Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012





Скачать 400.85 Kb.
НазваниеКраткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012
страница1/4
Дата публикации31.10.2014
Размер400.85 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3   4
Федеральное государственное научное учреждение

«Институт социологии образования»

Российской академии образования

(ФГНУ ИСО РАО)

Краткий отчет о важнейших результатах,

полученных по направлениям Плана фундаментальных научных

исследований РАО на 2008-2012 годы

Москва, 2012

5.1. РЕФЕРАТ

Научно-исследовательская деятельность Института социологии образования РАО за период 2008-2012 гг. велась в соответствии с «Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы» и была направлена на решение теоретических и методологических проблем социологии образования, актуальных для современного этапа модернизации образования. Наряду с исследованием теоретических проблем социологии образования, анализом зарубежных и отечественных исследований, проводились конкретные эмпирические социологические исследования и обобщались данные результатов социологических исследований, выполненных в 2008-2012 гг. по темам НИР.

За указанный период работа ФГНУ ИСО РАО проводилась в рамках направления «Социокультурные проблемы современного образования» по двум проектам: № 3.3. «Влияние процессов социальной дифференциации на функциональные и институциональные изменения в сфере образования» и № 3.4. «Социокультурные трансформации подростковой и молодежной субкультур».

Исследования ФГНУ ИСО РАО базируются на материалах социологических опросов, проведенных Институтом в 2007-2012 гг. Всего в ходе работы было опрошено 52347 респондентов. Из них: 22311 учащихся общеобразовательных школ, 3372 студента вузов, 428 администраторов ОУ; 493 воспитателя ДОУ; 10817 учителей школ; 9923 родителя учащихся школ, 5003 родителя детей дошкольного возраста. Помимо этого для проведения сравнительного анализа результатов были также использованы материалы ранее проведенных Институтом исследований.

Опросы проводились в различных регионах РФ: Москве, Московской, Омской, Тверской, Томской, Тюменской, Ярославской областях, Красноярском и Ставропольском краях, Республике Карелия. При реализации исследовательских программ Институт осуществлял сотрудничество с органами управления образованием различных субъектов РФ, Федеральным институтом развития образования, Национальным фондом подготовки кадров, Московским центром качества образования, Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Московским гуманитарным педагогическим институтом, Московским государственным областным университетом, Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования города Москвы «Московский театральный колледж» при государственном учреждении культуры г.Москвы «Московский театр под руководством О.Табакова», Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Научно-исследовательская работа Института в указанный период проводилась и на международном уровне совместно с Рижской Академией педагогики и управления образованием, Киевским институтом проблем управления имени Горшенина, Славянским университетом Республики Молдова, Евразийским национальным университетом им.Л.Н.Гумилева (Республика Казахстан).С большинством из упомянутых учреждений в 2008-2012 гг были заключены договоры о сотрудничестве.

Научно-исследовательская работа в рамках проекта № 3.3. велась по семи темам. При работе над темой «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» было проанализировано влияние социокультурных факторов на изменение целей общего среднего образования. Показаны основные противоречия в понимании учителями целевых ориентиров общего среднего образования, зависящие как от региональной и поселенческой специфики, так и от особенностей профессиональной деятельности учителя (инновационных установок, опыта профессиональной деятельности). Выделены различные типы отношения учителей к влиянию ЕГЭ на изменение целевых ориентиров общего среднего образования. Проведено кросскультурное исследование, направленное на изучение особенностей социализации подростка и характеристику его социального самоощущения в современной подростковой и молодежной субкультуре. Выявлены представления старшеклассников о целевых ориентирах школьного образования, сформированность у них жизненных планов относительно продолжения образования и работы после окончания школы. Изучено влияние гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов на значимость для школьников различных жизненных ценностей; их ориентации в сфере художественной культуры и СМИ; формирование толерантности в сфере межнациональных отношений.

В рамках работы над темой «Социальные проблемы неравенства доступа к получению качественного образования» за 2008-2011 гг. исследована значимость различных социально-экономических факторов, определяющих доступность получения качественного образования, которое характеризуется особенностями ценностных ориентаций учащихся, учебной мотивацией, отношением к содержанию получаемого образования. Выявлено, что к старшим классам отношение учащихся к школе меняется и становится более критичным. Зафиксированы гендерные различия в позитивном отношении учащихся к школе. Установлено, что отношение к школе зависит от позиции, занимаемой учеником в классе, от уровня дохода семьи, образования родителей, а также от его успеваемости. На материале проведенного социологического опроса учителей определена роль введения единого государственного экзамена в устранении региональных и социально-экономических барьеров, препятствующих получению разных видов профессионального образования. Выявлены региональные и статусные особенности отношения учителей к возможности с помощью ЕГЭ решить проблемы регионального и социально-экономического неравенства при поступлении выпускников школ в вузы.

В ходе реализации темы «Социокультурные проблемы мобильности при получении профессионального образования» в 2008-2011 гг. на основе изучения особенностей рекрутирования в систему высшего профессионального образования представителей различных социальных страт охарактеризованы типы образовательной мобильности в системе высшего профессионального образования. Исследованы типы мотивации, которой руководствуются студенты при принятии решения о получении высшего образования. Показано, что для значительного числа студентов (каждый пятый) получение высшего образования выступает в качестве фактора, обеспечивающего восходящую вертикальную социальную мобильность. На материале проведенных социологических опросов студентов выявлено влияние образовательного и материального статуса родительской семьи и полученного образования на профессиональные планы и притязания. Проанализирована возрастная динамика изменения профессиональных намерений на разных этапах получения профессионального образования. Выявлены особенности проекции системы социально-личностных стереотипов на различные профессии, в том числе и те профессии, которые выбираются в качестве своей будущей специальности.

В ходе изучения темы «Социокультурные проблемы влияния техноэволюционных процессов на сферу образования» в 2008-2012 гг. были исследованы социокультурные барьеры, препятствующие внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу образования. Определены различные типы управленческих стратегий, используемых администраторами школ при внедрении компьютерных технологий. Показано, что внедрение учителями ИКТ в свою педагогическую деятельность, зависит от ряда факторов: региональной специфики, типа образовательного учреждения, в котором они работают, стажа их педагогической деятельности, преподаваемого предметного цикла, опыта обучения интеграции ИКТ в сферу образования. На материале данных социологического опроса учащихся основной школы изучены особенности влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов на использование учащимися основной школы информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности. Проведен анализ влияния использования учащимися ИКТ на их успеваемость в различных предметных областях. Проанализированы статистические данные, свидетельствующие о перспективности развития дистанционного образования, наличии соответствующих технических возможностей у потенциальных потребителей дистанционных образовательных услуг. Рассмотрены вопросы готовности педагогов к участию в реализации дистанционного образования и наличии у обучающихся достаточного уровня компьютерной грамотности для участия в обучении с использование дистанционных образовательных технологий.

В рамках темы «Становление гражданского общества и социальные проблемы развития общественного соуправления в сфере образования» в 2008-2012 гг выявлены особенности влияния социально-стратификационных факторов на активизацию процессов родительского соуправления в современной школе. Показано, что родители из благополучных социальных страт (состоящие в браке, с высоким образовательным уровнем) демонстрируют большую «социальную активность» в вопросах школьного соуправления, тогда как «слабые» социальные слои, напротив, предпочитают устраниться от участия в школьной жизни. Определены факторы, дифференцирующие участие старшеклассников в школьном соуправлении. К ним относятся уровень их академической успеваемости и статусная позиция в классе. Проведен анализ социальной активности подростка, связанной с формированием интереса и мотивацией участия в деятельности общественных организаций и добровольных ассоциаций.

При работе над темой «Социология дошкольного детства» в 2008-2012 гг исследовано влияние социально-стратификационных факторов на особенности родительской позиции при воспитании ребенка дошкольного возраста. Изучено влияние демографических и социально-стратификационных факторов на отношение родителей к качеству образовательных услуг в системе дошкольного образования. Установлено, что родители из более сильных по своему материальному статусу страт, выше оценивают качество занятий в детском саду, качество работы педагогов, качество питания детей, а также доступность оплаты пребывания ребенка в детском саду. Обнаружено дифференцирующее значение уровня образования родителей при оценке ими влияния детского сада на развитие способностей ребенка. Проанализированы особенности родительских стратегий на разных этапах воспитания ребенка дошкольного возраста. Полученный материал систематизирован относительно влияния различных факторов макро-, экзо- и микросистемного уровней на целевые ориентации родительских стратегий воспитания. Исследованы особенности отношения родителей детей дошкольного возраста к начальному школьному образованию. Изучено влияние различных социально-стратификационных и демографических факторов на родительские ценностные ориентации в вопросах, касающихся оптимального возраста для поступления ребенка в школу, выбора школы для ребенка, ориентаций родителей на разные типы образовательных программ, отношение родителей к получению ребенком дополнительных услуг в школе, а также их ожиданий по поводу результатов школьного обучения. Проанализированы требования родителей к профессиональным и личностным качествам школьного учителя.

В ходе изучения темы «Учительство как социально-профессиональная группа» в отчетный период была дана характеристика влияния социально-стратификационных факторов на становление профессиональной позиции школьного учителя. Выявлена динамика изменения целевых установок и ценностно-нормативных ориентаций в профессиональной деятельности современного учителя за двадцатилетний период. Определены содержательные изменения в значимости для учителей различных сторон профессиональной деятельности, их удовлетворенности различными аспектами своего труда, оценке своих жизненных и профессиональных перспектив. Показано влияние стажа педагогической деятельности и ряда социально-стратификационных факторов на изменение целей и ценностно-нормативных ориентаций учителей в своей профессиональной деятельности. Проанализированы результаты социологического исследования, касающиеся изучения удовлетворенности студентов педагогических вузов получаемым образованием. Выделены факторы, связанные с оценкой студентами качества получаемого в вузе образования и своей будущей профессиональной успешности.

При реализации проекта 3.4. в 2008-2012 гг. научно-исследовательская работа велась по двум темам.

В рамках работ по теме «Социальные проблемы толерантности в детской, подростковой и молодежной субкультурах» в отчетный период проведен сравнительный анализ толерантных/интолерантных установок школьников и студентов к представителям различных национальных групп. Раскрыта существенная роль регионального фактора, а также длительности проживания респондентов на определенной территории РФ в дифференциации их отношения к мигрантам из России, ближнего и дальнего зарубежья. Исследованы особенности национальной идентичности учащихся школ с этнокультурным компонентом. Охарактеризованы два типа школ с этнокультурной компонентой. Первый востребован в основном как социальный институт, обеспечивающий процессы адаптации детей-мигрантов в новом социокультурном пространстве; второй является институтом, способствующим сохранению или возрождению национальной культуры в условиях глобализации. Анализ мнений респондентов по вопросам межнациональной толерантности позволил охарактеризовать школу с этнокультурным компонентом как институт, ориентированный на формирование толерантных установок. Выявлены представления подростков-мигрантов о своем народе и других народах, особенности проявления толерантных/интолерантных установок в межнациональной и межконфессиональной сфере. Проведен социологический мониторинг по изучению особенностей проявления феноменов толерантности/интолерантности в подростковой субкультуре относительно разных сфер социальной действительности: межконфессиональные и межнациональные отношения; взаимодействие с представителями неформальных молодежных групп; отношение к представителям различных стигматизированных групп.

При реализации темы «Социальные проблемы влияния художественной культуры и СМИ на сферу образования» за 2008-2012 гг. проведено социально-психологическое исследование по изучению особенностей восприятия и понимания художественного фильма в подростковом возрасте. Выявлены особенности механизмов идентификации зрителей с персонажами кинопроизведения, охарактеризована специфика понимания мотивационной структуры поведения главных героев фильма в зависимости от полоролевой идентификации респондентов. Исследовано влияние опыта переживания подростком школьной травли (буллинга) на особенности атрибуции мотивов поведения персонажей. Проанализированы материалы социологического исследования, посвященного отношению школьников к отечественным СМИ. Охарактеризованы мотивы обращения к различным источниками информации и их изменение на разных этапах подросткового возраста. Выявлены гендерные различия в предпочтении различных тем при обращении подростков к СМИ. Проанализированы особенности художественных предпочтений учащихся общеобразовательных школ. Дана содержательная характеристика литературного развития подростков: значимость литературы наряду с другими видами искусства; изменения в отношении к художественной литературе, которые произошли в подростковой субкультуре за последние тридцать лет. Проведен анализ качества литературных предпочтений учащихся. Исследованы особенности ценностных ориентаций и формирование идеалов в подростковом возрасте.

5.2. ВАЖНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» (2008-2012) – академик РАО Собкин В.С.

В ходе исследований проведен анализ влияния социокультурных факторов на изменение целей общего среднего образования. Показано, что в настоящее время среди учителей существует различное и порой противоречивое понимание целевых ориентиров общего среднего образования, которое определяется целым рядом факторов, связанных как с региональной и поселенческой спецификой, так и с особенностями профессиональной деятельности учителя (инновационными установками, опытом профессиональной деятельности). Зафиксированные различия позволили сделать вывод о необходимости выработки дифференцированного подхода при реализации образовательной политики в сфере общего среднего образования

Изучено влияние социокультурных факторов на изменение целей общего среднего образования в связи с введением ЕГЭ. Выделены различные типы отношения учителей к влиянию ЕГЭ на изменение целевых ориентиров общего среднего образования в зависимости от региональной и поселенческой специфики. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о наличии различных стратегий внедрения ЕГЭ в разных регионах и типах поселений, которые и обуславливают различное отношение к ЕГЭ и его влиянию на цели школьного образования

Разработана программа и инструментарий исследования, предусматривающие изучение динамики изменения социальных функций образования на различных ступенях системы непрерывного образования. Программа исследования ориентирована на выявление ценностных ориентаций учащихся основной и старшей школы и анализ их образовательных планов. Инструментарий предполагает проведение кросскультурного исследования, направленного на изучение особенностей социализации подростка и характеристику его социального самоощущения в современной подростковой и молодежной субкультуре.

Проведено социологическое исследование по выявлению динамики изменения социальных функций образования на этапе завершения полного среднего образования. Проведен анализ значимости информации, получаемой старшеклассниками в ходе образовательного процесса, целевые ориентиры образования и сформированность у них жизненных планов относительно продолжения образования и работы после окончания школы. Изучено влияние гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов

Проведен анализ системы социокультурных индикаторов, дифференцирующих разные типы региональных образовательных систем. Исследованы особенности влияния различных социальных факторов на динамику институциональных и функциональных трансформаций систем дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Выявлены различные статистические индикаторы для характеристики особенностей региональных образовательных систем РФ.

В рамках решения задачи по исследованию типов социокультурных траекторий социализации современного подростка были проанализированы материалы социологического опроса, проведенного ФГНУ ИСО РАО совместно с Рижской академией педагогики и управления образованием в 2010/11 учебном году. При этом были рассмотрены следующие аспекты: влияние традиционных полоролевых образцов на значимость для школьников тех или иных жизненных ценностей; эмиграционные планы современных подростков; отношение современных подростков к заключению межнационального брака; специфика ориентаций старшеклассников в сфере художественной культуры и СМИ.

Перечень наиболее значимых опубликованных и подготовленных работ, в которых отражён данный результат:

Собкин В.С. Влияние социокультурных факторов на изменение целей образования в старшей школе: Аналит. записка. – 0,5 п.л.

Собкин В.С. Отношение учителей к Единому Государственному Экзамену (по материалам социологического исследования) // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXIII. – М.: Институт социологии образования РАО, 2009. – 191 с. – 500 экз. ( 12 п.л.)

Собкин В.С. Инструментарий и программа исследования динамики изменения социальных функций образования на различных ступенях системы непрерывного образования. – 1,5 п.л.

Собкин В.С. Динамика изменения социальных функций образования на этапе завершения полного среднего образования: Аналит. доклад.– 1,5 п.л.

Собкин В. С. Анализ системы социокультурных индикаторов, дифференцирующих разные типы региональных образовательных систем: Аналит. доклад.– 1,0 п.л.

Собкин В. С. Характеристика особенностей влияния различных социальных факторов на динамику институциональных и функциональных трансформаций систем дошкольного, начального, основного и среднего общего образования: Аналит. доклад.– 0,5 п.л.

Буреломова А.С., Иванов И.Д., Мурсалиев Т.А., Смыслова М.М. Типы социокультурных траекторий социализации современного подростка: Аналит. записка. – 0,5 п.л.
Форма, база практического использования (внедрения результата):

В соответствии с договором о сотрудничестве между Рижской Академией педагогики и управления образованием и Институтом социологии образования РАО в рамках темы «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» был разработан инструментарий исследования около 2000 учащихся общеобразовательных школ г. Риги (Латвия). Разработанная анкета посвящена изучению особенностей социализации подростка и характеристикам его социального самоощущения в современной подростковой и молодежной субкультуре. С помощью разработанного инструментария был также проведен дополнительный опрос 993 учащихся общеобразовательных школ г. Москвы. По итогам совместной работы был опубликован сборник научных трудов по тематике исследования: 473. Musdienu skoleni Riga un Maskava. — Izdevnieciba “RaKa”, 2011. —312 с.

В соответствии с договором о сотрудничестве между Славянским университетом Республики Молдова и ФГНУ «Институт социологии образования» РАО в рамках темы «Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования» было проведено исследование учащихся общеобразовательных школ. С помощью разработанного ФГНУ ИСО РАО инструментария был проведен опрос 993 русскоязычных учащихся 9-х и 12-х классов школ с преподаванием на русском языке в г. Кишинев.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconКраткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям...
Наряду с исследованием теоретических проблем социологии образования, анализом зарубежных и отечественных исследований, проводились...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconПостановление Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии рао...
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconКорогодов Филипп Игоревич
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconСельскохозяйственных животных и птицы
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconСпециальность 02. 00. 04 «Физическая химия»
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 icon4 Основные результаты научно-исследовательских работ, выполненных в 2008 году ивэп дво ран
В истекшем году были получены следующие основные результаты законченных работ по направлениям исследований Программы фундаментальных...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconПрограмма Дисциплина Основное богословие до
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconТема: «Экономика». В 1 Подготовка к егэ а 1
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconМетодические указания к семинарским занятиям
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconЧеченской молодёжи г. Грозный 2013 г
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconПриложение №4 к Решению Городского Совета
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconОбщие требования к учебному процессу
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconТема Культура как общественное явление
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconРазработка и исследование холодильной машины с аккумулятором холода
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconГотовимся к егэ. Запишите слово, пропущенное в схеме
...
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям Плана фундаментальных научных исследований рао на 2008-2012 годы Москва, 2012 iconЛекция первого заместителя руководителя аппарата нак
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск