Скачать 155.97 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю: Директор Биологического института _________________________________ «_____»_ _____________________2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ ЛЕСНЫХ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ» Специальность 250201 «Лесное хозяйство» и 250203 «Садово- парковое и ландшафтное строительство» Статус дисциплины: 1932 ОПД (федеральный компонент) Томск – 2009 Одобрено кафедрой _зоологии позвоночных и экологии Протокол №62 от «12» февраля 2009 г. Зав. кафедрой ____________________ _Н.С.Москвитина__ Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии М.В. Олонова «______» ____________2009г. Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (020201 – биология), утвержденного 10 марта 2000 г. Общий объем курса 84 ч. , из них – лекционные 32 ч., практические 10 ч., самостоятельная работа студентов – 42 ч. Экзамен во втором семестре. Общая трудоемкость курса 2,5 зач. ед. Составители: д.б.н., профессор Н.С.Москвитина, к.б.н., доцент Н.Г.Сучкова Рецензент: старший преподаватель С.С.Москвитин I. Организационно-методический раздел
2. В задачи курса входит знакомство с лесной орнито- и териофауной, изучение адаптаций животных к условиям леса, взаимных приспособлений лесных растений и животных, лесохозяйственного значения птиц и млекопитающих. Особое внимание уделяется биологической защите леса, роли животных в естественном лесовозобновлении, антропогенному воздействию на фауну леса. Для успешного усвоения курса «Биология лесных птиц и зверей» студентам необходимы теоретические и практические знания по общей экологии, ботанике, зоологии. 3. По окончании курса студент должен: - иметь представление о лесе как экологической системе; - знать фаунистический состав птиц и млекопитающих лесных экосистем Томского Приобья, современное состояние их численности, особенности образа жизни и поведения; научиться определять видовую принадлежность лесных птиц и млекопитающих; - разбираться в лесохозяйственном значении лесных птиц и зверей, их биоценотической и практической значимости; - планировать лесохозяйственные мероприятия с учетом интересов полезной лесной орнито- и териофауны. II. Содержание курса Тема 1. Введение в курс «Биология лесных птиц и зверей». Лес как экосистема. Птицы и млекопитающие – необходимый компонент лесных экосистем (экологический, экономический и эстетический аспекты). Различные типы связи животных с лесом. Роль русских ученых в формировании и развитии экологических подходов в изучение животных (К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов, Л.П.Сабанеев, А.А.Силантьев, Г.Ф.Морозов, С.А.Бутурлин, Б.М.Житков, Д.Н.Кашкаров, Г.Г.Доппельмаир, А.Н.Формозов, Н.П.Наумов, Г.А.Новиков и др.). Вклад зоологов Сибири в изучение биологии лесных видов птиц и млекопитающих – Н.Ф.Кащенко, Г.Э.Иоганзен, Г.Х.Йоханссен, М.Д.Рузский, Н.Ф.Егорин, С.У.Строганов, И.П.Лаптев, Б.С.Юдин, А.М.Гынгазов и др. Тема 2. Характеристика класса птиц. Общие особенности организации. Черты специализации, связанные с полетом. Анатомо-физиологические особенности птиц: покровы, опорно-двигательная система, органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, размножения, центральная нервная система и органы чувств. Пение птиц и его биологическое значение. Тема 3. Некоторые экологические особенности птиц. Разнообразие полета птиц. Адаптации к передвижению в лесу: приспособления к передвижению по ветвям и стволам, специфика полета в лесной среде. Приспособления, связанные с питанием – морфологические, физиологические, этологические. Экологические группы птиц. Периодические явления в жизни птиц. Годовой жизненный цикл птиц: размножение, линька, миграция или кочевка, зимовка и т.п. Морфо-экологические приспособления к переживанию неблагоприятных периодов года, приобретенные птицами в процессе эволюции. Тема 4. Эколого-систематический обзор лесных видов птиц Томского Приобья. Отр. Куриные (сем-во тетеревиные); отр. Ржанкообразные (сем-во ржанковые); отр. Хищные птицы (сем-ва ястребиные и соколиные); отр. Совообразные (сем-во нормальные совы); отр. Кукушкообразные (сем-во кукушковые); отр. Козодоеобразные (сем-во настоящие козодои); отр. Дятлообразные (сем-во дятловые); отр. Воробьиные (сем-ва врановые, иволговые, вьюрковые, овсянковые, трясогузковые, пищуховые, поползневые, синицевые, мухоловковые, славковые, дроздовые). Тема 5. Характеристика класса млекопитающих. Общие особенности организации. Анатомо-физиологическое строение: наружные покровы; скелет; мускулатура; нервная система и органы чувств; органы пищеварения, дыхания, выделения; сердечно-сосудистая система; железы внутренней секреции; репродуктивная система. Окраска, ее физиологическое и биологическое значение. Адаптивные типы млекопитающих: наземные, подземные, водные, древесные и летающие (воздушные) формы. Тема 6.Основные особенности экологии и поведения млекопитающих. Суточная активность и сезонная жизнедеятельность. Виды дневные, ночные и нейтральные. Зимняя спячка и ее разновидности. Пространственная структура и характер использования территории. Миграции и кочевки. Убежища млекопитающих. Линька. Питание и явления, связанные с ним. Размножение: моногамы и полигамы; сроки наступления половой зрелости; длительность беременности и лактации; плодовитость. Рост и развитие молодняка; забота о потомстве. Динамика численности и факторы, ее определяющие. Эколого-морфологические приспособления к переживанию неблагоприятных периодов года, приобретенные млекопитающими в процессе эволюции. Тема 7. Эколого-систематический обзор лесных видов млекопитающих Томского Приобья. Характеристика 6 отрядов млекопитающих по единому плану, включающему следующие разделы: внешний вид (размеры, окраска, наличие или отсутствие полового диморфизма; морфологические адаптации к обитанию в лесной среде); географическое распространение; особенности экологии и поведения; роль в лесных экосистемах и значение для человека. Отр. Насекомоядные (сем-ва кротовые и землеройковые); отр. Рукокрылые (сем-во обыкновенные летучие мыши); отр. Зайцеобразные (сем-во зайцевые); отр. Грызуны (сем-ва беличьи, летяжьи, бобровые, тушканчиковые, мышиные, хомякообразные); отр. Хищные (сем-ва собачьи, медвежьи, куньи, кошачьи); отр. Парнокопытные (сем-во оленьи). Тема 8. Экологические закономерности распространения и жизнедеятельности лесных птиц и зверей. Основные особенности распространения лесных птиц и млекопитающих. Защитные условия и кормовые ресурсы леса. Неоднородность лесных местообитаний. Роль снежного покрова в жизни лесных животных. Условия питания лесных птиц и зверей в напочвенном покрове, на поверхности почвы, на ветвях деревьев и кустарников. Влияние антропогенных преобразований леса на условия жизни животных. Тема 9. Лесохозяйственное значение птиц и зверей. Воздействие на плодоношение и естественное возобновление деревьев и кустарников. Зоохория. Типы повреждения лесных культур. Относительность понятия «вредное» и «полезное» животное. Вредоносная деятельность грызунов, зайцеобразных, парнокопытных. Характер и размеры вреда, способы его снижения или предотвращения. Влияние роющей деятельности млекопитающих на почвенный и растительный покров лесных экосистем. Влияние насекомоядных и хищных птиц на популяции их жертв. Биологическая защита леса. Тема 10. Эпидемиологическое значение лесных млекопитающих и птиц. Млекопитающие и птицы как переносчики инфекционных заболеваний человека. Учение академика Е.Н.Павловского о природноочаговых инфекциях. Классификация природноочаговых заболеваний и их ландшафтная приуроченность. Вирусные зоонозы: клещевой энцефалит, омская геморрагическая лихорадка (ОГЛ), бешенство. Бактериальные зоонозы: туляремия, бруцеллез, сибирская язва, псевдотуберкулез. Протозойные инфекции – токсоплазмоз. Тема 11. Взаимоотношения лесного и охотничьего хозяйства. Охотпромысел как одна из побочных форм лесопользования. Лесные птицы и млекопитающие – объекты охотпромысла. Правильное сочетание интересов лесного и охотничьего хозяйства – основа рационального использования промысловых животных на лесных территориях. Биотехнические мероприятия. Обогащение фауны лесных млекопитающих путем акклиматизации и реакклиматизации. Тема 12. Проблемы охраны лесной орнито- и териофауны. Охрана и привлечение насекомоядных птиц, регулирование численности млекопитающих в лесных экосистемах. Связь охраны с вопросами рационального использования ресурсов. Причины сокращения численности и вымирания видов. Редкие и исчезающие виды лесных птиц и зверей, мероприятия по их охране. Красная книга Томской области. ТEMATИKA САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Темы рефератов
III.Распределение часов курса по темам и видам работ
IV.Форма итогового контроля – экзамен. V.Учебно – методическое обеспечение курса РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАОсновная: Доппельмаир Г.Г., Мальчевский А.С., Новиков Г.А., Фалькенштейн Б.Ю. Биология лесных птиц и зверей. – М.: Высшая школа, 1975. – 384 с. Владышевский Д.В. Экология лесных птиц и зверей. – Новосибирск : Наука, 1980. – 263 с. Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Млекопитающие Томского Приобья и способы их изучения. – Томск : Изд-во ТГУ, 1988. – 185 с. Татаринов К.А., Владышевский Д.В., Марисова И.В. Лесные птицы, звери и охотоведение. – Львов : Изд-во «Высшая школа», 1975. – 231 с. Формозов А.Н. Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обитания. – М.: Наука, 1976. – 310 с. Дополнительная: Биологическое разнообразие лесных экосистем. – М.: Наука, 1995. – 356 с. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. – М.: Просвещение, 1972. – 240 с. Благосклонов К.Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 251 с. Гынгазов А.М. Влияние хозяйственной деятельности на птиц Западно-Сибирской равнины. – Томск : Изд-во ТГУ, 1981. – 169 с. Гынгазов А.М., Миловидов С.П. Орнитофауна Западно-Сибирской равнины. – Томск : Изд-во ТГУ, 1977. – 350 с. Динесман Л.Г. Влияние диких млекопитающих на формирование древостоев. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 166 с. Жизнь животных. Т.6. Птицы. – М.: Просвещение, 1989. Жизнь животных. Т.7. Млекопитающие. – М.: Просвещение, 1989. – 567 с. Иноземцев А.А. Роль насекомоядных птиц в лесных биоценозах. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. – 263 с. Жирнов Л.В., Винокуров А.А., Бычков В.А. Редкие и исчезающие животные СССР. Млекопитающие и птицы. – М.: Лесная промышленность, 1978. – 303 с. Колосов А.М. Охрана животных России. – М.: Сов.Россия, 1989. – 211 с. Лесные экосистемы и атмосферные загрязнения / Под ред. В.А.Алексеева. – Л.: Наука, 1990. – 197 с. Миловидов С.П., Нехорошев О.Г. Морозов Г.Ф. Учение о лесе. Избр. тр., т.1. – М.: Лесная промышленность, 1971. Редкие и исчезающие виды животных и растений Томской области. – Томск: Изд-во ТГУ, 1984. – 136 с. Строков В.В. Звери и птицы наших лесов. – М.: Лесная промышленность, 1975. – 80 с. Формозов А.Н. Снежный покров в жизни млекопитающих и птиц. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 286 с. Чельцов-Бебутов А.М. Экология птиц. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с. Шубин Н.Г. Экология млекопитающих юго-востока Западной Сибири. – Новосибирск : Наука, 1991. – 263 с. Шубин Н.Г. Охотничьи звери и птицы Томской области. – Томск, 1992. – 112 с. Юдин Б.С. Насекомоядные млекопитающие Сибири. Определитель. – Новосибирск: Наука, 1971. – 172 с. Юргенсон П.Б. Охотничьи звери и птицы: Прикладная экология. – М.: Лесная промышленность, 1968. – 308 с. Юргенсон П.Б. Биологические основы охотничьего хозяйства в лесах. – М.: Лесная промышленность, 1973. – 176 с. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 269 с. Натурные экспонаты: чучела, препараты, муляжи и др. Видеофильмы, слайды, презентации. Контрольные вопросы по курсу «Биология лесных птиц и зверей»
VI. ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|
Рабочая программа по дисциплине в 1 Биология птиц и зверей Целью освоения дисциплины является подготовка студентов в овладении теоретическими и практическими навыками в области биологии птиц... | Рабочая программа по курсу «Биология лесных птиц и зверей с основами... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Гашев С. Н. Биология зверей и птиц. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Гашев С. Н. Биология зверей и птиц. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 250203. 65 Садово-парковое... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины технология добычи зверей и птиц... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки: 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом... | Доклад на I конференции ноу Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание,... | ||
Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность 111201 «Ветеринария» Рабочей программой учебной дисциплины «Внутренние незаразные болезни» предусматривается изучение разделов клинической диагностики,... | Конспект урока: «Ознакомление с окружающим миром» Тема урока Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, медведь) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель и ожидаемый результат: знакомство с основными признаками групп животных (рыб, птиц, насекомых, зверей) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Узнать об изменениях природы с наступлением осени в жизни растений, грибов, птиц, зверей | ||
Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения... | Урок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц» Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц» | ||
Конспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические... Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Знакомство с зимними видами спорта... | ||
Урок-повторение Тема «Экологические группы птиц» ... | Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения... |