Скачать 339.74 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНО Протоколом педагогического совета МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» от 14.05.2010 № 6 Директор И.А. Малинин ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» I. Общие положения 1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями (воспитателями), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник - опытный учитель (воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Молодой специалист - начинающий учитель (воспитатель), как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза (среднего специального учебного заведения), проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. 2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации, методики преподавания, воспитания. 3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов общеобразовательных учреждений. II. Цели и задачи наставничества 1. Целью наставничества в МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» (далее школа-интернат) является оказание помощи молодым учителям (воспитателям) в их профессиональном становлении, а также формирование в школе-интернате кадрового ядра. 2. Основными задачами школьного наставничества являются:
III. Организационные основы наставничества 1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы-интерната. 2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы-интерната по научно-методической (учебно-воспитательной) работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество. 3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей (воспитателей), обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы-интерната, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету. Наставник из числа учителей должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных. 4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе и утверждаются на заседании методического совета. 5. Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания методического объединения, согласованная с заместителем директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации научно-методического совета приказом директора школы-интерната с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность. 6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников школы-интерната:
7. Замена наставника производится приказом директора школы-интерната в случаях:
8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 9. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из надтарифного фонда школы-интерната в размере 5% от тарифной ставки учителя (воспитателя, классного руководителя). За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы-интерната по действующей системе поощрения. IV. Обязанности наставника:
V. Права наставника:
VI. Обязанности молодого специалиста 1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании методического объединения с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы-интерната. 2. В период наставничества молодой специалист обязан:
VII. Права молодого специалиста Молодой специалист имеет право:
VIII. Руководство работой наставника 1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора школы-интерната по научно-методической (учебно-воспитательной) работе. 2. Заместитель директора школы-интерната по научно-методической учебно-воспитательной) работе обязан:
3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений. Председатель методического объединения обязан:
IX. Документы, регламентирующие наставничество 1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Приложение 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ КАК КАК ФОРМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера (Современный словарь по педагогике). Школьное наставничество - это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков. Наставничество может быть коллективным, когда за одним наставником закрепляется несколько молодых специалистов, и индивидуальным (шефство). Основные принципы формирования системы наставничества в школе-интернате:
Молодого специалиста, пришедшего впервые в школу-интернат, директор МОУ:
Заместитель директора по УВР (НМР) в ходе беседы с молодым специалистом:
В течение учебного года:
Председатель методического объединения проводит индивидуальное собеседование с молодым специалистом, вносит необходимую информацию о молодом специалисте в банк данных, а также знакомит его:
Для осуществления системности в работе с молодыми специалистами целесообразно выделить основные взаимосвязанные направления этого вида деятельности:
По этим основным направлениям идет работа с молодыми специалистами на протяжении двух лет. Осуществляя руководство молодым специалистом, наставник выполняет следующие функции:
Наставник оказывает молодому специалисту повседневную помощь в приобретении профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, проводит необходимую воспитательную работу, контролирует выполнение индивидуального плана, составляет развернутую характеристику молодого специалиста. Для этого разрабатывается план работы наставника с молодым специалистом. План работы наставника по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности состоит из трех частей - подготовительной, общей и индивидуальной. 1. Подготовительная часть. Перед встречей с молодым специалистом наставнику необходимо:
2. Общая часть предполагает формирование у молодого специалиста общего представления о школе-интернате, ее основных направлениях деятельности, организационных особенностях, особенностях взаимоотношений с работниками (порядок приема и увольнения, заработная плата, льготы), условиях труда и т.п. В зависимости от категории принимаемого специалиста, общая часть может быть более или менее полной. Планирование общей части проводится на время первой недели работы молодого специалиста и включает 4 этапа:
Вводное ориентационное собеседование можно проводить по следующим вопросам:
Затем наставник представляет молодого сотрудника коллегам и знакомит его со школой-интернатом. Ознакомление молодого специалиста со школой-интернатом проводится по следующему алгоритму:
3. Индивидуальная часть плана работы наставника рассчитана на весь срок наставничества. Основная цель работы наставника при реализации мероприятий данного раздела - проанализировать компетенцию молодого специалиста, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий и работ, обеспечивающих изучение молодым (начинающим) учителем основ педагогики, психологии и методики обучения, а также приобретение им необходимых навыков проведения учебных занятий с обучающимися по определенному учебному предмету, оказать помощь в разработке плана профессионального становления молодого специалиста. Важный момент - планирование посещения уроков молодого специалиста. Посещение уроков должно быть систематическим и осуществляться в течение достаточно длительного времени. Практика показывает, что необходимо посетить 10-15 уроков молодого учителя, разбирая вначале отдельный урок, а затем систему уроков. Для молодого учителя существенна проблема дисциплины. Поэтому наставник должен запланировать беседы и посещения уроков у учителей-мастеров своего дела, для того, чтобы раскрыть перед ним основные правила и приемы, позволяющие поддерживать дисциплину на уроке. В этом вопросе очень важно показать молодому учителю, что в основе работы лежит знание психологических возрастных особенностей школьников, владение методикой изучения реальных возможностей каждого школьника. План работы наставника (Ф.И.О., занимаемая должность) по адаптации к педагогической деятельности (Ф.И.О. , занимаемая должность)
Учитель-наставник (Ф.И.О.) По завершении периода адаптации наставник составляет заключение, в котором определяет эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности. Примерный перечень критериев:
Заключение представляется руководителю МО для обсуждения. Заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности молодого специалиста (Ф.И.О, должность) Период адаптации с по . Выполнены следующие виды работ:
Оценка прохождения первичной адаптации
Заключение:
А) Б) В) Наставник (подпись) Результаты работы наставника заслушиваются на заседании методического объединения. Важно, чтобы директор школы-интерната совместно с методическим объединением после окончания стажировки определил дальнейшие пути совершенствования педагогического мастерства молодого специалиста согласно полученным им рекомендациям от наставников: направление в институт усовершенствования на целевые курсы или в систему учебы при окружном методическом центре; творческие и методические семинары; на консультации; занятия и др. В случае если в ходе прохождения наставничества выявляется несоответствие молодого специалиста занимаемой должности по морально-этическим или профессиональным признакам, руководитель методического объединения оформляет служебную записку на имя директора школы-интерната о несоответствии молодого специалиста требованиям, предъявляемым к современному учителю. Служебная записка согласовывается с заместителями директора по научно-методической и учебно-воспитательной работе. О нежелании продолжать трудовые отношения молодому специалисту сообщается в письменной форме под роспись. После этого происходит процедура увольнения сотрудника. Для адаптации к педагогической деятельности молодой специалист составляет под руководством наставника план профессионального становления. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с зам. директора по НМР и утверждается директором школы-интерната. Как правило, План профессионального становления состоит из двух частей:
|
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре... Заместитель директора по нмр моу «Школа-интернат среднего полного (общего) образования с. Ныда» | Осударственная общеобразовательная школа-интернат «ш кола-интернат... Государственная общеобразовательная школа-интернат «школа-интернат среднего (полного) общего образования г. Владикавказа» | ||
Отчет о результатах самообследования деятельности мкуоши «Мыскаменская... ... | Анализ реализации программы развития муниципального общеобразовательного... Ловозерская средняя общеобразовательная школа интернат среднего (полного) общего образования создана в 2010 году, при реорганизации... | ||
Огбоу «Полянская школа-интернат среднего (полного) общего образования»... Огбоу «Полянская школа-интернат среднего (полного) общего образования» за 2012/2013 учебный год | Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений» Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования» | ||
«Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования... Наименование: Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного)... | Сведения об образовательном учреждении Полное наименование образовательного... ... | ||
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? Гаврилина Галина Викторовна, учитель начальных классов, моу «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования»... | О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации при подготовке... Зам директора по увр моу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение образовательная школа-интернат «Сеяхинская школа-интернат... | Приказ №62 от30 августа 2013 г. Директор моу «Звениговская средняя... «Звениговская средняя общеобразовательная школа №3», реализующего программы начального общего, основного общего, среднего (полного)... | ||
Программа для детей с зпр полностью соответствует объему содержания... Моу «Школа-интернат среднего (полного) общего образования №1 города Коврова» Владимирской области | Основная образовательная программа основная школа Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного учреждения общеобразовательная школа-интернат... | ||
Список разрешенных и запрещенных сайтов Обращаем ваше внимание доступ... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общеобразовательная школа интернат начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования г. Химки |