МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) государственного образовательного учреждения
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
Ю.А.Мясников____________
«__»_____________2010 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ»
Специальность: 020201.65 Биология
Факультет: естественнонаучный
Форма обучения: очная
Бузулук 2010 г.
Рецензент _______________________Горлова Н.В.
Рабочая программа дисциплины: «Методика преподавания биологии»/ сост. К. В. Левкина, г. Бузулук, 2010 г. (филиал) ОГУ - 13 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессионального цикла студентам очной формы обучения специальности 020201.65 - Биология в 7 семестре.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов: 020201.65 Биология, утвержденного Министерство образования Российской Федерации 10.03.2000.
Составитель:__________ Е.В. Лёвкина
«12» сентября 2010 г
©Лёвкина Е.В., 2010
©БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010
Содержание
1
| Цели и задачи дисциплины
| 4
| 2
| Место дисциплины в учебном процессе
| 4
| 3
| Организационно - методические данные дисциплины
| 4
| 4
| Содержание дисциплины
| 5
| 4.1
| Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму
содержания по дисциплине
| 5
| 4.2
| Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий
| 5
| 5
| Тематический план изучения дисциплины
| 7
| 5.1
| Лабораторные работы
| 7
| 5.2
| Самостоятельное изучение дисциплины
| 8
| 6
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины
| 8
| 6.1
| Рекомендуемая литература
| 8
| 6.2
| Средства обеспечения освоения дисциплины
| 9
| 7
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 12
|
| Лист согласования рабочей программы
| 13
|
Цели и задачи курса
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: .
методы, средства и организационные формы обучения биологии;
требования к современному уроку биологии;
— составляющие материальной базы обучения биологии;
уметь:
—осуществлять перспективное, тематическое и поурочное планирование;
вырабатывать методы, методические приемы и средства обучения биологии;
организовать работу биологических кружков и факультетов;
организовать работу кабинета биологии, урока живой природы и пришкольного учебно- опытного участка.
Место дисциплины в учебном процессе
Курс входит в число общепрофессиональных дисциплин, включенных в учебный план по специальности 020201.65- Биология.
Предметом методики преподавания биологии являются теория и практика системных процессов обучения и воспитания, обусловленных особенностями дисциплины “Биология”.
Курс “Методика преподавания биологии” тесно связан с дисциплинами
“Ботаника”, “Зоология”, “Анатомия человека”, “Общая биология”, “Физиология человека и животных”, “Возрастная психология”, “Педагогика и психология”.
Вместе с тем курс “Методика преподавания биологии” является основополагающим для проведения педагогической практики студентов и имеет важное значение для их будущей профессиональной деятельности.
3 Организационно-методические данные дисциплины
Вид работы
| Трудоемкость в часах
| Сокращенный срок обучения
| Полный срок
обучения
| 1
| 2
| 3
|
| 2 семестр
| 7 семестр
| Общая трудоемкость
| 141
| 97
| Аудиторная работа
| 68
| 51
| Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы(Лб)
| 34
34
-
| 34
17
-
| Самостоятельная работа
| 73
| 46
| Самоподготовка
(самостоятельное изучение разделов, подготовка к лаб. работам, практическим занятиям, коллоквиуму, рубежному контролю), выполнение расчетно-графических заданий
|
|
| Вид итогового контроля
| Экзамен
| Экзамен
| 4Содержание дисциплины
4.1 Выписка из ГОС ВПО “Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы” по дисциплине “Методика преподавания биологии" и решения заседания кафедры биологии, протокол №2 от 12.09.2010. «Общие сведения о методике преподавания биологии как науке, изучающей систему процессов обучения и воспитания. Принципы обучения биологии. Цели и содержание биологического образования. Методы, приемы, средства и формы организации обучения биологии. Воспитание на уроках биологии, материальная база обучения биологии»
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий для студентов сокращенного срока обучения
№
раздела
| Наименование
раздела
| Количество часов
| Внеа
удт
| Всего
| Л
| Л Р
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Введение в курс “Методика преподавания биологии”
| 16
| 6
| 6
| 4
|
| Учение и преподавание как главные стороны учебно-воспитательного , процесса по биологии. Предмет, объект, цели и задачи методика преподавания биологии. Связь методики преподавания биологии становления и развития отечественной методики преподавания биологии. Современные проблемы методики преподавания биологии
|
|
|
|
| 2
| Цели и содержание биологического образования
| 16
| 8
| 4
| 4
|
| Обязательный минимум содержания биологического образования, компоненты содержания биологического образования. Отбор учебного материала по биологии. Содержание и структура предмета “Биология” в современной средней общеобразовательной школе. Деятельность как компонент содержания
биологического образования. Развитие биологических понятий
|
|
|
|
|
| Воспитание в процессе обучения биологии
| 11
| 4
| 2
| 5
|
| Система воспитывающего обучения биологии. Связь воспитания с обучением. Формирование основ научного мировоззрения в обучении биологии. Экологическое трудовое, эстетическое, патриотическое, гражданское и половое воспитание в процессе обучения биологии.
|
|
|
|
|
| Методы и средства обучения биологии
| 20
| 6
| 6
| 8
|
| Система методов и методических приемов обучения биологии, характеристика отдельных методов обучения, их функции. Особенности выбора методов и приемов обучения. Мультимедийные методы обучения биологии. Система средств обучения биологии. Основные виды средств обучения и.требованиямк ним
|
|
|
|
|
| Формы организации обучения биологии
| 36
| 6
| 10
| 20
|
| Система организационных форм обучения биологии. Урок биологии как основная форма организации обучения биологии. Экскурсия как самостоятельная форма обучения, внеклассные занятия по биологии, их виды и функции
|
|
|
|
|
| Контроль в процессе обучения биологии.
| 14
| 2
| 2
| 10
|
| Значение контроля знаний и умений по биологии для учителя и учащихся. Формы,,виды и методы контроля знаний и умений по биологии
|
|
|
|
| 7
| Материальная база обучения биологии
| 28
| 2
| 4
| 22
|
| Кабинет биологии как особое подразделение школы. Общее и специфическое оборудование кабинета биологии; Функции кабинета биологии в учебно- воспитательном процессе. Уголок живой природы, требование к подбору объектов для него. Структура учебно- опытного участка, его роль в обучении биологии
|
|
|
|
|
| Итого
| 141
| 34
| 34
| 73
| 4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий для студентов полного срока обучения
№
раздела
| Наименование
раздела
| Количество часов
| Внеа
удт
| Всего
| Л
| Л Р
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Введение в курс “Методика преподавания биологии”
| 12
| 6
| 2
| 4
|
| Учение и преподавание как главные стороны учебно-воспитательного , процесса по биологии. Предмет, объект, цели и задачи методика преподавания биологии. Связь методики преподавания биологии становления и развития отечественной методики преподавания биологии. Современные проблемы методики преподавания биологии
|
|
|
|
| 2
| Цели и содержание биологического образования
| 10
| 4
| 2
| 4
|
| Обязательный минимум содержания биологического образования, компоненты содержания биологического образования. Отбор учебного материала по биологии. Содержание и структура предмета “Биология” в современной средней общеобразовательной школе. Деятельность как компонент содержания
биологического образования. Развитие биологических понятий
|
|
|
|
| 3
| Воспитание в процессе обучения биологии
| 12
| 2
| 2
| 8
|
| Система воспитывающего обучения биологии. Связь воспитания с обучением. Формирование основ научного мировоззрения в обучении биологии. Экологическое трудовое, эстетическое, патриотическое, гражданское и половое воспитание в процессе обучения биологии.
|
|
|
|
| 4
| Методы и средства обучения биологии
| 16
| 6
| 2
| 8
|
| Система методов и методических приемов обучения биологии, характеристика отдельных методов обучения, их функции. Особенности выбора методов и приемов обучения. Мультимедийные методы обучения биологии. Система средств обучения биологии. Основные виды средств обучения и.требованиямк ним
|
|
|
|
| 5
| Формы организации обучения биологии
| 18
| 10
| 2
| 6
|
| Система организационных форм обучения биологии. Урок биологии как основная форма организации обучения биологии. Экскурсия как самостоятельная форма обучения, внеклассные занятия по биологии, их виды и функции
|
|
|
|
| 6
| Контроль в процессе обучения биологии.
| 14
| 2
| 4
| 8
|
| Значение контроля знаний и умений по биологии для учителя и учащихся. Формы, виды и методы контроля знаний и умений по биологии
|
|
|
|
| 7
| Материальная база обучения биологии
| 15
| 4
| 3
| 8
|
| Кабинет биологии как особое подразделение школы. Общее и специфическое оборудование кабинета биологии; Функции кабинета биологии в учебно- воспитательном процессе. Уголок живой природы, требование к подбору объектов для него. Структура учебно- опытного участка, его роль в обучении биологии
|
|
|
|
|
|
Итого
| 97
| 34
| 17
| 46
|
5 Тематический план изучения дисциплины 5.1 Практические занятия для студентов полного срока обучения в 7 семестре
№
л/р
| № раз-
дела
| Наименование лабораторных работ
| К-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| Предмет цели и задачи методики преподавания биологии
| 1
| 2
| 1
| История становления и развития методики преподавания биологии
| 1
| 3
| 1
| Современные проблемы методики преподавания биологии
| 1
| 4
| 1
| 'Цели и содержание биологического образования
| 1
| 5
| 2
| Система биологических понятий. Деятельность в содержании биологического образования
| 1
| 6
| 2
| Воспитание в процессе обучения биологии
| 1
| 7
| 2
| Система методов обучения биологии
| 1
| . 8
| 2
| Характеристика отдельных методов обучения биологии
| 1
| 9
| 3
| Средства обучения биологии
| 1
| 10
| 3
| Система форм обучения биологии
| 1
| 11
| 3
| Урок как главная форма организации обучения биологии
| 2
| 12
| 4
| Поурочное планирование
| 1
| 13
| 4
| Экскурсия как самостоятельная форма обучения биологии
| 1
| 14
| 6
| Внеурочная, домашняя и внеклассная работа в системе форм обучения биологии.
| 1.
| 15
| 5
| Контроль в процессе обучения биологии
| 1
| 16
| 7
| Материальная база обучения биологии
| 1
|
|
| Итого
| 17
|
5.1 Практические занятия для студентов сокращенного срока обучения в 4 семестре
№
л/р
| № раз-
дела
| Наименование лабораторных работ
| К-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| Предмет цели и задачи методики преподавания биологии
| 2
| 2
| 1
| История становления и развития методики преподавания биологии
| 2
| 3
| 1
| Современные проблемы методики преподавания биологии
| 2
| 4
| 1
| Цели и содержание биологического образования
| 2
| 5
| 2
| Система биологических понятий. Деятельность в содержании биологического образования
| 2
| 6
| 2
| Воспитание в процессе обучения биологии
| 2
| 7
| 2
| Система методов обучения биологии
| 2
| . 8
| 2
| Характеристика отдельных методов обучения биологии
| 2
| 9
| 3
| Средства обучения биологии
| 2
| 10
| 3
| Система форм обучения биологии
| 2
| 11
| 3
| Урок как главная форма организации обучения биологии
| 2
| 12
| 4
| Поурочное планирование
| 2
| 13
| 4
| Экскурсия как самостоятельная форма обучения биологии
| 2
| 14
| 6
| Внеурочная, домашняя и внеклассная работа в системе форм обучения биологии.
| 2.
| 15
| 5
| Контроль в процессе обучения биологии
| 2
| 16
| 7
| Материальная база обучения биологии
| 2
| 17
|
| Итоговое занятие
| 2
|
|
| Итого
| 34
|
5.2 Самостоятельное изучение разделов Таблица 6 – Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
№ раз-
дела
| Тема
| 1
| Концепции естественнонаучного и биологического образования в 12-ти летней школе.
| 2
| Авторские программы по биологии
| 2
| Управление умственным развитием учащихся в процессе их обучения биологии.
| 3
| Половое и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии Б.Е. Райкова.
| 4
| Применение аудиовизуальных средств обучения на уроках биологии
| 4
| Внешкольная работа по биологии
| 5
| Нетрадиционный урок биологии.
| 5
| Тестовый метод контроля знаний и умений по биологии
| 7
| Организация работ на учебно-опытном участке
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная литература
- Общая методика обучения биологии / Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д.; Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Издательский центр
. «Академия», 2003.
- Зверев И.Д., Мягкова А.II. Общая методика преподавания биологии. - М.; 2004.
- Верзилйн Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.; 1984
6.1.2 Дополнительная литература
- Бардин Г.К. Как научить детей учиться. - М., 1999.
- Боровицкий П.И. и др. Методика преподавания биологии.- М., 2000
- Бруновт Е.П., Зверев И.Д. Малахова Г.Я. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 1998
- Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. – СПб., 2001
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. -JM., 1999.
- Воронин Л.Г. , Ман Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., 2000.
- Кучменко B.C. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. - М.: 2000.
- Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. - СПб, 2000.
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. - М., 1998.
- Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. - Саранск, 2000.
- Никишов А.И., Мокеева З.А. и др. Внеклассная работа по биологии. - М., 1999.
- Организационные формы обучения. / Под ред. Ю.А. Малеванного. - Киев, 2001,
- Обязательный минимум содержания образования. МО РФ. - М., 2001. Орлова JI.H. Теоритико - методологические основы преподавания биологии. - Омск, 2001. .
- Содержание образования в 12-летней школе. / Под ред. А:Ф. Киселева. - М.. 2000.
Периодическая литература журналы:
«Юный Натуралист»; «Биология в школе»;
Средства обеспечения освоения дисциплины
Методические указания и материалы по видам занятий
Методические задания к практическим занятиям
6.2.1.2.Материалы по видам занятий
Для проведения практических занятий имеются комплекты учебников по
биологий для средней школы, учебные программы по биологии 6.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки
|