Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.





Скачать 149.26 Kb.
НазваниеАвтор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.
Дата публикации04.03.2016
Размер149.26 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Пояснительная записка
Автор программы: Шаталова В. М.
Реквизиты программы: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г.

Программа рассчитана на 2 года обучения: в 10 и 11 классе (68 учебных часов)

По учебному плану школы – 35 часов в 11 классе. В связи с уменьшением количества часов дидактические единицы не сокращаются, а сокращается количество часов на изучение каждого раздела.
Проблема речевой подготовки школьников относится к одной из актуальнейших в современной системе образования. Программа учебного предмета «Культура русского речевого общения» определяет содержание коррекции и совершенствования речевой подготовки старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения, соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к формированию языковой личности. В 10–11 классах идёт процесс дальнейшего развития языковой личности. Особенностью изучения русского языка в старших классах является то, что обучение ориентировано на коррекцию и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого общения.

Содержание данного учебного предмета определено не только целью развития культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника школы, но и целью возрождения национального самосознания средствами языка, что определяет как теоретическо-практическое знание, так и ее воспитательно-патриотическое значение.

В учебный предмет «Культура русского речевого общения» включается работа над текстом как феноменом речевого общения.

Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) и т.д. должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях.

В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в речевом отношении активного члена общества – человека; владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям:

  • грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и целесообразности;

  • знающим правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты;

  • свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения.



Планирование курса «Русское речевое общение» (35 часов)



Раздел

№ урока

Дата по плану

Дата факт

Тема

Домашнее задание

Речевое общение и речевое воздействие (1 час)

1

08.09




Речевое общение и речевое воздействие

Выучить лекцию

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (1 час)

2

15.09




Язык и речь. Основные виды речевой деятельности

Выучить лекцию


Текст как результат речевой деятельности. Тестирование (4 часа)

3

22.09




Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.).

Стр. 44-148 (выучить) №284

4

29.09




Функциональные стили и типы речи.

Выучить лекцию

5

06.10




Анализ текстов научного и официально-делового стилей

№342, 458

6

13.10




Анализ текстов публицистического и художественного стилей

№392

Культура речевого общения. Контрольная работа (3 часа)

7

20.10




Орфоэпические, лексические и словообразовательные нормы

Теория

8

27.10




Морфологические и синтаксические нормы

теория

9 К

10.11




Контрольная работа




Устный русский текст (1 час)

10

17.11




Устный русский текст

Подготовиться к выступлению

Письменный русский текст (2 часа)

11

24.11




Официально-деловой, научный, публицистический, художественный текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем

Составление текстов в разных стилях

12

01.12




Жанры текстов.

Теория, эссе

Литература как вид словесного (речевого) искусства (1 час)

13

08.12




Литература как вид словесного (речевого) искусства

Теория

Монологические и диалогические формы речи и текста (1 час)

14

15.12




Монологические и диалогические формы речи и текста

Теория

Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов. Творческая проектная работа (3 часа)

15

22.12




План, тезисы

№317

16







Конспект, реферат, обзор

Проекты

17







Защита проектных работ




Речевое воздействие в общении (2 часа)

18







Логическое воздействие

Теория

19







Эмоциональное воздействие

Теория

Обучение красноречию. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи. Тестирование (2 часа)

20







Роды и виды ораторской речи

Теория

21К







Тестирование




Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления (6 часов)

22







Правила русского красноречия

Теория

23







Композиция публичного выступления

Теория

24







Логические элементы публичного выступления

Теория

25







Эмоциональные элементы публичного выступления

Выучить лекцию

26







Коммуникативно-контактные элементы публичного выступления

Подготовиться к выступлению

27К







Конференция




Лингвистическая любознательность и любовь к отечественному языку как составляющие культуры речевого общения. Контрольная работа (2 часа)

28







Лингвистическая любознательность и любовь к отечественному языку как составляющие культуры речевого общения.

Выучить лекцию


29К







Контрольная работа




Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности (2 часа)

30







Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности

Анализ текста

31







Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности

Анализ текста


Практика создания собственного текста, соответствующего условиям речевого общения. Творческая проектная работа (3 часа)

32







Групповая работа по отбору средств для будущего текста

проекты

33







Защита творческих проектных работ




34







Резерв







35







Резерв






Перечень учебно-методического обеспечения


Учебное пособие для учащихся:

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г.

Методическое пособие для учителя:

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г.

Рецензия


На рабочую программу элективного курса по русскому языку в 11 классе учителя Скатковой С.Е. Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.М. Шаталовой и учебника Культура русского речевого общения. Автор В.М Шаталова (Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области.) – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г., рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Программа предполагает реализацию следующих целей и задач:

  • Подготовка к сдаче Единого Государственного экзамена.

  • Совершенствование лингвистических знаний и умений анализа художественного текста.

  • Совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Содержание программы включает в себя следующие темы:

  • Речевое общение и речевое воздействие (1 часа)

  • Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (1 час)

  • Текст как результат речевой деятельности. Тестирование (4 часа)

  • Культура речевого общения. Контрольная работа (3 часа)

  • Устный русский текст (1 час)

  • Письменный русский текст (2 часа)

  • Литература как вид словесного (речевого) искусства (1 час)

  • Монологические и диалогические формы речи и текста (1 час)

  • Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов. Творческая проектная работа (3 часа)

  • Речевое воздействие в общении (2 часа)

  • Лингвистическая любознательность и любовь к отечественному языку как составляющие культуры речевого общения. Контрольная работа (2 часа)

  • Обучение красноречию. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи. Тестирование (2 часа)

  • Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления (6 часов)

  • Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности (2 часа)

  • Практика создания собственного текста, соответствующего условиям речевого общения. Творческая проектная работа (3 часа)


Содержание данного учебного предмета определено не только целью развития культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника школы, но и целью возрождения национального самосознания средствами языка, что определяет как теоретическо-практическое знание, так и ее воспитательно-патриотическое значение.

В учебный предмет «Культура русского речевого общения» включается работа над текстом как феноменом речевого общения.

Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) и т.д. должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях.

Программа направлена на формирование знаний и умений:

    • Овладение основными нормами русского литературного языка. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

    • Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

    • Совершенствование навыков конструирования текстов.


В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в речевом отношении активного члена общества – человека; владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям:

  • грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и целесообразности;

  • знающим правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты;

  • свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения.

Изучаемые темы рационально расположены.

Программа носит завершенный характер.

Имеются КИМы, прилагается список литературы.

Программа имеет все необходимые элементы и удовлетворяет всем требованиям к учебным образовательным программам.

Содержание материала 



Название раздела

Кол-во часов

1.

Речевое общение и речевое воздействие.

2

2.

Язык и речь

2

3.

Текст как результат речевой деятельности

8

4.

Культура речевого общения

6

5.

Устный русский текст. Общая характеристика.

2

6.

Письменный русский текст

4

7.

Литература как вид словесного ис-ва.

1

8.

Монологические и диалогические формы речи.

3

9.

Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов.

6



Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения


Скорректи-рованные сроки прохождения

1.

Речевое общение и речевое воздействие

Речь: понимание, восприятие, порождение русской речи

 

1




 

2.

Язык-важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык РФ

1




 

3.

Язык и речь

Основные виды речевой деятельности.

1




 

4.

Речевое поведение.Речевая этика. Речевой этикет.

1

 

 

5.

Текст как результат речевой деятельности

Основные признаки текста. Текст как смысловое и структурное единство.                                                                  П.Р.

1




 

6.-8.

Функциональные стили и типы речи. Речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей.

С.Р.

 

3

 

 

9-12.

Жанры текстов разных стилей

4




 

13-15.

Культура речевого общения.

Нормы литературного языка. Орфоэпические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, правописные, стилистические нормы.                                     П.Р.

 

3




 

16.-18.

Владение коммуникативными качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно, точно, логично, выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли

3




 

19

Устный русский текст. Общая характеристика.

Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик.

 1




 

20.

Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения. Обиходно-разговорный устный текст.

1

 

 

21-22.

Письменный русский текст.

Стили течи как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем.

2




 

23-24.

Жанры текстов.

П.Р.

2

 

 

25.

Литература как вид словесного искусства.

Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.

1




 

26.

Монологические и диалогические формы речи и текста

Беседа

1




 

27.

Спор (полемика). Дискуссия.

1




 

28.

Публичное выступление.                    П.Р.

1




 

29.

Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов.

План.

1




 

30.

Конспект.

1

.

 

31.

Тезисы

1




 

32.

Реферат

1

 

 

33.

Аннотация.                      П.Р.

1




 

34.

Подведение итогов

1




 

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Шаталова В. М., Зубакина О. Н. Русское речевое общение. Программа, требования к знаниям, умениям, навыкам, контрольно – измерительные материалы. -М.: изд-во МГОУ, 2005г.

  2. Шаталова В. М., Зубакина О. Н. Учебное пособие для учащихся 10-11классов общеобразовательных учреждений Московской области.- М.: изд-во МГОУ, 2012г.

  3. Шаталова В. М., Зубакина О. Н. Русское речевое общение. Методическое пособие для учителя. - М.: изд-во МГОУ, 2012г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2010. — 96 с. — (Контрольно-измерительные...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. icon«Служебные части речи»
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2019. — 96 с. — (Контрольно-измерительные...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для меня этим «своим» стали идеи В. Ф. Шаталова. Система В. Ф. Шаталова, или, как принято говорить сегодня, технология в восьмидесятые...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconПояснительная записка Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Информатика»
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Информатика» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconПояснительная записка Цель программы: воспитание
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconРабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы по русс
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconТ. Н. Шаталова общие требования и
Методические указания предназначены для выполнения и защиты магистерской диссертации магистрантами направления 080100 Экономика
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconКонспект лекций 12 материалы практических занятий 18 материалы для...
В соответствии с назначением учебной дисциплины, ее основной целью является изучение теории и практики этики деловых отношений, позволяющие...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2009. — 96 с. — (Контрольно-измерительный...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconМетодические рекомендации для студентов Контрольно-измерительные...
Профиль/название программы: Предпринимательская деятельность в системе образования
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconРабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм русского...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы
...
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы …39

Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы

Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы

Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В. М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы. iconРабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск