Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу





НазваниеФорсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу
страница1/16
Дата публикации04.07.2013
Размер2.39 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года








ФОРСАЙТ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ДО 2030 ГОДА и дальнейшую перспективу

2012

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ


  1. ОБОСНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

  2. ВВЕДЕНИЕ

    1. РОЛЬ АВИАЦИИ И АВИАСТРОЕНИЯ

    2. МИССИЯ АВИАЦИОННОЙ НАУКИ

    3. РОЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

    4. ФОРСАЙТ

    5. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРСАЙТА

    6. ГОРИЗОНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

    7. МЕТОДОЛОГИЯ




  1. ПРОГНОЗ АВИАЦИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК

    1. ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА АВИАПЕРЕВОЗКИ

      1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР

      2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР

      3. ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИ

      4. ФАКТОР ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ АВИАПЕРЕВОЗОК

    2. ДЖОКЕРЫ




  1. ИНФРАСТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    1. ОрВД

    2. АЭРОПОРТЫ

    3. БЕЗАЭРОДРОМНОЕ БАЗИРОВАНИЕ

    4. КОНЦЕПЦИЯ ДОЗАПРАВКИ В ВОЗДУХЕ




  1. ПРОГНОЗ РЫНКА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАТЕХНИКИ

    1. РЫНОК САМОЛЕТОВ

      1. РЫНОК МАГИСТРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ

      2. РЫНОК ДЕЛОВЫХ РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ (БИЗНЕС-ДЖЕТОВ)

      3. НОВЫЕ ТИПЫ ГРАЖДАНСКИХ САМОЛЕТОВ

    2. РЫНОК ВИНТОКРЫЛЫХ ЛА

      1. НОВЫЕ ТИПЫ ВИНТОКРЫЛЫХ ЛА




  1. АВИАЦИЯ и ЭКОЛОГИЯ




  1. АВИАЦИЯ и ЭНЕРГЕТИКА




  1. РАЗВИТИЕ ТРЕБОВАНИЙ ИКАО

    1. БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

    2. АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

    3. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

      1. ЭМИССИЯ

      2. ШУМ




  1. ПЛАНЫ ЛИДЕРОВ МИРОВОГО АВИАСТРОЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АВИАТЕХНИКИ

    1. САМОЛЕТЫ

    2. ВИНТОКРЫЛЫЕ ЛА




  1. ЦЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ НАУКИ




  1. ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА


ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. РАЗВИТИЕ ОБЛИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ




  1. РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

    1. ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ магистральных и региональных САМОЛЕТОВ

    2. ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ

    3. ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ВИНТОКРЫЛЫХ ЛА (ВКЛА)

    4. АВИАЦИОННЫЕ ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

    5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГТД

    6. ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ГИПЕРЗВУКОВЫХ ЛА

    7. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВЫМИ УСТАНОВКАМИ

    8. Надежность, безопасность, диагностика авиационных двигателей




  1. РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ




  1. РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ




  1. РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОГО БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ




  1. авиационныЕ агрегатЫ




  1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛА




  1. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ИСПЫТАНИЙ, СЕРТИФИКАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ла 73

    1. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИКИ

    2. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ АЭРОАКУСТИКИ

    3. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПРОЧНОСТИ

    4. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ НАЗЕМНО-ПОЛИГОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ЛА

    5. РАЗВИТИЕ МетодОВ сертификации ЛА

    6. РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОЙ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ

    7. Развитие методов автоматизированного проектирования

    8. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ АЭРОФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (ПЕТРОНЕВИЧ)

    9. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПОЛУНАТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (ПРЕДЛОЖЕНИЕ МАИ)

    10. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ЛИИ)

    11. РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НИАТ )




  1. КОНЦЕПЦИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ЛА




  1. «ДОРОЖНАЯ КАРТА» РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ




  1. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ВСТУПЛЕНИЕ

Со времени первых полетов братьев Райт прошло почти 110 лет и, оглядываясь назад на развитие мировой авиации за этот период, невозможно не поражаться стремительности прогресса в этой сравнительно молодой отрасли. За это время сменилось пять поколений гражданских реактивных самолетов. Освоены скорости полета гражданских самолетов, достигающие 2500 км/ч, авиапромышленность производит воздушные суда, способные перевозить более 850 пассажиров на расстояние 15 тысяч километров, существенно возросли не только количественные, но и качественные показатели авиационной техники, за последние 40 лет самолеты стали на 70% более эффективными и на 75% менее шумными. Существенно повысился уровень безопасности полетов гражданских воздушных судов. Авиация является сегодня, пожалуй, самым безопасным массовым видом транспорта.
Бурное развитие гражданской авиации после Второй Мировой Войны без преувеличения произвело революцию в жизни людей, одновременно радикально расширив границы мобильности граждан и сделав мир «более тесным». В 2010 году мировые авиакомпании перевезли около 2.5 миллиардов человек, т.е. более трети жителей планеты. Гражданская авиация превратилась в мощную отрасль экономики, обеспечивающую 2,2 трл. долларов мирового ВВП и дающую занятость 56 млн человек по всему миру.
Для России поддержание достойного уровня развития авиатранспорта является не только вопросом государственного престижа, но и объективной необходимостью. Географические особенности нашей страны не оставляют России другого выбора, кроме как обладать мощной гражданской авиацией, способной выполнять задачи интеграции обширной территории государства. Необходимо существенно повысить уровень мобильности российских граждан, который пока уступает показателям развитых стран. Существенная роль при этом нужно отводить местным и региональным перевозкам.
При этом возможность развивать собственную авиацию становится привилегий лишь немногих, наиболее развитых государств и регионов. Наша страна занимала лидирующие позиции в этой сфере, в советский период уровень выпуска гражданской авиатехники обеспечивал не только внутренние потребности, но и позволял осуществлять экспортные поставки. 26% процентов мирового парка гражданской авиации составляли воздушные суда, произведенные в нашей стране. Сейчас государством поставлена стратегическая задача вернуть российской авиационной промышленности, утраченные за последние годы рубежи, заняв в 2020-2025 годах 10-15 процентов мирового рынка продаж гражданских воздушных судов и вновь вывести Россию в лидеры мирового авиастроения.
Авиация является чрезвычайно наукоемкой отраслью, успех развития которой во многом определяется уровнем знаний в самых различных научных областях. Истоки авиационной науки уходят своими корнями в конец XIX века, ее основоположником в нашей стране был великий русский ученый Н.Е. Жуковский. Качественный прогресс авиатехники – в значительной мере заслуга ученых-авиаторов, которые постоянно ведут поиск новых решений, создавая научно-технический задел, составляющий основу новой техники. Именно высокий уровень авиационной науки позволил нашей стране стать ведущий авиационной державой.
Сегодня в условиях растущей глобальной конкуренции, необходимости совершенствования российской авиатранспортной системы, кардинального повышения уровня безопасности полетов, экологичности, экономичности воздушных судов и доступности авиатранспорта, на авиационную науку ложится важнейшая задача обеспечения конкурентоспособности российского авиапрома в свете задач модернизации страны.
Данный документ подготовлен в рамках нового подхода к формированию научно-технического задела в области авиации, предусмотренного Национальным планом развития авиационной науки и технологий до 2025. Он составлен ведущими российскими авиационными научно-исследовательскими институтами и призван дать ответ на вопрос о том, каков будущий вклад отечественной авиационной науки в достижение поставленных целей, развитие авиационных технологий и в обеспечение лидирующих позиций России в авиастроении.


ОБОСНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

Данный форсайт подготовлен в рамках мероприятий по разработке «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (далее Национальный план) во исполнение Протокола № 1 совещания Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июня 2011 года.
Документ подготовлен научными организациями авиационной отрасли (ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, ГкНИПАС, СибНИА, ЛИИ, ВИАМ, ГосНИИ ГА, НИИСУ, НИИАО, НИАТ) с использованием методологии, разработанной в сотрудничестве с международным научно-образовательным центром форсайт-исследований ИСИЭЗ НИУ «Высшая школа экономики» и адаптированной для проведения форсайт-исследования в области авиационной науки и технологий.
При составлении «Форсайта развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу» учитывались следующие документы государственного планирования:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р)

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537)

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)

- Транспортная стратегия российской федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р)

- Энергетическая стратегия России до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р)
- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ в январе 2012 г)

- Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации (утверждены указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899)
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом РФ в апреле 2012 г.)

- Экологическая доктрина РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р)

- Климатическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. N 861-рп)
- Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года)

- Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года (утверждена приказом Минпромэнерго России от 20 апреля 2006 года № 85)

- Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети РФ на период до 2020 года (утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 2008 г. №003/0021)

- Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России (одобрена Правительством Российской Федерации 4 октября 2006 г.)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РОЛЬ АВИАЦИИ И АВИАСТРОЕНИЯ

За последние сто с лишним лет мировая гражданская авиация прошла огромный путь развития, превратившись в крупную отрасль, которая позволяет достичь высокого уровня мобильности граждан и оказывает существенное влияние на экономику.
В 2010 г. мировые авиакомпании перевезли около 2.5 млрд. человек, а пассажирооборот приблизился к 5 трл. пкм. По данным АТАG, на сегодняшний день мировой парк гражданских воздушных судов составляет порядка 24 тыс. единиц, эксплуатирующихся более чем 1500 авиакомпаний. Авиакомпании создают $539 млрд долларов мирового валового внутреннего продукта в год. Если сравнивать мировую гражданскую авиацию со страной, то она бы находилась на 19 месте в мире по объему ВВП. При этом общий экономический эффект от гражданской авиации в мире оценивается в 2,2 трлн долларов, что составляет около 3,5% мирового ВВП. На мировом воздушном транспорте непосредственно занято 8,4 млн. человек, а, по оценками, всего в мире от авиации зависят 56,6 млн рабочих мест. В 2010 году по воздуху было перевезено 48 млн тонн грузов стоимостью 5,3 трлн. долларов. В мировой торговле воздушный транспорт занимает лишь 0,5% по объему перевезенных грузов, однако их стоимость составляет почти 35% от стоимости всех перевезенных грузов.
В 2011 году услугами отечественного авиатранспортного комплекса воспользовались более 112 миллионов российских и зарубежных граждан. Только российскими авиапредприятиями было перевезено более 64 млн. пассажиров, по данным на 2009 год на воздушном транспорте было занято почти 114 тыс. человек.

http://www.aex.ru/imgupl/doc1532_p2.png

По данным Росавиации, по итогам 2011 года пассажирооборот превысил значения 166 млрд. пассажирокилометров и превысил этот показатель, достигнутый в СССР в 1990 году. В 2011 году было перевезено почти 981 тыс. тонн грузов и почты, грузооборот составил более 4,9 млрд. т-км. В 2010 году воздушный транспорт более чем на 30% превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта в дальнем сообщении, хотя в 2000 году уступал ему более чем в 2 раза. По итогам 2011 года пассажирооборот воздушного транспорта в дальнем сообщении был больше, чем железнодорожного уже в 1,5 раза.
Для нашей страны роль воздушного транспорта невозможно переоценить. Авиация выполняет важную функцию интегратора государства. В таких регионах, как Крайний Север, Сибирь, северо-восточная и островная часть Дальнего Востока, она является приоритетным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь с остальной территорией страны. Учитывая протяженность территории России более 4 тыс. км с севера на юг и почти 10 тыс. км с запада на восток, а также недостаточную разветвленность авто- и железнодорожной инфраструктуры, магистральная и региональная авиация позволяют обеспечить быстрое и безопасное сообщение даже с самыми удаленными уголками страны. Учитывая, что более 60% территории Российской Федерации относится к регионам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, авиация, зачастую, является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Авиации, адаптированной к неблагоприятным климатическим условиям, отводится ведущая роль в освоении этих регионов, а также в обеспечении экономических интересов России в Арктике.


В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 указывается, что стратегической целью развития авиационного транспорта является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. В этой связи авиации отводится важная социальная роль по повышению мобильности населения, которая отражает общий уровень благосостояния граждан. Государством ставится задача до 2030 года повысить мобильности населения до 13,2 тыс. км на 1 человека в год (в развитых странах этот показатель уже превышает 10 тыс. км).
Уровень мобильности также может быть выражен в среднем количестве авиаперелетов, совершаемых одним жителем страны за год. Согласно статистическим данным, в 2008 году в РФ этот показатель составил 0,31. Между тем, в Европе он достигает 1,2, в США – 2,5. Государство ставит задачу довести коэффициент авиационной мобильность населения РФ к 2020 г. до 0,9–1,0, а к 2030 г. — 1,7.
В Основах государственной политики РФ в области авиационной деятельности до 2020 года авиационной промышленности отводится ведущая роль, как одной из наиболее наукоемких и технологически сложных отраслей, в решении задач модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития.
Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности предусматривают сохранение за РФ статуса мировой авиационной державы; поддержание научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность в Российской Федерации; поддержание качества отечественной авиационной техники на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на мировом рынке.
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года ставит амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.
В этой связи наличие мощного авиационного потенциала и рациональное его использование являются для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и инновационного развития.
По данным Минпромторга, российское авиастроение (гражданское и военное) объединяет 214 предприятий, на которых занято около 411 тыс. человек, в 2010 году общая выручка в отрасли от продаж авиационной продукции составила около 505 млрд.руб.
Авиационная промышленность оказывает мультипликативный эффект на экономику страны и положительно влияет на другие отрасли, позволяет интеллектуализировать структуру ВВП. В развитых странах значительная часть промышленности ориентируется на авиационные стандарты. Стабильная работа авиапромышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности.
Важнейшая социальная функция авиапромышленности и ее смежных отраслей заключается также в создании и сохранении высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве, в ВУЗах и техникумах.
Развитие авиации и авиастроения отражает общий уровень развития экономики и науки государства. В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (Концепция-2020), а также других стратегических государственных документах, особо подчеркивается необходимость перехода российской экономики на новый, инновационный путь развития и повышения ее конкурентоспособности.
Основы государственной политики РФ в области авиационной деятельности до 2020 года предусматривают создание в авиастроении эффективной системы, обеспечивающей передовые разработку и производство воздушных судов, конкурентоспособных и превосходящих по своим летно- техническим и эксплуатационным характеристикам, показателям экономичности, безопасности, комфорта и воздействия на окружающую среду зарубежные аналоги; увеличение объемов производства авиационной техники до уровня, обеспечивающего российской авиационной промышленности достижение в 2020-2025 годах 10-15 процентов мирового рынка продаж гражданских воздушных судов (в натуральном выражении).
В то время как Россия занимает неплохие позиции в сфере вертолетостроения, заняв в 2011 году 17% мирового рынка по объему продаж вертолетной техники, в гражданском самолетостроении ситуация оставляет желать много лучшего. Доля России в этом сегменте составляет порядка 1%.
МИССИЯ АВИАЦИОННОЙ НАУКИ

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет технологическую безопасность страны в качестве одного из приоритетных направлений на среднесрочную перспективу.
Приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности является осуществление мер по исключению критической зависимости Российской Федерации от зарубежных стран в области авиационной деятельности.
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года провозглашает стратегической задачей в части развития науки возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание сектора исследований и разработок, способного проводить фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям, востребованные российскими и международными компаниями.
Формирование национальной инновационной системы провозглашено государством в качестве важнейшей задачи, являющейся неотъемлемой частью экономической политики государства.

Указом президента РФ № 899 от 7 июля 2011 направление «Транспортные и космические системы», включающее в себя авиацию, определено в качестве приоритетного направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а «Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта», «Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения» и «Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники», названы в качестве критических технологий Российской Федерации.

Основы политики РФ в области науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу ставят в качестве стратегической цели выход Российской Федерации к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами, и освоение в Российской Федерации шестого технологического уклада.
Государством поставлена задача принципиально изменить стратегическую конкурентную позицию авиапромышленности России на мировом авиарынке, фактически возвратить отрасль на этот глобальный рынок в качестве одного из мировых центров авиастроения. Достижение такого результата на остро конкурентном, олигополистическом, политизированном и – в части гражданской авиатехники - жестко регулируемом нормами, принимаемыми международными и национальными организациями авиарынке требует перманентного «предъявления» на рынок модернизированных и совершенно новых конкурентоспособных продуктов.
В этой связи основная цель развития науки и технологий в авиационной промышленности заключается в достижении мирового уровня создаваемой научно-технической продукции и создание постоянно обновляемого научно-технического задела, который должен стать основой обеспечения конкурентоспособности продуктов отрасли, в том числе вновь создаваемых образцов авиационной техники. Авиационная наука и технологии призваны создать потенциал российского авиастроения по разработке инновационной продукции, закладывая основу для обеспечения конкурентоспособности российской авиационной промышленности в дальнейшей перспективе.
Разработка авиационного комплекса, самолета, вертолета или другого ЛА, а также его систем требует до начала рабочего проектирования и серийного производства проведения большого объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, испытаний и доводки изделий. На стадии технических предложений проводится выбор технических решений из имеющегося научно-технического задела (НТЗ).
Формирование НТЗ осуществляется научно-исследовательскими организациями авиационной отрасли. Эффективность и конкурентоспособность летательной техники зависят в значительной степени от результатов деятельности организаций, создающих научно-технический задел, формирующих требования к техническому уровню и обеспечивающих научное сопровождение разработки и доводку летательного аппарата.
Начиная новую разработку, КБ обращается к институтам за рекомендациями, позволяющими в наиболее полной мере использовать имеющийся научно-технический задел и обеспечить проекту конкурентоспособность к моменту начала эксплуатации.
На всех стадиях разработки нового летательного аппарата от формирования технических требований до первого вылета и сертификации научные организации отрасли проводят государственную экспертизу проекта, обеспечивая достоверность получаемых данных и требуемый уровень технического совершенства. Такая форма организации способствует обеспечению требуемого уровня безопасности летательной техники при минимальных затратах.
Значительная часть фундаментальных и поисковых исследований научных организаций направлена на дальнюю перспективу, опережающую текущие разработки. Создание научно-технического задела начинается задолго до начала проектирования конкретного объекта и даже задолго до появления технического задания на разработку. Исходным пунктом этого процесса служат поисковые исследования, которые могут привести к новым техническим решениям, технологиям или методам.
РОЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Для обеспечения перехода авиационной промышленности к инновационному развитию и достижения поставленных целей необходимо проведение большого комплекса мероприятий, одно из которых – организация эффективного процесса научно-технологического прогнозирования и планирования.
На федеральном уровне система прогнозирования и планирования закреплена в качестве одного из основных инструментов разработки долгосрочных стратегических планов и программ. В соответствие с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4 авиапромышленные корпорации с государственным участием, такие как «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)», «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение (ТРВ)», Концерн «Авиационное оборудование», Концерн «Авиаприборостроение» разработали собственные программы и стратегии инновационного развития.
Авиационной науке, которая создает научно-технологический базис для разработки авиационной техники, также необходимо опираться на прочный фундамент прогнозирования и планирования с тем, чтобы процесс научных поисков носил целенаправленный и обоснованный характер.
Достижение конкурентоспособности научного комплекса в мировом масштабе требует решения целого ряда задач, включая развитие механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса.
В Основах политики РФ в области науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу система стратегического планирования в Российской Федерации провозглашается фактором, способствующими достижению стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий. Предполается регулярное обновление (корректировка) долгосрочных стратегических прогнозов и сценариев развития науки, технологий и техники, концептуальных и программных документов стратегического планирования в области развития науки и технологий.
В этом контексте 28 июня 2011 года в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации был принят Протокол N1 «О разработке Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», частью которого должен стать данный «Форсайт развития авиационной науки и технологий».
ФОРСАЙТ

Форсайт, используемый во многих странах мира, представляет адекватную методологию реализации задач прогнозирования, являясь упорядоченным процессом формирования видения возможного будущего. Методология форсайта не просто направлена на констатацию направлений развития отдельного сегмента науки, промышленности или бизнеса, а подразумевает увязку направлений развития с более глобальными тенденциями.
Методология форсайтов используется в научно-технологическом прогнозировании за рубежом. В качестве наиболее значимых примеров можно назвать Технологический форсайт Японии, Национальный технологический форсайт Китая, Форсайт «Корея-2030», Форсайт в Германии, проводившийся Центром исследования политики (BMBF), ряд форсайт-проектов Великобритании, форсайт «Глобальная технологическая революция: 2020», организованный американской корпорацией RAND. Форсайт-исследования поддерживаются в европейских Рамочных программах (FP), в частности одним из проектов FP7 является создание Европейской форсайт-платформы (European Foresight Platform). Недавним примером использования форсайта в авиации является документ Flying in 2050, подготовленный форсайт-группой французской Воздушно-космической академией, который рассматривает будущее мировой и европейской авиационной системы до 2050 года.
Одним из методов форсайта, широко применяемым на практике является так называемая «дорожная карта». Она позволяет наглядно с привязкой к временной шкале представить решения, которые необходимо разработать для достижения к определенному времени поставленных целей.
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года предусматривает формирование планов развития (дорожных карт) важнейших технологий с определением мер поддержки и необходимой степени международной кооперации при их создании.
За рубежом дорожные карты используются в том числе и применительно к авиационной промышленности:

- Global Aviation safety roadmap, 1999, ICAO

- The IATA Technology Roadmap Report, May 2009.

- Sustainable Aviation CO2 Roadmap, 2008

- Australian Sustainable Aviation Fuel Road, 2011

- Technology Roadmap for Composites in the Aerospace Industry, 2006, Great Britain

- Roadmap Report Concerning the Use of Nanomaterials in the Aeronautics Sector, 2006, EU

и другие
Есть примеры применения метода дорожных карт и в России. Дорожные карты разрабатывались НИУ ВШЭ в рамках подготовки «Долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 г.»
С 2008 г. на базе форсайт-центра Высшей школы экономики по заказу ОАО «Роснано» реализуется проект по созданию системы дорожных карт развития нанотехнологий. В рамках разработки программ инновационного развития для крупнейших российских корпораций (ОАО «РАО ЭС Востока» и ряда других) сформированы дорожные карты инновационного развития на период до 2020 г.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРСАЙТА

Предметная область данного форсайта ограничена авиационной техникой гражданского назначения.
Гражданский рынок, в отличие от военного, находится в гораздо меньшей зависимости от политических факторов, а в условиях глобализации становится все более конкурентно напряженным вследствие появления новых игроков. В условиях нарастающей конкуренции лидерство завоевывают те страны-производители авиационной техники, которые сумели обеспечить у себя наиболее высокий уровень развития авиационной науки и технологий.
Процесс создания гражданской авиационной техники представляет собой сложную систему, охватывающую множество видов деятельности, включая научный поиск и разработку новых технологий, проектирование, стендовые и летные испытания, производство, сертификацию и сопровождение эксплуатации изделий авиационной техники.
Данный документ не ставит своей целью охватить всю эту систему и сфокусирован на аспектах, входящих в область компетенций авиационных научных организаций, являющихся авторами данного форсайта.
ГОРИЗОНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В соответствие с методологией форсайта, который должен отвечать задачам долгосрочного прогнозирования, горизонт данного форсайта охватывает период до 2030 года.
По данным Airbus, процесс создания нового самолета занимает порядка 10 лет, включая время, необходимое для отработки используемых инновационных технологий. Срок службы гражданского самолета составляет около 20 лет, а вся продолжительность программы занимает примерно 40 лет.
С этой связи не следует ожидать, что в прогнозируемый период произойдет заметное качественное изменение воздушных судов, составляющих мировой парк гражданской авиации. Важным является, то, что в этот период должны накопиться новые знания, сформироваться технологии для ЛА новых поколений, отвечающих перспективным требованиям.
МЕТОДОЛОГИЯ

Форсайт представляет собой систематический, партисипативный, ориентированный на разработку политики процесс, который направлен на активное вовлечение широкого круга заинтересованных сторон в совместное исследование возможных путей достижения желаемого будущего в технологической, экономической, экологической, политической, социальной и этической сферах.
Данный форсайт состоит из двух частей – общей и технической.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Методология форсайта подразумевает рассмотрение предметной области не изолированно, а в контексте внешних факторов, которые могут существенно влиять на ее развитие. Выделение таких
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconДоклад А. Б. Володина, заместителя начальника Управления инвестиций...
Орской Доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030...
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconПромышленный и технологический форсайт Российской Федерации на долгосрочную...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconУральский Государственный Экономический Университет, Г. Екатеринбург...
В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» 1 сформулированы...
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconПрезидент Фонда «Институт экономики города»
Разработка стратегии социально-экономического развития города нижнего новгорода на период до 2030 года
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconПрезидент Фонда «Институт экономики города»
Разработка стратегии социально-экономического развития города нижнего новгорода на период до 2030 года
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconРоссийской федерации
Долгосрочного социально – экономического развития российской федерации на период до 2030 года
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconПлан мероприятий по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения...
Обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного транспортного машиностроения
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconДоклад по результатам указанных публичных обсуждений направлен в...
Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconИнновационная политика как фактор национального развития в условиях глобализации
Среди высоких технологий, определяющих статус государства в научно-технологическом сотрудничестве, аналитики выделяют информационно-коммуникационные,...
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconПояснительная записка о прогнозе долгосрочного социально-экономического...
Рганизаций по развитию мировой экономики, тенденций и состояния конъюнктуры мировых рынков, а также с учетом макроэкономических параметров...
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconИтоги Международной конференции «газонефтехимия – план 2030»
Министерства энергетики РФ состоялась Международная конференция «газонефтехимия – план 2030». Организатор – независимая консалтинговая...
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconОтчёт о научно-исследовательской работе по теме: Разработка стратегии...
Разработка стратегии развития минерально-сырьевого комплекса Иркутской области на средне- и долгосрочную перспективу
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconПлан мероприятий по реализации государственной политики в области...
Разработка и принятие Закона Иркутской области «Об отходах производства и потребления на территории Иркутской области»
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconОтчет о научно-исследовательской работе разработка плана стратегического...
Цель научного исследования — комплексная оценка современного экономического и социального состояния территории и потенциала города...
Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и дальнейшую перспективу iconРешение Об утверждении «Стратегии социально-экономического развития...
На основании статьи 35 Федерального закона от 06. 10. 2003 №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск