Скачать 1.87 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Кафедра экономики и финансов Вишневский В.С. _____________________________________ (фамилия, инициалы автора (ов) ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ______________________________________ (наименование учебной дисциплины) Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080107 «Налоги и налогообложение(код специальности) (наименование специальности ).
Волгоград 2011 Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в государственный образовательный стандарт по учебной дисциплине «История экономических учений» Основные этапы развития экономической науки: развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и Средневековья; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики (меркантилисты, физиократы); классическая школа политической экономии; социалистическая школа в экономике; марксизм; историческая школа; формирование основных направлений современной экономической мысли (маржинализм, неоклассические школы: австрийская, лозаннская, кембриджская), американский институционализм, кейнсианство; современные экономические теории: неокенсианство, неолиберализм, неоклассицизм, институционально-социологическое направление; экономическая мысль в России. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины. Целью учебной дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления о зарождении, основных этапах развития и школах общей экономической теории (политической экономии), ознакомление с изменением методологических и содержательных представлений о ключевых категориях экономики и движущих силах ее развития. Основными задачами данного учебного курса являются:
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «История экономических учений» студент должен знать:
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
Студент должен приобрести следующие навыки:
Дисциплина «История экономических учений» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по истории, философии, экономической теории и математике, праву. В свою очередь, история экономических учений, давая представление об условиях и самом развитии теоретических представлений об экономике, углубляет методологическую базу для лучшего усвоения студентами содержания всего спектра конкретно-экономических дисциплин. 1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» (78ч.) на 2011 – 2012 уч. год для студентов Н-200
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Тема 1. Введение в курс. Предыстория теоретической экономической мысли. История экономической мысли в системе экономических наук. Связь с теорией познания и историческими науками. Проблема эмпирического и теоретического в научном познании. Зарождение элементов теоретического экономического знания в работах мыслителей Древней Греции (Ксенофонта, Платона, Аристотеля ). Западно-Европейский меркантилизм и его эволюция. Идеи меркантилизма в России. Основные понятия. Эмпирическое знание. Теоретическое знание. Экономика. Хрематистика. Парадокс обмена по Аристотелю. Меркантилизм. Монетарный меркантилизм. Протекционизм. Зрелый меркантилизм. Революция цен. Металистическая и количественная концепции природы денег Тема 2. Зарождение классической школы. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы. Роль У. Петти в зарождении классической школы. Учение о природе естественной цены, заработной платы и ренты. Критика кольбертизма со стороны П. Буагильбера. Общая характеристика условий возникновения физиократической системы в политэкономии. Методологические основы экономических представлений Ф. Кэнэ. Теоретические достижения и ограниченность экономического учения Ф. Кэнэ. Роль А. Тюрго в эволюции физиократической системы. Основные понятия. Классическая школа. Политическая арифметика. Политическая и естественная цены. Труд как общий знаменатель богатства. Зарплата и рента. Концепция естественного хозяйственного порядка. Авансы и чистый продукт. Экономические таблицы. Тема 3. Экономическая система А.Смита. Исторические условия формирования филосовских, методологических и экономических представлений А. Смита. Характеристика "Исследования о природе и причинах богатства народов" А. Смита. Трактовка Смитом разделения труда, обмена и денег. Учение о товаре и его естественной цене. Трактовки источника стоимости товара. Учение о доходах. Трактовка капитала и его происхождения. Накопление капитала. Критика меркантилизма и учения физиократов. Основные понятия. Метод А. Смита. "Исследование о природе и причинах богатства народов". Разделение труда, обмен и деньги. Рыночная и естественная цена. Абсолютная стоимость. Источники абсолютной стоимости. Заработная плата. Прибыль. Рента. Накопление капитала. Догма Смита. Тема 4. Д.Рикардо и его система. Жизненный путь Д. Рикардо и условия формирования его политэкономических воззрений. Трактовка предмета и метода политэкономии. Характеристика "Начала политической экономии и налогового обложения". Трудовая теория стоимости. Противоречия трактовки природы денег. Законы заработной платы и прибыли. Теория земельной ренты. Концепция сравнительных издержек и международная торговля. Противоречия системы Рикардо. Основные понятия. Метод Д. Рикардо. "Начала политической экономии и налогового обложения". Относительная и абсолютная стоимости. Закон стоимости. Природа денег. Законы заработной платы. Закон прибыли. Закон ренты. Сравнительных издержеки. Тема 5. Разложение классической школы и его основные направления. Предпосылки и природа процесса разложения классической школы. Трудовая теория стоимости и концепция издержек производства. Т. Мальтус и его "опыт закона о народонаселении". Учение о "стоимости" и прибыли. Обоснование необходимости "праздных классов". Роль Ж. Б. Сэя в разложении классической школы. Факториальная концепция производства. "Закон рынков" Сэя. Теоретические представления Н. Сениора и Ф. Бастиа. Ж. С. Сисмонди и его критика классической школы. Теория кризисов.Основные необходимости возврата к мелкотоварному производству. Экономические воззрения социалистов-рикардинцев (Т. Годскин, У. Томпсон, Д. Грэй, Д. Брэй). Классовая трактовка капитала. Утопия "рабочих денег". Основные понятия. Разложение классической школы. Трудовая теория стоимости. Концепция издержек производства. “Закон народонаселения” Т. Мальтуса. Концепция “третьих лиц”. Факториальная концепция производства. "Закон рынков" Сэя. Концепция “воздержания” Н. Сениора. Теория кризисов Ж.С. Сисмонди. Социалисты - рикардинцы. Классовая трактовка капитала. Рабочие деньги. Тема 6. Теория капитала К.Маркса. Исторические условия формирования филосовских и политэкономических взглядов К. Маркса. Особенности трактовки предмета и метода политической экономии. Общая характеристика структуры "Капитала". Двойственный характер труда, как "ключ" к теоретическому познанию отношений капиталистического способа производства. Товар рабочая сила и закон прибавочной стоимости. Исторический предел существования капитала. Накопление капитала и промышленная резервная армия. Обращение индивидуального капитала. Воспроизводство общественного капитала. Обращение капитала и превращение прибавочной стоимости в прибыль. Средняя прибыль и цена производства. Природа торгового и ссудного капитала. Фиктивный капитал. Теория земельной ренты. Основные понятия. Предмет и метод политической экономии. Восхождение от абстрактного к конкретному. "Капитала. Критика политической экономии” . Двойственный характер труда. Товар рабочая сила. Прибавочная стоимость. Постоянный и переменный капитал. Закон прибавочной стоимости. Исторический предел существования капитала. Накопление капитала и его строение. Промышленная резервная армия. Обращение индивидуального капитала. Основной и оборотный капитал. Скорость оборота. Воспроизводство общественного капитала. Издержки. Прибыль. Норма прибыли. Средняя прибыль. Цена производства. Торговый капитал. Ссудный капитал. Фиктивный капитал. Дифференциальная рента первого и второго рода. Абсолютная земельная рента Тема 7. Маржинальная “революция” в политической экономии. Австрийская и лозаннская школы. Предпосылки маржинальной революции. Особенности методологии маржинализма. Предшественники маржинализма ( И. Тюнен, А. Курно, Г. Госсен ). Направления и этапы развития маржинализма. Психологическое, функциональное и математические направления в маржинализме. Австрийская школа. Характеристика особенностей метода австрийской школы. К. Менгер и его учение об экономических благах. Субъективно-психологическая концепция цены по предельной полезности. Роль Е. Бем-Баверка и Ф. Визера. Лозаннская школа. Методологические особенности. Модель общего равновесия Л. Вальраса. Теоретические новации В. Парето. Основные понятия. Маржиналная революция. Методология маржинализма. Предшественники маржинализма. Направления и этапы развития маржинализма. Психологическое, функциональное и математические направления в маржинализме. Австрийская школа. Субъективно-психологическая концепция цены. Субъективная теория процента и капитала. Лозаннская школа. Модель общего равновесия Л. Вальраса. Оптимум В. Парето. Тема 8. Формирование неоклассической школы. Кэмбриджская школа и теоретическое наследие Д.Б.Кларка. Особенности методологии Кэмбриджской школы. Неоклассический синтез А. Маршалла. Модель частичного равновесия. Классификация издержек. Трактовка факториальных доходов. Д. Б. Кларк и американская "ветвь" маржинализма. Учение об экономической статике и динамике. Теория специфической (предельной) производительности труда и капитала. Эвристическое значение концепции предельной производительности факторов производства. Основные понятия. Кэмбриджская школа. Неоклассический синтез А. Маршалла. Метод частго равновесия. “Крест” Маршалла. Издержки. Факториальные доходы. Концепция экономической статики и динамики. Специфическая и предельная производительность фактора производства. Закон заработной платы. Закон процента. Тема 9. Эволюция экономических взглядов социал-демократов в конце X?X - начале XX веков. Социально-экономические предпосылки пересмотра и развития концептуальных положений экономической теории К. Маркса. "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" Э. Бернштейна. Центристское направление в социал-демократии. "Финансовый капитал" Р. Гильфердинга. Дальнейшая эволюция взглядов Р. Гильфердинга и его концепция "регулируемого капитализма". Экономические воззрения К. Каутского. Лево-радикальное направление в социал -демократии. Теория империализма В. И. Ленина. Концепция государственно-монополистического капитализма. Эволюция взглядов В. И. Ленина на экономику переходного периода. Основные понятия. "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" Э. Бернштейна. Ревизия “Капитала”. Экономическая стоимость. “Социальная” концепция заработной платы. "Финансовый капитал" Р. Гильфердинга. Определения империализма К. Каутского. Теория империализма В. И. Ленина. Монополистический капитализм. государственно-монополистический капитализм Тема 10. Основные направления развития неоклассической школы в первой трети XX века. Отрицание кардиналистской и формирование ординалистской концепции полезности. Развитие теории потребительского поведения в работах В. Парето, Ф. Эджоурта и Д. Хикса. Развитие количественной теории денег. Механический вариант количественной теории денег И. Фишера. Психологический (кэмбриджский) вариант количественной теории денег. Новации в трактовке капитала, процента и прибыли. Разработка теорий монополистической и несовершенной конкуренции. Роль Э. Чемберлина и Д. Робинсон. Модели производственной функции. Агрегатная функция Кобба - Дугласа. Развитие теории благосостояния. Основные понятия. Кардиналистскаяй и ординалистская концепции полезности. Кривые безразличия и предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Эффект замещения. Эффект дохода. Трансакционное уравнение обмена. Кэмбриджское уравнение обмена.. Теория монополистической и несовершенной конкуренции.Э. Производственная функция. Агрегатная функция Кобба - Дугласа. Теория благосостояния. Тема 11. Возникновение макроэкономического направления в маржинализме. Теоретическое наследие К.Викселля и Д.М.Кейнса. Эволюция кейнсианства и новый неоклассический синтез. Проблема общего равновесия в неоклассической школе. Уравнение Л. Вальраса и торжество "закона рынков" Ж. Б. Сэя. Роль К. Викселя в обосновании несостоятельности "закона рынков" Сэя. Модель экономического цикла К. Викселя. Интеллектуальная эволюция Д. М. Кейнса. Социально-экономические предпосылки "кейнсианской революции". Характеристика "Общей теории занятости, процента и денег". Особенности методологии Д. М. Кейнса. Эффективный спрос и вынужденная безработица. Основной психологический закон и предпочтение к ликвидности. Инвестиционные ожидания и норма процента. Макроэкономическая роль государства. Ограниченность и недостатки модели "эффективного спроса" Д. М. Кейнса. Превращение кейнсианства в доминирующее направление маржинализма. Послевоенная социально-экономическая ситуация и необходимость модификации теории Д. М. Кейнса. Модель экономического роста Р. Харрода - Е. Домара. Уравнения экономического роста их интерпритация. Модель экономического цикла Э. Хансена. Взаимодействие эффектов мультипликации и акселерации в динамике экономического цикла. Практические аспекты макроэкономической модели Э . Хансена. Теория Д. М. Кейнса и проблема логического единства "Экономикс". П. Самульсон и идея "нового неоклассического синтеза". Левое кейнсианство ( Д. Робинсон и Н. Калдор ). Кризис кейнсианства в 70е годы 20 века. Формирование посткейнсианского направления. Основные понятия. "Закон рынков" Ж. Б. Сэя. Модель экономического цикла К. Викселя. Эффективный спрос. Вынужденная безработица. Основной психологический закон. Предпочтение к ликвидности. Склонность к потреблению, к сбережению и инвестированию. Инвестиционные ожидания и норма процента. Мультипликатор инвестиций и дохода. Макроэкономическая роль государства. Кейнсианство. Модель экономического роста Р. Харрода - Е. Домара. Фактический рост. Гарантированный рост. Естественный рост. Модель экономического цикла Э. Хансена. Эффекты мультипликации и акселерации. овый неоклассический синтез. Посткейнсианство. Тема 12. Экономические концепции “консервативного сдвига” 70 - 80 - х годов XX века. Причины консервативного сдвига в экономической науке в 70е-80е годы 20 века. Стагфляция. Кризис кейнсианства. Критика кейнсианских "рецептов" стимулирования экономического роста М. Фридменом. Модель "вертикальной кривой Филлипса". Монетарная модель макроэкономической динамики М. Фридмена. Основное монетарное правило и правильная денежная политика. Достижения и ограниченность современного монетаризма. Концепция рациональных ожиданий и "современная экономика предложения. Лукаса и Т. Сарджента. Роль А. Лаффера. Основные понятия. Стагфляция. Кризис кейнсианства. Консервативный сдвиг. Модель "вертикальной кривой Филлипса".Монетарная модель макроэкономической динамики М. Фридмена. Основное монетарное правило.Концепция рациональных ожиданий. Современная школа предложения. Тема 13. Американский институционализм и его эволюция..Теоретическое наследие Й.Шумпетера и В.Ойкена Условия и причины формирования институционализма в США ( конец 19-начало 20 века ). Особенности трактовки предмета и метода экономической науки. Т. Веблен и технократическое направление институционализма. Индустриальная система и бизнес. Необходимость революции технократов. Д. Коммонс и социально-правовое направление институционализма. Сделка как форма разрешения социальных конфликтов и средство поддержания социального мира. У. Митчел и эмпирическое направление в институционализме. Идея макроэкономического мониторинга. Д. К. Гэлбрэйт: концепции "уравновешивающей силы" и "новой индустриальной системы". Р. Коуз и теория прав собственности. Неоинституцонализм и его основные направления. Основные направления научных разработок И. Шумпетера. "История экономического анализа" И. Шумпетера и периодизация этапов развития политической экономии. Проблема экономической динамики в работах Шумпетера. Роль предпринимателя в динамике экономического цикла. Проблема исторического генезиса капитализма. В. Ойкен и наследие новой исторической школы. Особенности методологических представлений В. Ойкена. Концепция идеальных типов хозяйственного порядка. Централизованно-урпавляемое и рыночное хозяйства. Переплетение элементов идеальных хозяйственных порядков в реальных исторических типах хозяйства. Государство как гарант сохранения конкуренции. Эволюция доктрины идеальных типов хозяйств в послевоенный период ( 40е - 70е годы 20 века ). Основные понятия. Институционализм. Технократическое направление институционализма. Индустриальная система и бизнес. Технократия. Революции технократов. Социально-правовое направление институционализма. Сделка. Эмпирическое направление в институционализме. Макроэкономический мониторинг. Гарвардский барометр. Концепция "уравновешивающей силы". Концепция "нового индустриального общества”. Теория прав собственности. История экономического анализа" И. Шумпетера. Периодизация этапов развития политической экономии. Экономическая динамика. Предпринимательство. Исторический генезис капитализма. В. Ойкен. Концепция идеальных типов хозяйственного порядка. Централизованно-управляемое хозяйство. Рыночное хозяйство. Социальное рыночное хозяйство. Семинарские занятия. Тема 1: Введение в курс. Предыстория теоретической экономической мысли .
Рекомендуемая литература:
|
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 Психология... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 Психология... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс 18. для студентов I курса озо 19. по... Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков игип тюмгу (10 сентября 2008 года, протокол №2) | Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса одо специальности... Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков игип тюмгу (10 сентября 2008 года, протокол №1) | ||
Учебно-методический комплекс для студентов I курса одо по специальности... Рассмотрено на заседании кафедры (иностранных языков игип тюмГУ, 10 сентября 2008 года, протокол №1) | Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса озо специальности... Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков игип тюмгу (10 сентября 2008 года, протокол №1) | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса одо по специальности... Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков игип тюмгу (10 сентября 2008 года, протокол №1) | Учебно-методический комплекс для студентов II курса озо по специальности... Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков игип тюмгу (10 октября 2008 года, протокол №2) | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 психология... Целью является также формирование определенного уровня теоретического мышления, освоения интеллектуального и духовного опыта человечества,... | Учебно-методический комплекс Для специальности 080107 «Налоги и налогообложение» Учебно-методический комплекс «Налоговый учёт и отчётность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080107 «Налоги и налогообложение» Учебно-методический комплекс «Налоговые системы стран снг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс для студентов II курса одо по специальности... Программа предназначена для студентов 2 курса нормативного обучения английскому языку для специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... | ||
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение» | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение» |