Скачать 34.85 Kb.
|
5 полоса Рубрика Сезонные заморочки Заголовок Встреча с грибом Встреча с грибом всегда сопряжена с опасностью - съев его, можно получить ни с чем не сравнимое гастрономическое удовольствие или же отравиться. Этот ореол непредсказуемости и коварства окружает грибы миллионы лет, ведь грибное царство - одно из древнейших. Этот же ореол предопределил историю взаимоотношений гриба и человека, в которых от любви до ненависти один шаг. Грибы прятались, люди на них охотились, и грибы становились трофеями, а люди победителями. Но в последний момент гриб наносил смертельный удар и повергал человека. Еще древнегреческие и древнеримские писатели и историки сообщали о многочисленных смертельных отравлениях грибами. Римский император Клавдий, не поладивший со своей женой Агриппиной и не умевший в отличие от нее распознавать съедобные «грибы» от бледных поганок, был далеко не единственной титулованной жертвой грибов. Долгое время существовала официальная версия о том, что гриб впитывает ядовитые вещества из окружающей его среды. Этим же обстоятельством объясняли бурный рост грибов возле змеиных нор, мусорных свалок, кладбищенских оград или зарослей ядовитых растений. Экологически чистые леса и луга, где ядовитые грибы тоже почему-то растут как на дрожжах, в расчет не брались. Не случайно и самое страшное зрелище XX века назвали не иначе, как ядерным грибом. В результате люди стали опасаться грибов и до сих пор часто вообще отказываются от них, чтобы не подвергать себя риску. А все от недостатка знаний... Очевидно, что страх перед грибами - такой же предрассудок, как боязнь грома или солнечного затмения. Достаточно изучить их, чтобы перестать бояться. Для этого и существует микология - наука о грибах, которая ни в чем не уступает зоологии или ботанике. Помимо того, что гриб будоражит воображение - и не только мухомор, наделенный психотропными веществами, но и любой другой представитель таинственного мира «микота», порождающий множество вопросов и сомнений, - он еще и очень вкусен. Сегодняшнее меню человечества невозможно представить без грибов. И найти для них должное сравнение или замену просто невозможно. Грибы содержат много белка, поэтому очень питательны, а также жиры, минеральные вещества, железо, кальций, цинк, йод, калий, фосфор. Причем в шляпках, которые, так сказать, ближе к голове, фосфора всегда больше, чем в ножках. Однако не стоит забывать и о токсинах - ядовитых веществах, от которых так пострадала историческая репутация грибов. Токсины эти могут поражать самые разные органы человеческого организма - не только желудочно-кишечный тракт, но и центральную нервную систему, о чем прекрасно знали майя и скифы. Съев мухомор или какую-нибудь тигровую рядовку, человек может два часа кряду плакать или смеяться, находиться без сознания или в плену галлюцинаций. Наиболее коварным среди этой группы считается токсин паутинника оранжево-красного, который проявляет свое действие только через две недели после рокового обеда и насмерть поражает почки, а затем всю опорно-двигательную систему. Грибы, считающиеся съедобными, тоже могут при определенных условиях стать ядовитыми. Это относится к старым грибам, в которых размножились ядовитые микроорганизмы; к грибам, выросшим в лесу, который был обработан пестицидами или гербицидами, предназначенными для уничтожения вредных насекомых и сорняков, и, наконец, к грибам, найденным у дорог, которые могли аккумулировать в себе ядовитые тяжелые металлы - ртуть, свинец, кадмий. В некоторых случаях признаки слабого отравления наступают, если человек болен, чрезмерно чувствителен, психически истощен или, попросту говоря, объелся грибами. Отравиться можно и грибами, которые становятся безвредными и съедобными лишь после соответствующей тепловой обработки, а в сыром виде являются ядовитыми. Таковы, например, осенний опенок, поддубник оливково-бурый и некоторые другие. Без всяких опасений и в сыром виде можно употреблять лишь подмолочник, иудино ухо и белые грибы - еловый, дубовый, сосновый, боровой. Тяжелее всего переносят отравление грибами дети, и процент смертельных случаев здесь наиболее высокий. Детям вообще не следует позволять есть сырые грибы, да и вареные грибы в большом количестве. Единственный верный путь уберечься - всегда придерживаться правила: никогда не брать в пищу неизвестные грибы, прочно усвоить основные признаки ядовитых и несъедобных грибов. Надо иметь представление и о признаках отравления, о свойствах грибных ядов. Запомните также, что мухи никогда не садятся на ядовитые грибы, и они обычно не бывают червивыми. Первые признаки отравления появляются через 6-24, а иногда даже через 48 часов. Начинаются сильный понос, рвота, обильное мочевыделение, судороги, жажда. Примерно через три дня после отравления наступает период кажущегося облегчения. Однако вскоре его сменяет появление желтухи, и больной умирает от нарушения функций печени. Необходимо сразу же вызвать рвоту, промыть желудок, дать активированный уголь, или карболен, или белую глину, молоко и солевое слабительное. Следует уложить пострадавшего в постель, приложить к ногам грелку и поить водой или крепким чаем. Спиртные напитки категорически запрещаются, т.к. они облегчают распространение яда в организме. Самой ядовитой, смертельно опасной для человека является бледная поганка, от которой еще не найдено противоядия. Материал к печати подготовил В.А. Маматов, врач Центра медицинской профилактики |
Уроки здоровья. Мероприятия для учащихся 5-6-х классов. Урок Сезонные заболевания. Цель: Информирование обучающихся о понятии «сезонные заболевания», мерах предупреждения и первой помощи | Межпредметные связи информатикой с другими общеобразовательными предметами Сезонные изменения в растениях, особенности восприятия звуков и запахов животными | ||
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Сезонные изменения в природе» Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Урок 27-28 Тема: Природа и ее сезонные изменения Актуализация знаний детей о сезонных изменениях в природе, основных признаках каждого времени года | ||
Урок конференция «Сезонные явления в жизни птиц» Цель: расширить знания учащихся о птицах, активизировать познавательную активность, развивать интерес к природным явлениям | Тема: Сезонные изменения в природе. Зима Коррекционно – развивающие: способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать элементарные представление о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада) | Конспект урока развития речи в 4 классе. Тема урока: Сезонные изменения в природе в декабре Программа предназначена для повышения квалификации учителей и техперсонала мерам по противопожарной безопасности в мбоу сош | ||
План-конспект урока Природа и её сезонные изменения Ф. И. О. Терсин... Цель урока: сформировать у учащихся представление о сезонных изменениях в природе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц» | ||
Урок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц» Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания... | ||
Урок- конференция. Тема урока: «Сезонные явления в жизни птиц» Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением обмена веществ и поведения. Годовой жизненный ритм птиц складывается... | Тематическое планирование во 2 классе «явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы |