МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный университет»
-
УТВЕРЖДАЮ
| Декан факультета
_______________________
(Подпись, ФИО)
«___» __________ 2011 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Уровень основной образовательной программы бакалавриат
(бакалавриат, магистратура, специалитет)
Направление(я) подготовки (специальность) 050100.62 Педагогическое образование (номер.уровень, полное наименование направления подготовки (специальности))
Профиль(и) Информатика и математика
(полное наименование профиля направления подготовки (специальности) из ПООП)
Форма обучения очная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Факультет Факультет информатики
(сокращенное и полное наименование факультета)
Кафедра биомедицинских и экологических знаний
(сокращенное и полное наименование кафедры)
Курс 4 Семестр 7
Учебный план набора 2011 года и последующих лет.
Распределение рабочего времени:
№
| Виды учебной работы
| Семестр 1
| Семестр 2
| Семестр 3
| Семестр 4
| Семестр 5
| Семестр 6
| Семестр 7
| Семестр 8
| Всего
| Единицы
|
| Лекции
|
|
|
|
|
|
| 18
|
|
| часов
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
| часов
|
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
| 18
|
|
| часов
|
| Курсовой проект/работа (КРС) (аудиторная)
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
| часов
|
| Всего аудиторных занятий (Сумма 1-4)
|
|
|
|
|
|
| 36
|
|
| часов
|
| Из них в интерактивной форме
|
|
|
|
|
|
| 36
|
|
| часов
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС)
|
|
|
|
|
|
| 36
|
|
| часов
|
| Всего (без экзамена) (Сумма 5,7)
|
|
|
|
|
|
| 72
|
|
| часов
|
| Самост. работа на подготовку, сдачу экзамена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| часов
|
| Общая трудоемкость (Сумма 8,9)
|
|
|
|
|
|
| 72
|
|
| часов
|
| (в зачетных единицах)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЗЕТ
| Зачет 7 семестр Диф. зачет _________________ семестр
Экзамен ______________семестр
Магнитогорск 2011Лист согласований Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 050100.62 "Педагогическое образование", профиль "Информатика и математика", утвержденного 22.12.2009,
(дата утверждения ФГОС ВПО)
рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «___» ___________20__ г., протокол № ___. Разработчики: профессор кафедры биомедицинских и экологических знаний Е.Н. Котышева,________________________ _____________________ _______________
(должность, кафедра) (подпись) (Ф.И.О.) доцент кафедры биомедицинских и экологических знаний Г.И. Филенкова,________________________ _____________________ _______________
(должность, кафедра) (подпись) (Ф.И.О.) Зав. кафедрой _______________________ _____________________ _______________
(должность, кафедра) (подпись) (Ф.И.О.) Эксперты:
______________________________________________ _____________ ____________________
(место работы, занимаемая должность) (подпись) (Ф.И.О.) ______________________________________________ _____________ ____________________
(место работы, занимаемая должность) (подпись) (Ф.И.О.)
1. Цель и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о здоровье, факторах формирующих и разрушающих, способах сохранения и укрепления здоровья и на этой основе выработать сознательное и активное отношение к своему здоровью и здоровью подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование у студентов мировоззрения, ориентированного на ценность здоровья человека и общества;
- освоение теоретических, организационно-правовых и практических основ охраны здоровья и здорового образа жизни, профилактики основных групп заболеваний;
- овладение умениями по оценке состояния здоровья, выявлению его нарушений;
- освоение навыков по оказанию неотложной доврачебной медицинской помощи, уходу за больными и пострадавшими;
- воспитание у студентов сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья, мотивированной потребности к ведению здорового образа жизни. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в профессиональный цикл обучения (Б3), его базовую часть (Б3.Б) - Б3.Б.7.
Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является составной частью единого медико-биологического блока. Она требует базовой школьной подготовки по биологии (анатомии, физиологии и гигиене человека), а также усвоения знаний, полученных при изучении в университете курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Знания и умения, полученные при изучении дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», впоследствии будут использованы при освоении курсов педагогики, психологии, безопасности жизнедеятельности, основ экологической культуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- понятия здоровья и его детерминанты, ключевые составляющие здорового образа жизни, особенности рационального сбалансированного питания в различные периоды жизни,
- факторы риска возникновения основных групп заболеваний; основные признаки детских болезней и меры предупреждения; меры профилактики основных групп неинфекционных и инфекционных заболеваний и неотложных состояний,
- роль факторов образовательной среды в формировании и сохранении здоровья обучающихся;
- основы законодательства РФ об охране здоровья граждан;
- характеристику травматизма, в том числе детского.
Уметь:
- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам здоровья и факторов, его формирующих;
- провести общую оценку состояния здоровья на основе функциональных тестов и показателей адаптации, выявлять общие нарушения в здоровье и состояния, требующие неотложной помощи, распознавать основные симптомы инфекционных болезней,
- оказывать первую помощь при несчастных случаях, неотложных и терминальных состояниях,
- проводить профилактическую работу по предупреждению разных групп заболеваний детей и подростков в образовательной среде,
Владеть:
- представлениями о здоровье на основе современной естественнонаучной картины мира.
- навыками оказания первой помощи при несчастных случаях, неотложных и терминальных состояниях,
- приемами обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности,
- культурой мышления о здоровье как об общечеловеческой ценности,
- способностью к обобщению, анализу, восприятию общей медицинской информации. 4. Объем дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц - 72 часа.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 7
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 18
| 7
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 7
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 7
| В том числе:
| -
| -
| Рефераты
| 10
| 7
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| 7
| Общая трудоемкость час
|
|
| Зачетные Единицы Трудоемкости
| 72 (2 ЗЕТ)
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практич.
занятия.
| Самост. работа студента
| Всего час. (без экзам)
| Формируемые компетенции
(ОК, ПК)
| 1.
| Проблемы здоровья детей
| 2
| 4
| 6
| 12
| ОК-1
ПК-8
| 2
| Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
| 4
| 2
| 6
| 12
| ОК-1,
ОК-11,
ПК-8
| 3
| Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
| 2
| 2
| 4
| 8
| ОК-1,
ОК-11,
ПК-8
| 4
| Характеристика детского травматизма и его профилактика
| 4
| 4
| 8
| 16
| ОК-1,
ОК-11,
ПК-8
| 5
| Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
| 2
| 4
| 6
| 12
| ОК-1,
ПК-17
| 6
| Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
| 4
| 2
| 6
| 12
| ОК-1,
ПК-8
|
| Всего:
| 18
| 18
| 36
| 72
|
|
5.2. Содержание разделов дисциплины (по темам) № п/п
| Наименование
модулей
| Содержание модулей
| Трудо-емкость (час.)
| Формируемые компетенции
(ОК, ПК)
| Лекции
| Практич.занятия.
| Самост. работа студента
| Всего
| 1
| Проблемы здоровья детей
| Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи ОМЗ и ЗОЖ
| 2
| 4
| 6
| 12
| ОК-1:
- культура мышления о здоровье как об общечеловеческой ценности, способность аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам здоровья и факторов, его формирующих;
- представления о здоровье на основе современной естественнонаучной картины мира;
- способность к обобщению, анализу, восприятию общей медицинской информации, факторах, влияющих на организм человека;
- умение провести общую оценку состояния здоровья на основе функциональных тестов и показателей адаптации, выявлять общие нарушения в здоровье и состояния,
ПК-17:
- знания о дефинициях здоровья и его детерминантах,
- знания о факторах риска возникновения основных групп заболеваний; основные признаки детских болезней и меры предупреждения умение
- использовать основную медицинскую документацию и показатели здоровья в образовательных учреждениях
| Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
| Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
| Показатели популяционного здоровья
| 2
| Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
| Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
| 4
| 2
| 6
| 12
| ОК-1:
- представление о взаимодействии макро- и микро-организма на основе современной естественнонаучной картины мира;
- способности к обобщению, анализу, восприятию информации об инфекционных болезных и их возбудителях;
ОК-11:
- знание о возбудителях инфекционных заболеваний, способах профилактики заражения,
- умение распознавать основные симптомы инфекционных болезней,
- знание об основных противоэпидемических мероприятиях в очаге инфекции, специфических и неспецифических методах профилактики, в т.ч. вакцинации
ПК-7:
- знания о способах профилактики инфекционных болезнях в учебно-образовательных учреждениях
| Основные понятия иммунологии
| Основные группы инфекционных заболеваний
| Основные противоэпидемические мероприятия
| 3
| Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
| Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
| 2
| 2
| 4
| 8
| ОК-1:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации о травмах и териминальных состояниях, на этой основе умение принять решение по оказанию первой помощи и транспортировке пострадавших
ОК-11:
- навыки оказания первой помощи при несчастных случаях, неотложных и терминальных состояниях;
- умение провести общую оценку состояния здоровья, выявлять признаки неотложных состояний, требующие неотложной помощи,
- умение оказывать первую помощь при неотложных и терминальных состояниях,
ПК-8:
- умение проводить работу по профилактике неотложных и терминальных состояний в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
| Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
| Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
| Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
| Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации
| Основные приемы сердечно-легочной реанимации
| 4
| Характеристика детского травматизма и его профилактика
| Кровотечения: виды, опасности
| 4
| 4
| 8
| 12
| ОК-1:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации о травмах, на этой основе умение принять решение по оказанию первой помощи и транспортировке пострадавших
ОК-11:
- навыки оказания первой помощи при травмах с учетом возрастных особенностей;
- умение провести общую оценку состояния здоровья, выявлять признаки травм, требующие неотложной помощи,
- умение оказывать первую помощь при травмах и травматическом шоке,
ПК-8:
- знание особенностей детского травматизма;
- умение проводить работу по профилактике детского травматизма в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
| Кровотечения: виды, опасности
| Понятие о закрытых повреждениях
| Переломы костей, их виды
| Травматический шок
| Термические повреждения
| 5
| Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
| ЗОЖ - фактор здоровья
| 2
| 4
| 6
| 12
| ОК-1:
- культура мышления о здоровье как об общечеловеческой ценности, способность аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам здоровья и факторов, его формирующих
ПК-8:
- знания о здоровом образе жизни детей и подростков, его элементах и нормативах;
- знания о негативном воздействии психоактивных веществ на организм ребенка и подростка;
- умения проводить воспитательную работу по формирования здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
| Основные методы оздоровления и укрепления здоровья
| Вредные привычки - фактор риска для здоровья
| Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости
| 6
| Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
| Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
| 4
| 2
| 6
| 12
| ОК-1:
- культура мышления о здоровье как об общечеловеческой ценности, способность аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам здоровья и факторов, его формирующих
ПК-8:
- овладение приемами обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
- знание основ законодательства РФ об охране здоровья граждан
| Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем
| Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников
| Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей
| |