Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров





Скачать 90.08 Kb.
НазваниеТеоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров
Дата публикации15.02.2015
Размер90.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

(на материалах Гомельской области)

RESEARCHES OF CONSUMER’S GOOD’S MARKET CONJUNCTURE:

A THEORETICAL AND METHODOLOGY ASPECT

(on materials of the Homel’s region)

Лопанова В.С.

Магистрант кафедры экономической теории и мировой экономики,

учреждение образования «Гомельский государственный

университет им. Ф.Скорины», г.Гомель

Научный руководитель: заведующий кафедрой экономической

теории и мировой экономики,

доктор экономических наук, профессор Сорвиров Б.В.

Аннотация. В данной работе были рассмотрены причинно-следственные факторы, обусловливающие развитие регионального потребительского рынка, а так же тенденции развития потребительского рынка региона в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики и действующие методики исследования и прогнозирования развития регионального рынка потребительских товаров. В результате чего целью работы стала разработка направлений развития действующих методик исследования потребительского рынка товаров.
Abstract. In this paper we consider cause-investigation factors cause development of the regional consumer market, as well as trends in the region consumer market under conditions of the formation social market economy, and the current research methodologies and forecasting the development of the regional’s market of consumer goods. As a result, the purpose of work was provide direction for the development of existing methods studies of the consumer’s market goods in the region.

Ключевые слова: спрос, предложение, региональный рынок, потребительские товары, маркетинговые исследования, прогнозирование, государственное регулирование, цена, качество, доход.

Keywords: demand, supply, regional market, consumer goods, market research, forecasting, government regulation, price, quality, revenue.
На этапе становления рыночных условий хозяйствования ведущую роль приобретает создание обоснованной инфраструктуры потребительского рынка, позволяющей формировать рыночные предпосылки для субъектов хозяйствования, призванные обеспечить оптимальные параметры предложения. В эффективном исследовании потребительского рынка и прогнозировании его параметров заинтересованы как властные структуры, для которых состояние потребительского рынка является следствием проводимых мероприятий по регулированию экономической деятельности субъектов хозяйствования, так и сами субъекты хозяйствования. Поэтому тематика исследования, связанная с исследованием регионального потребительского рынка и прогнозированием его развития чрезвычайно актуальна в современных условиях.

Целью научной работы является разработка направлений развития действующих методик исследования потребительского рынка товаров в регионе, что позволит обеспечить своевременную разработку и принятие эффективных управленческих решений на макро- и микроуровне [4, 6].

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач: разработать на основе изучения факторов, определяющих параметры спроса и предложения на региональном рынке потребительских товаров, алгоритм их ранжирования по степени тесноты корреляции с результирующими показателями развития данного рынка; разработать на основе сравнительного анализа действующих методик исследования потребительского рынка и практики их применения; разработать обоснованные методы прогнозирования спроса; провести исследование действующей системы государственного регулирования потребительского рынка в Республике Беларусь в контексте реализации прогнозных моделей развития рынка потребительских товаров и разработать направления совершенствования данной системы; проанализировать основные тенденции развития спроса и предложения на потребительском рынке Гомельской области и сделать прогноз спроса и потребностей на данном рынке.

Одним из наиболее важных направлений экономических исследований, связанных с информационно-методическим обеспечением процесса управления на всех уровнях, начиная с уровня государства и заканчивая субъектом хозяйствования, является исследование и обобщение тенденций развития рынка потребительских товаров.

В ходе исследования потребительского рынка конкретного региона важно определить перечень критериев и направлений, по которым будут определяться основные тенденции развития данного рынка и оцениваться сложившаяся на нем ситуация. В научно-методической литературе [1, 3, 7] приводится достаточно обширный перечень направлений изучения ситуации на региональном потребительском рынке.

Проанализировав основные тенденции развития спроса и предложения на региональном потребительском рынке, можно сделать вывод, что потребление потребительских товаров через официально учтенные каналы реализации подчиняется нескольким моделям:

1. Товары эластичного спроса, динамика физических объемов потребления которых коррелирует с коэффициентом опережения, выражающим отношение индекса цен на данную группу товаров и индекса цен на потребительские товары и услуги в целом.

2. Товары стоимостной эластичности спроса, физические объемы потребления которых коррелируют с реальными денежными доходами потребителей, а стоимостные – с коэффициентом опережения ценовых индексов.

3. Товары дуалистичного спроса, потребление которых четко дифференцируется на два отдельных сегмента: а) сегмент неэластичного спроса, представляющий собой потребление данных товаров как предметов первой необходимости; б) сегмент эластичного спроса, представляющий собой дополнительное потребление товаров, при удовлетворении потребности относящихся в связи со сложившейся структурой потребления к первой необходимости.

4. Товары неэластичного спроса, потребление которых мало коррелирует с ценой и ориентируется на существующую потребность.

Снижение темпов инфляции и банковских процентных ставок также способствует росту объемов продаж на этом рынке, так как предметы длительного пользования достаточно часто реализуются с помощью кредитования (это свойственно периоду до 2010 года, по состоянию на октябрь 2011 года ставка рефинансирования НБ РБ поднята до 35% годовых) [1].

С учетом вышеизложенного предлагается следующая методика построения многофакторных моделей, состоящая из следующих последовательных действий:

1. Расчет факторных и результирующих показателей изменения ситуации на региональном рынке. В качестве результирующих показателей могут выступать: индекс цен, рассчитанный по определённому набору товаров; изменение объёмов и структуры платёжеспособного покупательского спроса; изменение объёмов и структуры продаж.

2. Ранжирование объектов анализа по каждому из результирующих показателей, а также итоговое ранжирование по результирующим показателям, причем итоговый ранг каждого объекта определяется исходя из суммы рангов по всем результирующим показателям.

3. Ранжирование объектов анализа по каждому из факторных показателей на отчётную дату.

4. Определение факторных показателей, наиболее тесно коррелирующих с результирующими показателями.

5. Определение весовых коэффициентов для каждого из выбранных показателей. Весовой коэффициент состоит из двух множителей. Первый множитель определяется необходимостью приведения показателей к единому масштабу. Для этого нормативное или принимаемое за оптимальное значение одного из коэффициентов принимаем за единицу, а затем делим нормативное значение этого принятого за единицу показателя на нормативные значения иных показателей для определения весовых коэффициентов.
Итогом расчётов является построение единого комплексного показателя оценки влияния факторов на конъюнктуру регионального потребительского рынка, который традиционно именуется Z-счетом.

В нашем примере интегральный показатель (Z-счет) будет иметь вид:

Z = 0,21Х1 + 0,77Х2 + 1,35Х3 + 0,25Х4, (1.1)

где Х1 – темп роста ВВП;

Х2 – масштабы дотаций субъектам хозяйствования;

Х3 – рентабельность субъектов хозяйствования;

Х4 – темпы роста реально-располагаемых доходов населения.

Данные анализа факторов, определяющих изменение конъюнктуры потребительского рынка Гомельской области, позволяют сделать следующие выводы:

1. Финансовые результаты субъектов хозяйствования оказывают более весомое влияние на состояние потребительского рынка, чем валовые показатели производства продукции.

2. Создание льгот субъектам хозяйствование оказывает ярко выраженное негативное воздействие на состояние потребительского рынка.

3. Темпы роста реально-располагаемых доходов населения существенно отличаются от официальных, о чём свидетельствует относительно низкий уровень корреляции данного показателя с конъюнктурой потребительского рынка.


Прогнозирование спроса на рынке потребительских товаров гомельской области

Сделаем прогноз основных параметров спроса и потребностей по Гомельской области, руководствуясь предлагаемой нами методикой прогнозирования спроса.

1. Отбор факторов, оказывающих влияние на потребительский спрос. Принимая в качестве экспертов тех авторов, которые исследовали проблему прогнозирования потребительского спроса, и, обобщая результаты их изысканий, можно получить комплексную матрицу факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса.

2. Построение иерархии факторов. Корреляционно-регрессионный анализ, позволил выделить следующие факторы, оказывающие определяющее влияние на состояние рынка: динамика демографических показателей; динамика реально располагаемых доходов населения; склонность к сбережению; изменения в области внешнеэкономической политики; динамика валютных курсов; потребительские предложения.

3. Определение точек, в которых происходит изменение характера зависимости между факторными и результирующими показателями. Рассмотрим характер взаимодействия факторов, являющихся лидерами корреляции, с параметрами потребительского рынка.

4. Формализация зависимости между факторами и результирующими показателями на отрезках между качественными точками. Рассмотрим количественную зависимость между параметрами потребительского рынка Гомельской области и факторами, которые будут предопределять их динамику в краткосрочной перспективе.

5. Оценка направленности изменения факторов в прогнозируемом периоде. В ближайшее время динамика демографических показателей будет по-прежнему характеризоваться снижением общей численности населения, повышением удельного веса населения в трудоспособном возрасте и уровня урбанизации.

6. Прогноз количественной динамики факторов. С учетом параметров программ развития Гомельской области, можно выделить следующие параметры изменения факторов. Результаты расчётов, основанные на предлагаемой нами методике прогнозирования спроса, позволяют сделать прогноз спроса на основные товары потребительского рынка Гомельской области.

Совершенствование методики прогнозирования параметров спроса на потребительские товары позволяет существенно повысить эффективность принятия управленческих решений на макро- и микроуровне. В частности, повышение эффективности прогнозирования спроса позволяет на уровне государственных структур принимать решения в сфере стимулирования предложения тех или иных товаров, а также в области развития инфраструктуры рынка потребительских товаров.

Можно сделать следующий прогноз в отношении потребностей и спроса на потребительском рынке Гомельской области: возрастет потребность в жилье и жилищно-коммунальных услугах в городах при стабильном количестве потребителей; с ростом информации и объемов рекламы будет расти и потребность в новейших предметах длительного пользования и коммуникационных услугах; в силу количественного роста рыночного сегмента старшего возраста и некоторого роста склонности к сбережению слоев населения с невысокими доходами спрос на продовольственные товары первой необходимости останется стабильным; умеренными темпами будет расти спрос на высокосортные продукты питания, фрукты и кондитерские изделия, причем рост спроса будет на 2-3% ниже роста доходов; спрос на алкогольные напитки и табачные изделия также будет иметь тенденцию к росту; спрос на бытовую электронику и подержанные автомобили, а также недвижимость и стройматериалы, будет опережать темпы роста доходов, поскольку покупки будут осуществляться с привлечением сбережений и кредитов; спрос на одежду, обувь, изделия бытовой химии стабилизируется в количественном отношении, при этом произойдет его реструктуризация за счет роста покупок продукции среднего качественного и ценового диапазона; спрос на жилье на первичном рынке, предметы роскоши, туристические услуги и дорогие непродовольственные товары, а также услуги сферы развлечений будут иметь тенденцию к стагнации в силу сокращения сегмента неофициальных доходов и снижения темпов роста реально располагаемых доходов.
Литература

  1. Грубер, Ф. Эконометрия: В 2 т. / Ф. Груббер. – Киев : Нiчлава, 1999. – Т. 2: Эконометрические прогнозные и оптимизационные модели. – 1999. – 308 с.

  2. Карпов, В. Маркетинговое исследование рынка: динамика спроса и предложения (материалы к лекции) / В. Карпов // Маркетинг в России и за рубежом. – 1994. – № 4. – С. 60–72.

  3. Ковалев, А. И. Маркетинговый анализ / А. И. Ковалев, В. В. Войленко. – М. : Центр экономики и маркетинга. – Изд. 2-е, перераб. и доп., 2000. – 256 с.

  4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. // М-во экон. Респ. Беларусь, 2011. – URL : http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001251_290081_NSUR2020.doc, дата обращения 25. 03. 2011.

  5. Официальная статистика. Годовые данные. Республика Беларусь в цифрах, 1995–2010 гг. // Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2011. – URL : http://www.belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php, дата обращения 26. 03. 2011.

  6. Регион: проблемы планирования и управления / Под ред. А.С. Новоселова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. – 247 с.

  7. Республика Беларусь 2010 : стат. ежегодник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь ; редкол. : В.И. Зиновский (пред.) и др. – Мн. : Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2010. – 582 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconМетодические указания по подготовке и написанию курсовой работы по...
Целью работы является приобретение будущими специалистами необходимых для практической деятельности знаний по товароведению и экспертизе...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconПрограмма дисциплины маркетинг составлена Высшей
Целью курса является получение знаний и развитие навыков планирования маркетинга, проведения маркетинговых исследований, изучения...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconОрганизационно-методические основы повышения качества обслуживания...
...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconНаучно-методические основы развития системы региональных транспортно-логистических...
Работа выполнена на кафедре «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет)...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Товароведение непродовольственных товаров, Идентификация и фальсификация потребительских товаров
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconРабочая программа по дисциплине Иностранный язык(немецкий) по специальности...
Рабочая программа составлена на основании гос спо и учебного плана специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconРабочая программа по дисциплине Иностранный язык(немецкий) по специальности...
Рабочая программа составлена на основании гос спо и учебного плана специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconИнформационное обеспечение маркетинговых исследований
Сша на рубеже XIX хх столетий. В основу концепции маркетинга были положены идеи удовлетворения нужд потребителей. Появление данной...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconАннотация учебной дисциплины «Основы финансовых рынков и рынка ценных бумаг»
«Основы финансовых рынков и рынка ценных бумаг» определяет понятие рынка ценных бумаг, углубляет знания слушателя о его инструментах...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров icon1. Теоретико-методологические основы исследования позиционирования бренда
Специфика стратегии позиционирования бренда компании ХХХ как pr-инструментарий 10
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconДисциплина: «Основы товароведения потребительских товаров» Группа
Экономичность, надежность и долговечность дизелей в значительной мере oпределяются качеством процессов, идущих в цилиндрах. Обеспечение...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconУчебно-методический комплекс по дисциплине товароведение, экспертиза и стандартизация
Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в областях теоретической метрологии, стандартизации и...
Теоретико-методические основы исследования конъюнктуры рынков потребительских товаров iconПаспорт Основной профессиональной образовательной программы по специальности...
Основной профессиональной образовательной программы по специальности 100801 (38. 02. 05) Товароведение и экспертиза качества потребительских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск