Скачать 57.24 Kb.
|
Урок обществознания в 9 классе по теме «Бюджет – дело государственной важности» по учебнику И.П. Насоновой (линия учебников под ред. Бордовского ИЦ Вентана-Граф) О.О. Пустоплеснова, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №14», г. Нижнекамск, Республика Татарстан Цели урока: обучающая — освоение учащимися новых знаний о государственном бюджете, процедуре его разработки и принятия, видах; развивающая — овладение умениями и навыками работы с текстом, схемами, видеоматериалами; поиска информации, ее анализа, формулирования выводов; навыка конспектирования, развития монологической речи; навыка пользователя ПК, навыка коммуникационной деятельности; воспитывающая — формирование познавательного интереса к экономическому блоку обществоведческого курса; воспитание гражданской позиции, подготовка к успешной социализации. Тип урока: комбинированный. Вид урока: практикум Оборудование урока, средства обучения: учебное пособие «Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс»/ И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2011; мультимедийное оборудование; видеоролики по теме урока. Понятийный аппарат: государственный бюджет, дефицитный государственный бюджет, профицитный государственный бюджет, сбалансированный государственный бюджет. В результате изучения темы учащиеся должны знать: процедуру разработки и принятия государственного бюджета в Российской Федерации; основные статьи доходов и расходов государственного бюджета; позитивные и негативные черты бюджетного дефицита; способы борьбы с дефицитом государственного бюджета в современном мире. План урока: 1. Бюджет – это закон! Понятие, процедура разработки и принятия государственного бюджета в Российской Федерации 2. Доходы и расходы государственного бюджета 3. Виды бюджета Ход урока
- Раскройте понятия: ВВП, экономический рост, экономический цикл, экстенсивный и интенсивный экономический рост
- Благодаря чему происходит экономический рост при экстенсивном и интенсивном пути развития экономики? - Что такое цикличность экономического развития стран с рыночной экономикой? - Каковы плюсы и минусы стадии экономического пика?
- На сервере Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) найдите последние данные об объёме ВВП в России; - Какие выводы можно сделать на основании приведённых статистических данных?
- Тема сегодняшнего урока «Бюджет – дело государственной важности». Какие ассоциации возникают у вас при слове «бюджет»? Говорили ли мы об этом на предыдущих уроках, в каком разрезе? Предположите, какие вопросы на этом уроке мы будем рассматривать?
Фронтальная беседа: - Вспомните, что такое семейный бюджет. Каковы его основные части? - Каковы источники доходов семейного бюджета? - Каковы основные источники доходов государственного бюджета?
- Просмотрите параграф. Познакомьтесь с вопросами для изучения темы урока. Запишите план в тетрадь.
- Какими новыми терминами мы должны сегодня обогатить свой лексикон? Объясните эти термины, пользуясь текстом учебника, запишите в тетрадь. - Знакомы ли вам эти термины? Если да, то, при каких обстоятельствах вы с ними сталкивались?
- Прочтите текст на стр. 134 о существующей в нашей стране процедуре разработки и принятия госбюджета. Составьте схему «Этапы принятия государственного бюджета» * - Чем этапы принятия бюджета отличаются от этапов принятия простого закона?(дополнительный вопрос из рубрики «Подумайте»)
(с предваряющим вопросом и последующим ответом на него) - Просмотрите внимательно видеоролик, определите, о каких этапах принятия государственного бюджета идёт речь, предположите сроки транслируемых событий, исходя из прочитанного вами текста и составленной схемы.
- Первая и основная часть доходов государственного бюджета – это налоги. Вспомните, что такое прямые и косвенные налоги. - Просмотрите видеоролик, определите вид налогов, о которых идёт речь. Просмотр видеоролика «Налог на снег и дождь» (15.02.2012) — Яндекс. Видео - Ответьте на поставленный перед началом просмотра вопрос. - Вторая составляющая часть доходов бюджета – неналоговые доходы. Рассмотрите схему на стр. 135, назовите источники неналоговых доходов госбюджета. - Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Основные статьи расходов госбюджета отражены в схеме на стр. 135. Назовите их. - Пользуясь текстом на стр. 135, определите, какие факторы влияют на величину и структуру расходов федерального бюджета. - Запишите в тетрадь основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. * Дополнительные задания из рубрики «Поймите себя
- Опираясь на имеющийся у вас социальный опыт и текст учебника на стр. 136, назовите и кратко охарактеризуйте виды государственного бюджета. - Проанализируйте текст учебника на стр. 136, отметьте с помощью условных знаков «плюсы» и «минусы» бюджетного дефицита и ответьте на вопрос №3 после параграфа «В чём состоят позитивные и негативные черты бюджетного дефицита». - Используя текст учебника (1-3 абзацы) на стр. 137, определите, как в современном мире борются с дефицитом государственного бюджета? * Большинство современных стран имеют государственный долг. Как вы думаете, почему? - В 2004-2008 гг. федеральный бюджет России был профицитным. В 2009 г. бюджет России стал дефицитным. Прочитайте последний абзац на стр. 137, просмотрите видеоролик о дефиците госбюджета, сделайте вывод, почему это произошло, запишите его в тетрадь. Просмотр видеоролика 106 миллиардов рублей - дефицит бюджета в феврале - www.tv100.ru.mp4 - Ответьте на поставленный перед началом просмотра вопрос, прочитайте по тетради сделанный вами вывод.
- выучить основные понятия, - знать опорный конспект, составленный в тетради, - * выполнить задания рубрики «Узнайте ещё», - * прочитать параграф 24 (предварительное ознакомление).
(ответы на вопросы и сравнение их с выводом в учебнике по параграфу): - Зачем современному школьнику или даже взрослому обывателю разбираться в таких сложных экономических вопросах? Так ли на самом деле мы далеки от государственного бюджета? Что же, по большому счёту представляет из себя государственный бюджет?
Критерии оценки эффективности работы на уроке: высокая активность – 5, средняя активность – 4, пассивное слушание - 3 |
Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс Предмет Технология (учитель Никифорова Г. Е.) Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс | Урок в школе в рамках реализации долгосрочного проекта «Урок в Москве» Изучаемые элементы содержания: бюджет, бюджет рф, бюджет Москвы, программные расходы, непрограммные расходы, доходы и расходы бюджета,... | ||
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном... Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе | Урок обществознания в 9 классе по теме «Труд и трудовое право» МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22 | ||
Урок обществознания в 6 классе по теме «Семья ячейка общества» Учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, М: Просвещение 2008. – с. 68-75,... | Урок обществознания в 9-м классе по теме "Семейное право" Цель урока: Сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т к неблагоприятная... | ||
Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» ... | Урок обществознания в 9 классе по теме «Международное гуманитарное право» Создать условия для усвоения учащимися понятия «международное гуманитарное право», выявить сущность термина | ||
Урок литературы в 10б классе по теме «Творческий и жизненный путь Н. Лескова» Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Вологодской области | Урок в 5 классе по теме «Степень числа» Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока: урок обществознания в 9 классе, пятый урок в разделе «Человек и его права» | Конспект урока обществознания в 8 классе по теме «Моральный выбор... Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого... | ||
Урок в 9-м классе по теме: "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,... |