Скачать 475.65 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Шибикина Н.А. (фамилия, инициалы автора (ов) «Социально-политическая психология» (наименование учебной дисциплины) Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 ПСИХОЛОГИЯ (код специальности) (наименование специальности ).
Волгоград 2011 РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Социально-политическая психология» Дисциплина «Социально- политическая психология не является дисциплиной стандарта. 1.2. Целью учебной дисциплины «Социально-политическая психология» является формирование у студентов целостного представления о политической психологии как совокупности эмоционально-чувственных ощущений и представлений о политических явлениях. Курс социально-политической психологии предполагает знакомство с основными концепциями политического поведения человека и общества, концепциями психологического влияния на политические процессы. Целью является также формирование определенного уровня теоретического мышления, освоения интеллектуального и духовного опыта человечества, использование этого опыта в профессиональной деятельности. Основными задачами данного учебного курса являются:
Изучение дисциплины «Социально-политическая психология» предусматривает включение следующих вопросов.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «Социально-политическая психология» студент должен знать:
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь решать задачи, соответствующие следующим требованиям:
Студент должен приобрести следующие навыки:
Дисциплина «Социально-политическая психология» находится на стыке гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин, опирается на знания студентов по общей психологии, политологии, социологии, культурологии, лингвистике. Междисциплинарные связи курса осуществляются при анализе исходных принципов, форм и методов научных исследований природы общественных отношений, их преломлении и конкретизации в социальной практике. Развитие способности и готовности к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); 1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Социально-политическая психология» (120ч.) на 2005 – 2006 уч. год для студентов П-400 Тематический план (общая трудоемкость дисциплины по учебному плану - 120 часов, из них 66 аудиторных часов, 34 лекционных часа, 32 часа – семинарских занятий)
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Тема 1. Цели, задачи, предмет и объект курса «Социально-политическая психология» Политическая психология как научная дисциплина. Основные этапы становления политической психологии как направления в социальной психологии. Политические отношения и политическое поведение как предмет исследования политической психологии. Политика как система ценностей, норм, установок. Психологические феномены в политическом процессе. Методы политико-психологических исследований. Основные понятия: политика; политический процесс; политическое поведение; политическая психология; психология личности; теория «политической поддержки»; ролевая теория политики; политический бихевиоризм. Тема 2. Сущность и особенности политической психологии как политического явления.Политическая психология как характеристика индивида и общества. Человек как носитель статусов, политических функций, чувств. Политическая психология как механизм преобразования представлений о политике. Индивидуальные психологические образования. Групповые психологические образования. Устойчивые элементы политической психологии. Политические настроения как эмоционально-чувственная оценка степени удовлетворения политических ожиданий и притязаний. Политическое поведение как совокупность субъективно мотивированных действий. Основные понятия: политическая психология; политические явления; психологические образы; индивид; группа; стандартные реакции; психологический склад личности; политическое поведение; политическое настроение. Тема 3. Психологические основы политической деятельностиПонятие и виды политической деятельности. Деятельность в политических организациях и политических процессах. Потребности, мотивы, установки, ценности, ориентации и цели в политической деятельности. Психологические основы абсентеизма. Самореализация и самоактуализация личности в политике. Типы политического поведения. Политическое поведение в организованных и стихийных формах. Антиволевое поведение индивида. Факторы участия в политической деятельности. Основные понятия: политическая деятельность; политическая партия; законодательный процесс; несистемные политические акции; абсентеизм; «автономный человек». Тема 4. Политическое сознание: структура, типология, формы.Политическое сознание как неинституциональный компонент политической жизни. Когнитивная, коммуникативная и функция социализации политического сознания. Гносеологический, аксиологический и социологический элементы политического сознания. Чувственные и теоретические, ценностные и нормативные, рациональные и подсознательные элементы политического сознания. Типы политического сознания. Менталитет как форма политического сознания. Политическое сознание как основа политической культуры. Характеристики политического сознания и политической культуры современного российского общества. Основные понятия: политическое сознание; традиции; нормы; ценности; консервативный тип сознания; либеральный тип сознания; менталитет; политическая культура. Тема 5. Психология власти. Социально-психологический механизм политической власти.Власть политическая как определяющее воздействие на поведение масс, групп, индивида. Структурные, антропологические основания политической власти. Властные отношения как восприятие институтов власти, установки по отношению к власти. Психология власти в трудах А.Адлера, З. Фрейда, Т.Адорно, Э. Фромма, Т.Шибутани. Легитимность как признание правомерности власти. Типы легитимности власти. Факторы и способы легитимации власти. Потребность во власти как базовая потребность личности. Стремление к власти, невротическое стремление к власти. Идеализированная Я-концепция и стремление к власти. Угроза безопасности как основания подчинения. Социально-психологические особенности политического воздействия. Основные понятия: власть; политическая власть; властные отношения; легитимность власти; базовая потребность личности; Я-концепция. Тема 6. Психологические аспекты политического лидерства. Политическое лидерство в современной России.Политическое лидерство как институт власти. Статусный и нравственно-этический компоненты лидерства. Концепции политического лидерства в современной психологии, социологии, политологии. Общая классификация политического лидерства. Типология политического лидерства. Харизматический тип лидерства. Функции политического лидера. Я-концепция политического лидера. Психологические характеристики политических лидеров. Лидер в ситуации политического конфликта. Технологии эффективного лидерства. Методы оценки личностных качеств лидера. Перспективная модель политического лидера. Политические лидеры в истории России. Востребованные лидерские качества в современной России. Психологические характеристики действующих политиков. Основные понятия: лидерство; политическое лидерство; харизма; традиционный, рационально-легальный, харизматический тип лидерства; политический конфликт. Тема 7. Психология массовидных политических явлений.Массы и массовидные психолого-политические явления. Проблемы массовидных политических явлений в социальной психологии. Институциональные и неинституциональные массовидные явления. Конструктивный и деструктивный характер массовидных явлений. Стихийное массовое поведение. Механизмы образования толпы. Циркулярная реакция и коммуникация. Виды толпы. Окказионная, конвенциональная, экспрессивная, действующая, повстанческая толпа. Паника как состояние толпы. Факторы возникновения массовой паники. Механизмы предотвращения и ликвидации массовой паники. Управление массовидным поведением. Массовидные политические явления в современной российской политике. Основные понятия: массовидные явления; толпа; аудитория; партия; выборы; стихийное массовое поведение; политические настроения; паника; слухи; эволюционная регрессия. Тема 8. Психологическое обеспечение избирательных кампаний.Избирательная кампания и избирательный процесс. Электоральное поведение, мотивы и модели электорального поведения. Апатично-индеферентная, стереотипная, неинформированная, эмоциональная, идеологизированная и рационально воспринимающая группы избирателей. Лабильный, ригидный, предопределенный, спонтанный, рациональный, эмоциональный тип принятия решения. Мотивация политической активности. Административно-командная, организационно-партийная, рыночная, неструктурированная и комплексная модели избирательный кампаний. Формирование и анализ реакций избирателя. Психологическое сопровождение избирательной кампании. Основные понятия: избирательная кампания; электоральное поведение; ресурс избирательной кампании; электоральные предпочтения. |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 Психология... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 Психология... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080107 «Налоги... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 психология... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08 | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... | Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080109.... Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08 | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080109.... Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08 | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.... Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 29. 09. 2010, протокол №1 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01 | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.... Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 18. 09. 2008, протокол №1 | Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... |