Содержание 1. Аннотация УМКД……………………………………………………………...3
2. Рабочая программа учебной дисциплины…………………………………...4
3. Контрольно-измерительные материалы……………………………………44
4. Список литературы…………………………………………………………..55
Аннотация Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» разработан для студентов 2/4 курса по специальности 280103.65 Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Социология» входит в дисциплины по выбору цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 144 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (36/36 часов), самостоятельная работа студента (108/108 часов). Дисциплина реализуется на 2/4 курсе в 4/8 семестре.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую программу учебной дисциплины;
контрольно-измерительные материалы;
список литературы (в том числе интернет-ресурсов);
Введение
Современный период общественного развития характеризуется возрастающей ролью социальных процессов происходящих в обществе, а также ролью политики. Курс социологии позволяет раскрыть перед студентами содержание социологии как науки, контролирующей социальное здоровье общества.
Социология - это наука диагностическая, но не только - она наука и практическая, занимающая значительное место в системе наук, предназначенных управлять развитием общества.
Программа дисциплины составлена на основе стандарта, в ней раскрывается глубина понятия социологии как науки, её функциях, дает понятие шести социологических концепций, рассказывается об истории развития социологии, раскрываются итоги, с которыми она подошла к началу XXI столетия.
Студенты получают возможность познакомиться с обществом с позиции его развития как социокультурной системы, с социологическим анализом бытия различных социальных общностей, с социальными и этносоциальными отношениями.
Систематизированный курс основ социологии и политологии относительно новые для россиян учебные дисциплины, их объединяет то, что обе они исследуют общество: социология рассматривает его в целом, а политология - политическую сферу жизни людей.
В изучаемом курсе этих дисциплин выделяются две главные, сквозные идеи.
Первая идея состоит в том, что в мире нет ничего совершенного. Капитализм и социализм, рынок и командная экономика, монархия и республика, демократы и коммунисты - буквально всё и все имеют свои плюсы и минусы, теневые и светлые стороны; в чем-то может быть больше плюсов и меньше минусов и наоборот. 1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цели дисциплины
Дать студентам необходимый объем как теоретических, так и практических знаний в области социологии.
Раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического знания.
Выделить специфику социологии.
1.2. Задачи дисциплины
Способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
Помочь студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в современной России, исследовать острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.
Раскрыть основное содержание курса социологии, остановиться на наиболее значительных его проблемах, показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций, с том числе и русской социологической школы.
Сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
2.1. Уровень освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
Основные положения социологической науки.
Социологическое понимание личности, культуры, семьи, социальные изменения, формирование мировой системы, место России в мировом сообществе.
Взаимосвязь социологии с другими общественными и гуманитарными дисциплинами.
Историю социологической мысли.
Современные социологические теории.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
Самостоятельно анализировать научную литературу.
Осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.
Владеть методикой и техникой социологического исследования.
Применять полученные теоретические знания на практике и использовать социологическую информацию в своей деятельности.
Осмысливать общественные явления и ориентироваться в них.
3. Связь с предшествующими дисциплинами
История отечества на базе общеобразовательной школы.
Обществоведение.
4. Объем дисциплины в виде учебной работы
4.1. Очная форма обучения
|
| Всего
| Распределение
|
| Вид учебной работы
| часов
| по семестрам
| 1
| Общая трудоемкость дисциплины
| 144
| 144
| 2
| Лекционные занятия
| 36
| 36
| 3
| Практические занятия
| -
| -
| 4
| Самостоятельная работа
| 108
| 108
| 5
| Вид итогового контроля
|
| Зачет
|
4.2. Очно-заочная форма обучения.
|
| Всего
| Распределение
|
| Вид учебной работы
| часов
| по семестрам
| 1
| Общая трудоемкость дисциплины
| 144
| 144
| 2
| Лекционные занятия
| 36
| 36
| 3
| Практические занятия
| -
| -
| 4
| Самостоятельная работа
| 108
| 108
| 5
| Вид итогового контроля
|
| Зачет
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Распределение учебного материала по видам занятий
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Макс. Учеб. нагруз студ., час
| Количество аудиторских часов при очной форме обучения
| Самост. работа студента
|
|
|
| Лекции
| Лабораторные работы
| Практические занятия
|
| Распределение по видам (час) очное/заочное
| I
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Социология как наука.
| 16
| 6
|
|
| 10
| 2
| История социологической мысли. Классические социологические теории.
| 40
| 14
|
|
| 26
| 3
| Современные социологические теории.
| 16
| 4
|
|
| 12
| 4
| Общество и социальные институты.
| 16
| 2
|
|
| 14
| 5
| Культура как фактор социальных изменений.
| 16
| 2
|
|
| 14
| 6
| Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация.
| 12
| 2
|
|
| 10
| 7
| Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность.
| 12
| 2
|
|
| 10
| 8
| Социальные изменения. Формирование мировой системы
| 8
| 2
|
|
| 6
| 9
| Методы социологического исследования.
| 8
| 2
|
|
| 6
|
| Итого
| 144/144
| 36/36
|
|
| 108/108
|
5.2 Содержание лекционного курса (36 часов)
Тема 1. Социология как наука (6 часов)
Специфика социологического видения мира. Объект социологии. Дискуссии о предмете социологии. Социологическое воображение. Законы и основные парадигмы социологии. Структура и уровни социологического знания. Макро- и микросоциология. Методы социологии. Теория и эмпирия как два основных методологических подхода в социологическом познании. Функции социологии. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук. Соотношение социологии с социальной философией, экономической теорией, историей, политологией, социальной психологией, статистикой, педагогикой, социальной работой. Социология как научное знание и как предмет изучения. Роль социологии в преобразовании России.
Тема 2. История социологической мысли.Классические социологические теории (14 часа)
Социологический проект О. Конта. Социальная статика и социальная динамика. Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Понятие позитивизма в социологии. Значение социологических идей О. Конта. Органическая теория Г. Спенсера. Общество как организм. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера. Учение о социальных институтах. Социология Э. Дюркгейма. Учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни. Проблема самоубийства. Формальная социология Г. Зиммеля. Теория конфликтов. М. Вебер и его понимающая социология. Теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти. Религия и ее влияние на общество. Социологическая теория марксизма. Материалистическое понимание истории как основа социологической концепции К. Маркса. Влияние социологических взглядов К. Маркса на общественное развитие в мире. Исторические судьбы марксистской социологии, современные взгляды и оценки социологии марксизма. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки. Русская социологическая мысль. Особенности становления социологии в России. Основные направления русской социологической мысли: географическое (Л.И. Мечников, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский); органическое (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); субъективное (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский); психологическое (Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий); многофакторное (М.М. Ковалевский); марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Развитие социологической теории П. Сорокиным: российский период. Социология в СССР. Социологическая мысль в период реформирования России.
|