Отчет по результатам самообследования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 комбинированного вида» г. Орла за 2012-2013 учебный год I. Общая характеристика образовательного учреждения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида» введено в эксплуатацию в сентябре 1970 года.
МБДОУ №10 расположен в Заводском районе города Орла по ул. Комсомольской, д.348.
Территория детского сада озеленена насаждениями и огорожена. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, клумбы.
Вблизи детского сада расположены: общеобразовательная школа № 6, Орловский городской центр культуры, городская библиотека имени И. С. Тургенева.
МБДОУ «Детский сад № 10» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами:
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
-Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»;
-Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Уставом МБДОУ.
Детский сад посещает 275 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет.
Количество групп - 11. Из них:
2 группы для детей с нарушениями речи;
9 групп общеразвивающей направленности:
Название группы
| Возраст детей
| Количество групп
| Группы общеразвивающей направленности:
| 1 младшая группа
| с 2 до 3 лет
| 2
| 2 младшая группа
| с 3 до 4 лет
| 3
| Средняя группа
| с 4 до 5 лет
| 2
| Старшая группа
| с 5 до 6 лет
| 1
| Подготовительная
к школе группа
| с 6 до 7 лет
| 1
| Группы для детей с нарушениями речи:
| Старшая логопедическая группа
| с 5 до 6 лет
| 1
| Подготовительная логопедическая группа
| с 6 до 7 лет
| 1
|
Режим работы детского сада:
12-ти часовое пребывание детей с 7.00 до 19.00 часов;
5-дневная рабочая неделя с выходными днями (суббота, воскресенье).
Вывод: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из полных семей. II. Структура управления образовательным учреждением.
1. Нормативно-правовое обеспечение управления ДОУ
Управление Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № 10 «Детский сад комбинированного вида» осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а так же следующими локальными документами:
Договором между МБДОУ № 10 и родителями.
Трудовыми договорами между администрацией и работниками.
Коллективным договором между администрацией и профсоюзным комитетом.
Локальные акты.
Штатное расписание.
Документы по делопроизводству Учреждения.
Приказы заведующего МБДОУ.
Должностные инструкции, определяющие обязанности работников ДОУ.
Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ.
Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ.
Положение о Родительском Комитете.
Положение о Педагогическом совете.
Положение о Методической службе.
Положение о работе ПМПк.
Положение о родительском собрании.
Положение о контрольной деятельности.
Положение об оплате труда работников МБДОУ
Расписание занятий, студий, кружков.
Личные карточки работников по форме №Т-2.
Циклограммы деятельности педагогов.
Перспективные планы работы воспитателей и специалистов.
В течение учебного года продолжалась работа по созданию и обогащению нормативно-информационного обеспечения управления. Управление осуществляется на аналитическом уровне. 2. Формы и структура управления
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» на основе принципов единоначалия и самоуправления. Руководство деятельностью МБДОУ осуществляется заведующим МБДОУ, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.
Заведующий дошкольным образовательным учреждением Хавроничева Татьяна Алексеевна – имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, награждена значком «Отличник народного просвещения».
Формами самоуправления детским садом являются:
- Общее собрание МБДОУ;
- Педагогический Совет МБДОУ;
- Родительский комитет МБДОУ.
Общее собрание МБДОУ осуществляет полномочия трудового коллектива, обсуждает проект коллективного договора, рассматривает и обсуждает программу развития МБДОУ, рассматривает и обсуждает проект годового плана работы МБДОУ, обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в МБДОУ и мероприятия по ее укреплению, рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны труда воспитанников в МБДОУ, рассматривает и принимает Устав МБДОУ, обсуждает дополнения, и изменения, вносимые в Устав МБДОУ.
Педагогический совет МБДОУ осуществляет управление педагогической деятельностью МБДОУ определяет направления образовательной деятельности учреждения, отбирает и утверждает общеобразовательные и коррекционные программы для использования в МБДОУ, рассматривает проект годового плана работы МБДОУ, заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ в МБДОУ, обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности, рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров, организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта среди педагогических работников МБДОУ.
Родительский комитет МБДОУ выполняет следующие функции: содействует организации совместных мероприятий в МБДОУ, оказывает посильную помощь учреждению в укреплении материально-технической базы, благоустройстве его помещений, детских площадок и территории.
Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений. В детском саду функционирует Первичная профсоюзная организация. В дошкольном учреждении создан банк данных управленческой и методической работы.
Вывод: В МБДОУ № 10 создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. III. Условия осуществления образовательного процесса Фактическое количество сотрудников - 65 человек, из них 33 человека являются педагогами. Обслуживающий персонал - составляет 47% от общего количества сотрудников. Обслуживающим персоналом детский сад обеспечен не полностью, имеются вакансии помощника воспитателя и кухонной рабочей. В дошкольном учреждении сложился стабильный, творческий педагогический коллектив.
Педагогический процесс в МБДОУ № 10 обеспечивают специалисты:
музыкальный руководитель, хореограф, педагог-режиссер, педагог по изодеятельности, педагог по раннему изучению иностранного языка, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог и 21 воспитатель.
Цель МБДОУ:
обеспечивать всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие детей через наиболее близкие и наиболее естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игру, чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую деятельности, труд.
Основные задачи:
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
-осуществление квалифицированной коррекции недостатков в речевом развитии детей;
-создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления социальной активности педагогов.
Сведения о педагогических кадрах:
- Количество педагогов по штату – 38,75, фактически - 37,7 вакансии -1,05 .
- Годовой фонд оплаты труда на 2013 год – 11 197 000 руб.
Всего педагогических работников
(без администрации)
| Имеют образование
| Квалификационные категории
| Имеют почетные звания
| По полу
| высшее
| Среднее педагогич.
| среднее
| ВКК
| 1КК
| 2КК
| Засл.учит.
| Отл..нар.
просв
| Почетн.
работник
| Муж.
| Жен.
| 33
| 28
| 5
| -
| 4
| 6
| 4
| _
| 1
| _
| 1
| 32
|
- Распределение педагогов по стажу работы:
до 5 лет- 17, до 10 лет - 3, до 15 лет- 3, до 20 лет - 2, до 25 лет- 4, более 25 лет- 4.
Основной состав представляют молодые педагоги, проработавшие в учреждении менее 5 лет.
Средний возраст педагогов составляет 35лет.
На протяжении последних трех лет наблюдается динамика повышения образовательного уровня педагогических кадров:
с высшим образованием - 28 человек (82%),
со средним педагогическим - 5 человек (18%).
46% педагогов от общего числа имеют квалификационные категории. В 2012-2013 учебном году работа педагогического коллектива была направлена на решение следующих задач:
- создание условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста; формирование у них культурно-гигиенических навыков;
- осуществление интегрированного подхода к процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
- создание условий для организации разнообразной игровой деятельности дошкольников в рамках непосредственно образовательного процесса и при проведении режимных моментов.
Для реализации годовых задач была запланирована система методических мероприятий, включающая в себя педсоветы, семинары, консультации, конкурсы, открытые просмотры и другие формы работы. В ходе педагогической деятельности коллектива был использован принцип комплексного подхода к решению основных задач.
РАБОТА С КАДРАМИ.
Работа с кадрами включала в себя разнообразные мероприятия, способствующие совершенствованию профессионального мастерства педагогов.
За прошедший учебный год курсы повышения квалификации при ОО ИУУ прошли 3 педагога: воспитатели дошкольных групп Гуменюк Е.Ю. и Гаспарян Г.С., педагог дополнительного образования Лепехина Н.П., что составляет 10% от общего числа работающих педагогов.
В течение учебного года наши педагоги представляли свой опыт работы на районных, городских и областных мероприятиях:
- для слушателей курсов ООИУУ были подготовлены и показаны занятия по разным образовательным областям: «Безопасность» и «Познание» воспитателем Гуменюк Е.Ю., инструктором по физической культуре Зарьяновой М.К. и педагогом дополнительного образования Лепехиной Н.П.(декабрь 2012 г.)
- в Дне Новатора Заводского района приняли участие: воспитатель Семкина Г.А. и инструктор Зарьянова М.К., проведя спортивно-познавательный праздник с детьми старшей группы «Давайте жить по правилам, друзья!»; педагоги дополнительного образования Васильева Л.В. и Панченкова О.М. показали для педагогов театрально-игровую деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Воспитатель Гаспарян Г.С. представила педагогам непосредственно образовательную деятельность с детьми второй младшей группы (март 2013 г.). Проведенные мероприятия получили высокую оценку со стороны коллег из других образовательных учреждений города.
- В течение учебного года нами было продолжено тесное сотрудничество с Мезенским педагогическим колледжем. За период с октября по декабрь была показана серия занятий по разным видам изобразительной деятельности для студентов педагогом по изобразительной деятельности Белоножко Л.В. Воспитатели дошкольных групп Золотухина Ю.В., Подковырова С.И. и Сазонова Я.А. представили студентам различные формы организации трудовой деятельности с дошкольниками (сентябрь 2012 г).
- Свой опыт работы на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» представили 4 педагога нашего учреждения: воспитатели дошкольных групп – Гаспарян Г.С., Семкина Г.А., инструктор по физической культуре - Зарьянова М.К. и педагог дополнительного образования Панченкова О.М. (январь 2013 г.). Имеются публикации статей
на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2012-2013 учебный год: «Интегрированное занятие для воспитанников подготовительной к школе группы (образовательные области «Познание», «Коммуникация») на тему: «Волшебные Британские острова», занятие «В гости к Ежику» (образовательная область «Познание») для детей младшего дошкольного возраста, сценарий спортивного досуга, посвященного Дню защитника Отечества «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» для детей старшего дошкольного возраста и интегрированное занятие «Путешествие в страну дорожных знаков» (образовательная область «Познание», «Безопасность») для детей старшего дошкольного возраста. Также в сборнике научно-методических статей, опубликованный Орловским институтом усовершенствования учителей, в раздел «Педагогические новации» вошла статья воспитателя Гуменюк Е.Ю. «Некоторые проблемы обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». (Выпуск 6. 2013 г.)
- В результате победы в региональном туре Всероссийского конкурса «Воспитатель года 2012» педагог дополнительного образования Трухина Н.Ю. участвовала во Всероссийском туре профессионального конкурса «Воспитатель года 2012» в г. Москве, где достойно представила свой опыт работы «Танец как продукт интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста» через презентацию и открытое занятие с дошкольниками. Наталья Юрьевна была награждена Дипломом участника, подарками и призами.
Успешно прошла аттестация педагогов учреждения: на высшую квалификационную категорию - воспитателя Гуменюк Е.Ю. (февраль 2013г.), на первую квалификационную категорию - педагога дополнительного образования Панченковой О.М. (апрель 2013г.). Таким образом, 36% от общего числа педагогов нашего образовательного учреждения имеют высшую и первую квалификационные категории. Материально-техническое обеспечение ДОУ.
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии.
В детском саду имеются:
групповые помещения - 11
кабинет заведующего – 1
канцелярия - 1
методический кабинет - 1
кабинет учителя - логопеда – 2
кабинет психолога – 1
кабинет кружковой работы - 1
музыкальный зал-1
физкультурный зал - 1
пищеблок - 1
прачечная - 1
медицинский кабинет -1
Все кабинеты оформлены. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами.
В учреждении создана современная информационно-технологическая база. В наличии имеется разнообразная оргтехника: компьютеры (6 шт.), ноутбук, сканер, модем, принтеры (4 шт.), факс, ТВ, музыкальный центр, магнитофоны; приобретена система мультимедиа (моторизированный экран и видеопроектор), а также видео и аудио материалы для работы с детьми и педагогами, с информацией о деятельности учреждения можно ознакомиться на сайте.
В методическом кабинете в течение учебного года организовывались постоянно действующие выставки новинок методической литературы, оформлялись информационные стенды. Для обеспечения педагогического процесса была приобретена методическая и познавательная литература, пособия, осуществлена подписка на периодические издания. Вывод: в МБДОУ № 10 предметно-пространственная среда способствует всестороннему развитию дошкольников. Воспитательно-образовательный процесс
Образовательный процесс в детском саду осуществляется в соответствии с сеткой занятий, которая составлена согласно требованиям нормативных документов Министерства Образования и Науки к организации дошкольного образования и воспитания, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом недельной нагрузки, ориентирован на реализацию ФГТ в переходном периоде.
Педагогический коллектив реализует следующие государственные образовательные программы:
Виды программ
| Срок освоения
| Количество
групп
| Наполняемость
групп
| Общий контингент
| Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Комплексная региональная программа творческого развития детей дошкольного возраста под ред. Г.И.Радвил
Программа «Основы безо-пасности жизни детей дош-кольного возраста», авторы: Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина.
Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ФФН речи 7-го года жизни Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
|
5 лет 5 лет
5 лет
3 года
2 года
1 год
|
11 дошкольных групп
11 дошкольных групп
11 дошкольных групп
6 дошкольных
групп Старшая логопедическая
группа Подготовительная логопедическая группа
|
25-30 детей 25-30 детей
25-30 детей
25-30 детей
13 детей
16 детей
|
300
детей
300
детей
300
детей
143
детей 13 детей
16 детей
|
План воспитательно-образовательной работы с детьми составляется в соответствии со спецификой детского сада и с учетом профессионального уровня педагогического коллектива.
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Для реализации задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей был проведен комплекс различных мероприятий, как с детьми дошкольного возраста, так и с педагогами учреждения: инструктажи по охране жизни и здоровья детей, контроль по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, анализ детской заболеваемости и посещаемости, создание банка данных о состоянии здоровья детей, мероприятия по профилактике гриппа, витаминотерапия, дибазолопрофилактика, проведение спортивных праздников и досугов.
Инструктор по физической культуре Зарьянова М.К. провела различные спортивные праздники и досуги с детьми дошкольного возраста: «Новогодняя Спартакиада» (декабрь), «Зимние забавы» (январь), «День Защитника Отечества» (февраль). В сентябре 2012 года инструктором по физической культуре Зарьяновой М.К. и педагогом дополнительного образования Панченковой О.М. был осуществлен совместный проект «Олимпийские игры в Сочи». Совместно с воспитателем Семкиной Г.А. разработан и реализован долговременный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Давайте жить по правилам, друзья!». В рамках данного проекта были проведены спортивно-познавательные развлечения «Школа дорожных наук» и «Эстафета зеленого огонька». Проведенные мероприятия способствовали развитию познавательного интереса детей, расширению кругозора, повышению двигательной активности и формированию таких физических качеств, как быстрота, смелость, ловкость.
Повышая уровень готовности учреждения к выполнению задач при чрезвычайных ситуациях, 17 мая состоялся «День защиты детей». Были проведены тематические занятия с дошкольниками по ОБЖ «Уроки безопасности», учения по экстренной эвакуации детей и сотрудников, спортивные соревнования «Пожарные на учениях». Анализ проведенного мероприятия показал слаженность и организованность в действиях сотрудников, эвакуационные действия были проведены за 3 минуты.
Работая над задачей по совершенствованию психического развития детей, педагог-психолог Волкова М.М. регулярно проводила с дошкольниками групповые занятия, индивидуальные занятия по развитию познавательных психических процессов и личности, диагностические срезы. Активная работа проводилась с педагогами: индивидуальные консультации, рекомендации по использованию релаксационных игр и упражнений в работе с детьми. С целью повышения профессиональной компетентности, создания атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей, педагогом - психологом Волковой М.М. был подготовлен и проведен семинар-практикум для педагогов «Психологическая структура игры» (март 2013г.).
Старшая медсестра Константинова М.В. в течение года организовывала лечебно-профилактическую работу с детьми дошкольного возраста. Она регулярно проводит анализ детской заболеваемости. Показатель заболеваемости за 2012 год по сравнению с прошлым годом остался на прежнем уровне. Он составил - 5,0 детодня. Общий показатель заболеваемости детей составил: по младшему дошкольному возрасту – 7,0 (в 2011 году-5,8), по старшему дошкольному -4,5 (в 2011 году- 4,6 детодня). Таким образом, самый низкий показатель заболеваемости по старшему дошкольному возрасту, самый высокий по младшему дошкольному возрасту, что обусловлено увеличением в детском саду количества детей младшего дошкольного возраста в 2,5 раза (первые младшие группы – две, вторые младшие группы – три).
Анализ состояния здоровья воспитанников (за 3 года):
Учебный год
| Группы здоровья
| I
| ΙΙ
| ΙΙΙ
| ΙV
| 2009-2010
| 54
| 116
| 10
| 0
| 2010-2011
| 60
| 126
| 3
| 0
| 2011-2012
| 103
| 125
| 15
| 0
|
Сведения о заболеваемости детей (за 3 года):
Год
| Количество случаев заболеваний на одного ребенка
| 2010
| 12,3%
| 4,4%
| 2011
| 10,1%
| 7,3%
| 2012
| 5,0%
| -
|
Регулярно осуществляется сотрудничество с детской поликлиникой № 1, проводятся медицинские осмотры, вакцинация и диспансеризация детей.
Результаты диагностики по физическому развитию детей на конец учебного года показывают высокий уровень работы по данному разделу программы инструктора по ФК Зарьяновой М.К.. В дошкольных группах средний показатель составил 3,3 балла (за 2011-2012 учебный год средний показатель был 2,5 балла), что соответствует высокому уровню физической подготовленности детей. Это позволяет сделать вывод о том, что качество работы по физическому развитию детей улучшилось.
Старшие дошкольники получают дополнительные образовательные услуги:
Виды дополнительных образовательных услуг
| Количество охваченных детей
| Какая
используется база
| Формы и методы работы
| Кто организует работу
| Образовательно-развивающие:
раннее изучение иностранного языка
| 60 детей дошкольного возраста
| На базе детского сада № 10
| Занятия с использованием игровых методов
| ПДО
| Воспитательная система МБДОУ представлена следующим образом: № п/п
| Направление деятельности
| Название секции,
кружка, студии
| Охват детей,
в т.ч. - % от общего кол-ва
|
1.
|
Художественно-эстетическое
| 1. Студия вокального пения «Колокольчик»
2. Студия изобразительного искусства «Кисточка»
3. Хореографическая студия «Ивушка»
4. Театральная студия «Мир сказки»
| 18 детей- 6% 25 детей - 9%
25 детей – 9%
40 детей – 14%
| 2.
| Познавательное
| Кружок «Мир вокруг нас»
| 46 детей - 16%
| 3.
| Спортивно-оздоровительное
| Секция киокусинкай каратэ
| детей - 10%
| |