Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»





Скачать 250.04 Kb.
НазваниеФедеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»
страница1/2
Дата публикации08.08.2013
Размер250.04 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-

методической комиссии института

«_______»__________________2011 г.
Протокол №_________
Председатель УМК

____________________________
Рабочая программа

Дисциплина: ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БИОЛОГИИ

Блок дисциплин: Б.2.В.5

Направление 020400.62 Биология

Квалификация выпускника –Бакалавр

Форма обучения дневная


Семестр - 6

Всего учебных занятий – 144 часов

В том числе:

Аудиторных – 54 часа, из них

Лекций – 24 часа

Лабораторных занятий – 30 часов

КСР – 8 часов

ЗЕТ – 4 часа

Самостоятельных – 48 часов

Форма итогового контроля - зачет

Сыктывкар 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина: ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БИОЛОГИИ

Блок дисциплин: Б.2.В.5

Направление 020400.16 Биология

Квалификация выпускника –бакалавр

Форма обучения дневная

Сыктывкар 2011

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Составитель УМК

доцент каф. биологии, к.б.н._____________________А.А. Мищенко

Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана аннотированной бакалаврской программы по специальности 020400.62 биология

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии

Протокол заседания № ______ от «______»_________________2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ___________________________Г.Н. Доровских

СОГЛАСОВАНО:

Директор института естественных наук

доцент __________________________И.Н. Юранева

«______»____________________2011 г.

Председатель УМК института естественных наук

доцент ______________________ И.Н. Юранева

1. Цели освоения дисциплины

Ознакомление с современными методами биологических исследований, знакомство с методами лабораторных исследований в мед. учреждениях, приобретение практических навыков при освоении распространенных методов лабораторных исследований.

2. Задачи курса:

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные иммунологические методы лабораторных исследований

  • владеть широким спектром цитологических, молекулярно-биологических, биотехнологических методов;

  • уметь объяснять принципы использования методов, лежащие в их основе законы, пояснять их построением моделей и уравнениями.

3.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Место в учебном плане: Б.2.В.5

В процессе освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК-1- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека

ОК-3 - приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии;

ОК-6 - использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

ОК-8 - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;

ПК-3 - демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем ();

ПК-5 - применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой

ПК-17 - понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований;

ПК-19 - пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов.
4. Формой итогового контроля является зачет – семестр 6

Для получения допуска к экзамену требуется посещение не менее 90% занятий, сдача всех лабораторных работ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану




Максимальная нагрузка студентов

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Лабор работа

1

Раздел 1. Имунологические методы исследований

Тема 1. Иммунодиффузия; иммуноэлектрофорез

Тема 2. Метод локального гемолиза в геле. Агглютинация. Выявление антител.

Тема 3. Титрование комплемента. Реакция лимфоцитолиза.

Тема 4. Выявление субпопуляций лейкоцитов. Выделение иммуноглобулинов.






6
6
6
6



2
2
2
2



4
4
4
4


16

2

Раздел 2. Основные методы диагностических исследований, используемых в медицине

Тема 1. Принципы электрокардиографии.

Тема.2. Электроэнцефалография.

Тема 3. Механические колебания и волны. УЗИ.

Тема 4. Элетричество и магнетизм. Томография.






6

6

6
2



2

2

2
2




4

4

4

16

3

Раздел 3. Биофизические методы исследований и методы молекулярной биологии

Тема 1. Интерференция и дифракция света. Рентгеноструктурный анализ.

Тема 2. Основные законы люминесценции. Использование в исследованиях.

Тема 3. Методы молекулярной биологии.





2
2
6


2
2
4


2

16



КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

Число студентов

Список литературы

Кол-во экз.

Кол-во экз на 1 студ.




Иммунологические методы под ред. Х. Фримеля. М.:Мир. 1979.519 с.

Федорова В.Н., Степанова Л.А. Краткий курс медицинской и биологической физики с элементами реабитологии. М.:Физматлит. 2008. 623 с.

Кантор Ч., Шиммел П. Биофизическая химия в 3-х т. М.:Мир. 1985.

Методы исследований в иммунологии под ред. Лефковитса И. и Перниса Б. М.:Мир. 1981. 486 с.

Фундаментальная и клиническая физиология под ред. Камкина А. и Каменского А. М.:Академия. 1073 с.








Составитель, преподаватель__________________Мищенко А.А.

Зав. кафедрой _________________________Доровских Г.Н.

Дата составления карты «_______»________________2011 г.

СОГЛАСОВАНО:

Директор библиотеки СыктГУ________________

«_______»____________________2011 г.

Содержание

Название

Стр.

Содержание учебной дисциплины………………………………………………………………………………..

Лабораторные занятия……………………………………………………………………………………………………





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса построено на основе исследования биологических систем разного уровня организации – от молекулярного до клеточного и организменного. Методы, с которыми предполагается знакомство студентов, также классифицированы по данному принципу. В ознакомительном порядке рассматриваются методы молекулярной и клеточной биологии, в особенности рентгеноструктурного анализа, ядерно-магнитного резонанса, электронной парамагнитной резонансной спектроскопии, патч – клампа, полимеразной цепной реакции и генетического «нокаута». Среди методов, позволяющих исследовать клетку в целом, помимо прочих рассмотрены спектроскопические методы, форез клеток, методы иммунологических исследований и лабораторного анализа. Большое внимание уделено основным медицинским диагностическим методам исследований, основанным на анализе акустических, механических, электрических колебаний и волн, взаимодействия электромагнитного излучения с тканями и органами (начиная от классической электрокардиографии и электроэнцефалографии до таких сравнительно новых методов, как магнито-резонансная томография, эхокардиография, допплеркардиография). Отдельная часть курса посвящена электробезопасности, надежности медицинской электронной аппаратуры и использованию в медицинских целях инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского и прочих типов излучений.

На практических занятиях студенты освоят ряд классических методов исследований биомолекул и клеток и ознакомятся с некоторыми медицинскими методами лабораторных обследований пациентов.

Раздел 1. Имунологические методы исследований

Тема 1. Иммунодиффузия; иммуноэлектрофорез

Уравнения, описывающие законы диффузии и электрофореза. Двойная радиальная иммунодиффузия по Ухтерлони. Принцип метода. Реагенты и проведение иммунодиффузии. Оценка результатов. Модификации двойной радиальной иммунодиффузии. Определение титиров антигенов и антител.

Простая линейная иммунодиффузия по Удену: реагенты, проведение исследования, построение калибровочной кривой, оценка метода.

Простая радиальная иммунодиффузия по Манчини. Принцип, проведение исследования,калибровочная кривая, оценка метода.

Иммуноэлектрофорез. Принцип метода, проведение исследований. Варианты имуноэлектрофоретического анализа: методы Оссермана и Гереманса. Оценка метода.

Количественный двумерный иммуноэлектрофорез (перкрестный электрофорез по Лореллу). Принцип, этапы, идентификация преципитата. Электроиммунный анализ по Лореллу. Определение иммуноглобулинов.

Тема 2. Метод локального гемолиза в геле. Агглютинация. Выявление антител.

Принцип метода. Проведение исследований. Непрямой метод локального гемолиза. Индикаторные эритроциты. Оценка метода. Принцип метода гемагглютинации. Проведение исследований и оценка метода. Титрование антител к антигенам E. coli в реакции гемагглютинации. Выявление австралийского антигена методом латекс – агглютинации. Реакция агглютинации лейкоцитов. Выделение лейкоцитов. Оценка метода. Выявление агглютинирующих антилейкоцитарных и антитромбоцитарных антител.

Тема 3. Титрование комплемента. Реакция лимфоцитолиза.

Принцип метода. Проведение исследований. Титрование гемолизина, сенсибилизация эритроцитов, титрование комплемента. Рассчеты. Оценка метода. Реакция связывания комплемента. Принцип метода, его проведение, оценка. Выявление антитромбоцитарных антител в реакции связывания комплемента. Реакция лимфоцитолиза. Проведение и оценка метода.

Тема 4. Выявление субпопуляций лейкоцитов. Выделение иммуноглобулинов.

Выделение гранулоцитов человека. Методика, принцип. Выделение в градиенте плотности. Оценка метода. Выделение лимфоцитов. Методики. Выделение с помощью додеронового фильтра. Выделение в градиенте плотности. Оценка методов. Приготовление лейкоцитарных суспензий. Удаление эритроцитов из суспензии иммунокомпетентных клеток. Выделение и идентификация различных субпопуляций лимфоцитов.

Раздел 2. Основные методы диагностических исследований, используемых в медицине

Тема 1. Принципы электрокардиографии.

Понятие и диполях. Математическое описание диполей. Дипольный момент. Поля, создаваемые диполями. Модель сердца Эйнтховена. Построение треугольников Эйнтховена, объяснение формирования зубцов на электрокардиограмме. Отведения. Анализ электрокардиограммы. Возможные отклонения.

Тема.2. Электроэнцефалография. Общий принцип ЭЭГ. Положения электродов. Формирование зубцов. Типы ритма на ЭЭГ. Анализ ЭЭГ. отклонения при патологиях.

Тема 3. Механические колебания и волны. УЗИ.

Основные уравнения, описывающие колебательные процессы. Затухающие и незатухающие колебания. УЗИ: принцип, проведение. Допплеркардиография: принцип метода, оценка метода, техника проведения исследований. Анализ данных.

Тема 4. Элетричество и магнетизм. Томография.

Электромагнитные колебания. Основные законы, описывающие действие магнитного поля. Использование в медицинских исследованиях. Магниторезонансная томография – принцип метода, использование, анализ данных.

Шкала электромагнитного излучения. Использование различных типов излучения в биомедицинских исследованиях и терапии заболеваний.

Раздел 3. Биофизические методы исследований и методы молекулярной биологии

Тема 1. Интерференция и дифракция света. Рентгеноструктурный анализ.

Общая характеристика интерференции и дифракции. Построение дифракционных интерференционных картин. Законы интерференции и дифракции, математическое описание. История развития метода рентгеноструктурного анализа. Основные уравнения, описывающие взаимодействие ЭМ волн с кристаллами вещества/белка. Возможности метода, техника проведения исследований.

Тема 2. Основные законы люминесценции. Использование в исследованиях.

Общая характеристика поглощения света веществом, флюоресценции и фосфоресценции. Уравнения люминесценции. Спектры флюоресценции, их анализ. Возможности метода.

Тема 3. Методы молекулярной биологии.

Основные приемы работы с компонентами клетки. Разделение клеточных структур с использованием дифференциального центрифугирования. Эксперименты с «выбиванием» генов (knockout). Полимеразная цепная реакция: описание метода, использование в биологических исследованиях и судмедэкспертизе. Использование рестриктаз для анализа генома. Метод блоттинга. Футпринтинг, использование метода для идентификации протеин-связывающих участков биополимеров. Хроматографические методы.

Практические занятия № 1-2 (8 часов)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Сыктывкарский государственный...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального...
Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения хирургического торакального, которое является структурным...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального...
Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск