МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
| Заведующий кафедрой
_биохимии, микробиологии и биотехнологии
(название кафедры)
|
| ______________ _Э,Я. Костецкий ___
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
| «_6_____»___июня______________2012____г.
| УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Почвенная микробиология
Специальность- 020209.65 Микробиология Форма подготовки – очная
Школа естественных наук
Кафедра <биохимии, микробиологии и биотехнологии>
курс 3 семестр 5
лекции 17 час.
лабораторные работы 17 час.
всего часов аудиторной нагрузки 34 час
самостоятельная работа 16 час
экзамен 5 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ Гос.Рег. 96 ЕН / СП от 10 марта 2000 г.).
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры_биохимии, микробиологии и биотехнологии«6» июня 2012 г., протокол № 15
Заведующая (ий) кафедрой____________________________Костецкий Э.Я. 2012____г.
Составитель: Дроздовская Олеся Андреевна
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ Error: Reference source not found
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) 6
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 20
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 54
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ГЛОССАРИЙ 68
АННОТАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЧВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Почвенная микробиология» разработан для студентов 3 курса по направлению 020209.65 «Микробиология» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Почвенная микробиология» входит в базовую часть профессионального цикла (ОПД В 2). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 50 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (17 часов), лабораторные работы (17 часов), самостоятельная работа студента (16 часов). Дисциплина реализуется на 3 курсе в 5 семестре.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей возникновения и развития почвенной микробиологии. Студенты знакомятся с основными группами бактерий, встречающихся в почве. В ходе изучения курса рассматриваются типы биологических связей в мире почвенных микроорганизмов, вопросы экологии и географии микробов, биодиагностики почв. Большое внимание уделяется роли микроорганизмов в круговороте веществ в природе и в функционировании биогеоценозов.
Почвенная микробиология – комплексная наука, возникшая на стыке разных разделов биологии и почвоведения. Она логически и содержательно связана с общей микробиологией, зоологией, ботаникой, почвоведением, химией, биохимией, географией, экологией.
Освоение дисциплины «Почвенная микробиология» направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);
- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, как средством управления информацией (ОК-12);
- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (ОК-15).
- обладать способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
- уметь применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-3);
- уметь применять специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, экологии для освоения физических, химических и экологических основ почвоведения (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7);
- уметь использовать на практике знания теоретических основ управления в сфере использования и охраны почвенного покрова (ПК-10);
- уметь пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных работ в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-15). Достоинством УМКД является использование в лекционном материале современных данных в области почвенной микробиологии. Наиболее подробно представлен раздел, касающий почвенных микроорганизмов и их влиянием на круговорот азота и плодородие почв.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую учебную программу дисциплины;
краткие опорные конспекты лекций;
материалы для практических и лабораторных работ;
контрольно-измерительные материалы;
список литературы;
глоссарий
Достоинством данного УМКД является то, что он содержит современную информацию по программе преподавания почвенной микробиологии в вузах. Лабораторные занятия согласованы с лекционным материалом, а семинарские занятия дают дополнительную информацию, которая не вошла в лекционный объем Автор-составитель учебно-методического комплекса
к. б. н. доцент кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии Школы естественных наук ДВФУ
Дроздовская Олеся Андреевна
Зав. кафедрой биохимии, микробиологии
и биотехнологии __________________________ Костецкий Эдуард Яковлевич
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
| Заведующий кафедрой
_биохимии, микробиологии и биотехнологии
(название кафедры)
|
| ______________ _Э,Я. Костецкий ___
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
| «___20___»__июня____________2011____г.
| Рабочая программа дисциплины
Почвенная микробиология
Специальность- 020209.65 Микробиология Форма подготовки – очная
Школа естественных наук
Кафедра <биохимии, микробиологии и биотехнологии>
курс 3 семестр 5
лекции 17 час.
лабораторные работы 17 час.
всего часов аудиторной нагрузки 34 час
самостоятельная работа 16 час
экзамен 5 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ Гос.Рег. 96 ЕН / СПот 10 марта 2000 г.).
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры_биохимии, микробиологии и биотехнологии « 20» июня 2011 г., протокол № 10
Заведующая (ий) кафедрой_________________________________________ 2011____г.
Составитель: Дроздовская Олеся Андреевна
Оборотная сторона титульного листа РПУД
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «____» _______________201_____г. №______
Заведующий кафедрой ___________________________ ____________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «________» ________________201_____г. №______________
Заведующий кафедрой ___________________________ ____________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация
Дисциплина «Почвенная микробиология» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020209.65 – Микробиология. Для изучения дисциплины необходимы знания в области общей микробиологии, почвоведения, неорганической и органической химии, биохимии.
Цель курса - формирование у студентов современных представлений о роли микроорганизмов в минерализации органических веществ и в почвообразовательных процессах.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с миром населяющих почву микроорганизмов, законами их существования, типами биологических связей, вопросами экологии и географии микроорганизмов;
- обеспечить непрерывность и преемственность образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;
- повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.
Для более прочного усвоения материала одновременно с освоением теоретического курса предусмотрена система практических занятий, на которых студенты должны овладеть основными методами работы с микроорганизмами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать: систематику, строение, морфологические особенности, физиологию и экологию микроорганизмов, значение и роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе;
- Уметь:готовить и стерилизовать питательные среды, готовить препараты живых и фиксированных микроорганизмов и микроскопировать их, проводить количественный и качественный учет микрофлоры почвы;
- Владеть: безопасными приемами работы в микробиологической лаборатории, техникой исследования микроорганизмов, методами культивирования микроорганизмов, получения чистых культур; лабораторного анализа образцов почв, растений и сельскохозяйственной продукции.
Освоение курса предполагает самостоятельную работу, которая включает:
- работу с научной и учебной литературой;
- поиск информации через базы данных в Интернете;
- подготовку к коллоквиумам;
- написание рефератов.
Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются текущий контроль, заключающийся в выполнении студентами письменных контрольных работ, и итоговый, состоящий из сдачи зачета.
Обязательным условием допуска студента к экзамену является предоставление реферата объемом не менее 10 страниц, включая список литературы таблицы и графики. Трудоемкость работы над рефератом включается в часы самостоятельной работы студентов и составляет 6 часов. I. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ (17 часов)
Тема 1. История возникновения и развития почвенной микробиологии (2 часа)
Предмет и задачи почвенной микробиологии. Связь почвенной микробиологии с другими разделами наук о почве и с биологическими науками. Объекты исследования почвенной микробиологии: представители всех царств живой природы – растения, животные, протисты, грибы и прокариотные организмы. Проблемы и методы почвенной микробиологии.
История возникновения и развития почвенной микробиологии. С.Н. Виноградский - основоположник почвенной микробиологии. Характерные отличия русской школы микробиологов и «голландской микробиологической школы». М. Бейеринк. Развитие взглядов В.В. Докучаева в почвенной микробиологии. Работы Н.А. Красильникова, С.П. Костычева, Е.Н. Мишустина, Н.Г. Холодного, С.А. Северина, Д.М. Новогрудского. Идеи В.Р. Вильямса о растительных формациях и роли микроорганизмов в плодородии почв.
Особенности современного периода развития почвенной микробиологии. Использование новых методов биохимии, биофизики, электронной микроскопии в почвенно-биологических исследованиях.
Тема 2. Основные группы бактерий и актиномицетов, встречающихся в почвах (2 часа)
Эубактерии и архебактерии. Грамотрицательные бактерии (грациликуты): фототрофы и хемотрофы. Грамположительные бактерии, встречающиеся в почвах, и их характеристика. Микоплазмы. Архебактерии. Строение и размножение актиномицетов.
|