Современная конкуренция и конкурентоспособность





НазваниеСовременная конкуренция и конкурентоспособность
страница1/26
Дата публикации23.02.2015
Размер4.05 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Современная конкуренция и конкурентоспособность

Студент группы 5-ЭФМи-4: Акмалов Р.Р.
Научный руководитель: ст.пр. Яримака С.К.

Университет машиностроения,

Институт экономики и управления,

Кафедра « Менеджмент»

mim@mami.ru, +7(495)644-16-73
«Не надо участвовать в забеге с конкурентами.

Надо ставить свой забег и бежать в одиночку».

Том Питерс
Аннотация. В написанной статье, рассказывается об основных аспектах конкуренции и конкурентоспособности. Считаю, эту тему наиболее интересной для современного общества.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, рынок, организация, товар.
Актуальность этой публикации заключается в том, что каждый человек, сталкиваясь в повседневной жизни с конкуренцией, не всегда может её заметить и распознать. В связи с этим, считаю необходимым рассмотреть эту тему подробнее.

Итак, конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и после торговое обслуживание покупателей.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наиболее важная область соперничества производителей — рынки сбыта и потребления. Например, потеря доли рынка, как правило, влечет за собой снижение нормы прибыли. Недооценка конкурента в борьбе за потребителя приводила даже крупнейшие компании к значительным потерям, а иногда и к кризисам.

Конкуренция приобретает все более широкий международный характер, появляются новые формы и методы конкурентной борьбы, например, получает развитие неценовая конкуренция, основанная на предложении новых, более совершенных товаров, более разнообразных сопутствующих услуг, использовании более широкой и изобретательной рекламы; активизирующее воздействие оказывает научно-технический прогресс. На современном этапе развития капитализма все это придает конкуренции особую остроту.

Повышается роль конкуренции и в инвестиционной деятельности. Здесь важную роль будет играть антимонопольная экспертиза крупных инвестиционных проектов. Конкуренция, направленная на удержание рыночных позиций и получение сверхприбыли, будет все больше вытесняться соперничеством, которое связывает успех предприятия и объединения, прежде всего с внедрением нововведений, поиском новых рыночных ниш, умелой адаптацией к меняющейся экономической среде. Высокое качество и быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции становятся в условиях рыночной экономики важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий независимо от форм собственности.

Анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов — важнейший этап проведения исследования конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегии наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта.

Прогноз поведения конкурентов строится на основе учета таких факторов, как: размер, темпы роста прибыльности предприятия конкурента, его рыночная доля, возможные варианты выхода на рынок или дальнейшее расширение рыночной доли и пр.

Важным направлением маркетингового анализа является анализ конкурентной позиции предприятия (организации). Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде или превышение прибыльности в краткосрочном периоде по сравнению со среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса.

В общем виде конкурентоспособность — это эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Для обеспечения конкурентоспособности организации необходимо наращивать конкурентный потенциал, который означает потенциальную возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать стратегическую конкурентоспособность. Этот показатель определяется совокупностью параметров, характеризующих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке, удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточную рентабельность, финансовую устойчивость в перспективе.

Под конкурентоспособностью товара понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Другими словами, конкурентоспособность товара — вероятность продать товар в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов.

Конкуренция лежит в сердце успеха или провала компаний. Конкуренция определяет приемлемость тех видов деятельности компании, которые могут способствовать эффективности ее деятельности, в частности, это инновации, введение и поддержание «объединяющей (связующей)» культуры, или надлежащее исполнение. Конкурентная стратегия — это поиск наиболее благоприятной конкурентной позиции в отрасли деятельности, основная арена, на которой происходит конкуренция.

Конкурентная стратегия направлена на построение прибыльного и устойчивого положения компании перед лицом сил, которые определяют уровень и остроту конкуренции в отрасли.

Вывод

В заключение хотелось бы отметить, что современный рынок нельзя представить без конкуренции.
Литература

1. Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.
2. Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010)
3. Ворачек X. О состоянии "теории маркетинга услуг" //Проблемы теории и практики управления.

Интернет ресурсы:
1. Свободная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org/
2. http://www.center-yf.ru/data/economy/Konkurenciya.php
3. http://knowledge.allbest.ru/economy.html
4. Конкуренция в бизнесе. Сайт http://money-job.ru/


Совершенствование учебного планирования в интересах повышения конкурентоспособности выпускника Университета машиностроения (МАМИ)
К.э.н.. доцент Аленина Е.Э.,

к.э.н., доцент Сендеров В.Л.

Университет машиностроения,

Институт экономики и управления,

Кафедра « Менеджмент»

mim@mami.ru, +7(495)644-16-73

Аннотация: Данная статья посвящена совершенствованию учебного планирования в интересах повышения конкурентоспособности выпускника путем внедрения в процесс высшего профессионального образования, в его вариативную часть, нового курса «Управление карьерным развитием».

Ключевые слова: показатель, трудоустройство, программа, карьерное развитие, стратегическое планирование, управление изменениями.
В 2013 году в состав показателей мониторинга подведомственных Министерству образования и науки вузов и филиалов включен новый, шестой показатель для оценки трудоустройства выпускников (удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения в вузе, в общем числе выпускников) дифференцированного по каждому федеральному округу Российской Федерации, что обуславливает необходимость управления этим показателем в процессе высшего профессионального образования.

Ключевым элементом в организационно-технологических основах управления этим показателем по заданному порогу чувствительности является внедрение и реализация в практику профессионального образования независимо от направления подготовки курса «Управление карьерным развитием», состоящий из 2-ух модулей: 1-й модуль – «Стратегическое планирование карьерного развития» и сопряженные вспомогательные программы, формирующие понимание круга вопросов, необходимого для качественного восприятия модуля, 2-й модуль – «Управление изменениями в интересах карьерного развития» и сопряженные вспомогательные программы, также формирующие понимание круга вопросов, необходимого для качественного восприятия модуля.

Реализовывать программные модули предполагается в вариативной части Учебного плана.

Один из вариантов программных тем по модулю 1 приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Программные темы

1. Оценка эффективности работы персонала

2. Методы работы организации на рынке труда по набору персонала

3. PR личности и бренд организации работодателя

4. Оценивание организации в интересах карьерного развития

5. Разработка стратегических плановых заданий в интересах карьерного развития

Вспомогательные программы, формирующие понимание определенного круга вопросов, необходимого для качественного восприятия модуля «Стратегическое планирование карьерного развития»; практические занятия и организационно-аналитические мероприятия

Мероприятие 1

Карьерная диагностика для установления первоначального статуса и мотивационных ожиданий на базе программного продукта «Профкарьера-2», специального тестирования с использованием институционального подхода к проведению подобных исследований.

Вспомогательная программа 1

1.1. по экономике организации

1.2. по основам менеджмента

1.3. по экономической безопасности организации и личности

Вспомогательная программа 2

2.1. по психологии профессионального ориентирования

Практическое занятие 1

Исследование функциональных профессиональных обязанностей методом формализованной самофотографии труда по специальной методике по учебным и «фронтовым» целевым ориентирам.

Практическое занятие 2

Обеспечение личной информационной безопасности

Практическое занятие 3

Составление исходной информационной базы для оценивания организации в интересах карьерного развития

Практическое занятие 4

Правила ведения личного архива и документационное оформление плановых решений

Мероприятие 2.

Мониторинг карьерного поведения в течении всего периода, на базе аналитического мониторингового комплекса «Scientific SuperVisior»(мониторинг карьерного поведения)

Мероприятие 3

Карьерные экскурсии, карьерные стажировки, карьерный туризм, организация временной занятости и учебных рабочих мест в интересах карьерного развития (проводятся в определенной конфигурации в рамках отведенного программой времени или в другой конфигурации за пределами отведенного программой времени в интересах разработки стратегических плановых заданий карьерного развития)

Практическое занятие 5

Разработка стратегического планового решения по выбору карьерных направлений развития.

Зачет

Проводится комбинированно по: результатам мониторинга карьерного поведения, ответам на зачетные вопросы, результатам экспертизы стратегических плановых заданий по выбору карьерного направления развития и совместной оценке качества усвоения вышеуказанного курса (степени полезности).


Конфигурации вспомогательных программ и сопряженных с программными темами мероприятий (кроме базовых 1,2) определяются по результатам мероприятия 1.

Полномасштабное внедрение курса «Управление карьерным развитием» в процесс среднего (общего) и высшего профессионального образования позволяет обоснованно ожидать повышение конкурентоспособности выпускников Университета на рынке труда за счет применения активных специализированных знаний в трудоустройстве; разработка и принятия эффективных управленческих решений в интересах карьерного развития как результат объединения усилий со стороны студента по фактору эффективности трудоустройства и менеджмента Университета (повышение мотивационной составляющей по фактору качества обучения)

Иностранные инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности фирм машиностроительной отрасли.

Студентка Группы Э-43 Асташова Е.Ю.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Семенова В.В.

Университет машиностроения,

Институт экономики и управления,

Кафедра « Менеджмент»

Кафедра « экономика и организация производства»

mim@mami.ru, +7(495)644-16-73

Аннотация. В статье проводится исследование динамики иностранных инвестиций в РФ, влияние инвестиционного сотрудничества на конкурентоспособность машиностроительных предприятий и делаются выводы о сложившейся ситуации. Раскрываются факторы, влияющие на снижение объемов иностранных инвестиций. Предлагаются меры, по повышению конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий и по увеличению поступающих инвестиций со стороны иностранных партнеров.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, иностранные инвестиции, машиностроительное предприятие, конкурентоспособность, международное сотрудничество.
International investment cooperation as factor of increase of competitiveness of firms of machine-building branch.

Astashova Ekaterina Yurevna

Moscow State Machine-building University (MAMI)

Annotation. In article research of dynamics of foreign investments into the Russian Federation, influence of investment cooperation on competitiveness of machine-building enterprises is conducted and conclusions about current situation are drawn. The factors influencing decrease in volumes of foreign investments reveal. Measures, on increase of competitiveness of domestic machine-building enterprises and for increase in arriving investments are offered from foreign investors.

Keywords: investment activity, foreign investments, machine-building enterprise, competitiveness, international cooperation, credits, portfolio investments.
Актуальность темы исследования. Выделяется целый ряд «болевых точек» и проблемных факторов повышения конкурентоспособности в инвестиционной среде. Развитие рынка инвестиций сложный процесс, реализация которого нуждается в соответствующей смысловой основе.

Уровень развития любого машиностроительного комплекса, а тем более такого капиталоемкого и ресурсоемкого, во многом зависит от умелой реализации инвестиционной политики.

В сложившейся ситуации для решения проблем по регулированию роста государственной экономики с целью международного инвестиционного сотрудничества, с учетом направлений развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправного слияния стран в мировую экономику перед странами стоят следующие основные цели:

- повышение конкурентоспособности экспортной продукции и экономики в целом;

- сохранение позиций на мировых товарных рынках, а также последующее увеличение экспорта готовых изделий и услуг;

- обеспечение равных условий доступа товаров и услуг на международные рынки;

- исполнение таможенно-тарифной политики, помогающей создавать благоприятные условия для расширения общенационального производства и повышения его конкурентоспособности, не осложняющей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.

Выбор и использование приемлемых для предприятий машиностроения инструментов инвестиционной деятельности требует изучения фундаментальных теоретических и практических моментов взаимосвязи инвестиционной политики предприятия с государственными региональными программами повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса, вовлечения инвестиций в промышленность, с приспособлением к условиям функционирования финансового рынка.

В России одной из проблем развития рыночных отношений является определение стратегии инвестиционной деятельности машиностроительного предприятия. Существенное сокращение у предприятий собственных инвестиционных средств не обеспечивает необходимые объемы воспроизводства и фирмы не могут создать климат для конкурентной борьбы. Поэтому необходимо создание удобного инвестиционного климата в машиностроительной отрасли.

Для преодоления этих трудностей необходимо сфокусироваться на создании прочного макроэкономического климата, в которое входит снижение инфляции, поддержка частного сектора и минимизация воздействия на экономику экономического кризиса. Необходимо стабилизировать и упрочить российскую экономику, повысить конкурентоспособность отечественных машиностроительных предприятий, поощряя сотрудничество российских и иностранных компаний.

Потребность увеличения инвестирования именно в машиностроение объясняется тем, что только машиностроение преимущественно образовывает так называемую добавленную стоимость, источник финансовых ресурсов для развития той же машиностроительной отрасли, как с позиций модернизации, так и в целях повышения конкурентоспособности.

Степень конкурентоспособности российской машиностроительной отрасли в целом невысок. Лишь около 6% ее продукции могут конкурировать на мировых рынках, а в состоянии катализации процессов глобализации конкурентоспособность на мировых рынках представляет собой залог стабильного состояния страны в мировой экономике. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции весьма мала, равняясь лишь нескольким десятым доли процента. Основной проблемой конкурентоспособности российской машино-технической продукции является ее расхождение с международными техническими стандартами, что стало причиной технической несопоставимости и неконкурентоспособности на внешних рынках основной массы готовых изделий. Однако отечественный машиностроительный комплекс по-прежнему располагает крайне важным в современных условиях конкурентным правом - наличием уникальных ведущих технологий, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и традицию российской научно-технической мысли.

Поэтому для развития роли России в мировой экономике необходимо скорректировать, для начала, макроэкономическую политику, а затем на новой основе складывать внешнеэкономическую стратегию. Мирохозяйственные положения любой страны определяются первоочередно ее конкурентоспособностью. Для России, явно отставшей от мировых лидеров, цель повышения конкурентоспособности на всех ступенях, а особенно высокотехнологичных товаров машиностроительного комплекса становится первостепенной.

Следовательно, целью настоящей работы является поиск характера повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в машиностроительном комплексе России, что является гарантом повышения конкурентоспособности продукции комплекса и станы в целом.

Чтобы изобразить общую конкурентную позицию машиностроительной отрасли как комплекса, значительно влияющего на национальную экономику, прежде следует представить позиции России в мировой конкурентоспособности. Рост экономики страны, отвечающий международным пропорциям и способный создать ей авторитетные позиции на мировой арене, исключен только за счет внутренних инвестиций. Вследствие этого возникает вопрос оценки позиций России не только в рейтингах конкурентоспособности, но и определение ее положения на международном рынке инвестиций.

Гарантия конкурентоспособности продукции допускает необходимость ее количественной оценки. Фактически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы обеспечивала принципы формирования подходящего товарного рынка и основные тенденции научно-технического прогресса.

Повышение конкурентоспособности подотраслей, а соответственно и экспортного потенциала отечественного машиностроения невозможно без привлечения в отрасль крупных инвестиций, а их в свою очередь проблематично привлечь при нынешнем уровне инвестиционной привлекательности предприятий машиностроительного комплекса. К сожалению, рентабельность подотраслей машиностроения в 12,5% сегодня не заинтересовывает ни иностранных, ни национальных инвесторов вкладывать свой капитал, так как отдачу они получат только через 10 лет. Инвестирование же нефтяного сектора при рентабельности в 35-80% окупается уже через 3 года.

Спад производства объясняется спадом спроса на оборудование. Свободных средств на предприятиях не хватает, так как смена оборудования сопряжена с огромными капитальными затратами. Фактором снижения объемов производства является устаревающий парк оборудования на предприятиях машиностроительного комплекса.

Инвесторы стремятся свести риск неполучения доходов к минимуму и желают работать в благоприятном климате и более открытой отчетности предприятий.

Россия выступает на мировой экономической сцене экспортером сырьевых ресурсов и продуктов и импортером иностранной высокотехнологичной продукции и услуг. Такая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие иностранные инвесторы в первую очередь готовы напрямую вкладывать ресурсы в машиностроительные предприятия России, невзирая на высокие риски и неблагоприятный инвестиционный климат.

При этом все группы инвесторов фактически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в тяжелом экономическом положении. Инвесторов пугает низкая рентабельность и надобность долгосрочных инвестиционных программ по технологическому перевооружению, высокая конкуренция производителей со стабильной экономикой, отсутствие частной собственности на землю.

Имеет место территориальная неравномерность распределения инвестиций. Огромная доля иностранных инвестиций идет в регионы с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и высоким спросом на продукцию.

Стимулирование инвестиционной деятельности определяет приоритетные направления качественного и устойчивого развития предприятия.

Ведущий фактор инвестирования – выбор компании-инвестора, от которой зависит успех соотношения расходов и доходов, процент прибыли и скорость возврата капитала. Инвестирование требует, чтобы фирма, нуждающаяся в финансовых вливаниях, была конкурентоспособной, сильной в своей специализации, признательной среди партнеров и востребованной среди клиентов, что обеспечит самоокупаемость, стабильность дохода, а также предоставляла необходимый реальному и потенциальному потребителю качественный товар (услугу).

Замкнутый круг: предприятия нуждаются в финансировании, чтобы сменить устаревшее оборудование, а инвесторов привлекает уже налаженное производство и гарантированное возвращение заемных средств.

Главным направлением выхода России из экономического кризиса является стимуляция инвестиционной деятельности. Условием стимуляции инвестиционной деятельности является формирование подходящего инвестиционного климата. Это полагает необходимость создания налогового режима, содействующего инвестиционному росту, расширение и совершенствование правовой базы, развитие инвестиционной инфраструктуры, осуществление мер по формированию сильной банковской системы. Задачами реформирования экономики являются рекомбинация ресурсов из устаревших производств в технологические системы нового технического уклада, модернизацию экономики, концентрацию ресурсов в точках его роста, повышение конкурентоспособности.

Иностранный капитал играет роль катализатора лишь в нескольких секторах промышленного производства, ориентированных первоочередно на зарубежный спрос. Добиться увеличения прямых иностранных вложений можно путем разработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Эта программа должна учитывать:

- создание действующей системы льгот для зарубежных инвесторов;

- разделение собственности между хозяйствующими субъектами;

- создание стабильного экономического законодательства;

- снижение налогов и упрощение структуры налогов;

- введение частной собственности на земельные участки.

Вывод

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику требует значительных творческих и координационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий. Эти усилия должны быть направлены на:

- усовершенствование общего инвестиционного климата России, регулирование экономической и законодательной ситуации и разработку эффективного экономического законодательства;

- организацию действенного рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.

Литература

1. Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.2008 №58-ФЗ).

2. Санин Н.В. Инвестиционная политика предприятий в современных условиях // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 74. М: Изд-во: МосГУ, 2006.

3. Губайдуллина, Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация / Ф.Губайдуллина // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №2. - С.89-94.

4. Воронова Т. Конкурентные позиции России на мировом рынке инвестиций// Экономист. – 2003. - №9. – c. 38-44.

5. Спиридонов О.В. Машиностроительные предприятия: производственная реструктуризация на основе технологической специализации//Наука и промышленность России. – 2003. - №2-3. – c. 4-9.
Автоматическая идентификация как инструмент повышения конкурентоспособности

Аспирант: Бойко Б.А.

Научный руководитель:. Секерин В.Д.

Университет машиностроения,

Институт экономики и управления,

Кафедра « экономика и организация производства»

Аннотация. В статье обсуждаются современные направления развития инструментов повышения конкурентоспособности предприятия, их связь с распространением систем автоматической идентификации. Выявляется возможность использования технологий радиочастотной идентификации в сопровождении материальных потоков информационными на большинстве этапах цепей поставок. Автоматическая идентификация рассматривается как основа для исследования и оптимизации большинства бизнес-процессов организации, внутренней среды и отношений с предприятиями-партнерами на всех этапах жизненного цикла производимого продукта.

Ключевые слова: конкурентоспособность, автоматическая идентификация, радиочастотная идентификация, цепи поставок.

Post-graduate student Boiko B.A.,

Scientific adviser: Dr. Sc, Prof., Sekerin V.D.,

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI),

Institute of Economics and Management,

Department of Economics and Industrial Management

The article discusses some modern tools that can be used to improve the competitive capacity of the company. Radio-frequency identification is one of these tools, capable of providing the informational support for all the material flows of the company throughout its supply chain. Automated identification can be used to research and optimize the majority of organizational business-processes on every stage of product lifecycle, internal environment of the company and its relations with partners.

Keywords: competitive ability, automated identification, radio-frequency identification, supply chains.

Научно-технический прогресс и рост уровня информатизации предъявляют повышенные требования к менеджменту. Потребность в быстром реагировании на изменения во внутренней и внешней среде подвигает руководство к поискам современных конкурентоспособных инструментов управления. Сравнительные преимущества национальных экономик, такие как благоприятные географические, климатические, инфраструктурные и другие факторы, не вечны и невоспроизводимы. Постиндустриальное общество открывает перед предприятиями новые факторы конкурентоспособности, основанные на достижениях науки и инновациях. Подобные преимущества динамичны и не могут подвергаться временным или количественным ограничениям.

Применяя современные инновационные системы, предприятие может достичь успеха не только за счет снижения себестоимости производимой продукции, но и более полного ее соответствия требованиям, предъявляемым потребителями [4]. Одно из ключевых направлений повышения конкурентоспособности в современных условиях - оптимизация логистического комплекса предприятия. Определение современной логистики можно сформулировать как совокупность теоретических и практических знаний, умений, навыков, применяемых в структуре мероприятий, направленных на планирование, управление и контроль над процессами движения материальных и нематериальных ценностей, интегрирование деятельности всех включенных в эту сферу организаций и структур [5].

В настоящее время, многие отечественные предприятия используют систему бережливого производства в реализации стратегии повышения конкурентоспособности. Среди прочих, ее внедряют такие компании, как ОАК, РУСАЛ, "Группа ГАЗ", "Пермские моторы", Иркутэнерго, "Камкабель", "Мотовилихинские заводы", Самарский, Нижнетагильский и Западно-Сибирские металлургические комбинаты, "Авиационные редуктора и трансмиссии" [3]. Внедрение системы бережливого производства в соединении с бережливыми управлением и логистикой позволяют сформировать на предприятии процессный подход, охватывающий все этапы жизненного цикла производимой продукции.

Эффект от использования принципов «бережливого производства» для большинства отраслей достигается за счет [6]:

  • сокращения запасов сырья, материалов и инструмента, сокращения длительности производственного цикла, затрат на транспорт;

  • увеличения выпуска готовой продукции и коэффициента полезного использования техники;

  • высвобождения производственных и складских площадей и упрощения схемы документооборота.


Внедряя такие инструменты повышения конкурентоспособности, как "бережливое производство", WMS (Warehouse Management System) и ERP (Enterprise Resource Planning), следует подчеркнуть их способность проявлять синергизм с имеющимися на предприятии информационными системами.

Автоматическая идентификация, осуществляемая на базе RFID (Radio Frequency IDentification), применяется для бесконтактного распознавания объектов. Данные считываются с идентификатора - RFID-метки, при этом задействуется радиочастотный канал связи [7]. Системы автоматической идентификации могут использоваться в целях формирования информационных потоков, сопровождающих материальные на большинстве ступеней создания ценности - в основных и вспомогательных бизнес-процессах, на стадиях изготовления, эксплуатации и утилизации продукции, во внутренней среде предприятия.

Информационная система может сопоставить фактические показатели с запланированными, сформировать наглядный отчет для соответствующих сотрудников, а в случае возникновения отклонений - оповестить ответственных лиц или отреагировать на изменения согласно своей программе. Автоматическая идентификация в составе информационных систем предприятия обеспечивает возможность полного контроля над тем, кто и как расходует ресурсы, и позволяет выявить ключевые источники потерь, обеспечить экономию. Примером создания глобального логистического проекта, связанного с внедрением систем автоматической радиочастотной идентификации, служит подписание группой "Сумма" соглашения о сотрудничестве с организацией GS1 Россия, предмет которого - стандартизация RFID в России в целях улучшения работы логистических и транспортных цепочек. Реализация проекта позволит сократить время, затрачиваемое на обработку грузов, существенно ускорит прохождение таможни [2]. Подобные изменения отразятся на конкурентоспособности ряда отечественных предприятий.

Системный подход в области управления цепями поставок (SCM, Supply Chain Management) основывается на их представлении в качестве единого целого, управления всем товарным потоком от поставщика до конечного потребителя. Ключевым аспектом является создание индивидуальных источников ценности для каждого покупателя, приводящее к удовлетворению его потребностей. В рамках единой цепи поставок, фирмы-партнеры осуществляют взаимный обмен информацией, интеграцию бизнес-процессов, формируют единые цели при обслуживании потребителей. Следует отметить, что решение подобных задач без использования современных информационных систем практически невозможно.

Одним из сравнительно новых инструментов в области повышения конкурентоспособности является PRM (Partner Relationship Management - управление отношениями с партнерами), помогающий повысить эффективность цепи поставок за счет оперативного ознакомления партнеров с новыми инициативами, распространения информации, возможности формировать статистические отчеты. Внедрение информационных технологий в пределах цепи поставок позволяет [1]:

  • сократить общие затраты;

  • использовать данные о потребностях конечных покупателей при оптимизации ассортимента продукции;

  • повысить уровень обслуживания (как конечного потребителя, так и предприятий-партнеров);

  • оптимизировать число торговых посредников.


Вывод

Общий рост уровня информатизации и технологический прогресс создают основу для использования принципиально новых инструментов повышения конкурентоспособности предприятия. Достижение конкурентных преимуществ за счет использования ограниченных природных ресурсов, временных благоприятных условий, подразумевающих возможность исчерпания или копирования потенциальными конкурентами, отходит на второй план, уступая место преимуществам, связанным с научными открытиями и современными технологиями. Автоматическая идентификация позволяет оптимизировать основные бизнес-процессы, обеспечивать сопровождение материальных потоков информационными, реализовать концепции "бережливого производства", "бережливого управления" и "бережливой логистики", внедрения систем WMS, ERP и SCM.
Литература

  1. Бураков В.И. Взаимодействие логистических и маркетинговых технологий в управлении бизнес-процессами // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 2. С. 62-66.

  2. Группа «Сумма» будет развивать технологии RFID в России // Группа «Сумма» [Summa Group]. Дата опубликования 7 сентября 2012. - http://www.summagroup.ru/press/news/81/view/
  3. Клименко Т. Модели управленческих компетенций в реализации стратегии повышения конкурентоспособности промышленности на принципах бережливой логистики // Логистика. 2010. № 2. С. 37-40.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современная конкуренция и конкурентоспособность iconПрограмма дисциплины «Конкуренция и конкурентоспособность международных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconКонкуренция важный аспект развития экономики
Изучив презентацию по теме «Конкуренция» составить конспект ответив на следующие вопросы
Современная конкуренция и конкурентоспособность icon1. Конкурентоспособность и конкурентное поведение
Домашняя работа по дисциплине «Конкурентоспособность и конкурентные преимущества»
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconКафедра Уголовного Права и Процесса квалификация преступлений и конкуренция...
«конкуренция уголовно-правовых норм» в правоприменительной деятельности практически не используется, наукой уголовного права уделяется...
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconФгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Кафедра банковского дела банковская конкуренция
Банковская конкуренция: методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300....
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconАктуальна потому, что одним из сущностных признаков рынка является...
«Конкуренция и монополия в постсоциалистической экономике России» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconРеферат по теме: «Конкуренция и монополия в современной экономике...
«Конкуренция и монополия в современной экономике применительно к атомной промышленности»
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconРабочая программа по дисциплине «конкурентоспособность товаров и...
Рабочая программа дисциплины «Конкурентоспособность товаров и фирм» цикла дс составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconЛештаев Валерий Иванович. Перестройка в Космосе и на Земле. Lib ru/Современная литература
Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь] Оставить комментарий
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconГеография -1часть Современная иллюстрированная энциклопедия Главный...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconПрограмма дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность...
...
Современная конкуренция и конкурентоспособность icon«Влияние информационных технологий на конкурентоспособность организации (предприятия)»
Влияние информационных технологий на конкурентоспособность организации (предприятия) 7
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов направления 031000. 62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconРеферат Ключевые слова: соя, люпин, белок, жир, углеводы, макроэлеиенты,...
Ключевые слова: соя, люпин, белок, жир, углеводы, макроэлеиенты, микроэлементы, аминокислоты, пищевая ценность, конкурентоспособность,...
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Факультативый...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов одо и озо специальности 030601. 65 Журналистика. Тюмень, 2008....
Современная конкуренция и конкурентоспособность iconКонкуренция на страховом рынке европейского союза
Московского государственного института международных отношений (Университета) мид россии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск