Скачать 2.43 Mb.
|
Чувашский республиканский институт образования Кафедра естественнонаучных дисциплин Мастерская учителя биологии и химии Чебоксары 2009 Печатается по решению кафедры ЕНД ЧРИО МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ: из опыта работы учителей биологии и химии Чувашской Республики. Выпуск 1. Чебоксары, 2009/ Под общ. ред. Н.В.Борисовой. – Чебоксары, 2009. - 142 с. В основу настоящего сборника положены материалы, отражающие результаты педагогического труда учителей биологии и химии Чувашской Республики. Это разработки уроков, внеклассных мероприятий и программы элективных курсов. Сборник будет полезен для учителей-практиков, студентов педагогических вузов, специалистов отделов образования. Ответственность за содержание представленных публикаций несут авторы. Авторский стиль в большинстве работ сохранен. © Кафедра ЕНД ЧРИО Сборник подготовлен к 75-летию ЧРИО Мастерская учителя биологии и химии (из опыта работы учителей биологии и химии Чувашской Республики) Чебоксары-2009 О сборнике От писателя остаются книги, от художника – картины, от каждого яркого, думающего учителя должен остаться его неповторимый опыт. Л.Ф. Кабо «Жил на свете учитель». Профессиональное мастерство и опыт, по мнению самих педагогов, всегда есть плод достаточно длительного практического труда. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи, последовательно и качественно, наиболее оптимальным путем решать их. Для этого существуют разные пути, технологии, формы, помогающие оптимизировать образовательный процесс. Но, несмотря на многочисленные нововведения, все же главной составной частью учебного процесса остается урок. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства1. Именно поэтому большую часть сборника составляют разработки уроков учителей биологии и химии, раскрывающие как общие подходы, так и частные методические приемы в обучении биологии и химии. «Мастерская учителя» - это первая попытка обобщить педагогический опыт учителей естественнонаучного цикла Чувашии. Урок «Виды размножения. Бесполое размножение» (6 класс) Краснова С.А., учитель биологии высшей категории МОУ «СОШ пос. Опытный» Цивильского района Тема урока: «Виды размножения. Бесполое размножение» изучается в разделе: «Жизнедеятельность организмов» (Ш. четверть). Предлагаемый план урока ориентирован на содержание программы и учебника Н. И. Сонина «Биология 6 класс. Живой организм». Класс поделен на группы по 5-6 человек для выполнения лабораторной работы. Для поведения урока используется также материалы компакт-диска: «Биология. 6 класс». ( Физикон). Цель урока: изучение основных особенностей форм размножения организмов. Задачи: - иметь представление о разнообразии способов размножения организмов; - понимать биологическое значение размножения организмов; - знать особенности бесполого размножения организмов. -отработать навыки размножения комнатных растений вегетативными органами. Оборудование: ноутбуки, проектор, презентация по теме, раздаточный материал для лабораторной работы, ММД «Биология 6 класс» (Физикон). Планируемые результаты: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Предварительная подготовка:
3. Приготовить раздаточные материалы для самостоятельной работы, таблицы и для лабораторной работы. (Инструкция. Комнатные растения: герань, сенполии, пуанссетия, и т.д.), стаканчики с водой, горшочки с почвой, стеклянные банки. Ход урока: 1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. 2.. Изучение нового материала: План урока: 1. Формы размножения организмов. Особенности и преимущества. Организация самостоятельной работы по заполнению схемы № 1 с элементами обсуждения. Учитель подводит учащихся к тому, что уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов. Наряду с бесполым размножением очень давно возникло и половое, которое также в процессе естественного отбора постоянно совершенствовалась применительно к условиям жизни различных организмов, что будет показано и рассмотрено на следующем уроке. Формулируется вопрос: - Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительскими особями? Учитель поясняет, что существует огромное многообразие форм и способов размножения, но на данном уроке будет подробно рассмотрено только бесполое размножении. Учитель дополняет, обобщает ответы детей и продолжается заполнение схемы № 1: Схема 1 Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее часто оно встречается у одноклеточных животных, известно и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:
Вывод: в основе всех этих способов размножения лежит деление клетки. 2. Формы бесполого размножения. Просмотр видеофрагментов: деление эвглены зеленой, почкование гидры, спорообразование. Учитель: «Как размножаются водоросли, бактерии, простейшие, цветковые и споровые растения, млекопитающие и животные?» Выслушиваются ответы учащихся. Заполнение таблицы №1. 3. Формы бесполого размножения. Таблица 1
4. Вегетативное размножение. Учитель: Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду или на пришкольном участке.
5. Рассказ ученика о способах вегетативного размножения с помощью компакт – диска «Биология 6 класс» (Физикон). Работа с терминами (листовой черенок, стеблевой черенок, корневой черенок). 6. Лабораторная работа. «Черенкование комнатных растений». Цель: Овладеть навыками черенкования комнатных растений, познакомиться с условиями, необходимыми для успешного укоренения и развития черенков. Оборудование: комнатные растения (герань, сенполии, пуанссетия), скальпель, стаканчики с водой, горшочки с почвой, стеклянные банки. Ход работы
Таблица 2
7. Вывод: при вегетативном размножении новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, и т.д.). 8. Закрепление изученного материала: Верны ли утверждения:
Рефлексия
8. Домашнее задание: Прочесть параграф учебника. Знать материалы, данные учителем на уроке и записанные в тетради. |
Высшего профессионального образования «московский институт права»... Автор: Бобкова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин | Кафедра управления и профессионального образования Краткая аннотация образовательных программ, реализуемых в боу дпо (ПК)С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования... | ||
Тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса Боу дпо (ПК) с «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования Чувашии | Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования... В связи с этим появилась необходимость в усилении практической направленности обучения, включая в работу с учащимися соответствующие... | ||
Результаты деятельности учителя Боу дпо "ПК" с "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии по теме "Организация социального творчества... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Государственное образовательное учреждение «Чувашский республиканский... | ||
Высшего профессионального образования «московский институт права»... Цель изучения дисциплины – выработка у студентов высокой логической культуры, четкого и ясного понимания значимости овладения логическими... | Обобщение и распространение педагогического опыта Республиканский семинар для учителей химии, биологии, географии по теме «Межпредметная интеграция естественнонаучных дисциплин» | ||
Методическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся... Рекомендовано кафедрой иностранных языков гоу "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии в качестве... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | ||
Учебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... |