|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
Кафедра экономики и финансов
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономика труда
Основная образовательная программа ВПО 080100 «Экономика»
Утверждено на заседании
кафедры:
Протокол №____
«___» ___________ 20__ г.
Зав. кафедрой _________
Автор-составитель:
Коновалова Л.В. к.э.н., доцент
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
___________________________ _____________________________
«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине Экономика труда
По направлению подготовки 080100 « Экономика» Курс 2
Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет
Архангельск, 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины
1. Цель курса – дать системные знания о функционировании рынка труда в современных условиях, сформировать у студентов адекватные представления об экономических и социальных явлениях и процессах на рынках труда, их взаимосвязанности, об экономическом анализе правовых аспектов экономики труда, о проведении микро- и макроэкономического анализа проблем рынков труда, об использовании математического аппарата для интерпретации экономических концепций на уровне, приближенным к западному стандарту, обеспечения знаний о современных концепциях экономики труда; формирования понимания и интерпретации как микроэкономических, так и макроэкономических концепций функционирования и регулирования рынка труда. 2. Задачи курса:
дать целостное представление о процессах, которые протекают в условиях рыночной экономики на рынке труда, о возможности и необходимости управления этими процессами с целью более эффективного функционирования экономики;
сформировать у студентов умения оценивать возможные результаты при принятии тех или иных решений, степень их эффективности и влияния на достижение поставленных целей;
выработать у студентов логику экономического анализа и понимание реальной ситуации на рынке труда под углом зрения современной теории.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика». Дисциплина «Экономика труда» относится к профессиональному циклу – вариативная часть. Она рассчитана на слушателей, изучивших вводные курсы экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, являющиеся для нее базовыми. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Общекультурные компетенции
| ОК-№4
| Способен анализировать социально – значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| ОК-№5
| Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| ОК-№8
| Способность находить организационно – управленческие решения и готов нести за них ответственность
|
| Профессиональные компетенции
| ПК-№1
| способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
| ПК-№4
| способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| ПК-№7
| Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать
современные концепции, позволяющие объяснить изменения, происходящие в сфере труда
понятия:
трудовые ресурсы,
человеческие ресурсы,
трудовой потенциал,
человеческий капитал,
инвестиции в человеческий капитал,
качество рабочей силы;
занятость и безработица;
трудовая мобильность;
Уметь
применять полученные теоретические знания к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ.
использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.
проводить сравнительный анализ различных концепций, взглядов, подходов к экономическим, правовым и социологическим аспектам труда, видеть их взаимосвязанность;
самостоятельно анализировать и изучать специальную литературу.
Владеть
методиками объяснения сути социальных и экономических процессов, явлений на рынке труда на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях;
основами методов исследований рынка труда;
логикой экономического анализа, объясняющего различные экономические взгляды;
творческими навыками, позволяющими свободно ориентироваться в проблемах экономической жизни и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 57
|
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 28
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 29
|
| Семинары (С)
| -
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 87
|
| Зачет
|
|
| Общая трудоемкость (час.)
| 144
|
|
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
|
| Раздел 1.Экономическая теория труда
| Тема 1. Экономика труда и рынок труда
Предмет исследования. Рынок труда, его специфика и главные действующие силы. Предмет экономики труда и основные понятия о труде. Виды рынка труда. Особенности рынка труда. Основные количественные показатели рынка труда
Тема 2. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда
Простейшая модель спроса: краткосрочный период. Закон снижения предельного дохода труда. Условия максимизации пробыли. Кривые спроса для индивидуальной фирмы и для рынка в целом. Модифицированные модели спроса на труд: монополия на рынке продуктов; монопсония на рынке труда; спрос на труд в долгосрочном периоде: условия максимизации пробыли, эффекты масштаба и замещения; Эластичности спроса на труд и законы Хикса-Маршалла. Предложение труда: решение о найме на работу. Теория выбора "труд-досуг". Эффекты замещения и дохода
Тема 3.Доходы, качество и уровень жизни населения
Качество и уровень жизни населения.
Показатели уровня жизни. Понятие дохода. Дифференциация денежных доходов и адекватная оценка неравенства. Государственная политика перераспределения доходов. Дилемма эффективности и справедливости. Проблема измерения неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини. Причины дифференциации денежных доходов.
Тема 4.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества.
Основные понятия о трудовых ресурсах. Формирование трудовых ресурсов Движение и использование трудовых ресурсов. Инвестиции в человеческий капитал.
Тема 5.Занятость и безработица.
Занятость: виды и формы. Трудовая мобильность. Факторы мобильности рабочей силы.
Безработица, ее виды и показатели. Причины безработицы в России. Государственная политика занятости. Опыт регулирования занятости в экономически развитых странах
Тема 6.Социальное партнерство и МОТ
Социально-трудовые отношения. Социальное партнерство в трудовой сфере. Концепция "трехстороннего сотрудничества". Специфика российских условий. Роль системы трипартизма в РФ. Международная организация труда.
|
| Экономика труда предприятия
| Тема 7.Производительность труда
Понятие производительности труда, ее показатели. Методы и показатели измерения производительности труда. Факторы роста производительности труда. Резервы роста производительности труда. Тема 8.Заработная плата и организация оплаты труда на предприятии
Сущность и функции заработной платы . Организация оплаты труда на предприятии и ее модели. Сущность и задачи тарифной системы оплаты труда. Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы. Бестарифная система заработной платы . Формы и системы оплаты труда. Тема 9.Состав и структура кадров предприятия. Основные направления работы с кадрами на предприятии.
Показатели численности и состава работников предприятия. Движение кадров. Понятие текучести кадров, ее факторы, причины и последствия. Основные формы работы с кадрами на предприятии. Тема 10.Организация труда
Организация труда и ее элементы и критерии. Разделение труда на предприятии. Кооперация труда. Организация рабочих мест. Рационализация трудовых процессов. Условия труда и факторы их формирования. Дисциплина труда как элемент его организации.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| С
| ЛП
|
КПЗ
| СРС
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Экономическая теория труда.
| 20
| 21
|
|
|
| 53
| 94
|
| Экономика труда предприятия
| 8
| 8
|
|
|
| 34
| 50
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Интерактивные формы проведения занятий
| Длительность
(час.)
|
| Экономическая теория труда.
| Разбор ситуационных заданий
| 16
|
| Экономика труда предприятия
| Разбор ситуационных заданий
| 4
| Итого (час.)
| 20
| Итого (% от аудиторных занятий)
| 35%
|
|