РАССМОТРЕНО:
на заседании методического
объединения ГБОУ СОШ №199
| СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
| УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СОШ № 199
| Протокол № 1 от 29.08.2013 г
| _____________________
| _____________________
| Руководитель МО
| А.А.Кукшева
| В.В.Моисеева
| _______________Н.Е.Качкачева
| 02 сентября 2013 год
| Приказ № 73
от 02.09.2013 г.
|
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ПО БИОЛОГИИ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Класс: 10 «В» Учителя: Маргасюк Дмитрий Викторович, первая квалификационная категория Количество часов – 10 «В» - 136 часов, 4 часа в неделю Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профильный уровень.
г. Москва
2013/14 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.//. Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Базисный учебный план рассчитан на 1 час в неделю. Увеличение количества часов, выделенных на изучение биологии в неделю до 4 часов, позволяет
- успешно осваивать учебный материал 10 класса,
- уделять надлежащее внимание изучению актуальных аспектов современной биологической науки
- уделять надлежащее внимание повторению учебного материала предыдущих лет. Учебно-методический комплект: Общая биология, под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М., М., Просвещение, 2007,
Биология. Общая биология. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. М., Дрофа, 2007
Общая биология: Методическое пособие к учебнику Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И. «Общая биология. 10-11 классы (под ред. Захарова В.Б.)». М. Дрофа, 2002
Книга для преподавателей. Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. М.В. Высоцкая, Волгоград. 2010
Биология в таблицах А.И.Никишов, Р.А.Петросова, В.С.Рохлов, А.В.Теремов, М. Илекса, 2002
Лернер Г.И.Тематические тренировочные задания ЕГЭ 2013 по биологии. М. Дрофа 2012 Планирование учебного материала на 2013 – 2014 уч. год
№ урока
| Номер параграфа
| Дата урока
| Код КЭС
(контролируемого
элемента
содержания)
| Тема урока
| Код КПУ
(контролируемого предметного
умения)
| Основные учебные умения
(что необходимо, знать , уметь , понимать)
|
| Введение
| 02.09.
| 1.1
| Классификация биологических наук. Представление об общей биологии
|
2.1.1, 2.1.2
| Знать:
Классификацию общих и частных и общих биологических наук
Предметы изучения общебиологических дисциплин
Уметь:
Объяснять единство биологических наук в формировании естественнонаучной картины мира
Понимать:
Взаимосвязь биологических наук
|
| 1.2
| 02.09
| 1.2
| Признаки живых систем
| 2.9.1
| Знать:
Критерии живых систем
Понимать:
Многообразие проявлений и свойств живых систем
|
| 1.1
| 06.09
| 1.2
| Уровни организации живых систем
|
2.1.2
2.9.1
| Знать:
Уровни организации живых систем
Проявления признаков жизни на каждом из уровней организации живых систем
Понимать:
Взаимосвязь и взаимозависимость уровней организации живых систем
|
| Конспект
| 07.09
| 1.2
| Методы изучения клетки.
|
1.2.1
2.1.1
| Знать:
Методы исследования клетки (микроскопия, биохимические, биофизические, радиобиологические, иммунологические), области применения и задачи каждого из них
Примерное время возникновения, историю развития и возможности методов исследования
Понимать:
Взаимосвязь технического развития человечества и прогресс биологии
Обоснование выбора методов исследования
|
| Конспект
| 09.09
| 2.1
| Развитие представлений о клетке
| 1.2.1, 1.1.5
| Знать:
Историю развития цитологии в связи с развитием методов
Понимать:
Исторический характер знаний об окружающем мире
|
| 5.5
| 09.09
| 2.1
| Клеточная теория, история создания, современное состояние
|
1.1.1
2.1.1, 2.1.2
| Знать:
Основные положения клеточной теории М. Шлейдена и Т. Шванна
Развитие клеточной теории с 2-й половины XIX века по настоящее время
Уметь:
Характеризовать клетку как структурную, генетическую и функциональную единицу организма, а также в качестве единицы развития и эволюции
|
| 3.1
| 13.09
| 2.1
| Химический состав клетки: элементный состав. Неорганические вещества клетки. Вода, ее значение в организме.
|
1.2.1
2.2.1
| Знать:
Элементы, присутствующие в клетке
Классификацию элементов клетки (макро-, микро- и ультрамикроэлементы)
Функции отдельных химических элементов
Функции воды в клетке и организме (растворитель, транспортная, опорная, среда протекания, исходное вещество и продукт химических реакций), выделительная, терморегуляционная
Уметь:
Понимать причины различий в составе живых и неживых тел
Иллюстрировать функции воды
|
| 3.1
| 14.09
| 2.3
| Минеральные соли в клетке. Значение основных катионов (калия, натрия, кальция и анионов в организмах растений и животных
|
1.2.1
| Знать:
Функции анионов и катионов клетки
Особенности химического состава клеток животных и растений
|
| 3.2.1
| 16.09
| 2.3
| Аминокислоты. Особенности строения α-аминокислот. Белки. Уровни организации белковой молекулы. Денатурация.
|
1.2.1
2.1.5, 2.2.1
| Знать:
Понятия «аминокислота», «пептидная связь», «полипептид», «белок», «денатурация»
Уровни организации полипептидной молекулы
Факторы поддержания первичной, вторичной, третичной и четвертичной структур молекулы
Уметь:
Объяснять денатурирующее воздействие отдельных факторов (температура, присутствие концентрированных растворов кислот, щелочей, ионов тяжелых металлов и т.д.)
Понимать:
Биохимические причины ограниченности области распространения жизни
|
| 3.2.1
| 16.09
| 2.3
| Функции белка в организме. Ферменты как биокатализаторы
|
2.2.1
| Знать:
Функции белка в клетке (структурная, энергетическая, запасающая, транспортная, рецепторная, защитная, каталитическая (ферментативная), сократительная, регуляторная)
Уметь:
Иллюстрировать примерами отдельные функции белка
Находить в тексте примеры, иллюстрирующие отдельные функции белка
|
| 3.2.1, конспект
| 20.09
| 2.3
| Классификация ферментов
|
2.2.1
| Знать:
Классы ферментов (оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, лиазы, изомеразы, лигазы (синтетазы))
Функции классов ферментов
|
| 3.2.1
| 21.09
| 2.3
| Лаб.работы «Действие ферментов слюны на крахмал», «Действие каталазы мышц на пероксид водорода»
|
2.7.2
| Уметь:
Выявлять результаты воздействия ферментов на субстрат
Делать вывод из проведенного наблюдения
Понимать
Причины воздействия среды на активность фермента
|
| 3.2.2
| 23.09
| 2.3
| Углеводы. Строение и биологическая роль моносахаридов
| 1.2.1, 2.2.1
| Знать:
Понятия «углевод», «простой сахар (моносахарид)»
Классификацию моносахаридов по количеству атомов углерода и положению кетогруппы
Физические свойства моносахаридов
Функции моносахаридов (энергетическая, запасающая, определение вязкости крови)
|
| 3.2.2
| 23.09
| 2.3
| Олигосахариды и полисахариды. Производные углеводов: хитин, муреин
|
1.2.1
2.8., 2.6.1
| Знать:
Понятия «сложный сахар», «олигосахарид», «полисахарид»
Особенности физических свойств олигосахаридов и полисахаридов
Функции олигосахаридов и полисахаридов в клетке и организме (структурная, запасающая)
Уметь:
По составу перечисляемых углеводов устанавливать принадлежность организмов к определенной систематической группе
|
| 3.2.3
| 27.09
| 2.3
| Липиды, их классификация. Строение и функции триглицеридов (жиров и фосфолипидов)
|
1.2.1
2.2.1
| Знать
Понятия «липид», «триглицерид», «жир», «фосфолипид», «жирная кислота»
Функции жиров и фосфолипидов в клетке (структурная, энергетическая, запасающая, защитная, источник метаболической воды)
Понимать
Взаимосвязь строения вещества и выполняемых им функций
|
| 3.2.3
| 28.09
| 2.3
| Липоиды: воски, жирные кислоты, стероиды, каротиноиды
|
1.2.1
| Знать:
Понятия «гидрофобные свойства», «липоид»
Особенности строения восков, стероидов, каротиноидов
Функции отдельных групп липоидов
|
| Конспект
| 30.09
| 2.3
| Низкомолекулярные органические вещества клетки. Азотистые основания, нуклеотиды, АТФ, переносчики водорода
| |