Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа)





Скачать 311.72 Kb.
НазваниеКхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа)
страница1/3
Дата публикации24.04.2015
Размер311.72 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Чхыат Кхунлип

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОРОЛЕВСТВА КАМБОДЖА)


Специальность: 08.00.14 – мировая экономика


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов – на – Дону - 2007

Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»


Научный руководитель:

Официальные оппоненты:
Ведущая организация:

Кандидат экономических наук,

профессор Заикин Владимир Петрович
Доктор экономических наук, профессор Кочергина Татьяна Евгеньевна

Кандидат экономических наук, профессор

Пузакова Евгения Прокофьевна

Северо-Кавказская академия государственной службы


Защита состоится 23 апреля 2007 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 22 марта 2007 г.

Отзывы на реферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, экономический факультет ЮФУ, диссертационный совет Д 212.208.02 по экономическим наукам, ауд. 209, Ученому секретарю.
Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент Л.П. Малейко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, международный туризм является одной из самых высокодоходных (3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов) и динамично развивающихся отраслей. По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами. Количество прибытий в 2006 г. составило 842 миллиона, что соответствует 4,5% роста (в Азиатских странах – 8,4%). Значение туризма как источника финансовых, в том числе валютных, поступлений иллюстрирует тот факт, что каждый турист тратит в среднем не менее 300-500 долларов в месте своего пребывания, а по прогнозам экспертов ВТО к 2010 году доход от каждого туриста возрастет почти на 40%1. Деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях. Это приводит к эффекту мультипликации, то есть подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства.

Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, туризм выступает своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны.

Королевство Камбоджа, являясь сегодня одной из беднейших стран мира, нуждается в определении своего места в системе современного мирового хозяйства, которое бы позволило участвовать в международных экономических отношениях (МЭО) в качестве равноправного субъекта, а это возможно сделать только посредством достижения определенного уровня конкурентоспособности на мировом рынке. Одним из источников повышения конкурентоспособности страны, а также точкой роста национальной экономики, способной интенсифицировать все процессы социально-экономического развития, повысить уровень жизни населения и модернизировать систему народного хозяйства страны, является сфера международного туризма.

Камбоджа обладает достаточно привлекательными для иностранных туристов туристско-рекреационными ресурсами (богатое историческое наследие, экзотическая природа, живописные пляжи и водопады, теплый климат, самобытная культура). Однако, в связи с отсутствием практики эффективного управления процессом организации международного туризма, государство нуждается в изучении опыта зарубежных стран и адаптации его к условиям Королевства Камбоджа. Поэтому исследование в рамках данной диссертационной работы состояния отрасли туризма в современных условиях, выявление его основных тенденций, демонстрирующих регионализацию и неравномерность сосредоточения туристических потоков, изучение особенностей развития туризма, а также разработка предложений и рекомендаций по повышению его темпов роста в стране является весьма актуальным направлением экономических исследований как для Королевства Камбоджа, так и для других государств, перед которыми стоят аналогичные проблемы.

Степень разработанности проблемы. Актуальность вопросов развития международного туризма обусловила значительный интерес и внимание к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы. Исследование мирового туризма как динамично развивающегося вида экономической деятельности отражено в работах Азара В.И., Ананьева М., Афанасьева А.Е., Борисова К. Г., Карпова Г.А., Нэсбитт Дж., Пузаковой Е.П., Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Семина В.С., Соколова М. В., Уварова Е.К., Эбурдина П. и др.

Большой вклад в исследование экономики туризма внесли такие авторы, как Балабанов А.И., Балабанов И.Т., Зорин Г.А., Квартальнов В.А, Папирян Г.А., Романов А.А., Саакянц Р.Г. Туманов О.Н. и др.

Исследованию развития и современного содержания мирового туризма с позиции маркетинга посвящены труды Адвокушина Е.Ф., Волковой Л.А., Друккера П., Дурович А.П.., Хансена Д., Олиговой Ф.Б., Запесоцкого А.С., Котлера Ф., Кирилловой А.Т., Копаневой А.С., Моисеевой Н.К., Никифорова С.В., Прищипенко В.В. и др.

Анализу развития камбоджийской экономики, ее внешнеэкономической сферы и отрасли туризма посвящены исследования ряда камбоджийских экономистов. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Као Ким Хен, Кеат Чун, Неу Соксамбатх, Оум Панмонират, Оум Сотхеа, Сеанг Сопхалла, Сок Сипханна, Сок Хач, Сум Санниситх, Хеан Сахиб, Хинг Тхоранси, Чау Сометхия, Чеа Вандетх, Чеа Самнанг, Чом Прасидх, Чхун Нарет и др.

Вместе с тем, проблема формирования международного туризма в качестве источника экономического роста и средства повышения уровня жизни слаборазвитых стран, таких как Королевство Камбоджа, разработана недостаточно полно и нуждается в дальнейшей концептуальной разработке и фундаментальном комплексном исследовании.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ и развитие теоретико-методологических представлений о роли и месте международного туризма на основе выявления и изучения тенденций и особенностей его развития в условиях современного рынка (на примере Королевства Камбоджа).

Реализация этой цели потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач:

  • раскрыть сущностные характеристики понятия международный туризм, его функции и место в системе современного мирового хозяйства;

  • структурировать и выявить современные тенденции развития основных сегментов мирового рынка туристских услуг;

  • исследовать основные формы совершенствования организации международного туризма в современных условиях;

  • показать направления использования маркетингового подхода к комплексному анализу рынка туристских услуг;

  • выявить основные тенденции, проблемы и перспективы развития рынка туристских услуг Камбоджи;

  • разработать рекомендации по повышению международной привлекательности Камбоджи как туристского региона.

Объектом исследования является международный туризм как форма экономических отношений, специфический вид экономической деятельности стран и регионов мира, а также способ отдыха и использования свободного времени.

Предмет исследования - состояние, тенденции, новые формы организации и направления развития международного (въездного) туризма как одного из видов внешнеэкономической деятельности страны (на примере Королевства Камбоджа).

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили положения, концепции и гипотезы неоклассической школы политэкономии, институционализма, содержащиеся в трудах ученых разных стран в сфере научного знания о международном туризме как специфической форме международных экономических отношений, его современных особенностях, роли в социально-экономическом развитии страны и регионов мира.

Инструментарно-методический аппарат исследования. При написании диссертационной работы использовался современный научный инструментарий комплексного анализа, включая разнообразные методы экономического исследования, в том числе единство исторического и логического, метод абстрагирования, историко-генетического и статистического анализа, восхождения от абстрактного к конкретному, графической интерпретации выявленных тенденций и процессов, сравнительный анализ.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена официальными статистическим данными международных организаций, Королевства Камбоджи и Российской Федерации; материалами индивидуальных и коллективных монографий камбоджийских, российских, зарубежных ученых, специальных периодических изданий, а также всемирной информационной сети Интернет.

Нормативно-правовую базу исследования составили документы международных организаций; законодательно-нормативные акты, законы и распоряжения Правительства Королевства Камбоджи.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования на тему «Международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере Королевства Камбоджа)» заключается в обосновании роли и динамики международного туризма как одной из важнейших составляющих развития современных МЭО. Наибольшее значение международный туризм в современных условиях глобализации и усиления конкуренции имеет для стран с развивающейся экономикой, в частности Королевства Камбоджа, нуждающихся в эффективной интеграции своей экономики в систему мирового хозяйства и повышении уровня благосостояния граждан, что требует разработки теоретико-методологических основ увеличения их международной привлекательности в качестве туристских регионов, обоснования направлений развития, повышения эффективности действия туристических комплексов этих стран.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Международный туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей современной мировой экономики. В сфере туризма занят каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 6% мирового экспорта, треть мировой торговли услугами и 3,5 трлн. долларов оборотного капитала. Темпы роста отрасли туризма являются одними из самых высоких в мире и составляют от 4 до 20% в год в зависимости от региона.

  2. Ускорение развития мировой торговли услугами, в том числе туристическими, приводит к усложнению и иерархизации мирового рынка туристических услуг, представленного всеми странами мира. Оказывая огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, туристический рынок выступает катализатором социально-экономического развития и может стать точкой роста для национальной экономической системы, что особенно актуально для стран с развивающейся экономикой, поскольку международный туризм способствует рациональному использованию ресурсов, получению валютной выручки, ускорению инвестиционного процесса, повышению занятости, уравновешиванию платежного баланса.

  3. Туризм и территория, на которой он развивается, взаимовлияют друг на друга, взаимозависимы и взаимодополняемы. В основе региональной политики развития туризма должен лежать учет специфики региона, состояния местного самоуправления, охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.

  4. Одним из важнейших факторов эффективного функционирования и развития туристического рынка является его управление, отражающее оперативную и гибкую реакцию на быстро меняющуюся ситуацию в современных условиях. Успешный и прибыльный туристический бизнес - это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка, на полном и всестороннем исследовании потребностей и запросов туриста. Современная туристическая индустрия не может эффективно функционировать без совершенствования управляющей подсистемы. Важнейшие направления маркетинговых исследований в туризме: исследование продукта, рынка продаж, цен, продвижения продукта маркетинговыми методами и технологии доведения продукта до потребителя.

  5. Использование международного туризма в качестве точки роста национальной хозяйственной системы Королевства Камбоджа, а также повышение социально-экономического эффекта от международной торговли туристскими услугами предполагает активное использование его конкурентных преимуществ, среди которых разнообразные экзотические природные ресурсы, благоприятный климат, большое количество историко-архитектурных памятников, культурная самобытность, а также постепенное преодоление конкурентных слабостей страны, связанных с недостаточной развитостью инфраструктуры туризма, общей социально-экономической отсталостью страны, проблемами снабжения питьевой водой и электричеством, несовершенством законодательно-правовой базы и значительными административно-бюрократическими барьерами.

  6. Анализ туристско-рекреационной привлекательности Королевства Камбоджа, а также экономико-статистическое исследование состояния и развития международного туризма в регионе свидетельствуют о наличии в туристской отрасли страны следующих особенностей: а) довольно высокая динамика прироста турпотока (в среднем около 20% в год); б) ярко выраженная сезонность туристических прибытий; в) модификация страновой структуры туристов, прибывающих в Камбоджу (страны-лидеры Корея, Япония, США, Китай). Основными направлениями развития туристического комплекса страны являются: совершенствование законодательства в туристической сфере, расширение, повышение уровня туристской инфраструктуры, сферы коммунальных услуг, транспорта, связи, рекламы, квалификации работников сферы туризма, что должно способствовать полной реализации преимуществ от наличия емкого туристского потенциала в стране.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в раскрытии особенностей и выявлении тенденций развития международного туризма как потенциальной точки роста для развивающихся стран, разработке многоуровневой системы характеристик рынка туристских услуг, оценке на основе SWOT-анализа реальной ситуации и потенциально возможных угроз и перспектив развития международного туризма в Королевстве Камбоджа, формулировании предложений по повышению туристской привлекательности и развитию туристического комплекса страны в целях повышения эффективности ее участия в международном разделении труда и общей стабилизации социально-экономического положения Камбоджи.

Элементами научной новизны обладают следующие положения диссертационной работы.

  1. На основе анализа и обобщения множества различных определений и представлений о понятии туризма конкретизирована сущность категории «туризм», которую целесообразно рассматривать на основе выделения тройственности ее содержания: как специфическую форму экономических отношений; как особый вид деятельности; как форму отдыха и использования свободного времени, - что позволило углубить комплексность теоретического представления о содержании и системе экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями туристских услуг.

  2. В результате изучения основных тенденций и особенностей развития современного международного рынка туристских услуг выделен комплекс специфических черт, отличающих туристский спрос от спроса на рынках других товаров и услуг, включающий: а) разнообразие участников туров, различных по своим материальным возможностям, духовным потребностям, социальной и профессиональной принадлежности, возрастным категориям и т.д.; б) эластичность по цене, доходам, и по времени; в) значительная территориальная разобщенность и подвижность; г) высокая степень замещаемости; д) зависимость от некоторых иррациональных факторов (воздействие моды, стремление к подражательству или социальному равенству и т.д.); е) сезонный характер, - что позволяет полнее представить характеристики современного международного рынка туристских услуг и факторы, на него воздействующие.

  3. Всестороннее изучение форм организации международного туризма позволило выделить особенности туризма как объекта управления (в том числе: неоднородная система взаимосвязей между состав­ными элементами, межотраслевой и межрегиональный характер, значительное влияние человече­ского фактора, ограниченное влияние органов управления на туристское пред­ложение, многогранность турпродукта), учет которых важно использовать при построе­нии эффективной системы управления региональным туризмом.

  4. На основе анализа рыночной среды уточнено содержание конкурентных преимуществ фирмы в сфере туризма, к которым относятся: известное имя, высокое качество оказываемых услуг, индивидуальный контакт с клиентами, ориентация на потребителя, устойчивый состав клиентуры, действенная реклама, квалификация персонала, грамотный менеджмент, опыт работы и т.д., - что расширяет количество факторов, учет которых необходим при выборе и формировании маркетинговой стратегии туристского предприятия.

  5. Построена на основе метода SWOT-анализа матрица развития отрасли туризма Королевства Камбоджа в современных условиях, дающая возможность проследить и оценить реальные социально-экономические проблемы и опасности, с которыми сталкивается сфера международного туризма в стране, а также выявить сильные стороны отрасли и перспективные возможности, эффективная реализация которых может стать инструментом для преодоления потенциальных угроз и основой успешного позиционирования Камбоджи в системе международного разделения труда с учетом открывшихся перспектив.

  6. Проведенное исследование состояния, перспектив международного туризма в Королевстве Камбоджа, сильных и слабых сторон отрасли, возможных угроз и тенденций, а также изучение опыта ведущих стран мира, являющихся лидерами по объему привлекаемых туристских потоков, с учетом необходимости его адаптации к местным условиям, позволили выделить несколько направлений развития отрасли туризма в стране (совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере туризма; разработка маркетинговой программы продвижения дестинации Камбоджа на международный рынок туристских услуг; создание комплексных программ обслуживания туристов; диверсификация туристского продукта; разработка и реализация инвестиционных проектов развития объектов инфраструктуры туризма; внедрение системы повышения квалификации работников отрасли туризма с привлечением зарубежных специалистов и т.п.), нацеленных на преодоление реально сложившихся слабостей и предотвращение потенциально возможных угроз, что может послужить основой увеличения привлекательности Камбоджи для международного туризма в целях максимизации положительного социально-экономического эффекта от участия страны в системе мирового хозяйства.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении теоретико-методологических представлений о международном туризме как о форме МЭО, способствующей оптимизации процесса интеграции развивающихся стран в систему международной торговли услугами, и о его роли в социально-экономическом развитии национальной экономики, а также в выявлении современных тенденций развития туризма в Королевстве Камбоджа и в разработке концептуальных направлений повышения международной туристской привлекательности и развития туристического комплекса страны.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных положений и выводов государственными органами власти при выработке национальной концепции и программы развития международного туризма в стране, а также специалистами, работающими в сфере управления отраслью международного туризма, и администрирования туристических потоков. Данные диссертации могут быть включены в содержание учебных курсов по мировой экономике и туризму, а также использованы научными работниками и аспирантами, занимающимися исследованием проблем развития международного туризма и его влияния на экономику стран.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и результаты разработки представленной в диссертации проблемы докладывались на региональных и вузовских научно-практических конференциях, а также изложены в 3 публикациях, общим объемом 1,2 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 176 стр., содержит 15 таблиц и 17 рисунков.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconФ. Ж. Берова Основные тренды развития современного регионального рынка труда и занятости
Выявлены современные особенности и основные тенденции в области регионального рынка труда и занятости. Трендовый анализ проведен...
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconРабочая учебная программа по дисциплине Виды и тенденции развития...
Виды и тенденции развития туризма для специальности Социально культурный сервис и туризм
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconТенденции развития современного русского языка
Задание № Напишите реферат на тему «Тенденции развития современного русского языка»
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление...
Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний...
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовые рынки
Характеристика финансового рынка и его элементов. Особенности кредитного рынка финансов кредитных организаций. Особенности рынка...
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) icon1. История формирования и современная база развития мирового рынка...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) icon1. История формирования и современная база развития мирового рынка...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconГеография женского рынка труда республики башкортостан: особенности, тенденции, регулирование
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Особенности деятельности нефтяного рынка. Международный трейдинг нефти 30
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconДоклад “ о положении с правами человека на территории Самарской области...
Нко в условиях современного рынка. Цель: создание механизмов межсекторного взаимодействия для разрешения современных проблем населения...
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconМеждународный рынок ценных бумаг
Цель дисциплины «Международный рынок ценных бумаг» ознакомить студентов с особенностями рынка ценных бумаг зарубежных стран, раскрыть...
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconРеферат по дисциплине история и философия науки «Особенности современной...
История становления и особенности развития Российского рынка нефти
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconКурсовая работа по дисциплине «Рынок труда»
Особенности современного этапа формирования и становления российского рынка труда
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconТезисы докладов и выступлений II всероссийская научно-теоретическая...
России: образование, тенденции, международный опыт: тезисы докладов и выступлений II всероссийской научно-практической конференции...
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconЗарубежные образцы системы управления высшим образованием (на примере...
Правления высшим образованием свидетельствует о том, что в условиях активного развития мирового образовательного рынка и обострения...
Кхунлип международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития (на примере королевства камбоджа) iconВысшего профессионального образования «международный институт рынка» Экономика предприятия
Методические рекомендации предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента Международного института рынка, обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск