Скачать 271.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. БИОЛОГИЯ ЛЕСНЫХ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ С ОСНОВАМИ ОХОТОВЕДЕНИЯ Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 250100 «Лесное дело» Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол № от « » 2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии М.В.Олонова «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Биология лесных птиц и зверей с основами охотоведения» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 250100 «Лесное дело», квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки №854 от 12 августа 2010 года. Общий объем курса – 108 ч. Из них лекции – 16 ч., практические и семинарские занятия – 26 ч., самостоятельная работа студентов – 66 ч. Экзамен в третьем семестре. Общая трудоемкость курса 3 зач. ед. Автор: Сучкова Нелли Георгиевна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Рецензент: Москвитин Сергей Степанович, старший преподаватель кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Биология лесных птиц и зверей с основами охотоведения» является изучение позвоночных животных как важнейшего компонента лесных экосистем и их значимости в общем комплексе лесного природопользования. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Биология лесных птиц и зверей c основами охотоведения» является компонентом вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 250100 «Лесное дело». Для успешного освоения курса студентам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Общая экология», «Ботаника», «Зоология». Освоение дисциплины «Биология лесных птиц и зверей с основами охотоведения» необходимо студентам для оценки биологического разнообразия лесной орнито- и териофауны, понимания лесохозяйственного значения птиц и млекопитающих (их роли в биологической защите леса, естественном лесовозобновлении, поддержании очагов особоопасных инфекций и т.д.), а в конечном итоге – для рационального использования ресурсов охотничье-промысловых видов и грамотного планирования лесохозяйственных мероприятий с учетом интересов полезной лесной орнито- и териофауны. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Биология лесных птиц и зверей с основами охотоведения»: Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ОК-3); способностью находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5); умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития способностей в и устранения недостатков (ОК-6); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 7); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9); владением одним из иностранных языков на уровне, достаточном для профессионального общения (ОК-10). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, экспериментального исследования (ПК-1); владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-2); умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-3); знанием роли основных компонентов лесных и урбо- экосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов (ПК-5); знанием особенностей систематики, анатомии, морфологии, физиологии и воспроизводства, географического распространения, закономерностей онтогенеза и экологии представителей основных таксонов лесных и декоративных растений (ПК-6); представлением о природе основных физиологических процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношения растений с окружающей средой (ПК-7); знанием основных процессов почвообразования, экосистемных функций почвы, связи неоднородности почв с биоразнообразием, связи плодородия почв с продуктивностью лесных и урбо- биоценозов (ПК-8); знанием закономерностей динамики лесных и урбо-экосистем в различных климатических, географических и лесорастительных условиях при различной интенсивности их использования (ПК-9); владением методами таксации, мониторинга состояния и инвентаризации в лесах (ПК-10); умением в полевых условиях использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации объектов лесных и урбо-экосистем различного иерархического уровня (ПК-12); умением в полевых условиях давать лесотипологическую характеристику обследуемого участка, определять стадии возрастного развития лесных насаждений, этапы сукцессионной динамики лесных и урбо- экосистем (ПК-13). производственно-технологическая деятельность: умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяиственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ПК-16); готовностью использовать знания технологических систем, средств и методов создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение (ПК-18). организационно-управленческая деятельность: способностью использовать результаты оценки структуры лесного фонда при обосновании целесообразности и планировании лесохозяйственных мероприятий в целях достижения оптимальных лесоводственных и экономических результатов (ПК-21). научно-исследовательская деятельность: способностью применять современные методы исследования лесных и урбо- экосистем (ПК-29); способностью воспринимать научно-техническую информацию, готовностью изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31); готовностью спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее (ПК-32). проектная деятельность: способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой систем постоянного, неистощительного использования лесов, ухода за лесами, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов (ПК-33); готовностью к участию в разработке проектов объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом заданных технологических и экономических параметров с использованием новых информационных технологий (ПК-34); способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при разработке проекта освоения лесов (ПК-35); способностью принимать участие в обосновании конкретного технического решения при разработке технологических процессов рационального, непрерывного, неистощительного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, направленных на повышение их продуктивности, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций (ПК-36); способностью принимать участие в обосновании конкретного технического решения при проектировании, разработке технологических процессов создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение (ПК-37). В результате освоения дисциплины «Биология лесных птиц и зверей с основами охотоведения» обучающийся должен: Знать: - общетеоретические положения о лесе как экосистеме; - различные типы связи животных с лесом; - фаунистический состав птиц и млекопитающих лесных экосистем Томского Приобья, особенности их образа жизни и поведения; - лесохозяйственное значение лесных животных; - современную литературу по проблемам данного курса. Уметь: - определять видовую принадлежность птиц и млекопитающих по традиционным и электронным определителям; - планировать лесохозяйственные мероприятия с учетом интересов полезной лесной орнито- и териофауны; - планировать мероприятия, направленные на рациональное использование ресурсов охотничье-промысловых видов млекопитающих и птиц; - учитывать эпидемиологичекое значение лесных животных при проведении полевых исследований и лесохозяйственных работах; - представлять полученные знания в виде рефератов, докладов, презентаций. Владеть: - информацией о роли птиц и млекопитающих в лесных экосистемах, их практическом значении; - методами оценки вредоносной деятельности лесных животных; - методами биологической защиты леса; - основными приемами рационального использования охотничье-промысловых видов млекопитающих и птиц; - принципами охраны малочисленных и редких видов лесных животных; - навыками поиска и подбора информации по темам самостоятельной работы. 4. Структура и содержание дисциплины «Биология лесных птиц и зверей с основами охотоведения» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
|
Рабочая программа по курсу «Экология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В социология Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению 250100. 62 «Лесное дело» профилю подготовки... | Рабочая программа по дисциплине б 2 Философия Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана фгбоу впо «мгту» по направлению 250100. 62 «Лесное дело» по профилю... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |