Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания





Скачать 58.49 Kb.
НазваниеСоциально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания
Дата публикации11.08.2013
Размер58.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания.

Автор: Зименкова Т. С.

Руководитель: Павлова Е. В.
Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. Во всех цивилизованных странах здоровье нации признается важнейшей социальной ценностью, характеризующей уровень социального развития страны. В этой связи проблема укрепления здоровья населения является одной из приоритетных в деятельности государственной власти. Формирование установки на здоровье, как источника социально-экономического благополучия в системе рыночных отношений выступает важным направлением социальной политики в охране здоровья. Это уже проблема не только медицинская, но и социальная, решение которой требует интеграции фундаментальных знаний и междисциплинарных исследований.

Питание является основным условием существования и развития любого живого организма. Правильно построенное (рациональное) питание обеспечивает нормальную жизнедеятельность человеческого организма, нормальное его развитие, повышает сопротивляемость различным вредным воздействиям окружающей среды. Пища является строительным материалом для организма, а также служит источником расходуемой им энергии, причем не только во время работы, но и в покое, для поддержания важнейших функций организма.

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов: медиков, нутрициологов, валеологов, психологов.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. За день школьники должны выпивать не менее одного - полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак - ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Нутрициологи – специалисты в области науки о питании – свидетельствуют о том, что даже при вполне достаточном продовольственном обеспечении населения, как по ассортименту, так и по количеству пищи, учитывая современный уровень энерготрат людей, не занимающихся физической работой (около 2500 Ккал), его потребность в упомянутых нутриентах за счет обычной, традиционной пищи полностью удовлетворить не представляется возможным.

Валеологический подход принимается на вооружение экономическими стратегиями: постольку поскольку «плохая» и «хорошая» пища интерпретируются как «вредная» и «полезная», этикетка помимо функции привлечения наделяется функцией информативности, и — по аналогии с упаковкой медицинских препаратов — на ней в обязательном порядке указывается состав предлагаемого продукта. Переход от иррациональной культуры вкуса к идеологии рационального питания свидетельствует о формировании нового габитуса (внешний облик человека, его телосложение, конституция, осанка), в основе которого лежит опыт функциональной телесности. На смену идеологии «не заинтересованности» и соответствующим ей паттернам репрезентативной телесности приходит идеология функциональности, утверждение которой сопровождается отождествлением ценности приёма пищи с функцией поддержания организма в состоянии работоспособности. С этой целью тело рассматривается как набор компонентов, деятельность которых подлежит механистическому регулированию для обеспечения максимально эффективных результатов. Этот принцип напоминает о себе в тех случаях, когда речь заходит об организации общественного питания: ниже мы увидим, что специалисты по управлению персоналом откровенно мотивируют необходимость создания системы питания на предприятии заботой о получении исправно функционирующего рабочего тела с максимальным коэффициентом полезного действия.

Глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области рациона питания, физической активности и здоровья утверждена Всемирной ассамблеей здравоохранения, резолюция 57.17 от 22 мая 2004 года. Признавая тяжелое и растущее бремя неинфекционных болезней, государства - члены предложили Генеральному директору ВОЗ разработать глобальную стратегию в области рациона питания, физической активности и здоровья посредством процесса широких консультаций. Для определения содержания проекта глобальной стратегии было проведено шесть региональных консультаций с государствами-членами, консультации с учреждениями системы Организации Объединенных Наций и другими межправительственными организациями, с представителями гражданского общества и частным сектором. Кроме того, Организация консультировалась с группой независимых экспертов по вопросам рациона питания и физической активности из всех шести регионов ВОЗ.

Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека.

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. С помощью метода опроса мы попытались выяснить, сформированы ли социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания.

Сформированность социально-психологических установок определялась с помощью анкетирования. Выборка составила 50 человек, из них 25 школьников в возрасте от 11 до 13 лет и 25 студентов в возрасте от 17 до 20 лет.

По результатам анализа полученных данных, можно судить о несформированности понятия «здоровое питание» у школьников. На вопрос: « Что включает в себя здоровое питание?» школьники, чаще всего, отвечали, что это овощи и фрукты, витамины, не вредная пища, а также давали ответы «не знаю». Студенты на этот же вопрос отвечали «правильное, сбалансированное питание, режим приёма пищи», что является более правильным взглядом на здоровое питание. Вопрос: «Хотели бы вы изменить свой привычный рацион в пользу здоровой пищи?», 76% студентов ответили, «да», 20% - «нет», 4% - затруднились ответить. Школьники по этому вопросу ответили: 40% - «да», 36% - «нет», 24% - «затруднились ответить». Возможно, это связанно с тем, что школьники считают «здоровую пищу» не вкусной, но полезной, хотя предпочли бы есть пищу приятную на вкус, пусть даже и вредную для организма. Студенты, по результатам анкеты, считают, что им надо изменить привычный рацион питания в пользу более здорового, но не могут это сделать из-за нехватки времени, денежных средств или силы воли, чтобы изменить привычный распорядок дня.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологические установки школьников относительно здорового питания не сформированы. Из-за недостаточной информированности относительно здорового питания, они считают, что полезная еда не может быть вкусной, и не знают, что в понятие «здоровое питание» входит не только полезная еда и питье, но и режим приема пищи. Социально-психологические установки у студентов сформированы, но не все студенты могут придерживаться правильного рациона и времени приема пищи из-за сильной занятости и, порой, из-за отсутствия мотивации и силы воли. По результатам данного исследования, можно рекомендовать проводить беседы о здоровом питании не только со школьниками, но и с их родителями. Разъяснять важность правильного питания, т. к. оно влияет не только на физическое здоровье учащихся, но и на психическое здоровье в том числе. Несформированность социальных установок относительно здорового питания проблема многих поколений и начать решать её надо уже сейчас.
Список литературы:

  1. Г.М.Андреева, Социальная психология, 3-е издание, М.: Наука, 1994

  2. Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыта, С.А. Кириленко; (научный руководитель — Б.В. Марков)// Studia culturae. Выпуск 3. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.111-125

  3. Трумель. В. Профессия и здоровье // Охрана труда и социальное страхование, 2004 г. - №3. - с.47-53.

  4. Узнадзе Д.Н. Теория установки, Москва-Воронеж, 1997

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания icon«Здоровое питание – залог успешного обучения и крепкого здоровья школьников»
Цель: Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний. Развитие культуры...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconМетодическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений
Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconОтчет о проведении месячника здорового питания в период с 01. 02....
...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconУстановки россиян относительно сбережений и кредитов
В этой связи особое значение приобретает то, как воспринимаются людьми смыслы и значения денег как социального объекта, а также их...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconПрограмма «Здоровое питание залог успешного обучения и крепкого здоровья...
Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconАзбука здорового питания
Оксо 260100. 68 0 Технология продуктов питания, по магистерской программе – Организация производства и обслуживания на предприятиях...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconОбоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление...

Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка комплексного плана мероприятий по пропаганде здорового питания школьников
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconТема: Основные составляющие здорового образа жизни
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconМетодические рекомендации Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников
Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников", разработанные Институтом возрастной физиологии рао в рамках...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconКурс: Основы кулинарии и детского питания Глава Основы здорового...
Рекомендовано Министерством образова­ния Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconКонспект классного часа по теме: "Пирамида здорового питания" Тема: "Пирамида здорового питания"
Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 №273-фз, Порядком аттестации педагогических работников...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconОрганизация рационального
Организация рационального (здорового) питания школьников: Практическое пособие / Г. О. Рощина, И. Ю. Яланузян – Ярославль: гоау яо...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconА. А. Кармаев (введение, заключение)
Ключевые слова: влияние питания на здоровье и красоту внешности, культура здорового питания, здоровый образ жизни, процесс обучения...
Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания iconЭкзаменационные вопросы по гигиене питания для студентов IV курса...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск