Метод Шаталова на уроках биологии





Скачать 130.99 Kb.
НазваниеМетод Шаталова на уроках биологии
Дата публикации11.10.2013
Размер130.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

копилка опыта

Метод Шаталова на уроках биологии


Для многих учителей-биологов метод В.Ф. Шаталова остается еще малоизученным или сводится к использованию только опорных конспектов.

В школе № 11 г. Тамбова вот уже 10 лет преподавание биологии ведется по этому методу. Опытом, накопленным за эти годы, мы и хотим поделиться с другими учителями.

Во-первых, мы переоборудовали кабинет: установили индивидуальные столы для учащихся, подключив к ним систему управления программированным обучением с обратной связью, которая подает сигналы на экран, находящийся на столе учителя. Там же находится пульт управления всеми техническими средствами обучения, имеющимися в кабинете. Во-вторых, сами составили наборы опорных конспектов. В основе их заложена структурно-логическая схема изучаемого материала, выделены главные положения и понятия, которые кодируются с помощью сигналов: отдельных терминов, символов, условных обозначений, многие из которых присутствуют в целом ряде конспектов. Затем опорные сигналы мы компонуем и обязательно раскрашиваем конспект. Готовые отпечатанные опорные конспекты раздаются каждому ученику в начале учебного года. Они наклеивают их в специальную тетрадь или альбом. В 9-м классе, например, мы используем 26 опорных конспектов.

Предлагаем нашу краткую методическую разработку шести уроков по разделу “Человек и его здоровье” (темы “Кожа” и “Железы внутренней секреции”).

Основные особенности методики проведения уроков:

– теоретический материал этих тем изучается крупными блоками (1-, 3-й уроки);
– на уроках используются опорные конспекты (1-, 2-, 3-, 4-й уроки);
– предусматривается система разнообразных учебно-тренировочных работ (2-, 3-, 4-, 5-й уроки);
– проверка и оценка знаний осуществляются учителем и самими учащимися с помощью различных форм индивидуального, фронтального и группового опроса (2-, 3-, 4-, 5-й уроки);
– творческой атмосфере процесса обучения способствует проведение уроков “открытой мысли”, деловых и ролевых игр (3-, 6-й уроки), составление специальных творческих опорных конспектов.

Учебный материал программы распределяется так:

1-й урок – “Строение и функции кожи. Роль в теплорегуляции”.
2-й урок – “Закаливание организма – залог здоровья человека”.
3-й урок – “Железы внутренней секреции” (изучение нового материала).
4-й урок – “Проверка и закрепление знаний о железах внутренней секреции”.
5-й урок – “Взаимоконтроль знаний по темам “Выделение”, “Кожа”, “Железы внутренней секреции”.
6-й урок – “Гигиена организма” (урок “открытой мысли” в форме ролевой игры).

Рассмотрим конкретно каждый урок.

Урок 1. Строение и функции кожи. Роль в теплорегуляции

Методические особенности этого урока – подача нового материала крупным блоком и введение опорного конспекта.

Структура урока

I. Изучение нового материала – 35 мин.
II. Закрепление и обобщение знаний с использованием опорного конспекта – 8 мин.
III. Задание на дом – 2 мин.

После сообщения темы урока и восстановления опорных знаний проводится изучение нового материала.

1. Кожа как зеркало здоровья (беседа с применением диапозитивов “Здоровая и больная кожа”).
2. Строение кожи и ее функции (объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков в учебнике).
3. Гигиена кожи (сообщение ученика).
4. Роль кожи в терморегуляции: значение постоянной температуры тела для жизнедеятельности человека и животных (беседа с привлечением знаний по разделу “Животные”); теплорегуляция у человека, ее особенности (рассказ учителя, беседа, работа с учебником); тепловой и солнечный удары, оказание первой помощи (сообщение учащегося).

Расскажем более подробно о введении в урок опорного конспекта.

Объясняя строение кожи, учитель вычерчивает на доске цветными мелками схему опорного конспекта и обозначает на нем основные элементы кожи: эпидермис, дерму, подкожную клетчатку, сальные и потовые железы, нервные окончания и кровеносные сосуды. Функции кожи и физиологические процессы, в ней происходящие, обозначаются в конспекте сигналами, цифрами, буквами, стрелками, символами. Легкие по исполнению сигналы, такие, как “L” – обозначающие взаимосвязь строения и функции кожи; “36,6 °С” – роль кожи в поддержании постоянства температуры тела; “Q” – тепловой удар и другие, в ходе рассказа учитель рисует на доске. Наиболее трудоемкие сигналы используются готовыми, рисуются заранее на плотной бумаге.

Постепенное введение в урок опорного конспекта способствует поэтапному формированию знаний, акцентирует внимание учащихся на основном, главном материале. Когда трудно быстро изобразить на доске содержание конспекта, чтобы не тратить время урока, мы вводим опорный конспект в готовом виде (например, в теме “Железы внутренней секреции”).

При этом учитель всегда кратко повторяет (закрепляет) основные понятия темы, используя для этого заранее подготовленный цветной конспект. Он проецируется на экран с помощью кодоскопа или эпидиаскопа. В ходе краткого повторного объяснения материала учитель акцентирует внимание класса на самом сложном и важном и раскрывает окончательный смысл всех сигналов конспекта (рис. 1). После этого он вызывает ученика, который еще раз повторяет содержание конспекта.

Домашнее задание дается учащимся не жестко, т.к. изученный на уроке материал будет еще несколько раз прорабатываться на последующих занятиях. На данном уроке классу предлагается прочитать дома статью в учебнике и к следующему уроку уметь воспроизводить опорный конспект. Одному ученику предлагается подготовить сообщение по теме “Значение закаливания организма”.

Урок 2. Закаливание организма – залог здоровья человека

Это комбинированный урок, на котором проводятся закрепление, оценка знаний учащихся и изучение новой темы.

Структура урока

1. Письменная работа по воспроизведению опорного конспекта по теме “Кожа” – 10 мин.
2. Устная проработка изученного материала и оценка знаний учащихся – 10–12 мин.
3. Изучение нового материала и демонстрация кинофильма “Кожа и гигиена одежды” – 22–24 мин.

Письменную работу ученики выполняют индивидуально, рисуют в домашних тетрадях конспект по теме “Кожа”. По истечении времени “ассистенты” (дежурные учащиеся) собирают тетради, проверяют конспекты и выставляют за них оценки непосредственно в тетрадях (учитель время от времени проверят объективность выставляемых оценок). Дети добросовестно относятся к порученным обязанностям и обычно оценки ставят справедливо. “Ассистентами” бывают по очереди все учащиеся.

Одновременно с письменной работой в эти же 10 мин учитель проводит устные опросы. Вызываются сразу два ученика. Один из них тихо отвечает учителю на данный вопрос. Другой ученик тихо на магнитофон проговаривает часть опорного конспекта. На это затрачивается около 5 мин. Затем учащиеся садятся на свои места и продолжают письменную работу. Потом опрашиваются еще два ученика.

Так за время письменной работы получают оценки четыре ученика.

Прослушивание магнитофонной записи доверяется учащимся параллельного класса или ученикам этого же класса во внеурочное время.

Для активизации работы учащихся и развития у них навыков общения мы ввели работу в учебных парах. Что это такое?

Ученики, сидящие за соседними столами, поворачиваются друг к другу лицом и тихо по очереди рассказывают содержание темы, повторяя пройденный материал. Обычно учащиеся сообщают при этом интересные сведения, которые находят в научно-популярной литературе, рекомендованной учителем в начале изучения темы.

Информация о самых лучших ответах в паре и интересных сообщениях поступает к учителю. Он вызывает этих учеников (обычно их бывает 3–5) к доске и их заслушивает весь класс. Так ребята не только повторяют, но и расширяют знания.

Рис. 1. Опорный конспект по теме "Строение и функции кожи"





Все устные ответы оцениваются учителем вслух, и “ассистенты” заносят эти оценки в свою ведомость.

На этом учебная тренировка (повторение) и проверка знаний учащихся не заканчиваются. К теме этого урока мы еще раз возвращаемся (в другой форме и других связях) на 3-м уроке – при составлении творческих конспектов по теме, на 5-м уроке – при взаимоконтроле знаний.

При изучении нового материала раскрывается понятие закаливания организма, выявляется участие кожи в этом процессе, учащиеся знакомятся с факторами и правилами закаливания, с воздействием на организм воздуха, воды и солнца, с правилами оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Используются методы беседы, сообщение ученика. В заключение урока демонстрируется кинофильм “Кожа и гигиена одежды”. Перед демонстрацией фильма классу задаются вопросы, за ответы на которые после просмотра еще нескольким ученикам выставляются оценки.

Итак, в ходе урока все учащиеся получили оценки за письменную работу и еще 10 ребят – за устные ответы. Для учета оценок в классе ведется ведомость открытого учета знаний (таблица). В нее “ассистенты” после урока заносят все оценки, полученные учащимися за устные и письменные ответы. Пятерки ставятся в ней чернилами, другие оценки – карандашом. Это значит, что учащиеся имеют право улучшить свои оценки после дополнительной проработки материала. Отсутствие оценки в ведомости говорит о том, что ученик не сдал опорный конспект и имеет задолженность.

Таблица. Ведомость открытого учета знаний учащихся по разделу “Человек и его здоровье”

 

На дом школьникам задается самостоятельное составление творческого опорного конспекта по теме “Гигиена кожи и закаливание организма”. Рекомендации по составлению таких конспектов выдаются каждому ученику в начале учебного года и наклеиваются на первую страницу тетради с опорными конспектами.

Вот эти рекомендации.

1. Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.
2. Изучите текст соответствующих параграфов учебника, прочитайте дополнительную литературу по этому вопросу, выделите основные понятия, термины.
3. Составьте план конспекта.
4. Продумайте символику опорных сигналов.
5. Приступая к графическому изображению опорных сигналов, не забывайте о логике изложения материала.
6. Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе конспект получится громоздким и трудным для понимания.
7. Для составления конспекта используйте сначала простой карандаш, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию. Помните о смысловой нагрузке цвета.
8. Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.

Для выполнения задания предлагается прочитать текст учебника и дополнительную литературу: Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – М.: Просвещение, 1971; Хрипкова А.Г., Колесова Д.В. Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983; ряд газетных и журнальных статей.

Выполнение подобной работы развивает творческие возможности школьников, расширяет их кругозор, повышает интерес к знаниям. Нет необходимости делать такие конспекты по каждой теме. За год учащиеся 9-го класса нашей школы составляют 7 творческих конспектов. Оценивает их работу учитель.

В результате использования метода Шаталова тема “Кожа” изучена на двух уроках (вместо четырех по программе), основной материал усваивается школьниками в классе, интенсивное повторение и закрепление его приводит к прочности знаний.

Урок 3. Железы внутренней секреции

Это тоже комбинированный урок с повторением по творческим опорным конспектам и изучением новой темы.

Структура урока

1. Проверка, воспроизведение и оценка творческих опорных конспектов – 10 мин.
2. Изучение нового материала – 30 мин.
3. Закрепление материала по опорному конспекту – 5 мин.
4. Задание на дом.

В начале урока учащиеся раскрывают тетради с домашним заданием – творческим конспектом по теме “Гигиена кожи и закаливание организма”, а учитель вместе с ассистентами быстро просматривает их и отбирает лучшие. Каждому выставляется оценка. Лучшие по исполнению и логике изложения материала конспекты демонстрируются классу через проектор, и авторы раскрывают их содержание.

Новый материал по теме “Железы внутренней секреции” включает вопросы трех уроков программы, которые объединены в крупный блок. Материал изучается в следующей последовательности.

1. Гормоны – продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции. Их свойства и значение в организме (работа школьников с учебником, беседа).
2. Железы внешней секреции (беседа для восстановления опорных знаний).
3. Железы внутренней секреции (самостоятельная работа учащихся с учебником, беседа).
4. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы, надпочечников. Роль инсулина и адреналина в углеводном обмене. Гормоны щитовидной железы как регуляторы окислительных процессов. Гормоны гипофиза, их роль в регуляции процессов роста (рассказ учителя, демонстрация слайдов, таблиц).
5. Взаимосвязь деятельности желез внутренней секреции (формулирование выводов по материалу урока).6. Нервная и гормональная регуляции функций организма (обобщающий рассказ учителя).
При объяснении нового материала используются учебные таблицы. В заключение на экран проецируется опорный конспект (рис. 2). Закрепляя материал, учитель повторяет его содержание.

Домашнее задание: изучить главы “Обмен углеводов” и “Железы внутренней секреции”; уметь восстанавливать письменно опорный конспект.

Урок 4. Проверка и оценка знаний учащихся по теме “Железы внутренней секреции”

Структура урока

1. Письменная работа по воспроизведению опорного конспекта “Железы внутренней секреции” – 12 мин.
2. Программированный контроль знаний учащихся – 5 мин.
3. Ответы учителя на вопросы, предназначенные для взаимоконтроля знаний, – 28 мин.

Письменная работа выполняется в домашних тетрадях, проверяется ассистентами, оценки заносятся в ведомость “открытого учета знаний”. Затем каждый ученик получает программу-задание (см. ниже) и нажатием кнопок, вмонтированных в парту, дает соответствующие ответы. При этом на табло, расположенном на стене класса, загораются лампочки, обозначающие правильные ответы. По ним учитель судит об усвоении материала.

Задание для программированного контроля по теме “Железы внутренней секреции”.

1. В крови больного обнаружено повышенное содержание сахара. Это вызвано недостатком: а) гормона роста; б) инсулина; в) гормона щитовидной железы.
2. на рост человека непосредственно влияют гормоны: а) надпочечников; б) поджелудочной железы; в) щитовидной железы; г) гипофиза.
3. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови: а) адреналин; б) инсулин; в) гормон роста; г) гормон щитовидной железы.
4. “дирижером оркестра” эндокринных желез образно называют: а) щитовидную железу; б) гипофиз; в) надпочечники; г) поджелудочную железу.
5. Врачи предписывают принимать больным, страдающим микседемой, препарат: а) гормона роста; б) гормона щитовидной железы; в) адреналин; г) инсулин.

При проведении взаимоконтроля ответы на поставленные вопросы дает сначала учитель, а потом ученики. Вопросы, охватывающие материал трех тем (“Выделение”, “Кожа”, “Железы внутренней секреции”), составляются учителем с учетом основных требований к знаниям и умениям учащихся. Они отпечатываются и раздаются каждому ученику. (К данному уроку было составлено 53 вопроса.)

Школьники зачитывают их, а учитель четко и лаконично отвечает, используя таблицы, рисуя схемы, обращаясь к опорным конспектам. Впоследствии в ответах учащиеся вправе предлагать свой вариант изложения материала.

На дом учащиеся получают задание подготовиться к уроку взаимоконтроля: повторить материал учебника и содержание опорных конспектов.



Урок 5. Взаимоконтроль знаний по темам “Выделение”, “Кожа” и “Железы внутренней секреции”

Структура урока

1. Проверка и оценка знаний учащихся – 43 мин.
2. Анализ ответов и оценок учащихся – 2 мин.

Цель урока – дать школьникам возможность осуществить контроль своих знаний.

Первыми отвечают “сильные” учащиеся. Это дает возможность более слабым еще раз повторить материал и проверить себя.

К доске вызывают шесть человек. Каждому из них учащиеся последовательно задают по 5 вопросов, предназначенных для взаимоконтроля. Таким образом, первая шестерка учащихся отвечает на 30 вопросов. Затем “сильные” ученики садятся на свои места, приглашают к себе по одному ученику из класса и проверяют ответы на те же вопросы. В это время к столу учителя приглашается следующая шестерка и т.д. В результате получается многократное повторение материала, изученного в данной теме. Каждый ответ оценивается ассистентами цветными квадратиками (красный квадрат соответствует 5 баллам, желтый – 4, зеленый – 3). После ответов на 5 вопросов отметки суммируются и выставляется одна общая. При проведении данного урока взаимоконтроля большинство наших учеников (20) получили оценку “5”, 9 учащихся – “4” и 2 ученика – “3”. Атмосфера доверия между учителем и учениками, присутствующая на уроке, дает положительные результаты. Дети справедливо и с чувством большой ответственности проверяют своих товарищей, помогают им корректировать знания.

 

Урок 6. Гигиена организма (урок “открытых мыслей”)

По методике В.Ф. Шаталова, уроки “открытых мыслей” рекомендуется проводить на заключительном этапе изучения материала темы. Вопросы, обсуждаемые на них, могут быть самыми разными, и лучше, если они не подсказаны учителем, а предложены школьниками. Роль учителя в подготовке и проведении таких уроков видится нам только в направлении движения мыслей школьников, активизации их деятельности и оказании необходимой помощи. Все остальное должны сделать сами ребята, при этом уйдя от привычных рамок учебника, проявив самостоятельность и деловитость.

Этот урок проходил в форме ролевой игры с имитацией расширенного заседания ученого совета научно-исследовательского института гигиены детей и подростков. В процессе игры создается своеобразная атмосфера подражания жизни, и, быстро включаясь в нее, ребята учатся быть взрослыми: обсуждать проблемы, аргументированно спорить, осуществлять поиск и принимать правильные решения, т.е. у них вырабатываются качества, так необходимые молодым людям, вступающим в жизнь.

При подготовке к уроку по выбранной теме очерчивается круг вопросов, выносимых на обсуждение, распределяются роли и обязанности, выявляются желающие сделать сообщения по отдельным вопросам, готовится оформление.

Структура урока

1. Сообщения учащихся – 18 мин.
2. Демонстрация фильма по пропаганде здорового образа жизни – 10 мин.

За стол учителя садятся шесть учеников, как бы выполняя роль специалистов из разных отделов НИИ. Перед каждым на столе табличка: “Историк”, “Социолог”, “Нарколог”, “Гигиенист”, “Биолог”, “Юрист”.

Первым сделал сообщение социолог. Он рассказал о данных социологических исследований, проведенных институтом с целью выявления уровня санитарной культуры и состояния здоровья подростков; назвал наиболее часто встречающиеся у школьников заболевания и сделал анализ причин их возникновения. Особое внимание в сообщении он обратил на раскрытие пагубного влияния вредных привычек, часто встречающихся у подростков, на состояние их здоровья. Затем сообщения сделали учащиеся, выполняющие роли других специалистов. Они рассказали об исследованиях в своих областях знаний и о перспективах на будущее. После сообщений выступающим были заданы вопросы, развернулась дискуссия, в которую включился практически весь класс. Закончился урок демонстрацией кинофильма.

Итак, на примере изучения материала трех тем программы раздела “Человек и его здоровье” мы показали свой вариант использования методики В.Ф. Шаталова по усвоению теоретического материала, изложенной Виктором Федоровичем в книге: Педагогическая проза. – М., 1980. – С. 19: “...первое – развернутое объяснение учителя, второе – сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам. После этого ребята получают листы с опорными сигналами, изучают их, включают в свои альбомы. Это третий этап. Четвертый – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях. Пятый – письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке. Шестой – прослушивание устных ответов товарищей или, еще лучше, ответ у доски. Таким образом – шесть этапов работы над теоретическим материалом”.

Используя эту систему, мы уделяли основное внимание усвоению школьниками учебного материала непосредственно на уроке.

В результате успеваемость школьников по биологии стала значительно выше, многие наши учащиеся стали победителями биологических олимпиад разного ранга. Эта методика положительно сказывается на развитии личности ребенка: дети имеют хорошую речь, развитое мышление, с увлечением работают на уроках, не нарушают дисциплину.

И.Д. Рубцова,
Тамбовский государственный пединститут,
И.М. Сухова,
заслуженный учитель РСФСР,
средняя школа No 11, г. Тамбов



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метод Шаталова на уроках биологии iconУроках биологии
...
Метод Шаталова на уроках биологии iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Метод Шаталова на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для меня этим «своим» стали идеи В. Ф. Шаталова. Система В. Ф. Шаталова, или, как принято говорить сегодня, технология в восьмидесятые...
Метод Шаталова на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Метод Шаталова на уроках биологии iconМетод проектов на уроках литературы
Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность...
Метод Шаталова на уроках биологии iconМетод проектов на уроках иностранного языка
Мы рассматриваем в данном контексте технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности, диктуемой...
Метод Шаталова на уроках биологии iconПрограммы по биологии в VI-IX классах Научный
В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала...
Метод Шаталова на уроках биологии iconАвтор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В....
Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные...
Метод Шаталова на уроках биологии iconТексты лекций по дисциплине «Деловое общение» Ставрополь, 2014
Г. Тард; Б. Спиноза; Т. Гоббс; Дж. Локк; П. А. Гольбах; К. А. Гельвеция; ж-ж руссо; Вольтер; И. Кант; Л. Уорд; Ф. Г. Гиддингс; объект...
Метод Шаталова на уроках биологии iconТеатрализация как эффективный метод развития познавательной активности...
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории
Метод Шаталова на уроках биологии iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Метод Шаталова на уроках биологии iconВнеклассное мероприятие по биологии «Клуб знатоков биологии»
Основы научного цитирования : метод пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец. 1-23 01 04 "Психология" / Т. О. Кулинкович....
Метод Шаталова на уроках биологии iconНа уроках литературы
Технология проектной деятельности давно известна педагогике. Метод проектов разработан еще в 20 – е годы прошлого века американским...
Метод Шаталова на уроках биологии iconУроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение»
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Метод Шаталова на уроках биологии iconIt-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк
Сорокин Владимир Анатольевич, г. Томск, мбоу академический лицей, учитель биологии
Метод Шаталова на уроках биологии iconСмысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск