Скачать 495.85 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно- методической комиссии института «_______»__________________2011 г. Протокол №_________ Председатель УМК ____________________________ Рабочая программа Дисциплина: ЦИТОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГИСТОЛОГИИ Блок дисциплин: Б.3.Б.3.1 Направление 020400 Биология Квалификация выпускника –Бакалавр Форма обучения дневная Семестр - 3 Всего учебных занятий – 144 часа В том числе: Аудиторных – 54 часов, из них Лекций – 28 часов Лабораторных занятий – 26 часов КСР – 5 часов ЗЕТ – 4 часа Самостоятельных – 49 часов Форма итогового контроля - экзамен Сыктывкар 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина: ЦИТОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГИСТОЛОГИИ Блок дисциплин: Б.3.Б.3.1 Направление 020400 Биология Квалификация выпускника –бакалавр Форма обучения дневная Сыктывкар 2011 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Составитель УМК доцент каф. биологии, к.б.н._____________________А.А. Мищенко Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана аннотированной бакалаврской программы по специальности 020400 биология Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания № ______ от «______»_________________2011 г. Заведующий кафедрой профессор ___________________________Г.Н. Доровских СОГЛАСОВАНО: Директор института естественных наук доцент __________________________И.Н. Юранева «______»____________________2011 г. Председатель УМК института естественных наук доцент ______________________ И.Н. Юранева 1. Цели освоения дисциплины Подготовка к деятельности по изучению структурно-функциональной организации прокариотных и эукариотных клеток, синцитиев, плазмодиев, симпластов, к работе в области клеточной инженерии и биотехнологии, в учреждениях медицинского, сельскохозяйственного профиля. Знакомство с цитологическими, молекулярно-биологическимих, биотехнологическими методами. Знакомство с основными типами тканей, их строением, функциями. 2. Задачи курса: В результате освоения дисциплины студент должен:
3.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Место в учебном плане: ОПД.Ф В процессе освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции: ОК-1- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека ОК-8 - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения ПК-4 - демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности ПК-5 - применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой ПК-8– имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами 4. Формой итогового контроля является экзамен – семестр 3 Для получения допуска к экзамену требуется посещение не менее 90% занятий, сдача всех лабораторных работ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Составитель, преподаватель__________________Мищенко А.А. Зав. кафедрой _________________________Доровских Г.Н. Дата составления карты «_______»________________2011 г. СОГЛАСОВАНО: Директор библиотеки СыктГУ________________ «_______»____________________2011 г. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Микроскопы ЛОМО МИКМЕД-1 -13 шт., PK Intel® Celeron®, микроскоп для морфологических исследований МИКРОМЕД-2, камера – насадка для микроскопа Digital camera DCM 130 (USB 2.0), микроскоп стереоскопический MC – 2 ZOOM, наборы препаратов по цитологии и гистологии. Содержание
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Студент должен владеть методами наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов, демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; демонстрировать знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности Раздел 1. Введение. Предмет и задачи цитологии, место цитологии среди других дисциплин. Современные положения клеточной теории. Раздел 2. Методы исследования клеток и тканей. Студент должен знать основные методы исследования клеточных структур, их использование при изучении функций клетки и ее ультраструктур. Студент должен уметь работать со световым микроскопом и его разновидностями - методом фазового контраста и темного поля, настраивать препарат для работы с иммерсией, правильно настраивать освещение при работе с микроскопом, решать элементарные задачи, связанные с интерпретацией результатов цитологических экспериментов, работать с рисовальным аппаратом и окулярмикрометром. Формируемые профессиональные компетенции ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-15, ПК-18. Содержание раздела. Световая микроскопия, разрешающая способность светового микроскопа. Способы повышения разрешающей способности: фазово-контрастная оптика, метод темного поля, использование флуоресцентных и суправитальных красителей. Изучение фиксированных клеток, принципы окрашивания клеточных структур. Электронная микроскопия: принцип работы электронного микроскопа. Разновидности электронной микроскопии (высоковольтная, сканирующая и проч. виды). Цитофотометрия. Дифференциальное центрифугирование. Использование изотопов (радиоавтография). Вклад новых методов в развитие цитологии. Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой, лабораторные занятия. Вопросы и задания для самостоятельной работы
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию: учебник для ВУЗов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф К. и др. Молекулярная биология клетки: в 3 т. М.: Мир, 1994. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М. : ИКЦ «Академкнига», 2004. Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки: общая цитология. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 1992. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Заварзин А.А., Харазова А.Д. Основы общей цитологии. Л. 1982 Ролан Ж.К., Селоши А., Селоши Д. Атлас по биологии клетки. М.: Мир, 1974. Ченцов Ю.С. Основы цитологии. М. 1984. Ченцов Ю.С. Практикум по цитологии. М.: МГУ, 1988. Раздел 3. Плазматическая мембрана. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Сыктывкарский государственный... | Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального... Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального... Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения хирургического торакального, которое является структурным... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |