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

(А. Яшин)

- С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.
- Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес, мы смогли услышать чудесное пение птиц.
- В нашей стране создаются заповедники по охране зверей и птиц.

Один из них заповедник « Брянский лес».

Символ заповедника – черный аист.

На территории юга Тюменской области расположены: 2 государственных природных заказника федерального значения – «Тюменский» и «Белозерский», 33 заказника федерального значения, 29 памятников природы.
- Откройте учебник на с. 108. Выполните задание.

- Заполним таблицу.

- Что сегодня нового для себя открыли?

с. 104 – 107, выполнить в тетради оставшиеся задания и найти ответы на вопросы:

  1. Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)

  2. Какая птица ходит по дну водоемов? ( Оляпка)


- На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, эти знания помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы и вы воскликните: “Мир прекрасен!”
Песня «Живет повсюду красота»
Благодарю вас за урок. Вы – молодцы!

СЛАЙД 1

Учащиеся выходят к доске и делят животных на группы.

  1. Простейшие – животные, состоящие из одной клетки.

  2. Насекомые – животные с шестью ногами и крыльями.

  3. Паукообразные – животные с восемью ногами, плетут паутину.

  4. Рыбы – водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру.

  5. Земноводные – животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру.

  6. Ящерицы, змеи (пресмыкающиеся) – сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца.

Насекомые и пауки – это членистоногие (у них наружный скелет).
Ракообразных.
Нет. Ещё черепахи и крокодилы.

Кишечнополостных, червей, моллюсков.
Машут руками как птицы.
Дети встают. Машут руками. Подражают голосам птиц.

Тема: «Птицы».
СЛАЙД 2

Пернатые изобретатели.

Придумывать что-то новое, неизвестное ранее.

Тело покрыто перьями.

Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать.

Насекомые, летучие мыши.

СЛАЙД 3
СЛАЙД 4


СЛАЙД 5

Какие приспособления нужны птицам для полета?

  1. Птицы должны иметь обтекаемую форму.

  2. У них должны быть крылья.

  3. Птицы должны быть сильными и легкими.


Перо не намокает, не тонет.

Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир).
Перо состоит из стержня, а от него отходят волоски, как хвоинки на еловой лапке, есть крючочки, вот почему перья такие прочные.

Внутри пусто, значит, перо легкое.

СЛАЙД 6


Оно похоже на теплый пух. Значит, оно птицу согревает.

СЛАЙДЫ 7 - 8

Птицы много едят и быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях. Но жир мало весит.

СЛАЙДЫ 9 - 10

Страусы достигают в высоту 2 метра и весят около 150 кг. Большой вес не позволяет им летать.
Потому, что они покрыты оперением, есть клюв.

А у пингвинов передние конечности изменились и превратились в ласты. Они ходят на двух лапах и плавают очень быстро, на лапках есть плавательные перепонки.
СЛАЙД 11

1. Внутренний скелет – он дает опору мышцам, значит, мышцы для полета у них хорошо развиты.

2. Скелет состоит из легких трубчатых костей.

3. Вместо зубов – легкий клюв.

Форма клюва зависит от способа добывания пищи.


Обмен веществ у птиц идет очень быстро: они – теплокровные.

СЛАЙД 12

Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов. СЛАЙДЫ 13 - 16
Пресмыкающиеся.

Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, поэтому их выживает мало. А птицы заботятся, поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают.
Они улетают. СЛАЙД 17
Не хватает корма – это главная причина отлета птиц.

Перелетные. СЛАЙД 18

Журавли, ласточки, соловьи, грачи.
Зимующие. СЛАЙД 19

Синица, дятел, воробей.

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

Устроить кормушку. В неё можно положить семечки, пшено, кедровые орешки, несоленое сало, крошки хлеба, зерно.
Полезны. Например, сойка прячет семена, так она помогает рассаживать растения. А ещё птицы очень красивые, радуют душу.

Не разорять птичьих гнезд!!! СЛАЙД 22
Стихи читают заранее подготовленные ученики.

СЛАЙДЫ 23
СЛАЙДЫ 24 - 27


СЛАЙДЫ 28 - 34

СЛАЙД 35

СЛАЙД 36
СЛАЙД 37


Литература

  1. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009. – с. 208

  2. Интернет



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» для 3 класса по программе «Перспективная начальная школа»
Конспект урока окружающий мир iconПлан-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры
Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока Окружающий мир 2 класс «Животные леса»
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока «Домашние животные. Значение домашних животных в жизни...
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь»
Базовый учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Рутиан
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока фио (полностью) Мартинкенайте Кристина Витаутовна Место работы маоу «сош №5»
Базовый учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Рутиан
Конспект урока окружающий мир iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока во времена Древней Руси. (Тема урока)
Плешаков А. А., Крючкова Е. А. «Окружающий мир» учебник для 4 класса Ч. 2, М. Просвещение,20 г
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока окружающий мир по программе «Гармония»
Тип урока: Формирование предметных навыков и ууд, овладение новыми предметными умениями
Конспект урока окружающий мир iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир»
Учитель: Разделитесь на группы по желанию. Соберите картинку и узнаете тему урока. (картинки в группах разного вида транспорта)
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу
Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки
Конспект урока окружающий мир iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока «окружающий мир» Учитель: Воронина Марина Геннадьевна...
Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о жизни диких и домашних животных
Конспект урока окружающий мир iconКонспект урока тема урока: «В пустыне Африки». Фио четверикова Светлана...
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний)
Конспект урока окружающий мир iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск