Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 "Экономика"





НазваниеМакроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 "Экономика"
страница1/12
Дата публикации13.12.2014
Размер1.93 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МАКРОЭКОНОМИКА

Методические указания к самостоятельной работе
Для студентов направления 080100 "Экономика"


Составители: К. А. Кабисов, И. Э. Хацкевич,

Ж. Ф. Габараева


Владикавказ 2013

Министерство образования и науки рф
Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)

Кафедра экономической теории

МАКРОЭКОНОМИКА

Методические указания к самостоятельной работе
Для студентов направления 080100 "Экономика"


Составители: К. А. Кабисов, И. Э. Хацкевич,

Ж. Ф. Габараева

Допущено редакционно-издательским советом
Северо-Кавказского горно-металлургического
института (государственного технологического

университета)
Протокол №24 от 02.07.2013 г.


Владикавказ 2013

УДК 330.101

ББК 65.9(2)

К12
Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент СКГМИ (ГТУ)

Текиев М. В.

К12 Макроэкономика: Методические указания к самостоятельной работе для студентов направления 080100 "Экономика" / Сост. К. А. Кабисов, И. Э. Хацкевич, Ж. Ф. Габараева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2013. – 144 с.

В методических указаниях содержатся различные виды заданий по макроэкономике – классические расчетные задачи; вопросы, на которые требуется дать более или менее развернутый ответ, заполнить недостающие фрагменты предложений; задания, требующие начальных навыков аналитической работы. В каждом разделе приводятся основные понятия, вопросы для обсуждения, задачи и принципы их решения, тесты.


УДК 330.101

ББК 65.9(2)
Редактор: Хадарцева Ф. С.

Компьютерная верстка: Цишук Т. С.

 Составление. Северо-Кавказский

горно-металлургический институт

(государственный технологический университет), 2013

 Кабисов К. А., Хацкевич И. Э., Габараева Ж. Ф., составление, 2013

Подписано в печать 30.10.2013. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п.л. 8,37. Тираж 20 экз. Заказ № .

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Издательство «Терек».

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ).

362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44.

Содержание


Предисловие

Тематический план и виды самостоятельной работы

Раздел 1. Введение в макроэкономический анализ

Тема 1. Введение в макроэкономику

Тема 2. Измерение результатов экономической деятельности. Индексы цен

Раздел 2. Макроэкономический анализ закрытой экономики

Тема 3. Общее макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения

Тема 4. Краткосрочное макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

Раздел 3. Макроэкономическая динамика

Тема 5. Экономический рост

Тема 6. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ВВП

Раздел 4. Макроэкономическая нестабильность

Тема 7. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция

Тема 8. Совокупное предложение и кривая Филлипса

Раздел 5. Теоретические основы макроэкономической политики

Тема 9. Бюджетно-налоговая политика

Тема 10. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег, равновесие на денежном рынке

Тема 11. Банковская система. Кредитно-денежная политика

Тема 12. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS–LM

Тема 13. Выбор моделей макроэкономической политики

Раздел 6. Макроэкономический анализ открытой экономики

Тема 14. Теория международной торговли

Тема 15. Торговая политика

Тема 16. Платежный баланс

Тема 17. Валютный курс

Тема 18. Несбалансированность государственного бюджета и управление государственным долгом

Тема 19. Внутреннее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики

Литература

4

5

6

6
9

18
18

26

35

35
41

51
51

57

64

64
73

78
83

91

101

101

107

116

123
130
138

144

Предисловие
Самостоятельная работа студентов наряду с теоретической частью является важной формой приобретения социально-экономической компетентности, направлена на усвоение системы научных и профессиональных знаний и умений, а также навыков самостоятельной творческой деятельности. Самостоятельная работа помогает формировать культуру мышления студентов, расширять познавательную деятельность.

Самостоятельная работа выполняется студентом по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа по курсу макроэкономики включает, с одной стороны, подготовку к лекциям, к семинарским занятиям, к контрольной работе, подготовку научного доклада и выполнение заданий по НИРС, подготовку к олимпиадам; с другой стороны – изучение литературы, конспекта лекций, поиск литературы в библиотеке, конспектирование рекомендуемой для самостоятельного изучения научной литературы, написание реферата, решение задач, тестов, работу с обучающими и контролирующими программами. Такое объединение обеспечивает тесную связь теории и практики при изучении экономической теории.

Методические указания разработаны на основании ФГОС ВПО и учебного плана по направлению подготовки (специальности) 080100 –"Экономика" (с учетом рекомендаций по разработке примерных образовательных программ, содержащихся в Приложении к письму Департамента государственной политики в образовании от «28» декабря 2009 г. № 03-2672), рабочей программы по курсу «Макроэкономика», разработанной и утвержденной на кафедре Экономической теории СКГМИ (ГТУ).

Программа самостоятельной работы рассчитана на 148 часов в двух семестрах на 2-ом курсе обучения. В соответствии с программой методические указания включают 6 разделов. В каждом разделе методического пособия приводятся: различные виды заданий по макроэкономике – задачи; вопросы, на которые требуется дать развернутый ответ; задания, требующие начальных навыков аналитической работы, основные понятия, вопросы для обсуждения, задачи и принципы их решения, тесты.

Тематический план и виды самостоятельной работы


№ п/п

Тема курса

Вид СРС согласно рабочей программе

Кол-во часов

Семестр III, IV

1

Введение в макроэкономический анализ

Проработка лекций, подготовка к семинарам, написание эссе, решение тестов, задач, выполнение домашнего задания

22

2

Макроэкономический анализ закрытой экономики

Проработка лекций, подготовка к семинарам, конспектирование дополнит. литературы, написание эссе, решение тестов, задач, выполнение домашнего задания

12

3

Макроэкономическая динамика 

Проработка лекций, подготовка к семинарам, написание эссе, решение тестов, задач, выполнение домашнего задания

16

4

Макроэкономическая нестабильность

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, конспектирование дополнит. литературы, написание эссе, выполнение домашнего задания

18

5.

Теоретические основы макроэкономической политики

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, написание эссе, выполнение домашнего задания

28

6

Макроэкономический анализ открытой экономики

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, конспектирование дополнит. литературы, написание эссе, выполнение домашнего задания

16




Экзамен




36




Всего часов




148


Раздел 1. Введение в макроэкономический анализ
Тема 1. Введение в макроэкономику
Основные термины: макроэкономика, микроэкономика, макроэкономическая политика, агрегирование, макроэкономические модели, эндогенные (внутренние) переменные, экзогенные (внешние) переменные, запасы и потоки, модель круговых потоков, закрытая экономика, открытая экономика, «утечки» и «инъекции».
Вопросы для обсуждения


  1. Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика.

  2. Макроэкономическая политика.

  3. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки.

  4. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.


Практические задания


  1. Перечислите основные макроэкономические проблемы.

  2. В каких случаях проблемы и предметы изучения являются микроэкономическими, в каких – макроэкономическими и почему?

а) Стратегия поведения стран-участниц картеля на мировом рынке нефти.

б) Последствия повышения мировых цен на нефть для экономики России.

в) Сезонный всплеск продаж в туристической компании летом.

г) Сезонный всплеск розничных продаж перед Новым годом в стране.

д) Снижение безработицы в России.

е) Безработица среди шахтеров Кузбасса.

ж) Изменение возрастной структуры безработицы, рост доли молодых в числе безработных

з) Брать ли правительству новый заем у МВФ?

и) Брать ли фирме кредит для осуществления инвестиций?

к) Рост доли сбережений в евро у российских граждан

л) Конкуренция операторов мобильной связи в Москве.

3. Какие величины эндогенны, а какие – экзогенны в следующих примерах?

а) Функция спроса на рынке блага: Qd = 300 – 20Р + 0,5I, функция предложения: Qs = 20Р – 50. Если I = 100, Рe = 10 и Qе = 150.

б) Функция спроса имеет вид: Qd = а – bР, а предложения: Qs = с + + dP; вводится потоварный налог t на производителей. Рассчитывается избыточное налоговое бремя.

4. Какие известные Вам переменные используются в макроэкономическом моделировании? Какие из них обычно являются экзогенными, а какие – эндогенными?

5. Что из перечисленного относится к потокам и что – к запасам?

а) Общее количество иностранных туристов, посетивших РСО-Аланию на 1.01.2011 г.

б) Среднее количество туристов, посещающих РСО-Аланию в год.

в) Количество студентов, учившихся в СКГМИ (ГТУ), на начало 2010/11 учебного года.

г) Ежегодный набор студентов на экономический факультет СКГМИ (ГТУ).

д) В микроэкономике: величины спроса и предложения.

е) В микроэкономике: выручка, издержки, прибыль фирмы.

ж) Общая стоимость основных фондов (капитальных ресурсов) в РФ по данным Госкомстата за 2010 г.

з) Зарплата, рублей в неделю. А долларов в год?

и) Профицит государственного бюджета РФ 2009 г.

к) Объем внешней задолженности России на начало 2009 г.

л) Сбережения у пенсионерки на сберкнижке.

м) Сбережения домохозяйств как разница между доходами и расходами в единицу времени.

6. В каком случае имеет место анализ ex ante и в каком – ex post?

а) Подсчет величины ВВП прошедшего года, величина которого по расходам должна равняться величине по доходам.

б) Прогнозирование ВВП будущего года с разбивкой на статьи расходов и доходов.

7. Приведите примеры частных и государственных трансфертов.

8. Дополните предложения:

а) Рост налогов, при прочих равных условиях, приведет к ... бюджетного дефицита.

б) Рост профицита бюджета может быть вызван ... объема государственных закупок.

в) Если имел место дефицит бюджета, уменьшение объема государственных трансфертов, при прочих равных условиях, приведет к его ...; если же изначально имел место профицит, то уменьшение трансфертов приведет к его... . В любом случае, сальдо бюджета станет ... .

г) Дефицит бюджета означает, что государственные сбережения имеют знак ... и денежные потоки в целом движутся от ... к ...

9. Дополните предложения:

а) Рост дефицита торгового баланса может быть вызван ... объема импорта.

б) США последние 10 лет имели ... торгового баланса.

в) Россия имеет ... сальдо торгового баланса, при росте российского экспорта оно будет ..., ... торгового баланса будет ...

10. Что из нижеперечисленного относится к инъекциям, а что – к изъятиям?

а) Часть зарплаты, которую муж ежемесячно прячет в матрас, утаивая от жены.

б) Пособие по безработице.

в) Проценты, выплачиваемые государством домохозяйствам по государственным облигациям.

г) Деньги, потраченные семьей на покупку машины.

д) Деньги, потраченные государством на постройку дорог, мостов и т. д.

е) Деньги, заплаченные нашим туристом в Париже за путешествие по Сене.

ж) Деньги, заплаченные иностранным туристом в Москве за посещение Третьяковской галереи.

з) Налог на прибыль, заплаченный фирмой.

и) Подоходный налог, заплаченный домохозяйством.

к) ВВП.
Дополнительное задание: в четырехсекторной модели показать путь перечисленных денежных потоков.
11. С = 2 000; G = 500; Тr = 150; Тх = 600; профицит торгового баланса равен 200, Im = 150. Сумма всех изъятий равна 1700. Найти: Ех, I, Y, Sg, Sp.

12. Сумма всех инъекций равна 2 050. Хп = –100; Ех = 200. С = 3000; G = 400; Тr = 100; Тх = 500. Найти: Im, I, Y, Sg, Sp.

13. В модели кругооборота рост G, при прочих равных условиях, вызовет аналогичное по величине падение I (полный эффект вытеснения). Показать все связанные с этим изменения в денежных потоках. В частности, если после роста G профицит бюджета превратился в дефицит, как изменятся денежные потоки между государством и финансовым рынком? Почему уменьшатся инвестиции? Как фактически может быть организовано финансирование дефицита?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания по написанию реферата для студентов направления...
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания по практическим занятиям и самостоятельной...
Миронова Е. А. Договорная работа: Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе для направления подготовки...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию...
Методические указания предназначены для студентов Института заочного образования и повышения квалификации, обучающихся по направлению...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика заочной формы обучения, выполняющих...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению...
Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов направления 080100 «Экономика» и специальностей...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" icon«Страхование» Методические рекомендации по проведению семинарских...
...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания по дисциплине «макроэкономика» Для направления...
Цель освоения дисциплины формирование студентом целостного представления о механизме функционирования национальной экономики рыночного...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания по содержанию и тематике курсовых работ 6 1 Содержание курсовой работы 6
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
«Экономика», специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (в пищевой промышленности) на третьем курсе обучения в пятом и...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
«Экономика» специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (на предприятиях пищевой промышленности) на втором курсе обучения...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания для практических занятий и самостоятельной...
Н73 Экономика предприятия: методические указания для практических занятий и самостоятельной работы студентов для бакалавров направления...
Макроэкономика методические указания к самостоятельной работе Для студентов направления 080100 \"Экономика\" iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск