Скачать 202.48 Kb.
|
Министерство образования российской федерации Воронежский государственный технический университет Кафедра: Экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства. «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета _______________ Дорофеев Э.Б. 17.09.2005 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Методы социологических и прикладных исследований» для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 521500 «Менеджмент производственный» (дневное отделение) Воронеж 2005 Программу составил: к.э.н., доц. Подоприхин Н.М. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства протокол Зав. кафедрой О.Г.Туровец Одобрена советом (методической комиссией) инженерно-экономического факультета 17.09.2004 г. Протокол № 1 Председатель И.В. Каблашова Форма обучения дневная Курс 1 (Группа МГ)
Содержание рабочей программы преподавания дисциплин Выписка Из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста направления 521500 «Менеджмент (производственный)». «Роль социологии в современных производственно-финансовых отношениях; составляющие социологического исследования; виды и формы исследования; использование математических методов в социологических исследованиях; формирование системы социологического исследования; разработка анкет и опросов; формирование системы наблюдений; система выборки». 1. Цель и задачи дисциплины Целью курса является изучение основ социологии и социологических исследований в производственной деятельности машиностроительных предприятий на современном этапе развития экономики. Преподавание курса направлено на формирование у студентов представления о том, что социологическое исследование производства является неотъемлемой частью функционирования предприятия и инструментом достижения экономических целей предприятия посредством эффективного и своевременного управления социологическими процессами. Основными задачами преподавания курса является приобретение основных знаний и навыков в рассмотрении структуры социологического исследования и управления системой проведения социологических исследований в современных рыночных условиях. При изучении данной дисциплины необходимы знания следующих дисциплин: «Экономика машиностроительных предприятий», «Организация производства», «Микроэкономика», «Маркетинг», «Методы моделирования производственных систем», «Статистика». 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины «Методы социологических и прикладных исследований: а) знать - определение социологического исследования, его сущность, цели и основанные принципы. Состав и содержание функций социологического исследования, основные мероприятия комплекса социологического исследования на предприятии; методы, алгоритмы и инструменты социологического исследования, варианты организации управления социологическим исследованием на предприятии. б) уметь - организовать работу производственного, научного или технического подразделения предприятия и свою деятельностью на использовании принципов социологического исследования, разрабатывать план работы подразделения, плановые задания подчиненным работникам и личный план работы в соответствие с программой (планами) социологического исследования по предприятию в целом и по отдельным цехам и подразделениям; проанализировать результаты выполнения планов; разрабатывать и реализовывать плановые мероприятия на различных стадиях производства; использовать математические методы и модели, возможности информационных технологий для решения задач социологического исследования. в) владеть - навыками и методами расчета основных показателей социологического исследования в виде определения выборки, нахождения коэффициентов корреляции и конкордации; использованием методов социологического исследования в процессе принятия управленческих решений при разработке и организации производства новой продукции. 3. Содержание дисциплины 3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)
3.2. Содержание разделов дисциплин Введение (1 ч.) Цели и задачи курса. Понятие и сущность социологии (2 ч.) Место социологии современной деятельности хозяйствующих субъектов, формы и виды социологии, существовавшие и современные школы социологии, объекты социологических исследований, задачи и этапы социологии. Подготовка социологического исследования (4 ч.) Понятие и сущность социологического исследования, виды социологических исследований, разработка программы и плана социологического исследования, анализ основных понятий, процесс измерения социальных явлений, отбор единиц выборки для анализа. Сбор социологической информации (2 ч.). Понятие, сущность и виды социологической информации, значение и сущность опроса, анкетирование, почтовый опрос, интервьюирование, метод наблюдений, метод анализа документов, метод экспертной оценки, метод эксперимента. Методологические проблемы применения математики в социологических исследованиях. (2 ч.). Проблемы соотношения математики и социологии, основные направления применения математики в социологии, проблемы измерения в социологии, математическая интерпретация социологических задач, формулы и модели. Основные понятия математической статистики и измерение связи. (2 ч.). Генеральная совокупность и частотное распределение, понятие группы, сущность совокупности, понятие признака и варианты, графики количественных вариант, понятие класс-интервала, понятие графической моды, статистический вывод, функции и статистическая выборка, критерии проверки совокупности, измерение связи, понятие функциональной связи, однозначные и многозначные функции, уравнение регрессии, коэффициент корреляции. Психологические тесты и социологические шкалы. (1 ч.). Математические проблемы теории тестов, понятие среднестатистической величины, статистические законы, психологические тесты, метод исчисления коэффициента корреляции между переменными, понятие «коэффициент интеллекта», пять основных требований к тесту, два вида тестов, классификация методов шкалирования, понятие шкал, понятие субкультуры, данные предпочтительного выбора, данными абсолютного суждения, сравнения и подобия, основные социологические шкалы, социометрическая техника и семантический дифференциал, проблема надежности и обоснованности тестирования и шкалирования. Многомерная статистика и проблемы измерения. (2 ч.). Постановка проблемы измерения в многомерной статистике, понятие многомерной статистики, основные понятия факторного анализа, понятие фактора и переменной, основные понятия латентного анализа. Существо метода, причинный анализ. Анализ и использование результатов социологического исследования. (1 ч.) Обработка собранной информации, обобщение и отображение результатов исследования, объяснение полученных данных, использование полученных результатов социологического исследования в практической работе. 4. Лабораторный практикум (не предусмотрен). 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература а) Основная литература 1. Как провести социологическое исследование: В помощь идеолог. активу/ Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. -М.: Политиздат, 1985.-223 с. 2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с, ил. 3. «Социология» Москва издательство «Мысль» 1990 год. б) Дополнительная литература 1. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983.Т. 4. 2. Луций Анней Сенека. О благодеяниях (De beneficiis), кн. IV, гл. 18 // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М, 1995. 3. Спекторский Е. Понятие общества в античном мире. Этюд по семантике обществоведения. Варшава, 1911. 4. Bossuet. Politique tine des propres paroles de l'Ecriture Sainte // Oeuvres choisies de Bossuet. Versailles, 1822. T. XXI. 5. Монтескье III. О духе законов // Монтескье ТТТ. Избр. произведения. М., 1955. 6. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. 7. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Там же. М., 1991. Т. 2. 8. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. 9. Руссо Ж.-Ж. О политической экономии // Там же. 10. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993. 11. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. 12. Штейн Л. Социальный вопрос с философской точки зрения. М., 1899. 13. Энгельс Ф. Карл Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16. 14. Зомбарт В. Социализм и социальное движение. СПб., 1906. 15. Dauzat A., Dubois J., MitterandH. Nouveau dictionnaire iitymologique et historique. P., 1971. 16. Sombart W. Der proletarische Sozialismus («Marxismus»). 1 Bd. Die Lehre. Jena, 1924. 17. Saint-Simon C.-H. La Physiologic sociale. Oeuvres choisies. P., 1965. 18. Аверинцев С. С. Судьба // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. 19. Аристотель. Метафизика// Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. 20. Аристотель. Физика // Там же. М.,1981. Т. 3. 21. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. 22. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. 23. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произведения.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. 24. Монтескье Ш. Размышления о причинах величия и падения римлян // Монтескье Ш. Избр. произведения. 25. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. 26. Сен-Симон. Труд о всемирном тяготении // Сен-Симон. Избр. сочинения. М.-Л., 1948. Т. 1. 27. Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Киев, 1917. 28. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М., 1984. 29. Тюрго А. Р. Последовательные успехи человеческого разума // Тюрго А. Р. Избр. филос. произведения. М., 1937. 30. Тюрго А. Р. Рассуждение о всеобщей истории // Там же. 31. Кондорсэ М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909. 32. Сен-Симон. Рассуждения литературные, философские и промышленные // Сен-Симон. Избр. сочинения. М.-Л., 1948. Т. П. 33. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987. 34. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. 35. Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. 36. Петти В. Политическая арифметика // Петти В. Экономические и политические работы. М.,1940. 37. Мишель А. Идея государства: Критический очерк истории социальных и политических теорий во Франции со времени Революции. М, 1909. 38. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. 39. Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М., 1980. в) Методическая литература 1. МУ по выполнению практических и домашних работ. 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины (не предусмотрены). 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины Специализированная компьютерная лаборатория, персональные ЭВМ. 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплин Примерным учебным планом предусмотрено изучение дисциплины в течение второго семестра обучения. На лекционных и практических занятиях осуществляется разбор конкретных производственных и социологических ситуаций, проводятся деловые игры. В процессе изучения дисциплины проводится коллоквиум, и выполняются 2 домашних задания. Итоговый контроль знаний предусматривает зачет, включающий теоретические вопросы, решение задач и разбор хозяйственных ситуаций. 8. Рекомендуемый перечень тем практических занятий (по разделам)
9. Рекомендуемый перечень тем семинарских занятий
10.Дополнительный учебно-методический материал 1. О.Г. Туровец. «Методика проведения учебных занятий. Учебно-методическое пособие для преподавателей» - Воронеж, ВГТУ, 2002. 2. «Методические рекомендации по применению рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов по результатам текущей успеваемости. Приложение 1. Календарный план чтения лекций
Приложение 2 План график самостоятельной работы
Приложение 3 Содержание рейтинговой системы текущего контроля работы студентов А. Общие положения Рейтинговая система проводится в соответствии с методическими рекомендациями по применению рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов по результатам текущей успеваемости, утвержденных кафедрой Экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства. Б. План график
Приложение 4. Данная программа обеспечена литературой в соответствии с лицензионной нормой. |
Реферат: Разработана программа учебного курса «Теория и методика... Разработка научно-методического обеспечения для дополнительного обучения лиц с ограниченными возможностями с целью получения ими... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Современные методы социологических исследований Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук» | ||
Программа дисциплины Инструменты социологических исследований для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины Инструменты социологических исследований для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины современные методы социологических... Мбоу сош №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации... | 1. История развития социологической мысли. Предыстория и социально-... Подготовка к экзамену предполагает изучение основной и дополнительной литературы по вопросам программы, а также изучение социологических... | ||
Методы биохимических исследований М 545 Методы биохимических исследований: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост О. А гусейнов. – Красноярск:... | Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям... Наряду с исследованием теоретических проблем социологии образования, анализом зарубежных и отечественных исследований, проводились... | ||
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям... Наряду с исследованием теоретических проблем социологии образования, анализом зарубежных и отечественных исследований, проводились... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для студентов 2-го курса участие в семинаре является обязательным, предполагается выставление оценки по итогам. Для студентов 4 курса... | ||
Выбирается по последним двум цифрам номера зачетной книжки, в случае повтора по предыдущей цифре России и Востоке, политическая система общества и управление, политические отношения, процессы и участие в политике, политическое... | Имени н. Г. Чернышевского С ), научить работе в операционной системе unix (Linux), обучить использованию пакетов прикладных программ, предназначенных для проведения... |