Скачать 282.69 Kb.
|
1. Цели и задачи дисциплины: Цель: Формирование теоретических знаний и практических навыков по эффективной организации системы бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности и отраслевой принадлежности для получения информации, необходимой для принятия решений внешним и внутренним пользователям. Задачи: - ознакомление студентов с сущностью бухгалтерского дела, его содержанием, принципами и условиями формирования профессий современного бухгалтера и аудитора, - рассмотрение правового статуса бухгалтерской службы, профессиональных организации бухгалтеров и аудиторов РФ, хозяйственных операций как важнейшего элемента бухгалтерского дела, нормативного регулирования хозяйственных операций, прядка отражения хозяйственных операций в учете и отчетности, - ознакомление с законодательной базой бухгалтерского учета, - выработку умений пользоваться различными формами организации бухгалтерского учета, методами и способами его конкретной реализации, - формирование у студентов четкого понимания методологических основ бухгалтерского учета, - усвоение сущности современных принципов бухгалтерского учета, - усвоение информационных, контрольных и управленческих возможностей бухгалтерского учета. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Бухгалтерское дело» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.9) и имеет взаимосвязь с изучением таких дисциплин как «Микроэкономика», «История бухгалтерского учета», Теория бухгалтерского учета»; «Бухгалтерский финансовый учет»; «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»; «Автоматизированные системы обработки учетной информации» и др. 3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины Дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
4. Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - общие принципы построения системы бухгалтерского учета, системы сбора, обработки и подготовки информации по предприятию и его внутренним подразделениям; - правила ведения бухгалтерского дела в организациях разных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального значения; - особенности организации бухгалтерского учёта на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия; - основные понятия, категории и инструменты бухгалтерского дела; - критерии выбора и обоснования учётной и балансовой политики организации; - специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных; -особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными организациями и третьими лицами; Уметь: - использовать систему знаний о принципах бухгалтерского учета для организации работы бухгалтерской службы на предприятии; - решать проблемы оценки эффективности производства и управления затратами с помощью различного вида смет и систем бюджетирования; - пользоваться различными формами организации бухгалтерского учета, методами и способами его конкретной реализации; - выявлять проблемы, возникающие при формировании бухгалтерской информации, предлагать способы их решения; - осуществлять поиск информации по полученному заданию, использовать информацию бухгалтерского учета для формирования показателей бухгалтерской отчетности; - составлять финансовую отчетность корпоративных и некорпоративных предприятий; - представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и Арбитражном суде. Владеть: - основной концепцией организации внутренней отчетности хозяйствующего субъекта; - технологией использования информации, подготовленной бухгалтерским учетом; - методологией ведения бухгалтерского учета; - современными методами сбора и обработки информации обобщения данных о движении имущества, собственного капитала и обязательств организации; - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; - навыками организации и проведения аудиторской проверки достоверности бухгалтерского учета и отчетности; - методическими принципами международных стандартов бухгалтерского учета и аудита. 4. Структура и содержание дисциплины Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Содержание дисциплины Тема 1. Сущность и содержание бухгалтерского дела История бухгалтерского дела. Международный аспект и принципы российского бухгалтерского дела. Концептуальные основы бухгалтерского дела. Основные функции бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета. Методологическая основа организации бухгалтерского учета. Взаимосвязь бухгалтерского дела с системой бухгалтерского учета. Этапы процесса принятия управленческого решения. Учетная и неучетная информация. Основная сущность бухгалтерского учета как функции управления. Функции управления: планирование, учет, контроль, регулирование и анализ. Особенности бухгалтерского учета, существенные для организации бухгалтерского дела. Подсистемы финансового учета и управленческого учета. Классификация пользователей бухгалтерской информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Международное сотрудничество в сфере бухгалтерского учета. Ведущие международные организации, оказывающие значительное влияние на развитие бухгалтерского дела. Тема 2. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и отчетности в России Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности. Принципы бухгалтерского учета. Общероссийский классификатор управленческой документации. Первичная учетная документация. Регистры бухгалтерского учета. Отчетная бухгалтерская документация. Сроки и условия хранения учетных документов. Бухгалтерская, внутренняя и смежная отчетность. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Критерии признания активов и обязательств в бухгалтерской отчетности. Оценка в отчетности вложений во внеоборотные активы, финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, товаров, незавершенного производства, собственного капитала, расчетов с дебиторами и кредиторами, доходов и расходов организации, бухгалтерской прибыли (убытка). Тема 3. Бухгалтер и его роль в деятельности экономического субъекта Основные функции бухгалтера. Специализация бухгалтерской профессии по областям. Роль главного бухгалтера в организации. Права и обязанности руководителя бухгалтерской службы. Виды ответственности главных бухгалтеров. Этические нормы поведения бухгалтера. Кодекс профессиональной этики бухгалтеров, разработанный Институтом профессиональных бухгалтеров России. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (Code of ethics for professional accountants), разработанный Международной федерацией бухгалтеров (IFAC). Принципы профессионального бухгалтера. Институт профессиональных бухгалтеров России. Его взаимодействие с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Основные задачи Института профессиональных бухгалтеров России. Тема 4. Основные методические приемы и правила организации бухгалтерского дела на экономическом субъекте Бухгалтерское дело на предприятии. Понятие организации бухгалтерского дела. Четыре этапа учетного процесса. Контрольные функции аппарата бухгалтерии. Документирование хозяйственных операций. Первичный учетный документ. Схема документирования операций. Документооборот и графики в учете. Структура и функции бухгалтерского аппарата. Централизация и децентрализация учета. Горизонтальная и вертикальная структуры бухгалтерии. Комбинированная организация структуры бухгалтерии. Служба финансового и управленческого учета. График учетных работ: индивидуальные, структурные и сводные. Обработка учетной информации. Формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная и компьютерная. Условия автоматизации учетно-вычислительных работ. Тема 5. Организационная структура бухгалтерии Создание необходимой структуры бухгалтерии, путем применения организационно-распорядительных документов. Учетная политика экономического субъекта, принципы ее формирования и раскрытия. Выбор способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету, при формировании учетной политики. Положение о бухгалтерию, как организационно-распорядительный документ, его реквизиты и содержательная часть. Должностная инструкция бухгалтера, ее реквизиты и содержательная часть. Квалификационные требования к сотрудникам бухгалтерии. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Должностные обязанности главного бухгалтера. Требования к квалификации Главного бухгалтера, бухгалтера I и II категории, бухгалтера и кассира. Тема 6. Организация бухгалтерского дела для различных видов организационных единиц Особенности организации бухгалтерского дела в хозяйственных товариществах и обществах. Аффилированные лица, связанные стороны. Учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал. Производственный кооператив (артель). Специфика организации бухгалтерского дела в государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Казенное предприятие. Учет уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий. Специфика бухгалтерского дела в некоммерческих, общественных и благотворительных организациях. Отчетность некоммерческих и общественных организаций. Общественные объединения. Бухгалтерское дело на малых предприятиях. Упрощенная форма бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета для малых предприятий. Применение упрощенной системы налогообложения. Отчетность малых предприятий. Тема 7 Профессиональная деятельность бухгалтера на различных этапах существования предприятия Особенности бухгалтерского дела на начальном этапе функционирования предприятия. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Документальное сопровождение регистрации. Предприятия как налоговые агенты. Выбор системы налогообложения. Бухгалтерское дело на этапе реорганизации предприятия. Реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации предприятия, и раскрытие в ней необходимой информации. Особенности ведения учета и аудита с применением программного обеспечения. Программы автоматизации бухгалтерского учета. Компьютеризация аудиторских процедур. Электронные информационно-консультационные базы. 5. Образовательные технологии Преподавание дисциплины строится на сочетании проблемных лекций, практических занятий (в форме деловых игр и анализа кейсов, тренингов и др.) и различных форм самостоятельной работы студентов (подготовки рефератов, презентаций и др). Структура итоговой оценки студента
Шкала оценки посещаемости
Шкала оценки работы на практических занятиях
Общая оценка на практических занятиях высчитывается как среднее арифметическая. Шкала оценок при рубежном контроле в баллах
4. Шкала оценок на экзамене
Рубежный контроль предусматривается после 9-й недели обучения. Рубежный контроль осуществляется в виде контрольной работы, защиты курсовой работы, выполнения другого конкретного задания (теста). Пересдача рубежного контроля не допускается. В том случае, если студент по уважительной причине пропустил занятие, на котором проводился такой контроль, то проверка его знаний осуществляется за пределами учебного времени (во время консультации). Таким образом, при полном изучении предмета студент может набрать 5 к.е. Рекомендуемые информационные источники. Нормативно-правовая база:
Основная литература
|
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | 3. 1 Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) |