Нурланова Н.К.,
д.э.н., профессор, зам. директора
Института экономики КН МОН РК «Приоритеты индустриально-инновационной модернизации и возможности их реализации в экономике Казахстана и его регионов»
Важнейшим фактором индустриально-инновационной модернизации Казахстана и усиления на этой основе конкурентных преимуществ его экономики является его территориальное развитие. Это обуславливает необходимость сопряжения целей территориального развития с задачами индустриализации, разработки соответствующих региональных стратегий и приоритетов их реализации. Четкие стратегические приоритеты индустриально-инновационной модернизации должны помочь выработать политику, нацеленную на повышение конкурентоспособности экономики и модернизацию институтов, рост инвестиций в человеческий капитал.
В Казахстане сформирован достаточно крупный производственный потенциал, ставший основой для его развития в качестве независимого государства. Однако он базировался на освоении природных богатств, в результате «сырьевое» развитие вызвало деформированную, однобокую структуру производства, поставило республику в сильную зависимость от конъюнктуры мировых рынков, привело к обострению экологических проблем.
Сырьевой фактор в республике еще долго останется главным источником экономического роста. Но для того, чтобы природно-ресурсный потенциал стал ускорителем экономического развития страны необходимо последовательно переходить от вывоза сырья к поставкам на внешний рынок продуктов его глубокой переработки. Параллельно должны развиваться и другие конкурентоспособные секторы национальной экономики, способные обеспечить ее долговременный устойчивый рост. Иначе говоря, ресурсный потенциал может служить интересам экономического роста только при рациональном подходе к его использованию, сочетающемся с повышением конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и высокой общей эффективностью функционирования экономики.
Все это возможно, если использование «сырьевого» фактора развития будет дополнено фактором инновационно-технологического развития.
Есть и внешние условия, побуждающие к смене или сочетанию традиционных и новых факторов региональной конкурентоспособности. Развитые страны разрабатывают шестой технологический уклад, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках в ближайшие 10 – 20 лет. Если Казахстан не включится в данный процесс (в той мере, в какой он имеет для этого фундаментальные заделы), то может оказаться на задворках мирового научно-технического прогресса, источником природного сырья и рынком сбыта далеко не лучшей зарубежной продукции [1].
Реализация стратегии обеспечения конкурентоспособности для Казахстана состоит в своевременном освоении новых технологических укладов, причем не только в своевременном копировании действий конкурентов, но и в создании конкурентных преимуществ на основе новых прорывных идей.
Главной задачей в индустриальном секторе экономики на предстоящий десятилетний период является проведение технической и технологической модернизации и перевооружение производства с учетом передовых достижений мировой науки и техники для обеспечения производимой продукции конкурентоспособности на рынке сбыта. Данная работа должна вестись комплексно, то есть не только для повышения конкурентоспособности уже освоенной продукции, но и на предмет расширения ассортимента и степени готовности к потреблению – с высокой добавленной стоимостью.
Как показывает оценка социально-экономической ситуации в республике и анализ хода реализации Государственной Программы форсированного индустриально-инновационного развития в отдельных регионах страны, все усилия и предпринимаемые меры затрагивают лишь часть имеющихся проблем. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на увеличение объема инновационной продукции за 2007-2011гг. на 54,7%, уровень инновационной активности предприятий за этот же период в целом по республике увеличился менее, чем на 1 процент – с 4,8 до 5,7%, причем в сырьедобывающей Атырауской области он составил 6,6%, а в Мангистауской - всего 1,1% [2, с.232]. В результате по-прежнему остаются не решенными такие проблемы, как:
существенное отставание геолого-разведочных работ от темпов их отработки;
относительно высокая энерго- и ресурсоемкость технологических процессов;
недостаточное развитие четвертого (прокат) и отсутствие пятого (готовые изделия) переделов в черной и цветной металлургии;
относительно высокий физический и моральный износ основных фондов;
низкая доля обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных и наукоемких производств;
низкая доля экспорта продукции обрабатывающих отраслей из-за её неконкурентоспособности на внешнем рынке сбыта;
относительно высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Исходя из этого, можно выделить стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики, реализация которых обеспечит устойчивый и интенсивный экономический рост Казахстана и его регионов:
Развитие секторов экономики, позволяющих создать эффективные и современные рабочие места для обеспечения занятости населения (туризм; легкая промышленность; розничная торговля, бытовые услуги, ремонтные работы (включая автосервисы), услуги в области культуры и развлечений и т.п.), а также обеспечить условия для развития малого и среднего бизнеса.
Модернизация базовых отраслей (добыча нефти и газа; горнорудная промышленность; черная и цветная металлургия; сельское хозяйство; строительство; транспорт и энергетика) с целью повышения добавленной стоимости, производительности труда.
Диверсификация экономики посредством опережающего создания новых высокопроизводительных рабочих мест, в секторах с потенциалом импортозамещения и экспорта (машиностроение и приборостроение; нефтехимическая промышленность; современная пищевая промышленность; строительные материалы и т.п.
Обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики, которые будут определять рост глобальной экономики в последующие 15-20 лет (высокотехнологичная медицина, биотехнологии; программное обеспечение, телекоммуникации и электроника; новые материалы; альтернативная энергетика и энергосбережение; экологические - «зеленые» технологии).
Модернизация системы образования и переподготовки кадров. развитие современной базы для «выращивания талантов», необходимых новой экономике; интенсивное развитие сектора профессиональных услуг (консалтинг, инжиниринг, финансовые услуги).
Перечисленные стратегические направления являются отправной точкой при формировании факторов дальнейшего технологического развития страны и ее регионов.
Выбор конкретных приоритетов и проектов научно-технической и инновационной политики для реализации перечисленных направлений индустриально-инновационной модернизации требует глубоко обоснованного стратегического подхода.
Во-первых, это касается направлений науки и техники, которые формируют структуру перспективного технологического уклада, а следовательно и индустриально-инновационной модернизации,. Недопустимо использование ограниченных средств государства на поддержку псевдоинноваций, совершенствующих преобладающие, но устаревшие поколения техники, консервируя тем самым технологическую отсталость и низкую конкурентоспособность продукции. В равной мере опасно концентрировать усилия на реализации изобретений и технологий, время для внедрения которых еще не пришло, и затраченные ресурсы десятилетиями не будут давать отдачи, окажутся омертвленными.
Во-вторых, экономика Казахстана, как и каждого государства, ее структура, технологические потребности, имеющиеся научные заделы своеобразны и неповторимы. Значит, все технологические инновации необходимо адаптировать к специфическим условиям нашей страны. Пагубным и разрушительным может стать механический перенос даже самых эффективных технологий в отторгающую их среду. Требуются тщательный отбор и адаптация тех направлений и элементов в науке и технологиях, которые наиболее плодотворны именно в нашей стране.
В-третьих, важно учитывать нынешнее положение Республики Казахстан, пережившей за время рыночного реформирования затяжной и глубокий экономический кризис 90-х годов, технологическую деградацию.
В таких условиях тем более важно переломить негативные тенденции, сформировать селективную научно-техническую и инновационную политику, учитывающую национальную специфику и особенности территориального развития, ориентированную на реализацию обоснованно выбранных приоритетов, обеспечивающих успешное освоение сравнительно узкого поля перспективных технологических прорывов.
Заметим, что основы селективной политики не выработаны. Приоритеты развития науки и техники столь широки и неопределенны, что под них можно подвести любую НИОКР, любую инновацию, в том числе представляющие вчерашний, а то и позавчерашний день мировой науки и техники. Выбор критических технологий для реализации этих приоритетов тоже во многом случаен и слабо обоснован. Большая часть инвестиций в основной капитал не проходит технологической экспертизы и воспроизводит устаревшую, неконкурентоспособную технику и технологию, а средства, выделяемые на инновации, мизерны.
Суровая действительность требует внимания государства к внутренним источникам роста национальной экономики, модернизации предприятий на основе передовой, конкурентоспособной техники, реализации, прежде всего, собственных плодотворных научных достижений и эффективных изобретений. Иначе говоря, нужны более жесткие подходы к определению технологических приоритетов, как основы последующего селективного отбора проектов, предлагаемых для государственной поддержки.
Рассмотрим основные критерии их выбора.
Прежде всего, следует иметь в виду необходимость формирования шестого технологического уклада и базовых инноваций, которые будут определять конкурентоспособность товаров и услуг на высокотехнологичном мировом рынке уже в ближайшие годы. Необходима также поддержка пятого уклада, сохраняющего значительный удельный вес в остальных секторах мирового, и особенно внутреннего, рынка. При этом следует учитывать, что границы между внутренним и внешним рынками при открытости экономики и вступлении страны в ВТО во многом условны и определяются главным образом транспортными расходами и таможенными платежами.
Технологическая потребность производства должна исходить из следующих требований:
повышение уровня реальных доходов и улучшение качества жизни граждан, качественное улучшение образования и здравоохранения. Технологический переворот обеспечивает устойчивый рост доходов предприятий, населения и государства от продажи конкурентоспособных товаров и услуг, а также модернизацию отраслей образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения;
технологическая модернизация и замена основных фондов, стоимость которых, согласно статистике, к началу 2012 г. составила 29,4 трлн. тенге, степень физического износа - 35,4% [2, с.190-192]. Очевидно, что необходима программа модернизации основных фондов на основе технологий пятого уклада с постепенным наращиванием доли шестого;
обеспечение ресурсосбережения и экологической безопасности, поскольку лучшие экономически эффективные природные ресурсы быстро истощаются, расходуются крайне неэффективно, расширение же производства приводит к росту загрязнения окружающей среды. Поэтому необходимо освоение принципиально новых материалов, безотходных и малоотходных, энергосберегающих технологий.
Следующий критерий приоритетности - наличие достаточного научного, изобретательского или конверсионного задела для освоения тех или иных базовых технологий. Без этого опасно усиление технологической зависимости от ТНК. Оценка и отбор разработок новых поколений материалов, техники и технологий, изобретений должны осуществляться, а с принятием нового Закона РК «О науке» уже осуществляются на основе объективной и квалифицированной экспертизы.
Следующий критерий - социально-экономическая эффективность принципиально новой техники и технологии должна учитывать фактор времени. При прочих равных условиях предпочтительнее те инновации, которые обеспечивают максимальный интегральный социально-экономический эффект в заданный период времени. При выборе направлений и проектов индустриально-инновационной модернизации национальной экономики требуется определять следующие виды эффектов:
- прямой экономический (коммерческий) эффект в виде чистого дохода (чистой прибыли) за нормативные сроки эксплуатации техники, отнесенный к интегральным затратам в сферах производства, обращения и потребления за тот же период;
- бюджетный эффект (доходы бюджетов всех уровней в виде налогов, таможенных и иных платежей), отнесенный к затратам за счет бюджетов и предоставленным налоговым и таможенным льготам;
- объем полученной государством и другими собственниками природной ренты (за вычетом доли, включенной в налоги и таможенные платежи), отнесенный к величине вовлеченных ресурсов и интеллектуальной собственности;
- экологический эффект в результате комплексного использования, сбережения природных ресурсов (повышение коэффициента извлечения полезных ископаемых из недр, комплексности переработки сырья, сокращение потерь при транспортировке и переработке) и уменьшения загрязнения воздушного и водного бассейнов, отнесенный к затратам на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды;
- социальный эффект в виде затрат на повышение качества образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п., отнесенных к вложениям в человеческий капитал (бюджетным и внебюджетным затратам на социокультурную сферу).
Ожидаемый эффект определяется как методом прямого счета, так и с использованием экспертных оценок и поправочных коэффициентов. При этом принимается во внимание фактор времени (дисконтируются как эффект, так и затраты).
И, наконец, последний критерий - возможность обеспечения ресурсами приоритетных направлений науки, техники и технологий в период до 2020 г. с учетом ожидаемых темпов роста ВВП и источников для инноваций и инвестиций. При этом важно оценивать несколько сценариев перспективного ресурсного обеспечения с учетом циклов и кризисов в мировой и отечественной экономике, и связанных с этим колебаний спроса, объема продаж и ресурсов.
К сожалению, большинство отечественных исследований и разработок слабо ориентированы на реальные рыночные требования и условия и не выдерживают конкуренции с импортными наукоемкими продуктами и услугами. Отсутствует система государственного регулирования поддержки индустриальных проектов, направленных на технологическое развитие региона.
Необходимо осуществление предварительной экспертизы для выбора приоритетных инновационных проектов с точки зрения их соответствия вышеперечисленным критериям отбора:
- соответствие целям Государственной Программы форсированного индустриального развития;
- эффективность реализации проекта (экономическая, бюджетная, экологическая, социальная);
- нацеленность проекта на поддержку 5 технологического уклада или формирование 6 технологического уклада;
- наличие научного задела для освоения базовых технологий.
Только в случае положительного заключения принимается решение об обеспечении инвестиционного проекта государственной поддержкой в виде налоговых льгот, грантов, льготных кредитов и т.п.
В результате успешной реализации данного механизма может быть решена проблема слабой ориентированности исследований и разработок на коммерческое применение. Также предполагается выход республики на новый уровень технологического развития, который поставит новые приоритеты и новые возможности для их реализации в свете изменения мировых инновационно-технологических тенденций.
Нами выделено ряд мер государственного регулирования экономики по обеспечению организационных, кадровых и нормативно-правовых условий, которые определяют возможность осуществления эффективной индустриально-инновационной модернизации в стране и ее регионах и на ее основе рост экономики и благосостояния населения:
государственная поддержка развития прогрессивных отраслей и производств обрабатывающей промышленности;
государственная поддержка эффективного бизнеса;
государственное стимулирование эффективного использования научного потенциала и реализации инноваций, ICT-технологий;
дальнейшее увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
более широкое использование механизмов возвратного и паритетного финансирования при поддержке прикладных работ, имеющих коммерческую значимость;
формирование механизмов долевого государственного участия в финансировании коммерческих научно-технических разработок;
развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков;
стимулирование трансферта технологий.
Однако возможности модернизации определяются не только мерами и механизмами государственного регулирования, наличием организационных и институциональных предпосылок, но и стартовыми условиями социально-экономического развития страны и ее регионов.
Поэтому необходимо оценить сложившийся потенциал и ограничения индустриально-инновационной модернизации Казахстана и его регионов. Достигнутый в стране в последние годы стабильный экономический рост создает благоприятные условия для осуществления прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны и модернизации промышленности на новой технологической основе. Об этом свидетельствует динамика важнейших макроэкономических показателей (таблица 1). Таблица 1. – Динамика основных макроэкономических показателей Казахстана за 2000-2011гг.
| 2000г.
| 2005г.
| 2008г.
| 2011г.
| 2011г.в % к 2000г.
| ВВП на душу населения, доллары США
| 1 229,0
| 3 771,3
| 8 513,5
| 13100,0
| в 10,65 раз
| Уровень безработицы, %
| 12,8
| 8,1
| 6,6
| 5,4
| на 7,4 % пункта
| Валовый приток иностранных прямых инвестиций, млн. долл
| 2 781
| 6 619
| 19 760
|
19 017
| в 6,8 раз
| Инвестиции в основной капитал, млн. тенге
| 595664
| 2 420 976
| 4 210 878
|
| в 7,8 раз
| Внешнеторговый оборот, млн. долларов США
| 13852,2
| 45 201,5
| 109 072,5
|
126 212,7
| в 9,1 раз
| Коэффициент нищеты, в %, определяемый из расчета 1 доллара США в день (ППС) / Глубина бедности
| 10,3
| 7,5
| 2,3
| 1,1
| Снизился в 9,36 раза
| Число абонентов сотовой связи, на 100 человек, чел.
| -
| 35,6
| 102,6
| 118,9
| в 3,34 раза
| Количество пользователей Интернета на 100 человек, чел.
| -
| 4
| 15,1
| 31,6
| в 7,95 раз
| |