Скачать 213.03 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «аморфные и микрокристаллические материалы» Направление подготовки: 150100.68 – Материаловедение и технологии материалов Профиль подготовки: Материаловедение и технология наноматериалов и покрытий Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: заочная Составитель: доцент Барсуков В.Н. Санкт-Петербург 2012
Цель дисциплины – дать будущим магистрам по материаловедению и технологии материалов современные знания об аморфном и микрокристаллическом состояниях вещества, необходимые для решения материаловедческих и металлургических задач, совершенствования существующих и создания новых (в том числе нано-) материалов. Задачи дисциплины: - формирование научных представлений о природе аморфного состояния и структуре аморфных материалов; - ознакомление с комплексом физико-химических и механических свойств аморфных сплавов и использованием этих свойств как служебных свойств материалов; - изучение способов получения материалов в аморфном состоянии и методов формирования микрокристаллической структуры в металлах и сплавах; - формирование знаний о природе сверхпластичности микрокристаллических материалов и промышленном использовании сверхпластической деформации. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к циклу М2 (вариативная часть). Для изучения дисциплины «Аморфные и микрокристаллические материалы» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин «Математическое моделирование и современные проблемы наук о материалах и процессах», «Основы научных исследований», «Физика и химия конденсированного состояния/Теория электронного строения твердых тел», «Материаловедение и технологии современных и перспективных материалов», «Объемные наноструктурированные конструкционные материалы». 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основами знаний по дисциплине, формируемыми на следующих уровнях: Знать: - принципы и типовые технологические процессы получения металли-ческих материалов в аморфном и микрокристаллическом состояниях; - особенности структуры и свойства аморфных и микрокристаллических материалов; - современные и перспективные области применения этих материалов. Уметь: - осваивать результаты новых теоретических и экспериментальных исследований в области аморфных и микрокристаллических материалов; - включать приобретенные знания о технологиях получения и свойствах аморфных и микрокристаллических материалах в уже имеющуюся систему знаний. Владеть: - стандартной терминологией и определениями, относящимися к аморфным и микрокристаллическим материалам; - рациональными методами сбора, систематизации и анализа научно-технической и другой информации, касающейся технологии получения и свойств аморфных и микрокристаллических материалов. - осознанием значимости и роли аморфных и микрокристаллических материалов как разновидности материалов будущего. - осознанием значимости и роли процессов на поверхности твёрдого тела для технологий производства и модифицирования современных материалов, 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
. 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Лабораторный практикум – не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой. 7. Практические занятия
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Судзуки, К. Аморфные металлы / К. Судзуки, Х. Фудзимори, К. Хасимото; Под ред. Ц. Масумото; пер. Е.И. Поляка; под ред. И.Б. Кекало. – М.: Металлургия, 1987. – 328 с. 2. Филонов, М. Р. Теоретические основы производства аморфных и нано-кристаллических сплавов методом сверхбыстрой закалки: монография / М. Р. Филонов, Ю. А. Аникин, Ю. Б. Левин. – М.: МИСИС, 2006. – 327 с. 3. Кекало, И.Б. Аморфные, нано- и микрокристаллические магнитные материалы. Лабораторный практикум / И.Б. Кекало, Е.А. Шуваева. М.: МИСиС, 2008. – 310 с. 4. Кайбышев, О. А. Сверхпластичность, измельчение структуры и обработка труднодеформируемых сплавов / О. А. Кайбышев, Ф. З. Утяшев. – М.: Наука, 2002. – 438 с. 5. Носкова, Н.Н. Субмикрокристаллические и нанокристаллические металлы и сплавы / Н.Н. Носкова, Р.Р. Мулюков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. отд. РАН, 2003. – 278 с. б) дополнительная литература: 6. Белащенко, Д.К. Структура жидких и аморфных металлов / Д.К. Белащенко. – М.: Металлургия, 1985. – 192 с. 7. Глезер, А.М. Аморфные и нанокристаллические структуры: сходства, различия, взаимные переходы / А.М. Глезер // Рос. хим. журн. – 2002. – Т. XLVI, №5. – С. 57-63. 8. Глезер, А.М. Механическое поведение аморфных сплавов / А.М. Глезер [и др.]. – Новокузнецк: СибГИУ, 2006. – 416 с. 9. Золотухин, И.В. Физические свойства аморфных металлических сплавов / И.В. Золотухин. – М.: Металлургия, 1986. – 176 с. 10. Рыжонков, Д.И. Ультрадисперсные системы: получение, свойства, применение / Д.И. Рыжонков, В.В. Левина, Э.Л. Дзидзигури: учебное пособие. – М.: Учеба, 2003. – 181 с. 11. Митин, Б.С. Порошковая металлургия аморфных и микрокристаллических материалов / Б.С. Митин, В.А. Васильев. – М.: Металлургия, 1992. – 128 с. 12. Валиев, Р.З. Объемные наноструктурные металлические материалы: получение, структура и свойства / Р.З. Валиев, И.В. Александров. – М.: Академкнига, 2007. – 398 с. 13. Добаткин, С.В. Наноматериалы. Объемные металлические нано- и субмикрокристаллические материалы, полученные интенсивной пластической деформацией / С.В. Добаткин: учебное пособие. – М.: МИСиС, 2007. – 36 с. в) электронные ресурсы: 1. Сайт о нанотехнологиях в России [Электронный ресурс]: http://www.nanoware.ru/ 2. Интернет-журнал о нанотехнологиях. [Электронный ресурс]: http://www.nanodigest.ru/ 3. Российский электронный НАНОЖУРНАЛ. [Электронный ресурс]: http://www.nanorf.ru/ 4. Нанотехнологии: сегодня и будущее. [Электронный ресурс]: http://www.nanoevolution.ru/cat/nanomedicina/ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Кафедра материаловедения и технологии художественных изделий имеет мультимедийную аудиторию для проведения лекционных и практических занятий и располагает необходимым комплектом мультимедийных материалов. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Изучаемая дисциплина содержит материал, существенно дополняющий информацию о конденсированном состоянии вещества, полученную при обучении по программе бакалавриата и в дисциплинах «Физика и химия конденсированного состояния» или «Теория электронного строения твердых тел» программы магистратуры. Дисциплина включает большое количество учебного материала, а время аудиторных занятий ограничено. Следствием этого является появление трудностей при усвоении новой информации лекционных и практических занятий. Чтобы снизить трудоемкость восприятия материала дисциплины, необходима: - активная работа обучающихся на практических занятиях, участие в обсуждении узловых понятий; - постоянная самостоятельная работа обучающихся; особенно важно тщательно относиться к выполнению заданий преподавателя и самостоятельному разбору теоретических и практических аспектов дисциплины. Дополнительной трудностью освоения дисциплины является то, что ее материал базируется на уже пройденных разделах физики, химии и физической химии, изучавшихся по программе бакалавриата. Аттестация обучающегося по дисциплине является совокупностью данных по успешности выполнения им требований учебной программы (посещения лекционных и практических занятий, подготовки реферата или электронной презентации, сдачи зачета в форме итогового тестирования и собеседования с преподавателем). Разработчик: кафедра МиТХИ доцент Барсуков В.Н. Эксперты: кафедра МиТХИ профессор Пряхин Е.И. профессор Петкова А.П. |