Скачать 1.43 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫМикробиология и вирусология Специальность - 020201.65 Биология Форма подготовки - очная Школа естественных наук Кафедра Клеточной биологии и генетики курс 3_______ семестр 5_______ лекции _34__ (час.) практические занятия____час. семинарские занятия____час. лабораторные работы 34___час. консультации 2 часа всего часов аудиторной нагрузки__68___ (час.) самостоятельная работа __38____ (час.) реферативные работы (1) контрольные работы - зачет _________ семестр экзамен__5___семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ (№ Гос. рег. 89 ЕН/СП от 10 марта 2000 г.). Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «01» сентября 2011 г., протокол № 1. Заведующая (ий) кафедрой: Костецкий Э.Я. Составитель: профессор Л.С.Бузолева Содержание УМКД:
Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Микробиология и вирусология» Учебно-методический комплекс дисциплины «Микробиология и вирусология» разработан для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 020201.65 – Биология в соответствии с требованиями ГОС по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87). Дисциплина «Микробиология и вирусология» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.1.3). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 106 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (34 часа), лабораторные работы (34 часа) самостоятельная работа студента (38 час). Дисциплина реализуется на 3 курсе в 5 семестре. Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: История микробиологии, этапы ее развития как науки. Теоретические основы микробиологии. Основные направления развития современной микробиологии. Систематика микроорганизмов, особенности строения микробной клетки по сравнению с эукариотами. Условия и факторы среды, оказывающие влияние на развитие прокариот. Механизмы питания бактерий, варианты питательных сред и их характеристика. Физиология микроорганизмов, особенности роста и размножения микробной клетки. Понятия анаболических и катаболических процессов у прокариот. Пути получения энергии у бактерий. Типы жизни прокариот, особенности обмена паратрофов, гетеротрофов, хемотрофов и фототрофов. Основные понятия генетики микроорганизмов. Дисциплина «Микробиология и вирусология» логически и содержательно связана с такими курсами, как биология (ботаники и зоологии, физиологии животных и растений), химия, генетика, биохимия и молекулярная биология. Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника: овладение теоретическими знаниями, методами обработки, анализа и синтеза полевой лабораторной информации в области микробиологии и использование теоретических знаний на практике. Учебно-методический комплекс включает в себя:
Достоинством данного УМКД является то, что он содержит современную информацию по программе преподавания микробиологии в вузах. Лабораторные занятия согласованы с лекционным материалом, а семинарские занятия дают дополнительную информацию, которая не вошла в лекционный объем. К наиболее методически разработанным разделам можно отнести раздел, посвященный истории развития микробиологии как науки, периодам ее становления, раздел по систематике и классификации микроорганизмов, а также лекцию «Способы получения энергии у прокариот». Автор-составитель учебно-методического комплекса Д.б.н., профессор кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии ШЕН ДВФУ, профессор Бузолева Л.С. Зав.кафедрой биохимии, микробиологии и биотехнологии _______________ Э.Я. Костецкий МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Микробиология и вирусология Специальность - 020201.65 Биология Форма подготовки - очная Школа естественных наук Кафедра клеточной биологии и генетики курс 3_______ семестр 5_______ лекции _34__ (час.) практические занятия____час. семинарские занятия____час. лабораторные работы 34___час. консультации 2 часа всего часов аудиторной нагрузки__68___ (час.) самостоятельная работа __38____ (час.) реферативные работы (1) контрольные работы - зачет _________ семестр экзамен__5___семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ (№ Гос. рег. 89 ЕН/СП от 10 марта 2000 г.). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии «01» сентября 2011 г., протокол № 1. Заведующая (ий) кафедрой: Костецкий Э.Я. Составитель: профессор Л.С.Бузолева СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ (17 ч.) Модуль 1 «Микробиология как наука, направления развития, основные понятия» Лекция 1. Этапы становления микробиологии как науки, основные направления развития (4 ч). Предмет и задачи микробиологии. Основоположники мировой и отечественной науки, их вклад в становление науки микробиологии, этапы её развития, разработки её методологии. Учение о возникновении инфекции (миазматики и контагионисты). Значение работ А. Ван Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха, С. Н. Виноградского, М. Бейеринка, Д. И. Ивановского, Дж. Листера, А. Клюйвера и ряда других ученых. Особенности русской и голландской школ микробиологии. Развитие микробиологии в трудах русских ученых Л. С. Ценковского, И. И. Мечникова, В.Л. Омелянского, Б. Л. Исаченко, Г. А. Надсона, Н.А. Красильникова и других. Основные направления современной микробиологической науки и проблемы, стоящие перед общей, промышленной, геологической, водной, морской, сельскохозяйственной, санитарной и медицинской микробиологией. Лекция 2. Систематика прокариот. Группы прокариотных организмов (4 ч). Мир микроорганизмов, общие признаки и разнообразие. Сходства и различия про- и эукариотических микроорганизмов. Положение микроорганизмов в системе живого мира на основе современной филогенетической концепции К. Уоуза (C.Wose). Принципы классификации и идентификации бактерий с применением методов нумерической таксономии хемотаксономии, геносистематики на основе групп признаков: морфологических, культуральных, физиологических, биохимических, серологических, молекулярно-генетических. Выделяемые в настоящее время основные филогенетические кластеры бактерий. Краткий обзор наиболее распространенных и изученных представимтелей основных систематических групп. Прокориоты. Характеристика отдельных групп эубактерий (аэробных, факультативно- анаэробных и анаэробных хемоорганогетеротрофов: грамотрицательных и грамположительных палочек и кокков, хемолитоавтотрофов), цианобактерий, архебактерий. Эукариоты. Краткая характеристика микроскопических грибов, микроводорослей, простейших. Лекция 3. Строение и химический состав клеток прокариот (6ч). Форма, размеры, способы движения клеток. Структура, химический состав и функции отдельных компонентов клетки. Споры и спорообразование. Способы размножения. Дифференцировка клеток. Модуль 2 «Физиология микроорганизмов» Лекция 4. Питательные среды. Механизмы питания микроорганизмов (4ч). Принципы приготовления питательных сред и и их классификация. Способы культивирования. Механизмы питания микроорганизмов. Потребность микробов в органических и неорганических веществах. Лекция 5. Культуральные свойства, рост и размножение бактерий (6 ч). Рост клетки и популяции: отличия. Параметры и закономерности роста культуры. Кривая роста и характеристика фаз. Преимущества и недостатки периодического и непрерывного культивирования. Синхронные культуры. Накопительные культуры и принцип элективности. Аксенические культуры. Объективные трудности при выделении и искусственном содержании природных микроорганизмов. Некультивируемые формы. Методы получения культур накопительных и чистых культур микроорганизмов. Модуль 3 «Особенности метаболизма микроорганизмов» Лекция 6. Особенности анаболизма и катаболизма. Способы получения энергии (8ч). Раскрытие представления о формировании особенностей метаболизма микроорганизмов для реализации их основных планетарных функций: кругооборота углерода, газообмена в атмосфере и взаимодействия с литосферой. Представления о скорости и пластичности метаболизма, разнообразии метаболических путей и способов получения энергии (фотосинтетическое, окислительное, субстратное фосфорилирование), наличии экзоферментов, конститутивных и индуцибельных ферментов. Краткая характеристика биосинтетических процессов. Особенности энергетического метаболизма: аэробное дыхание, анаэробное дыхание, брожение, хемосинтез, фотосинтез. Регуляция метаболизма через количество и активность ферментов. Индукция и репрессия синтеза ферментов. Катаболитная репрессия. Катаболизм. Ферменты. Пути катаболизма гексоз. Фруктозо-1,6- бисфосфатный путь (Эмдена-Мейергофа-Парнаса). Пентозофосфатнй путь. Путь Энтнера-Дудорова. Цикл трикарбоновых кислот. Типы брожения. Дыхание. Кометаболизм. Анаболизм. Регуляция метаболизма. Эволюция путей метаболизма. Модуль 4 «Генетика микроорганизмов» Лекция 7. Основы генетики микроорганизмов (6ч). Опыт О. Эйвери, Ф. Мак Леода и Р. Мак Карти 1944 года – самый выдающийся эксперимент за всю историю биологии и всей науки. Синтез белка и генетический код: репликация ДНК, транскрипция ДНК, генетический код, синтез белка. Генетический аппарат бактерий. Строение и локализация бактериальной хромосомы.Оперонная организация генома у прокариот. Особенности репликации ДНК. Сопряжение транскрипции и трансляции. Генотипическая и фенотипическая изменчивость. Спонтанный и индуцированный мутагенез. Ауксотрофы. Селекция мутантов, их практическое применение. Химические мутагены и типы точечных мутаций. Физические мутагены. Типы повреждений в ДНК при УФ-облучении. Механизмы репарации ДНК после УФ-облучения. Биологические мутагены. Плазмиды, транспозоны: строение, функция, распространение. Рекомбинация у прокариот: трансформация, трансдукция, конъюгация. Понятие о генной инженерии. Рестрикция и модификация. Молекулярное клонирование. Слияние протопластов. Модуль 5 «Основы вирусологии» Лекция 8. Основы вирусологии ( 4 ч). Основные свойства вирусов и их молекулярно-генетическая организация. Открытие вирусов. Основные свойства вирусов. Работы Д.Я. Ивановского, Бейеринка, Стэнли, Туорта, д,Эреля. Размножение вирусов.Молекулярно-генетическая организация вирусов. Вироиды и прионы. Классификация вирусов. Жизненный цикл вирусов. Основные типы вирусных геномов.. Вироиды. Прионы – не живые инфекционные белки. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ Лабораторные работы (34 ч) Занятие № 1 Микробиологическая лаборатория и правила работы в ней. СТЕРИЛИЗАЦИЯ ( 3ч) 1. Знакомство с организацией бактериологической лаборатории, устройством приборов, принципами работы с ними и правилами техники безопасности. 1. Основные методы термической и холодной стерилизации. 2. Освоение приемов по подготовке микробиологической посуды к стерилизации «сухим жаром». 3. Знакомство с устройством сухожарового шкафа, автоклава. 4. Бактериальные фильтры. Занятие № 2 микроскопия. приготовление препаратов живых микроорганизмов. ПОДВИЖНОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ (3ч) 1. Знакомство с устройством и правилами работы светового микроскопа. 2. Приготовление препаратов живых микроорганизмов методом «раздавленная капля» и их просмотр в светлом и темном поле. 3. Наблюдение за движением бактерий в «висячей» капле. 4. Знакомство с принципами работы люминесцентного, электронного и сканирующего микроскопов. Занятие № 3Питательные среды и микробиологическое исследование (3ч) 1. Знакомство с принципами составления сред для культивирования микроорганизмов и условиями культивирования микроорганизмов. 2. Знакомство с рецептами питательных сред и правилами приготовления их. 3. Приготовление мясо-пептонных и синтетических сред для выделения микроорганизмов |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 6 конспект лекций 20... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Темы рефератов по педагогике и психологи Особенности урока, лекции, семинарских занятий, практических и лабораторных занятий, диспутов, конференций, зачетов, экзаменов, факультативных... | «Служебные части речи» Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2019. — 96 с. — (Контрольно-измерительные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2010. — 96 с. — (Контрольно-измерительные... | Конспект лекций 12 материалы практических занятий 18 материалы для... В соответствии с назначением учебной дисциплины, ее основной целью является изучение теории и практики этики деловых отношений, позволяющие... | ||
Рабочая учебная программа конспекты лекций материалы для лабораторных... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Контрольно – измерительные материалы для переводного экзамена по русскому языку за курс 7 класса Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу | ||
Пояснительная записка Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Информатика» Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Информатика» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы | Рабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы …39 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы | Рабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Контрольно-измерительные материалы ... | Рабочая программа учебной дисциплины 5 Конспекты лекций 12 Материалы... Специальность —240802. 65 Основные процессы химических производств и химическая кибернетика |