«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы





Скачать 306.53 Kb.
Название«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы
страница1/4
Дата публикации20.06.2013
Размер306.53 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4
«Рассмотрено» «Утверждаю»

Методическим Директор

советом школы МОБУ СОШ № 2

г. Свободного

Амурской области

____________________ _____________________

Программа

элективного курса

Составила:

учитель географии и экономики

высшей квалификационной категории

МОБУ СОШ № 2

Колесникова

Ирина Васильевна

г. Свободный

2012 – 2013 уч. год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Критерии характеристики

программы

Варианты характеристики

учебной программы

1. Возраст учащихся

учащиеся основной и средней школы

2. Пол учащихся

смешанная группа

3. Продолжительность реализации программы

34 часа

4. Формы организации обучения

групповые занятия

5. Виды учебной деятельности

исследовательская

6. Образовательная область

Экономика

7. Способы реализации содержания программы

исследовательские и творческие программы

8. Уровни освоения программы

профессионально-ориентированный

9. Тип учебной программы

ориентационная


Пояснительная записка

Все мы живём в мире экономики. Именно экономика, т.е. хозяйственная деятельность людей, обеспечивает нас всем необходимым. Свет и тепло в доме, одежда и еда, даже обучение и развлечения – это и многое другое стало возможным в результате этой деятельности. Для того, чтобы организовать её, людям пришлось придумать множество разных способов объединения и координации своих усилий и создать массу профессий. Наша будущая жизнь будет во многом определяться тем, насколько хорошо работает экономика России, а мы сами разбираемся в её устройстве и умеем принимать верные решения.

Поэтому данный элективный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём развиваются так, а не иначе. Учащиеся совершат путешествие по миру экономики и узнают, как сегодня работают многие экономические «устройства»: деньги, торговля, банки, фирмы и многое другое. Учащиеся смогут разобраться в том, по каким законам развивается экономика, какие причины определяют поведение людей и коммерческих организаций в различных ситуациях, какие последствия для страны и её граждан может иметь экономическая политика правительства и научиться самому вести себя в мире экономики наиболее рационально. Дорога в мир экономических знаний будет не всегда простой, но интересной, потому, что разговор мы поведём о том, что волнует людей всегда и везде: Где лучше работать? Как зарабатывать больше? Как с наибольшей выгодой использовать деньги? Почему одни люди живут богаче, а другие – беднее? Как обеспечить своё будущее и будущее своих детей.

Мир экономики покажется учащим интересным, а некоторые, возможно, захотят побольше узнать о нём и в будущем даже стать экономистами. Но и для тех, кто выберет другую сферу приложения своих сил, полученные знания будут очень полезными.

В нынешним социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и др. школьными дисциплинами позволит создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. В основной общеобразовательной школе преподавание экономики как отдельного предмета Базисным учебным планом не предусмотрено. Изучение экономических вопросов включено в минимум содержания образовательных областей и учебных дисциплин («Обществоведение», «Технология», «География»), реализующих инвариантный компонент содержания образования Базисного учебного плана.

В связи с этим рекомендуется интегрированное изучение и введение модулей по экономике в курсах других школьных предметов. Интеграция экономических и правовых знаний может быть представлена такими элективными курсами: «Введение в экономику», «Основы экономики и предпринимательства», «Основы бизнеса», «Защита прав потребителя».

Программа элективного курса «Введение в экономику» содержит вопросы основ знаний по микро- и макроэкономике для учащихся общеобразовательных школ. Экономика как отрасль знаний нацелена на изучение не материально-вещественной, а общественной стороны производства, т.е. тех экономических отношений, которые возникают в процессе общественного труда и влияют на развитие производства. Элективный курс «Введение в экономику» позволит обеспечить целостность и преемственность восприятия экономических знаний обучающимися с 9 по 11 класс, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием комментариев к экономической статье, решением задач, проведением тренингов и деловых игр, моделированием и участием школьников в работе школьных и городских научно-практических конференций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:


  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи программы

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передач, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: понятия «экономика как наука» и «экономика как хозяйство»; «потребности», «ресурсы». Суть ограниченности ресурсов. Понятия «альтернативная стоимость», «собственность», «стимулы», «экономическая система». Основные вопросы экономики и различные способы их решения. Типы экономических систем. Типы (формы) собственности. Понятия: «разделение труда», «специализация», «торговля», «обмен», «сравнительное преимущество», «спрос», «эластичность спроса», «предложение». Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса, закон предложения, механизм формирования рыночных цен. Понятие «рыночное равновесие»; сущность конкуренции. Основные типы структуры рынка и особенности ценообразования на рынках разной структуры; рыночный механизм принятия решений, его достоинства и слабые стороны. Роль государства в компенсации слабых сторон рыночного механизма. Цели и функции государства в экономике. Понятия: «общественные товары и услуги», «внешние (побочные) эффекты», «доход семьи», «семейный бюджет», «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «минимальная заработная плата». Основные источники доходов семьи. Методы государственного регулирования доходов. Формы социальной поддержки малообеспеченных. Социально-экономические последствия неравенства доходов. Понятия «факторы производства», «затраты (издержки)», «выручка», «прибыль». Различие между бухгалтерской и экономической прибылью, затратами. Понятия: «государственный бюджет», «государственный долг», «дефицит государственного бюджета». Основные источники доходов и главные статьи расходов государства. Источники покрытия дефицита государственного бюджета. Функции налогов, устройство налоговой системы России, основные виды налогов. Природу и функции денег в экономике. Виды денег; понятия: «банк», «депозит», «кредит», «банковский процент». Структуру банковской системы России. Функции Центробанка России. Особенности рынка труда, формы организации оплаты труда, методы стимулирования работников. Механизм формирования заработной платы ,понятие «минимальная заработная плата». Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда. Основные права и обязанности наёмных работников и работодателей. Понятия «инфляция», «безработица»; виды безработицы, система помощи безработным и др.

Учащиеся должны уметь: Определять альтернативную стоимость на простых примерах. Принимать решения в конкретных жизненных ситуациях с учётом альтернативной стоимости; приводить примеры элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем и различных решений одних и тех же проблем экономикой централизованного и рыночного типа. Приводить примеры разных типов собственности, примеры специализации и разделения труда. Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена; читать и строить шкалу и график (кривую) спроса на конкретных примерах. Различать изменение величины спроса и изменение спроса. Проводить графический анализ изменения спроса; читать и строить шкалу и график (кривую) предложения на условных примерах. Различать изменение величины предложения и изменение предложения. Проводить графический анализ изменения предложения; находить на условных примерах равновесную цену и равновесное количество. Проводить анализ изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения. Анализировать последствия установления фиксированных цен; объяснять действия рыночного механизма на условных примерах; анализировать статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты в России и др. странах. Составлять семейный бюджет; вычислять в простых случаях производительность труда, затраты на производство, выручку; приводить примеры случаев несостоятельности рынка. Приводить примеры общественных товаров и услуг, внешних (побочных) эффектов. Меры, применяемые государством для регулирования последствий внешних эффектов и для обеспечения предложения общественных товаров и услуг. Раскрывать связь дефицита государственного бюджета с др. экономическими проблемами. Раскрывать действенность налоговой системы с дефицитом государственного бюджета. Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста общего уровня цен в стране. Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях. Объяснять, кто выигрывает, кто проигрывает от инфляции, анализировать причины различий в уровне оплаты труда. Определять влияние изменений на рынках товаров и услуг на рынок труда. Рассчитывать размер оплаты труда на простых примерах. Анализировать статистику занятости, анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям; показать выгоду от внешней торговли и международной специализации на условных и практических примерах.

Связь программы вариативного курса

с программой «Экономика»

Минимальное содержание курса « Экономика» должно быть реализовано во всех общеобразовательных учреждениях, независимо от их профиля и организационно- правовых форм собственности. Оно является основой для разработки программ, учебно-методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников. Представленное в обязательном минимуме содержание может быть включено в качестве компонента содержания образования в региональный план общеобразовательного учреждения. Но в Базисном учебном плане многих общеобразовательных учреждений России (приказ Минобразования России №322 от 9.02.1998) учебная дисциплина «Экономика» включена в образовательную область «Обществознание». Из-за отсутствия часов в инвариантной части Базисного плана обучение экономике в основной общеобразовательной школе в виде отдельного предмета рекомендуется проводить за счёт времени вариативной части плана (школьный или региональный компонент). На этой ступени общеобразовательной школы изучение экономических вопросов осуществляется в ходе преподавания курсов: «Обществознание», «География», «Технология», реализующих инвариантный компонент содержания образования Базисного учебного плана. Углубленное изучение экономики может осуществляться за счёт элективных курсов.

Состав учащихся

Данная программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для организации обучения основам экономических знаний учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ на базе учебника И.В. Липсица (в 2 ч.) и должна стать начальным этапом накопления знаний перед изучением следующего курса «Основы экономики и предпринимательства» в 11 классе.

Продолжительность обучения

34 часа

Курс может быть расширен, можно предложить учащимся тренировочные задания для самостоятельной работы, при условии, что это не будет для них большой перегрузкой.

Организация самостоятельной работы учащихся

Изучение курса «Введение в экономику» предполагает проведение самостоятельных работ учащимися под руководством и наблюдением учителя в классе, а также самостоятельное выполнение заданий учащимися на дому. Для выполнения самостоятельных работ учащимися целесообразно предложить 8- 10 занятий (часов), в соответствии с изучаемыми темами. Причём, наиболее трудные задания необходимо выполнять под руководством учителя в классе.

Оценка результатов работы по программе вариативного курса

1. Способы подведения итогов работы: создание презентаций, буклетов, публичные выступления, организация зачётов;

2. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся: тесты, решения задач, анализ предложенных ситуаций, построение графиков, схем, выполнение контрольных и творческих работ.

3. Способы диагностики удовлетворённости учащихся: диагностика личностных достижений учащихся (« Табель оценки достижений»), проведение анкетирования учащихся («Уровень удовлетворённости»), письменные отзывы о работе учителя, о преподавании курса.

4. Основные критерии оценки работ учащихся: публичные выступления на школьных и городских научно-практических конференциях; сообщения, рефераты, доклады, проекты на уроках истории, обществознания, географии; участие в олимпиадах и марафонах по экономике; выполнение экзаменационных заданий по смежным дисциплинам при сдаче ЕГЭ.

Учебно-материальная база

Занятия элективного курса будут проводиться в специализированном кабинете информатики, где имеется хорошая мультимедийная поддержка: компьютеры, возможность использования интернет-ресурсов. В школьной библиотеке имеются экономические энциклопедии и учебная литература по экономике (на каждого учащегося).

Список литературы

1. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика (лекции, упражнения, тренинги) М.,2005

2. Липсиц И.В. Экономика (в 1,2 ч.) М., Вита-Пресс, 2004, 2005

3. Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. М., Вита- Пресс, 2006

4. Макарова О., Раев В. Сборник тестов по экономике. М., 2007

5. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М., Вита-Пресс, 2005

6.Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе (методическое пособие, 9 класс) М., Вита-Пресс, 2002

7. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М., АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995

8. Справочник «100 экзаменационных ответов»

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconРабочая программа по учебному курсу «Математика» 1 класс умк «Школа России»
Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрена и рекомендована утверждаю методическим советом Директор школы Н. И. Михкельсон
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconЛитература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа разработана...
Рекомендована Утверждаю: Методическим советом школы директор мбоу сош с. Протокол №1 от 29. 08. 2013 г. А. В. Погорелов
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа разработана...
Рекомендована Утверждаю: Методическим советом школы директор мбоу сош с. Протокол №1 от 29. 08. 2013 г. А. В. Погорелов
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconБудем беречь здоровье
Рассмотрено и рекомендовано к печати научно-методическим советом средней общеобразовательной школы №28 г. Томска
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconО. С. Петрова Рассмотрено и принято
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №10 разработана Методическим...
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПрограмма спецкурса по теме: "Подготовка к гиа по русскому языку"
Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании мо от Протокол №1...
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconУтверждаю Согласовано Рассмотрено директор школы зам директора школы на заседании мо
Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования. Концепции...
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» “Согласовано” “Утверждаю” на заседании мо зам директора Директор школы
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» “Согласовано” “Утверждаю” на заседании мо зам директора Директор школы
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы icon«Утверждаю» Директор школы «05» 09. 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете №35
...
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы
«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск