Методические указания к семинарским занятиям





Скачать 118.28 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям
Дата публикации22.07.2013
Размер118.28 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Физика > Методические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

БИОФИЗИКА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
Методические указания к семинарским занятиям

Красноярск

СФУ

2011


Составитель: Свидерская И.В.

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Биофизика сложных систем». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 «Физика», магистерская программа «Биофизика».

1 Цели и задачи изучения дисциплины
Данная учебная дисциплина основана на методах и результатах исследований последних десятилетий в области физики неравновесных состояний и теории динамических систем, которые оформились в отельное направление науки, сложные системы, независимо от их природы (физическая, биологическая, социальная и т.д.). С классической точки зрения существовало резкое различие между стохастическим (случайным) и детерминированным поведением. Исследования сложных систем показывают, что в действительности существуют промежуточные формы поведения, которые связаны с особыми решениями простых детерминистских уравнений. Поэтому особое внимание отводится изучению хаотической динамики, как естественной тенденции широкого класса систем к переходу в состояния, которые обладают свойствами, как детерминистского поведения, так и непредсказуемости. Изучение дисциплины «Биофизика сложных систем» включает рассмотрение применений разработанных методов к анализу поведения систем в биологии, экологии, климатологии, химии.

Дисциплина «Биофизика сложных систем» имеет своей целью сформировать научное мировоззрение, расширить и углубить знания студентов по вопросам фундаментальных свойств динамики систем и дать инструмент для изучения сложного поведения систем вне зависимости от их природы.

Задачи изучения дисциплины заключаются в освоении основных закономерностей и механизмов поведения сложных систем разной природы, поскольку они лежат в основе многих явлений окружающего нас мира. Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области основ естественнонаучных знаний, получение высшего углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать следующими предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:

  • способностью демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

  • способностью свободно владеть фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своей магистерской программой) (ПК-1);

  • способностью использовать знания современных проблем физики, новейших достижений физики в своей научно-исследовательской деятельности (ПК-2);

  • способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-4);

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-6);

  • способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7).


2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

10

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

0,78 (28)

0,78 (28)

лекции

0,39(14)

0,39(14)

практические занятия (ПЗ)

0,39(14)

0,39(14)

Самостоятельная работа:

1,22 (44)

1,22 (44)

изучение теоретического курса (ТО)

1,22 (44)

1,22 (44)

Вид промежуточного контроля (экзамен)

экзамен

1 (36)

экзамен 1 (36)



3 Содержание дисциплины
3.1 Содержание разделов и тем лекционного курса




п/п

№ раздела

дисциплины

Темы лекционного курса


1

2

3

1

Модуль 1. Введение в биофизику сложных систем


Тема 1.1 Консервативные системы. Определение. Законы сохранения. Обратимость времени в консервативных системах. Примеры консервативных сеханических и немеханических консервативных систем. Задача трех тел.

Тема 1.2 Диссипативные системы. Необратимость и диссипация в физике. Необратимость и диссипация в химических и биологических системах. Макроскопическое описание диссипативных систем. Химическая реакция синтеза как пример диссипативной системы. Уравнения Фика и Фурье. Четные и нечетные переменные. Общее уравнение эволюции диссипативной системы. Представление диссипативной системы в фазовом пространстве.

2

Модуль 2. Сложные системы в природе


Тема 2.1 Определение и характерные признаки сложных систем.

Тема 2.2 Самоорганизация в физико-химических системах. Тепловая конвекция. Реакция Белоусова-Жаботинского.

3

Модуль 3. Динамические системы


Тема 3.1 Определение динамических систем. Классификация динамических систем.

Тема 3.2 Описание динамических систем. Фазовое пространство. Фазовые траектории. Меры в фазовом пространстве. Размерность системы, размерность фазового пространства, размерность вложения.

4

Модуль 4.

Детерминированный хаос.


Тема 4.1 Типы решений систем интегрируемых систем. Предельные циклы и регулярные аттракторы.

Тема 4.2 Переходные процессы. Странные (хаотические) аттракторы динамических систем.

Тема 4.3Детерминированность, случайность, хаос. Детерминированный хаос.

Тема 4.4 Устойчивость и неустойчивость. Нелинейность. Неустойчивость и нелинейные ограничения. Вероятностные свойства детерминированных систем.

5

Модуль 5.

Реконструкция динамических систем.


Тема 5.1. Определение размерности вложения и реконструкция. Теорема Такенса.

6

Модуль 6.

Детерминированный хаос в биологических системах.


Тема 6.1 Количественные характеристики хаотических сигналов в биосистемах. Динамические болезни.



3.2 Практические занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических занятий,

объем в часах

1

2

3

1

Модуль 1. Введение в биофизику сложных систем


Тема 1.5 Второй закон термодинамики для открытых систем. Необратимость.

Тема 1.6 Устойчивость и неустойчивость. Бифуркация и нарушения симметрии.

Тема 1.7 Упорядоченность и корреляции.

(аудиторные часы - 0,075 (3 ч))

2

Модуль 2. Сложные системы в природе


Тема 2.4. Самоорганизация и сложность в биологических системах.

Тема 2.5 Сложность в планетарном и космическом масштабах.

(аудиторные часы - 0,075 (3 ч))

3

Модуль 3. Динамические системы


Тема 3.4 Аттракторы динамических систем. Периодические аттракторы. Квазипериодические аттракторы. Непериодические аттракторы.

Тема 3.5. Диссипативные системы в многомерных фазовых пространствах. Хаос и странные аттракторы. Модели странных аттракторов.

(аудиторные часы - 0,06 (2 ч))

4

Модуль 4.

Детерминированный хаос.


Тема 4.3 Детерминированность, случайность, хаос. Детерминированный хаос.

Тема 4.4 Устойчивость и неустойчивость. Нелинейность. Неустойчивость и нелинейные ограничения. Вероятностные свойства детерминированных систем.

(аудиторные часы - 0,06 (2 ч))

5

Модуль 5.

Реконструкция динамических систем.


Тема 5.2 Определение размерности аттрактора по временной последовательности. Корреляционный интеграл и корреляционная размерность.

(аудиторные часы - 0,06 (2 ч))

6

Модуль 6.

Детерминированный хаос в биологических системах.


Тема 6.2 Моделирование динамики сердечного ритма.

Тема 6.3 Климатические аттракторы.

(аудиторные часы - 0,06 (2 ч))

3.3 Методические замечания к проведению семинарских занятий
Семинарские занятия направлены на расширение и углубление понимания теоретических знаний и их практическое применение по курсу «Биофизика сложных систем». Особое внимание обращается на развитие у студентов умений и навыков самостоятельного и критического мышления, дискурсивных практик.

Важными задачами семинарского занятия являются:

  • развитие способности к анализу и синтезу и формирование навыков контекстной обработки информации;

  • проблематизация и актуализация изучаемого материала, а также умение обобщать на основе законспектированных научных текстов.

К интерактивным формам и приемам работы на семинаре можно отнести творческие минидискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение выступлений студентов, подготовку и демонстрацию презентаций с последующим их коллективным обсуждением. Участие в работе семинарского занятия позволяет обсудить в группе обозначенные заранее вопросы или самим участникам поставить перед аудиторией возникающие вопросы на обсуждение, оценить уровень и качество усвоения пройденной темы.
4 Учебно-методические материалы по дисциплине
Основная литература

  1. Нелинейность в современном естествознании/ Рос. акад. наук, Ин-т прикладной математики им. М. В. Келдыша ; ред. Г. Г. Малинецкий. - М. : URSS, 2009. - 412 с. (1 экз.)

  2. Гринченко, В.Т. Введение в нелинейную динамику: хаос и фракталы В.Т. Гринченко, В.Т. Мацыпура, А.А. Снарский. - Изд. 2-е . - Москва : УРСС(URSS); Издательство ЛКИ, 2007 . - 263 с. (1 экз.)

  3.  Квантовый хаос / ред. Я. Г. Синай ; науч. ред. А. И. Шафаревич. - М. ; Ижевск : Институт компьютерных исследований ; М. ; Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2008. - 382 с. (1 экз.)

  4.    Заславский, Г. М. Гамильтонов хаос и фрактальная динамика= Hamiltonian Chaos and Fractional Dynamics : монография / Г. М. Заславский. - М. ; Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика : Институт компьютерных исследований, 2010. - 455 с. (1 экз.)

  5.    Малинецкий, Г. Г. Математические основы синергетики: хаос, структуры, вычислительный эксперимент: монография / Г. Г. Малинецкий. - Изд. 5-е. - Москва : УРСС(URSS) ; Москва : Издательство ЛКИ, 2007. - 308 с. (2 экз.)


Дополнительная литература


  1. Малинецкий, Г.Г. Нелинейная динамика и хаос: основные понятия [Текст] : [учебное пособие] / Г.Г. Малинецкий, А.Б. Потапов . - Москва : КомКнига, 2006 . - 237 с.

  2. Анищенко В.С. Знакомство с нелинейной динамикой. Москва- Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002. 144 с.

  3. Методы качественной теории в нелинейной динамике = Methods of Qualitative Theory in Nonlinear Dynamics / Л. П. Шильников [и др.] ; науч. ред. Д. В. Тураев, А. Л. Шильников ; пер. с англ. В. А. Осотовой. - М.; Ижевск : Институт компьютерных исследований : Регулярная и хаотическая динамика, 2004.

  4. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Москва, Мир, 1990

  5. Рюэль Д. Случайность и хаос. Москва-Ижевск, Регулярная и хаотическая динамика, 2002.

  6. Шустер Х. Детерминированный хаос. Москва: Мир, 1990.

  7. Федер, Енс. Фракталы [Текст] = Fractals : перевод с английского / Енс Федер . - Москва : Мир, 1991 . - 260 с.

  8. 3. Астахов В. В., Вадивасова Т. Е. Нелинейные эффекты в хаотических и стохастических системах - Москва : Институт компьютерных исследований, 2003

  9. 4. С. П. Кузнецов.  Динамический хаос: курс лекций : учебное пособие для вузов по физическим специальностям – Москва, 2006


Электронные ресурсы:


  1. Данилов, Ю. А.     Лекции по нелинейной динамике. Элементарное введение [Электронный ресурс] : учебное пособие для физико-математических и физико-химических специальностей вузов / Ю. А. Данилов. - Изд. 2-е, испр. -Москва:КомКнига, 2008. - 203 с. http://lib2.sfu-kras.ru/elib/b22/0234139.pdf

  2. Тимофеев-Ресовский Н. В. Генетика, эволюция, значение методологии в естествознании. – Электронные данные. – Токмас-Пресс, 2009. - 240 c. Режим доступа: http://lib2.sfu-kras.ru/elib/b28/0234127.pdf

  3. Bionanotechnology: Global Prospects. Editor: D. E. Reisner, CRC Press, 2009, 345 pp. Режим доступа: http://lib2.sfu-kras.ru/elib/b28/0234104.pdf


Информационные ресурсы:

  1. http://chaos.utexas.edu/

  2. http://www.chaos.gwdg.de/

  3. http://www.creatingtechnology.org/papers/chaos.htm

  4. http://ocw.mit.edu/courses/earth-atmospheric-and-planetary-sciences/12-006j-nonlinear-dynamics-i-chaos-fall-2006/

  5. http://brain.cc.kogakuin.ac.jp/~kanamaru/Chaos/e/

  6. http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199830060/obo-9780199830060-0024.xml

  7. www.physionet.org

  8. http://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780198507239.001.0001/acprof-9780198507239

  9. http://nd.ics.org.ru/

  10. http://www.synergetic.ru/society/slozhnye-sistemy-i-nelineynaa-dinamika-v-prirode-i-obschestve.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть II
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с
Методические указания к семинарским занятиям iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические указания к семинарским занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика»
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология»
Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям
...
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А. А
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям по философии для студентов...
Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск