Скачать 256.04 Kb.
|
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Мировое хозяйство динамичное образование и за последние десятилетия претерпело серьёзные и масштабные преобразования. Распалась мировая социалистическая система; изменился состав развитых стран, некоторые территориально-хозяйственные образования (Южная Корея, Китай, Тайвань, Сингапур) достигли уровня социально-экономического развития постиндустриальных государств. Мировая экономика включает в себя свыше 230 национальных экономик и территорий. Социально-экономические и политические отношения, складывающиеся между национальными экономиками, международными экономическими организациями, интеграционными объединениями, международными корпорациями и крупнейшими транснациональными банками является объектом изучения мировой экономики. Основной целью изучения курса «Мировая экономика» является формирование системного представления у студентов о принципах образования, организации и особенностях развития и функционирования мирового хозяйства. Данная программа трактует курс мировой экономики как дисциплину общеобразовательную, направленную с одной стороны на формирование теоретической базы, с другой стороны овладение навыками применения полученных знаний в практической сфере, особенно в области организации перевозок (в том числе международных). Основные задачи дисциплины: - изучение основных понятий и терминов мировой экономики; - формирование системного представления о тенденциях развития мирового хозяйства; - знакомство с основными подсистемами мировой экономики; - ознакомление с ролью транспорта в мировом хозяйстве; - ознакомление с классификацией транспортных услуг; - изучение транспортной документации. В результате изучения курса «Мировая экономика» студенты должны: иметь представление: о значениии роли транспортной системы в организации региональных, национальных и международных перевозок; знать: - основные понятия мировой экономики; - причины и необходимость возникновения экономических отношений между государствами; - исторические аспекты становления и образования мирового хозяйства, - понятие, структуру и содержание международного торгового контракта; - возможные последствия за нарушения условий сделки; - отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации перевозок; - логическую организацию безопасных перевозок с применением существующих методов страхования. - о льготных и беспрецедентных условиях работы в СЭЗ; - о сроках и дате поставок товарных партий и сопровождающей документации. уметь: - выявлять проблемы экономического характера при анализе типовых ситуаций; - предлагать способы разрешения существующих проблем; - экономически оценивать ожидаемые результаты от принятых решений. иметь навыки: - составления торговых соглашений; - прорабатывания статей контракта с учетом специфики перевозимых грузов; -осуществления мероприятий по повышению конкурентоспособности организации транспортных перевозок. 1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе Курс мировой экономики изучает и объясняет основные процессы и явления экономической жизни мирового сообщества: торговые, кредитные, валютно-финансовые, политические, культурные и др. Перед человечеством стоят глобальные проблемы: продовольственная, преодоление бедности и отсталости, проблема устойчивого развития, освоение космоса и Мирового океана и др. Суть их такова, что страны не могут самостоятельно устранить подобного рода проблемы. В связи с этим возрастает значение международных договорённостей и соглашений. Владение курсом мировой экономики создает основу для понимания стратегических направлений международных отношений, а также позволяет определить роль и место национальной экономики в системе мирового хозяйства. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами Успешное изучение предмета «Мировой экономики» обеспечивают предшествующие экономические дисциплины. К ним относятся: история экономических учений, микроэкономика, макроэкономика, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая география, регионоведение, внешнеэкономическая деятельность и др. Знание выше обозначенных курсов значительно влияет на степень усвоения преподносимого материала. Экономические дисциплины взаимосвязаны и переплетены настолько, что незнание базовых терминов и понятийного аппарата в определенной степени препятствуют усвоению нового материала. 1.4. Связь с последующими дисциплинами Знания и умения, приобретенные в процессе изучения курса мировой экономики, в дальнейшем могут быть использованы студентами в учебной деятельности. Разделы мировой экономики могут послужить как необходимая и логическая предпосылка для изучения других дисциплин. Например, таких как: «Экономическая география и регионалистика мира», «Международные экономические отношения», «Международная экономическая безопасность», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», «Международные инвестиции». 2. Распределение часов учебных занятий по семестрам
3. Содержание дисциплины 3.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий
3.2. Практические (Семинарские) занятия, их наименование, содержание и объем в часах
3.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах. Учебным планом не предусмотрены. 3.4. Самостоятельная работа студентов. Разделы, темы, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Сроки выполнения, объём в часах.
3.5. Курсовой проект (работа), его характеристика и трудоемкость, примерная тематика Учебным планом не предусмотрено. 3.6. Учебная практика по дисциплине, краткая характеристика Учебным планом не предусмотрено. 4. Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1. Основная и дополнительная литература Основная литература 1. ЭБС «Znanium. сom.» Кудров, В. М. Мировая экономика: учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 416 с – Режим доступа: http://znanium.com/ 2. ЭБС «Znanium. сom.» Стрелкова, И. А. Мировая экономика: учебное пособие / И.А. Стрелкова. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 267 с – Режим доступа: http://znanium.com/ 3. ЭБС «Znanium. сom.» Спиридонов, И. А. Мировая экономика: учеб.пособие / И.А. Спиридонов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с – Режим доступа: http://znanium.com/ Дополнительная литература 1. ЭБС «Znanium. сom.» Раджабова, З. К. Мировая экономика: учебник / З.К. Раджабова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 304 с – Режим доступа: http://znanium.com/ 2. ЭБС «Znanium. сom.» Фаминский, И. П. Глобализация - новое качество мировой экономики: учеб.пособие / И.П. Фаминский. - М.: Магистр, 2009. - 397 с – Режим доступа: http://znanium.com/ 4.2 Перечень методических указаний к проведению учебных занятий и самостоятельной работы студентов. 1. Жукова Т.В. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Учебно-методическое пособие по изучению курса для студентов очной и заочной формы обучения. 2. Практикум по макроэкономике: учебно-методическое пособие в 2 ч.: 1 ч. / сост. Э.К. Тхакушинов, Э.А. Хачемизова. – Майкоп. 2009.-54 с. 4.3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. Отсутствует 4.4. Раздаточный материал 1. Тестовые задания для контроля промежуточных знаний (2 варианта, каждый по 10 вопросов). 2. Тестовые задания для контроля остаточных знаний (2 варианта каждый, по 10 вопросов). Вопросы к зачету 1. Предмет и задачи курса «Мировая экономика и международные экономические отношения». 2. Понятие мировой экономики. Сущность международных экономических отношений. 3. Становление мирового хозяйства. 4. Этапы формирования мировой экономики. 5. Классические теории международной торговли. 6. Группа развитых стран мира. 7.Слаборазвитость. Экономическое содержание и пути решения. 8. Группа стран с переходной экономикой. 9. Отраслевая структура мирового хозяйства. 10. Конкурентоспособность национальной экономики. 11. Ценообразование на мировом рынке. 12. Минеральное сырье в мировом хозяйстве. 13. Либерализация хозяйственной жизни в мире. 14. ТНК в мировом хозяйстве. 15. Перспективы российских ФПГ. 16. Объективные основы возникновения и этапы экономической интеграции. 17. Интеграционные процессы стран СНГ. 18. Региональные экономические объединения НАФТА; МЕРКОСУР; АТЭС АСЕАН. 19. Понятие и классификация международных экономических организаций. 20. Многосторонние торгово-экономические организации ГАТТ /ВТО. 21. Финансовая система мира. 22. Мировые финансовые кризисы. Проблема внешнего долга в мире. 23. Международная валютная система. 24. Национальная валютная система. Валютный курс. 25. Бреттон-Вудская валютная система. 26. Ямайская валютная система. 27. Международный валютный рынок. 28. Страхование валютных рисков в международной торговле. 29. Международные валютно-финансовые и кредитные организации. 30. Фондовый рынок РФ состояние и перспективы роста. 31. Роль банков в системе внешнеторговых расчетов. 32. Кредитование во внешнеторговой деятельности. 33. Международное разделение труда. 34. Международное движение факторов производства. 35. Понятие и виды международной миграции рабочей силы. 36. Основные центры миграции рабочей силы. 37. Проблема утечки умов. Политика РФ в области миграции. 38. Экономические последствия миграции рабочей силы. 39. Международная торговля товарами и услугами. 40. Ценообразование в международной торговой практике. 41. Связь и транспорт в мировом хозяйстве. 42. Международная торговая сделка и способы ее оформления. 43. Контракт купли-продажи и его структура. 44. Свободные экономические зоны. Оффшорный бизнес. 45. Свободная торговля. Дискриминация. Протекционизм. 46. Сотрудничество стран мира в разрешении глобальных проблем. 47. Проблема преодоления бедности и отсталости. 48. Продовольственная проблема. 49. Проблема ограниченности природных ресурсов. 50. Экологическая проблема. 51. Демографическая проблема. 52. Проблема устойчивого развития. 53. Проблема развития человеческого потенциала. 54. Международная экономическая безопасность. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за __20____ / __20_ учебный год В рабочую программу ОПД.Ф.08 Мировая экономика (наименование дисциплины) для специальности (ей) 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт) ( номер специальности) вносятся следующие дополнения и изменения: Дополнения и изменения внес доцент, Панеш З.А. (должность, Ф.И.О., подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экономической теории и мировой экономики (наименование кафедры) «_____» ____________ 20____г. Заведующий кафедрой ______________ Э.К. Тхакушинов (подпись) ( Ф.И.О.) |
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты | Аграрный институт Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины | ||
1. Цели и задачи учебной дисциплины, её место в учебном процессе Основная цель дисциплины – ознакомление студентов с содержанием и основными видами фасилити-менеджмента как управления инфраструктурными... | Самостоятельная работа аспирантов Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта |