Объемные требования основы цитологии





Скачать 176.78 Kb.
НазваниеОбъемные требования основы цитологии
Дата публикации08.08.2013
Размер176.78 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Биология > Закон
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Основы цитологии

Клетка – элементарная живая система, лежащая в основе строения и развития организмов.

Основные структурные компоненты эукариотической клетки: наружная клеточная мембрана, цитоплазма и ядро. Строение и функции. Органеллы и включения цитоплазмы Строение и функции. Сходство и различие между растительными и животными клетками. Прокариотическая и эукариотическая клетки. Сходства и отличия.

Химическая организация клетки.

Органические вещества. Углеводы. Функции углеводов в клетке.

Липиды (жиры и липоиды). Функции жиров и липоидов в клетке.

Белки. Функции белков в клетке.

Нуклеиновые кислоты, их функции.

Обмен веществ и энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен – основа жизнедеятельности клетки.

Взаимосвязь процессов энергетического и пластического обменов в клетке.

Деление клеток – биологический процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития организмов. Общность процесса митотического деления клетки у эукариот. Митотический цикл. Удвоение ДНК перед митозом. Биологический смысл митоза. Фазы митоза. Видовое постоянство числа хромосом. Индивидуальность хромосом. Их строение. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды (морфология).

Индивидуальное развитие организмов. Закладка систем органов. Постэмбриональное развитие.

Основы генетики

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Значение генетики.

Основные закономерности передачи наследственных признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Г.Менделя. Единообразие первого поколения. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозигота и гетерозигота. Аллельные и неаллельные гены. Фенотип и генотип. Второй закон Менделя. Расщепление во втором поколении. Промежуточный тип наследования. Третий закон Г.Менделя. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Независимое комбинирование наследственных признаков при ди- и полигибридном скрещивании. Статистический характер явлений расщепления.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Взаимодействие аллельных генов. Наследование групп крови. Взаимодействие неаллельных генов.

Закономерности изменчивости. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа.

Ботаника

Ботаника – наука о растениях. Растение – целостный организм. Строение растительной клетки. Ткани органов растения в связи с выполняемыми функциями в целостном организме. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма.

Вегетативные органы цветкового растения: корень, стебель, лист. Генеративные органы: цветок (соцветия), плод, семя.

Цветок, плод, семя.

Плод. Функции плода. Разнообразие плодов.

Элементарные понятия о систематических категориях (вид, род, семейство, класс, отдел).

Зоология

Зоология – наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека.

Классификация животных.

Тип Простейшие. Общая характеристика типа. Систематика.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Систематика. Среда обитания.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Систематика.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Систематика.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение насекомого на примере майского жука. Особенности жизнедеятельности. Размножение.

Типы развития насекомых. Насекомые с полным превращением.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Систематика.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение рыбы на примере речного окуня. Размножение и развитие. Первоначальное понятие о безусловных и условных рефлексах.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Систематика.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Систематика.

Класс Птицы. Общая характеристика класса.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Систематика.

Развитие животного мира на Земле. Основные этапы развития животного мира. Соотношения между классами позвоночных. Отражение родственных связей в естественной системе животного мира.

Анатомия, физиология и гигиена человека

Анатомия, физиология и гигиена человека – взаимосвязанные науки, изучающие строение, функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Значение знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека.

Общий обзор организма человека.

Основные типы тканей (эпителиальные, соединительные, мышечные, костные, нервная) и их свойства. Понятие о нервной и гуморальной регуляции.

Опорно-двигательная система.

Функции опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Особенности его строения в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.

Мышцы, их строение и функции. Мышечная система человека. Рефлекторный характер деятельности мышц. Утомление.

Кровь. Функции крови. Состав крови: плазма, форменные элементы. Роль эритроцитов в переносе газов. Свертывание крови как защитная реакция организма. Функции лейкоцитов.

Иммунитет и его виды. Группы крови. Переливание крови и его значение.

Система органов кровообращения.

Функции органов кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Артерии, капилляры и вены. Сердце, его строение и работа. Понятие о нервной и гуморальной регуляции работы сердца и кровеносных сосудов.

Система органов дыхания.

Функции органов дыхания. Дыхательные пути. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

Система органов пищеварения.

Функции органов пищеварения. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищи. Содержание белков, жиров и углеводов в основных группах пищевых продуктов. Примеры безусловных и условных пищевых рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Понятие о профилактике пищевых инфекций.

Обмен веществ.

Усвоение белков, жиров, углеводов в организме. Ассимиляция и диссимиляция как две стороны единого процесса обмена веществ.

Витамины. Значение витаминов.

Система органов выделения.

Функции органов выделения. Выделение продуктов обмена. Органы мочевыделительной системы. Значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма.

Кожа. Функции кожи. Строение кожи. Производные кожи. Роль кожи в регуляции теплообмена.

Нервная система.

Функции нервной системы. Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга. Состав рефлекторных дуг. Строение и функции отделов головного мозга: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний, промежуточный. Высший отдел головного мозга – кора больших полушарий. Периферическая и вегетативная нервные системы. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Анализаторы. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Зрительный анализатор. Строение глаза. Светочувствительный аппарат глаза. Построение изображения на сетчатке. Гигиена зрения.

Слуховой анализатор. Строение и гигиена органа слуха. Механизм восприятия звуков. Отолитовый аппарат и полукружные каналы.

Осязание. Обоняние и вкус.

Роль И.М. Сеченова в развитии учения о высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Условные и безусловные рефлексы. Образование и торможение условных рефлексов. Первая и вторая сигнальные системы.

Железы внутренней секреции.

Функции желез внутренней секреции. Гормоны и их значение для организма. Роль гуморальной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма.

Половые железы. Половые клетки, их строение и развитие. Оплодотворение. Роль хромосом в передаче наследственных свойств. Постэмбриональное развитие человека.

Организм – единое целое. Координация деятельности всех систем органов (гуморальные и нервные механизмы регуляции и саморегуляции).

Общая биология

Введение

Общая биология – предмет об основных и общих для всех организмов закономерностях жизненных явлений.

Развитие органического мира

Основные доказательства эволюции органического, мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические и палеонтологические.

Главные направления эволюции – пути развития органического мира. Деление истории Земли на эры и периоды. Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.

Происхождение человека

Человекообразные обезьяны и человек. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Ф.Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы.

Основы экологии

Экология – наука о закономерностях взаимоотношений организмов со средой. Задачи экологии. Среда и экологические факторы.

Приспособленность организма (вида) к абиотическим и биотическим факторам среды. Комплексное воздействие факторов на организм. Основные климатические факторы (свет, температура, влажность) и их влияние на организм.

Популяция. Факторы, вызывающие изменения численности популяции.

Вид, его экологическая характеристика. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Примеры: пресноводный водоем, дубрава. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Роль человека в биосфере.
Список литературы


  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.: ил.

  2. Захаров В.Б. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 248 с.: ил.

  3. Захаров В.Б. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 624 с.: ил.

  4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 816.: ил.

  5. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 174, [2]с.: ил.

  6. Сонин Н.И., Сапин Н.Р. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, Н.Р. Салин – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 215, [1]с.: ил.

  7. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник – М.: Махаон, 2007. – 512., ил. – (Для школьников и абитуриентов).

  8. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – 384 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

  9. ЕГЭ 2009. Биология: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. Р.А. Петросова. – М.: Эксмо, 2009, – 336 с. – (Федеральный банк экзаменационных материалов).



Тестовые задания по биологии

  1. Какое строение имеют клеточные мембраны?

  1. липопротеидный комплекс

  2. нуклеопротеидный комплекс

  3. имеет один слой белков и один двойной слой липидов

  4. имеет два слоя липидов и между ними слой белков



  1. Отличие клеток прокариот от клеток эукариот состоит в:

  1. наличии рибосом

  2. наличии эндоплазматической сети

  3. отсутствии оформленного ядра

  4. способности к фагоцитозу



  1. Период между двумя делениями клетки – это:

  1. профаза

  2. интерфаза

  3. метафаза

  4. телофаза



  1. Какие органоиды содержат ДНК?

  1. митохондрии, комплекс Гольджи

  2. рибосомы, клеточный центр

  3. центросомы, пластиды

  4. митохондрии, пластиды



  1. Что не является функцией эндоплазматической сети?

  1. транспорт веществ

  2. синтез белков

  3. синтез углеводов и жиров

  4. синтез АТФ



  1. Что такое амитоз?

  1. образование половых клеток

  2. половой процесс

  3. непрямое деление клетки

  4. прямое деление клетки



  1. Хромосомный набор соматической клетки в профазе митоза

  1. 4n 4c

  2. 1n 1c

  3. 2n 4c

  4. 2n 2c



  1. С появлением какого слоя клеток зародыш становится трехслойным?

  1. эктодермы

  2. мезодермы

  3. энтодермы

  4. перидермы



  1. Какие периоды различают в овогенезе?

  1. размножение, развитие, рост

  2. рост, созревание, формирование

  3. размножение, рост, созревание

  4. размножение, развитие, формирование



  1. В каком ответе правильно указаны осевые органы хордовых?

  1. хорда, нервная трубка, брюшная аорта

  2. нервная трубка, кишечная трубка, спинная аорта

  3. хорда, нервная трубка, кишечная трубка

  4. нервная трубка, кишечная трубка, брюшная аорта



  1. Сколько типов гамет образуется у гомозиготного организма (АА, аа)?

  1. один

  2. два

  3. три

  4. четыре



  1. Какова схема, отражающая суть дигибридного скрещивания?

  1. АА × аа

  2. Аа × аа

  3. Аа × Аа

  4. АаВв × АаВв



  1. Какой закон был открыт в серии дигибридного скрещивания?

  1. доминирования

  2. расщепления

  3. независимого наследования

  4. полного сцепления



  1. Каково одно из свойств мутаций?

  1. изменения передаются из поколения в поколение

  2. изменения зависят от факторов окружающей среды

  3. характерны для всей популяции

  4. изменения не передаются



  1. При каком взаимодействии несколько аллельных генов определяют один признак?

  1. при промежуточном наследовании

  2. при сцепленном наследовании

  3. при полимерии

  4. при плейотропии



  1. Что такое микроэволюция?

  1. процесс образования новых видов

  2. процесс образования новых популяций

  3. процесс образования новых классов и типов

  4. процесс образования новых родов и семейств



  1. Какое основное событие произошло в архейскую эру?

  1. появление грибов

  2. развитие зеленых водорослей

  3. появление клеточных форм

  4. появление псилофитов



  1. Какие взаимоотношения между организмами не относятся к видам симбиоза?

  1. конкуренция

  2. комменсализм

  3. мутуализм

  4. синойкия



  1. Что появилось у предков человека в результате трудовой деятельности?

  1. прямохождение

  2. общественный образ жизни

  3. уплощенная грудная клетка

  4. сводчатая стопа



  1. В каком ответе правильно указаны экологические факторы?

  1. абиотические, температурные, химические

  2. антропогенные, физические, биотические

  3. абиотические, биогенные, антропогенные

  4. биотические, температурные, физические



  1. Какой из перечисленных организмов относится к консументам первого порядка?

  1. рысь

  2. олень

  3. щука

  4. белая сова



  1. Какова одна из основных причин загрязнения гидросферы?

  1. сброс неочищенных промышленных вод

  2. промышленные выбросы

  3. бытовой мусор

  4. отходы производств (пустые породы)



  1. Какие природные ресурсы относятся к восполняемым?

  1. древесина

  2. каменный уголь

  3. нефть

  4. природный газ



  1. Что представляет собой живое вещество биосферы?

  1. биомассу консументов первого и второго порядков

  2. массу, образованную телами погибших организмов

  3. совокупность всех живых организмов Земли

  4. биомассу продуцентов, переходящую на второй уровень в цепи питания



  1. Какая из перечисленных функций живого вещества биосферы является концентрационной?

  1. восстановление азота бактериями

  2. выделение кислорода растениями

  3. выделение углекислого газа при дыхании

  4. накопление в организмах химических элементов



  1. К грибам-паразитам относится:

  1. мухомор

  2. пеницилл

  3. мукор – белая плесень

  4. ржавчинные грибы



  1. В семенах какого растения содержится большое количество жиров?

  1. фасоль

  2. соя

  3. рожь

  4. пшеница



  1. Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеет:

  1. гидра

  2. виноградная улитка

  3. кальмар

  4. жемчужница



  1. Наиболее интенсивным обменом веществ обладают:

  1. птицы

  2. земноводные

  3. рыбы

  4. пресмыкающиеся



  1. У животных какого класса сердце 2-х камерное?

  1. рыб

  2. земноводных

  3. млекопитающих

  4. пресмыкающихся




  1. Какая ткань при повреждении не восстанавливается?

  1. эпителиальная

  2. гладкая мышечная

  3. нервная

  4. соединительная



  1. Сколько пар ребер имеется у человека?

  1. 10

  2. 12

  3. 13

  4. 14



  1. Какая из перечисленных функций не свойственна скелетным мышцам?

  1. удержание тела в равновесии

  2. перемещение тела в пространстве

  3. осуществление дыхательных движений

  4. сокращение стенки желудка



  1. Какую роль играют лейкоциты?

  1. перенос питательных веществ

  2. перенос кислорода

  3. свертывание крови

  4. осуществление иммунитета



  1. В какую камеру сердца поступает кровь от легких?

  1. в левый желудочек

  2. в правый желудочек

  3. в левое предсердие

  4. в правое предсердие



  1. Что является функциональной единицей легких?

  1. нейрон

  2. артерия

  3. вена

  4. альвеола



  1. Проявлением какого гиповитаминоза является куриная слепота?

  1. А

  2. С

  3. D

  4. В1



  1. Какие вещества являются конечными продуктами окисления органических веществ?

  1. вода и диоксид углерода

  2. аминокислоты

  3. глицерин и жирные кислоты

  4. глюкоза



  1. Какое количество мочи выделяется человеком за сутки?

  1. 0,5 л

  2. 1 л

  3. 1,5 л

  4. 2,5 л



  1. Какие функции выполняет волосяная луковица?

  1. прикрепление волоса к коже

  2. рост волос

  3. определение содержания меланина

  4. прикрепление мышц



  1. Что входит в состав нейрона?

  1. тело клетки, капсула, клубочек каппиляров

  2. тело клетки, аксон, клубочек каппиляров

  3. капсула, аксон, дендриты

  4. тело клетки, аксон, дендриты



  1. С чем связана карликовость у человека?

  1. недостатком инсулина

  2. избытком тироксина

  3. недостатком глюкагона

  4. недостатком гормона роста



  1. Как обычно попадают в организм возбудители венерических заболеваний?

  1. через посуду

  2. через полотенце

  3. половым путём

  4. воздушно-капельным путем



  1. Каковы свойства мышечной ткани?

  1. только сократимость

  2. только возбудимость

  3. только проводимость

  4. возбудимость и сократимость



  1. Сколько позвонков входит в состав позвоночника человека?

  1. 28-29

  2. 30-31

  3. 33-34

  4. 36-37



  1. Какая кость относится к плоским костям?

  1. локтевая

  2. малая берцовая

  3. лопатка

  4. бедренная



  1. Что представляет собой красный костный мозг?

  1. жировую ткань

  2. орган кроветворения

  3. эпителиальную ткань

  4. депо углеводов



  1. Сколько дыхательных движений в минуту делает взрослый человек в спокойном состоянии?

  1. 10-14

  2. 16-18

  3. 20-25

  4. 25-30



  1. Где происходит наиболее интенсивное всасывание переваренных веществ?

  1. в ротовой полости

  2. в желудке

  3. в тонком кишечнике

  4. в толстом кишечнике



  1. Какую роль играет в организме глюкоза?

  1. является источником воды

  2. является источником витаминов

  3. является основным материалом для синтеза белков

  4. является основным источником энергии



Ответы к тестовым заданиям по биологии


1-1

2-3

3-2

4-4

5-4

6-4

7-3

8-2

9-3

10-3

11-1

12-4

13-3

14-1

15-3

16-1

17-3

18-1

19-2

20-3

21-2

22-1

23-1

24-3

25-4

26-4

27-2

28-3

29-1

30-1

31-3

32-2

33-4

34-4

35-3

36-4

37-1

38-1

39-3

40-2

41-4

42-4

43-3

44-4

45-3

46-3

47-2

48-2

49-3

50-4


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Объемные требования основы цитологии iconРабочая программа Основы цитологии Индекс сд. 08 По специальности...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню выпускников (гос спо) по специальности: 060110. 51 «Лабораторная диагностика»...
Объемные требования основы цитологии iconСамостоятельная работа с учебником (§5). Задание: читая параграф...
Урок 1(5). Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки
Объемные требования основы цитологии iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Объемные требования основы цитологии iconТема: Основы цитологии
Биологическая роль неорганических и органических веществ в клетке. С. р. Заполнить таблицу
Объемные требования основы цитологии iconОбъемные требования к экзамену по ифк для слушателей ипк и ппк ргуфксиТ
Что Вы знаете о системах физического воспитания в государствах древнего мира (Египет, Индия, Япония, Греция, Рим)
Объемные требования основы цитологии iconОбъемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности
Основные понятия и термины адаптивной физической культуры и их взаимосвязь: «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая...
Объемные требования основы цитологии iconОсновы цитологии
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...
Объемные требования основы цитологии iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии 9 класс «Цитологические...
«Цитологические основы и реализация наследственной информации» рассчитан на 34 часа. Он согласуется с темами «Структурная организация...
Объемные требования основы цитологии iconРабочая программа учебной дисциплины «аморфные и микрокристаллические материалы»
«Основы научных исследований», «Физика и химия конденсированного состояния/Теория электронного строения твердых тел», «Материаловедение...
Объемные требования основы цитологии iconУрок биологии для учащихся 10 класса (профильный курс) по теме «Основы цитологии»
Единица содержания: применение знаний о строении и функциях клеточных органоидов при решении биологических теоретических задач и...
Объемные требования основы цитологии iconПрограмма курса «Основы цитологии и гистологии»
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 30 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Объемные требования основы цитологии icon«Основы протозоологии»
Государственным образовательным стандартом третьего поколения среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования...
Объемные требования основы цитологии icon4 Основы цитологии Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ?
«Школьное молоко», в целях создания организационных условий для обеспечения школьников города Сочи молоком и молочной продукцией...
Объемные требования основы цитологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и...
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию...
Объемные требования основы цитологии iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Объемные требования основы цитологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по бисероплетению «Объемные изделия на основе параллельного плетения»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск