Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 338.53 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации10.02.2014
Размер338.53 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) государственного образовательного учреждения

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии




УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Ю.А.Мясников____________

«__»_____________2010

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ»


Специальность: 020201.65 Биология

Факультет: естественнонаучный

Форма обучения: очная

Бузулук 2010 г.

Рецензент _______________________Горлова Н.В.

Рабочая программа дисциплины: «Методика преподавания биологии»/ сост. К. В. Левкина, г. Бузулук, 2010 г. (филиал) ОГУ - 13 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессионального цикла студентам очной формы обучения специальности 020201.65 - Биология в 7 семестре.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов: 020201.65 Биология, утвержденного Министерство образования Российской Федерации 10.03.2000.

Составитель:__________ Е.В. Лёвкина


«12» сентября 2010 г

©Лёвкина Е.В., 2010

©БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010

Содержание


1

Цели и задачи дисциплины

4

2

Место дисциплины в учебном процессе

4

3

Организационно - методические данные дисциплины

4

4

Содержание дисциплины

5

4.1

Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму

содержания по дисциплине

5

4.2

Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий

5

5

Тематический план изучения дисциплины

7

5.1

Лабораторные работы

7

5.2

Самостоятельное изучение дисциплины

8

6

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8

6.1

Рекомендуемая литература

8

6.2

Средства обеспечения освоения дисциплины

9

7

Материально-техническое обеспечение дисциплины

12




Лист согласования рабочей программы

13




  1. Цели и задачи курса

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: .

  • методы, средства и организационные формы обучения биологии;

  • требования к современному уроку биологии;

составляющие материальной базы обучения биологии;

уметь:

осуществлять перспективное, тематическое и поурочное планирование;

  • вырабатывать методы, методические приемы и средства обучения биологии;

  • организовать работу биологических кружков и факультетов;

  • организовать работу кабинета биологии, урока живой природы и пришкольного учебно- опытного участка.

  1. Место дисциплины в учебном процессе

Курс входит в число общепрофессиональных дисциплин, включенных в учебный план по специальности 020201.65- Биология.

Предметом методики преподавания биологии являются теория и практика системных процессов обучения и воспитания, обусловленных особенностями дисциплины “Биология”.

Курс “Методика преподавания биологии” тесно связан с дисциплинами

Ботаника”, “Зоология”, “Анатомия человека”, “Общая биология”, “Физиология человека и животных”, “Возрастная психология”, “Педагогика и психология”.

Вместе с тем курс “Методика преподавания биологии” является основополагающим для проведения педагогической практики студентов и имеет важное значение для их будущей профессиональной деятельности.

3 Организационно-методические данные дисциплины


Вид работы

Трудоемкость в часах

Сокращенный срок обучения

Полный срок

обучения

1

2

3




2 семестр

7 семестр

Общая трудоемкость

141

97

Аудиторная работа

68

51

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы(Лб)

34

34

-

34

17

-

Самостоятельная работа


73

46

Самоподготовка

(самостоятельное изучение разделов, подготовка к лаб. работам, практическим занятиям, коллоквиуму, рубежному контролю), выполнение расчетно-графических заданий







Вид итогового контроля

Экзамен

Экзамен

4Содержание дисциплины

4.1 Выписка из ГОС ВПО “Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы” по дисциплине “Методика преподавания биологии" и решения заседания кафедры биологии, протокол №2 от 12.09.2010.
«Общие сведения о методике преподавания биологии как науке, изучающей систему процессов обучения и воспитания. Принципы обучения биологии. Цели и содержание биологического образования. Методы, приемы, средства и формы организации обучения биологии. Воспитание на уроках биологии, материальная база обучения биологии»

4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий для студентов сокращенного срока обучения




раздела

Наименование

раздела

Количество часов

Внеа

удт

Всего

Л

Л Р

1

2

3

4

5

6

1

Введение в курс “Методика преподавания биологии”

16

6

6

4




Учение и преподавание как главные стороны учебно-воспитательного , процесса по биологии. Предмет, объект, цели и задачи методика преподавания биологии. Связь методики преподавания биологии становления и развития отечественной методики преподавания биологии. Современные проблемы методики преподавания биологии













2

Цели и содержание биологического образования

16

8

4

4




Обязательный минимум содержания биологического образования, компоненты содержания биологического образования. Отбор учебного материала по биологии. Содержание и структура предмета “Биология” в современной средней общеобразовательной школе. Деятельность как компонент содержания

биологического образования. Развитие биологических понятий
















Воспитание в процессе обучения биологии

11

4

2

5




Система воспитывающего обучения биологии. Связь воспитания с обучением. Формирование основ научного мировоззрения в обучении биологии. Экологическое трудовое, эстетическое, патриотическое, гражданское и половое воспитание в процессе обучения биологии.
















Методы и средства обучения биологии

20

6

6

8




Система методов и методических приемов обучения биологии, характеристика отдельных методов обучения, их функции. Особенности выбора методов и приемов обучения. Мультимедийные методы обучения биологии. Система средств обучения биологии. Основные виды средств обучения и.требованиямк ним
















Формы организации обучения биологии

36

6

10

20




Система организационных форм обучения биологии. Урок биологии как основная форма организации обучения биологии. Экскурсия как самостоятельная форма обучения, внеклассные занятия по биологии, их виды и функции
















Контроль в процессе обучения биологии.

14

2

2

10




Значение контроля знаний и умений по биологии для учителя и учащихся. Формы,,виды и методы контроля знаний и умений по биологии













7

Материальная база обучения биологии

28

2

4

22




Кабинет биологии как особое подразделение школы. Общее и специфическое оборудование кабинета биологии; Функции кабинета биологии в учебно- воспитательном процессе. Уголок живой природы, требование к подбору объектов для него. Структура учебно- опытного участка, его роль в обучении биологии
















Итого

141

34

34

73

4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий для студентов полного срока обучения




раздела

Наименование

раздела

Количество часов

Внеа

удт

Всего

Л

Л Р

1

2

3

4

5

6

1

Введение в курс “Методика преподавания биологии”

12

6

2

4




Учение и преподавание как главные стороны учебно-воспитательного , процесса по биологии. Предмет, объект, цели и задачи методика преподавания биологии. Связь методики преподавания биологии становления и развития отечественной методики преподавания биологии. Современные проблемы методики преподавания биологии













2

Цели и содержание биологического образования

10

4

2

4




Обязательный минимум содержания биологического образования, компоненты содержания биологического образования. Отбор учебного материала по биологии. Содержание и структура предмета “Биология” в современной средней общеобразовательной школе. Деятельность как компонент содержания

биологического образования. Развитие биологических понятий













3

Воспитание в процессе обучения биологии

12

2

2

8




Система воспитывающего обучения биологии. Связь воспитания с обучением. Формирование основ научного мировоззрения в обучении биологии. Экологическое трудовое, эстетическое, патриотическое, гражданское и половое воспитание в процессе обучения биологии.













4

Методы и средства обучения биологии

16

6

2

8




Система методов и методических приемов обучения биологии, характеристика отдельных методов обучения, их функции. Особенности выбора методов и приемов обучения. Мультимедийные методы обучения биологии. Система средств обучения биологии. Основные виды средств обучения и.требованиямк ним













5

Формы организации обучения биологии

18

10

2

6




Система организационных форм обучения биологии. Урок биологии как основная форма организации обучения биологии. Экскурсия как самостоятельная форма обучения, внеклассные занятия по биологии, их виды и функции













6

Контроль в процессе обучения биологии.

14

2

4

8




Значение контроля знаний и умений по биологии для учителя и учащихся. Формы, виды и методы контроля знаний и умений по биологии













7

Материальная база обучения биологии

15

4

3

8




Кабинет биологии как особое подразделение школы. Общее и специфическое оборудование кабинета биологии; Функции кабинета биологии в учебно- воспитательном процессе. Уголок живой природы, требование к подбору объектов для него. Структура учебно- опытного участка, его роль в обучении биологии

















Итого

97

34

17

46


5 Тематический план изучения дисциплины
5.1 Практические занятия для студентов полного срока обучения в 7 семестре





л/р

№ раз-

дела

Наименование лабораторных работ

К-во часов

1

2

3

4

1

1

Предмет цели и задачи методики преподавания биологии

1

2

1

История становления и развития методики преподавания биологии

1

3

1

Современные проблемы методики преподавания биологии

1

4

1

'Цели и содержание биологического образования

1

5

2

Система биологических понятий. Деятельность в содержании биологического образования

1

6

2

Воспитание в процессе обучения биологии

1

7

2

Система методов обучения биологии

1

. 8

2

Характеристика отдельных методов обучения биологии

1

9

3

Средства обучения биологии

1

10

3

Система форм обучения биологии

1

11

3

Урок как главная форма организации обучения биологии

2

12

4

Поурочное планирование

1

13

4

Экскурсия как самостоятельная форма обучения биологии

1

14

6

Внеурочная, домашняя и внеклассная работа в системе форм обучения биологии.

1.

15

5

Контроль в процессе обучения биологии

1

16

7

Материальная база обучения биологии


1







Итого

17



5.1 Практические занятия для студентов сокращенного срока обучения в 4 семестре





л/р

№ раз-

дела

Наименование лабораторных работ

К-во часов

1

2

3

4

1

1

Предмет цели и задачи методики преподавания биологии

2

2

1

История становления и развития методики преподавания биологии

2

3

1

Современные проблемы методики преподавания биологии

2

4

1

Цели и содержание биологического образования

2

5

2

Система биологических понятий. Деятельность в содержании биологического образования

2

6

2

Воспитание в процессе обучения биологии

2

7

2

Система методов обучения биологии

2

. 8

2

Характеристика отдельных методов обучения биологии

2

9

3

Средства обучения биологии

2

10

3

Система форм обучения биологии

2

11

3

Урок как главная форма организации обучения биологии

2

12

4

Поурочное планирование

2

13

4

Экскурсия как самостоятельная форма обучения биологии

2

14

6

Внеурочная, домашняя и внеклассная работа в системе форм обучения биологии.

2.

15

5

Контроль в процессе обучения биологии

2

16

7

Материальная база обучения биологии


2

17




Итоговое занятие

2







Итого

34


5.2 Самостоятельное изучение разделов
Таблица 6 – Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение


№ раз-

дела

Тема

1

Концепции естественнонаучного и биологического образования в 12-ти летней школе.


2

Авторские программы по биологии

2

Управление умственным развитием учащихся в процессе их обучения биологии.

3

Половое и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии Б.Е. Райкова.

4

Применение аудиовизуальных средств обучения на уроках биологии

4

Внешкольная работа по биологии

5

Нетрадиционный урок биологии.

5

Тестовый метод контроля знаний и умений по биологии

7

Организация работ на учебно-опытном участке



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

      1. Основная литература


- Общая методика обучения биологии / Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д.; Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Издательский центр

. «Академия», 2003.

- Зверев И.Д., Мягкова А.II. Общая методика преподавания биологии. - М.; 2004.

- Верзилйн Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.; 1984

6.1.2 Дополнительная литература

- Бардин Г.К. Как научить детей учиться. - М., 1999.

- Боровицкий П.И. и др. Методика преподавания биологии.- М., 2000

- Бруновт Е.П., Зверев И.Д. Малахова Г.Я. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 1998

- Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. – СПб., 2001

- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. -JM., 1999.

- Воронин Л.Г. , Ман Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., 2000.

- Кучменко B.C. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. - М.: 2000.

- Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. - СПб, 2000.

- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. - М., 1998.

- Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. - Саранск, 2000.

- Никишов А.И., Мокеева З.А. и др. Внеклассная работа по биологии. - М., 1999.

- Организационные формы обучения. / Под ред. Ю.А. Малеванного. - Киев, 2001,

- Обязательный минимум содержания образования. МО РФ. - М., 2001. Орлова JI.H. Теоритико - методологические основы преподавания биологии. - Омск, 2001. .

- Содержание образования в 12-летней школе. / Под ред. А:Ф. Киселева. - М.. 2000.


      1. Периодическая литература журналы:


«Юный Натуралист»; «Биология в школе»;

    1. Средства обеспечения освоения дисциплины

      1. Методические указания и материалы по видам занятий

        1. Методические задания к практическим занятиям

6.2.1.2.Материалы по видам занятий

Для проведения практических занятий имеются комплекты учебников по

биологий для средней школы, учебные программы по биологии
6.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск