Образовательная программа «Наш Пушкин»





НазваниеОбразовательная программа «Наш Пушкин»
страница1/5
Дата публикации13.08.2014
Размер0.82 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Философия > Образовательная программа
  1   2   3   4   5


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Псковский областной Дом детства и юношества «Радуга»



УТВЕРЖДЕНА

на заседании коллегии Государственного управления образования Псковской области

30.04.2002 – 2/3


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУДОДПО

ПОДДЮ «Радуга»

___________ В.Б. Семенов

«30» апреля 2002


Региональная комплексная
образовательная программа


«Наш Пушкин»

художественно-эстетическая направленность

(срок реализации – 3 года, возраст обучающихся 15-17 лет)
Зайцева Т.А.

заместитель директора

Псков

2002

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Вступительное слово




  1. Пояснительная записка




  1. Программа для дошкольного возраста




  1. Программа для обучающихся начальных классов




  1. Программа для обучающихся 5-8 классов




  1. Программа для обучающихся 9-11 классов




  1. Дополнительное образование




  1. Отзыв о региональной комплексной программе
    «Наш Пушкин»




стр. 3
стр. 6
стр. 9
стр.14
стр.23
стр.34
стр.43
стр.46


1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО «А.С.Пушкин: педагогические смыслы»
Вероятно, излишне да и невозможно было бы перечис­лять все то, чему научил А.С. Пушкин своих современ­ников и потомков, все, чем обогатил он свою Родину, каждо­го, кто может восхититься тем. как «...нежный вкус роди­мой речи так чисто губы холодит».

Высокие педагогические смыслы звучат в произведе­ниях А.С. Пушкина, вероятно, потому, что этими смыслами была наполнена вся его жизнь. Сами факты его биографии учат современных педагогов принимать любого ребенка, понимать ценность и уважать своеобразие каждого из де­тей, а не только «умных и послушных». Достаточно вспом­нить положение юного А.С. Пушкина на уроках математи­ки в лицее и исполненную гуманизма сентенцию преподавателя – у вас по моему предмету всегда «ноль», садитесь и пишите ваши стихи...

Вся современная гуманистическая педагогика отрази­лась в послании – посвящении А.С. Пушкина юному Павлу Вяземскому, где ребенок для него «...душа моя, Павел...», где взрослый не поучает младшего, а предлагает ему само­му выбрать, что любить, что не любить, что делать, что не делать, а прощается с ним так, как каждому из нас всю жизнь хотелось бы слышать: «Прощай, мой прекрасный». Каждому человеку,, а ребенку в особенности, жизненно важно знать, что он не ничей – он «мой», и, конечно же, прекрасный.

Раньше, чем об этом заговорили психологи и педагоги, А.С. Пушкин определил, какое значение имеет свобода личного выбора и ответственность за этот выбор. Раньше, чем появились теории, обосновавшие значимость ситуации успеха, А.С. Пушкин обозначил, как необходимо, чтобы че­ловек был уверен в своем предназначении, чтобы знал, что ему доверяют, что у него все получится, что он личность – и все это не связано с количеством прожитых лет.

Только в середине XX века появились исследования, подтвердившие правоту позиции А.С. Пушкина – 10-лет­нему ребенку для полноценного эмоционального и интеллектуального развития необходимо получать за день 12–14 актов приязни, ласки, подтверждения правильности поступков и поведения.

Таким образом, А.С. Пушкин обозначил величайшую миссию взрослого – защиту ребенка, помощь ему, вдохно­вение привязанностью, одобрением, в этом один из глав­ных нравственных уроков, заданных нам А.С. Пушкиным. От кого и от чего необходимо, опираясь на идеи А.С. Пушкина, защищать современного подростка?

Ребенок нуждается в защите прежде всего от труд­ных взрослых, которые подчас воюют с социумом, а свои проигрыши и поражения вымещают на самых беспомощных и безответных – на детях. Дети подчас виновны в том, что взрослые не справляются с жизнью. Расслоение по социальным признакам, по обеспеченности выбивает у них из-под ног и без того непрочную, нетвердую опору. И тогда особенно нужен если не умный взрослый человек рядом, то хотя бы умный взрослый в книге, чтобы вслед за А. Блоком можно было бы повторить сказанное им А.С. Пушкину: «...дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе!»

Вывод социолога Г. Силласте (ж. «Безопасность Евразии». – 2002. – «№ 1) о том, что подорвана безопасность современной семьи, вероятно, верен. Осложнившееся детство является тому печальным подтверждением. Известны причины этого негативного состо­яния, в их определении сходятся все социологи. В частности, в сельской семье, отмечают они, главные осложнения вызваны алкоголизацией, асоциальным существованием взрослых, бытовым хулиганством, а оборачивается это к ребенку насилием в семье, детской беспризорностью.

Значит, рядом с ребенком должен встать умный взрослый, тот, кому можно довериться, обратиться за советом, поддержкой, за помощью в поиске сложного ответа на непростые вопросы. Кто этот умный взрослый – конечно же, учитель или, еще лучше, учителя, чье назначение – стать не только защитниками, но и посредниками между ребенком, подрост­ком и миром литературы, миром А.С. Пушкина.

Правда, не всякий учитель способен и подготовлен к этой высокой миссии в жизни школы или отдельного ученика. Немало переживаний отягощает школьную жизнь, нема­ло разочарований вызвано непрофессиональностью педагогов, подчас высоким уровнем агрессии. Ребенок развивается интеллектуально и эмоционально успешнее и быстрее рядом с педагогом «можно», а не с педагогом «нельзя». Если в жизни каждого ученика было хотя бы два талантливых педагога, ребенок сохранен, ребенок устойчив, позитивно ориентирован и уж, конечно, замечательно, когда в числе этих талантливых людей есть учитель словесности, дара и мудрости которого достанет на то, чтобы ввести подростка в мир А.С. Пушкина, чтобы подтвердить истинность его высказывания о том, что «...несча­стье – хорошая школа. Но счастье – вот лучший университет...».

Мир нравственных идей А.С. Пушкина, на мой взгляд, отвечает ожиданиям подрост­ков, которые от общения со взрослыми жаждут получить безукоризненную искренность, высокую душевность, справедливую требовательность, терпеливое и глубокое понимание.

Причастность детей, подростков и юношества к личности самого А.С. Пушкина, к образам его героев, к идее служения Отчизне, к идее дружества и верности – это еще одна возможность видеть модель, опору, образец жизни и деятельности.

Личность А.С. Пушкина, герои его произведений несут добрую атмосферу ожидания высокого поступка, вся их жизнь проходит перед читателями, проходит не фрагментарно, не протяженно по времени, а целиком, как и необходимо для восприятия подростков в силу их возрастных особенностей. Им трудно объективно ценить проходящую рядом с ними жизнь даже самых родных и близких людей, а художественное произведение от­крывает им такую возможность. В этой ситуации ребенок способен подняться над собой, способен быть лучше, чем обычно бывает дома и в школе. Он нравственно упражняется, он пытается быть человеком «можно», талантливым, неожиданным и ярким, как сам А.С. Пушкин. Это важно, ибо взрослый мир, с точки зрения ребенка, по преимуществу населен человеком «нельзя».

Программа «Псковское пушкиноведение» хороша тем, что откроет дошкольникам и детям любого школьного возраста прежде всего личность А.С. Пушкина. Сейчас нельзя утверждать, что познание жизни и творчества великого поэта обязательно станет стопро­центно формирующим. Но будем надеяться, что отзовется оно в жизни молодых людей бескорыстием, любовью к Отечеству, осознанием базовых ценностей личности – семьи, детей, труда, профессии, свободы совести – всем тем, что есть вечные мотивы творчества А.С. Пушкина.

Программа «Псковское пушкиноведение» может рассматриваться как некая регио­нальная «национальная идея», ибо А.С. Пушкин значим и как духовная опора нашим современникам. Заметим, кстати, что большинство наших современных государственных деятелей, по данным социологических опросов, более всего любят математику и обще­ственные науки.

Обратить внимание руководителей на проблему духовного совершенствования лич­ности можно и посредством реализации областной целевой программы «Наш Пушкин», которая органично входит в региональную программу развития образования, в феде­ральную программу по улучшению положения детей в Российской Федерации.

И все-таки почему Пушкин? Обратимся к суждениям его великих современников и последователей. В 1844 году В.И. Даль писал о том, что много алмазных искр Пушкина рассыпано тут и там в потемках, иные уже угасли и едва ли не навсегда.

Следуя терминологии В.И Даля, алмазные искры А.С. Пушкина не должны затерять­ся. И потому еще, как писала М.И. Цветаева, что он, вечно современный, оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. Именно с А.С. Пушкиным сверяет М.И. Цве­таева свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии и в то же время ощущает его соратником: «...прадеду товарка, в той же мастерской...»

Что же главное должна дать реализация программы «Псковское пушкиноведение»? Мне представляется, что лучше всех на этот вопрос ответила М.И. Цветаева, утверждая, что надо знать, каков был Пушкин дружбы, Пушкин брака, Пушкин бунта, Пушкин трона, Пушкин света, Пушкин няни, Пушкин Гаврилиады, Пушкин церкви, Пушкин бесчислен­ности своих ликов и обличий – все это спаяно и держится в нем одним – поэтом. Это почти по В. Маяковскому – «...я люблю вас, но живого, а не мумию»...

Марина Цветаева убеждает: влияние Пушкина может быть только освободитель­ным, и это позволило ей утверждать об обоих поэтах – враждуют низы, горы сходятся!

Духовное общение – это встречи навсегда, встреча с людьми, с книгами великих писателей, где ничто не приходит без духовного труда. Программа «Псковское пушкино­ведение» должна дать этот великий опыт духовности, опыт труда по его формированию в процессе чтения, в процессе общения с книгой.

Опыт оптимизма и уверенности в жизненной позиции дает молодым А.С. Пушкин, только их надо вернуть к нему, к его чтению, к его исторической миссии, к его состоянию дружественности. Как у А. Блока: «... не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года, не твоя ли, Пушкин, радость, окрыляла нас тогда...».

Начало работы в регионе по программе «Псковское пушкиноведение» происходит не на пустом месте, в области есть значительный опыт работы по этой теме. Наши надежды связаны с тем, что если каждый подрастающий человек с 4 до 17 лет систематически будет читать, слышать, изучать, пешком ходить по тем местам, что причастны к А.С. Пушкину, то имя это, как в свое время Александру Блоку, будет являться как «...звук понятный и знакомый, не пустой для сердца звук».

Причастность юношества к А.С. Пушкину, думается, неизменно отзовется в них гор­достью за свою Родину, отзовется желанием изменить ее к лучшему, желанием обустроить жизнь вокруг себя, чтобы никто из молодых, как великий поэт когда-то, никогда не пожалел о том, что с их умом и талантом выпало им родиться в России.
Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института

повышения квалификации работников образования,

редактор программы курса «Псковское пушкиноведение»

2. Пояснительная записка
Вот уже более двух столетий отделяет нас от дня рождения А.С. Пушкина. Сколько поколений прини­кает к родникам его творчества, и, однако, он остается не­исчерпаемым. Каждое поколение открывает для себя сво­его Пушкина. И сегодня он так же современен, мир Пуш­кина неиссякаем, как неиссякаем мир, породившей его Рос­сии.

Ценным нравственным уроком предстает для нас сама жизнь А.С. Пушкина, точными остаются слова юного поэта о том, что «Божий свет единой дружбою прекрасен». Жизнь Пушкина-гражданина, его последовательность, мужество, благородство – ценнейший нравственный урок.

Программа учебно-образовательного курса «Псковское пушкиноведение» рассчитана на детей от дошкольного до старшего школьного возраста.

Интегративный курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, тради­ций и новаторства, преемственности, учета возрастных осо­бенностей, интеграции основного и дополнительного образования.

Цель деятельности и реализации программы «Псков­ское пушкиноведение» – развитие личности гражданина Псковщины, способного к культурному самоопределению, к духовно-нравственной самореализации через ценности пуш­кинского творческого наследия.

Учебный план программы курса «Псковское пушкино­ведение» представлен следующим образом.

Реализация программы дифференцирована в зависи­мости от возраста учащихся, условий работы образователь­ных учреждений.

В дошкольных учреждениях она дополняет государ­ственные программы. В 1 классе предлагается провести в форме классных часов в течение учебного года 9 занятий.

Во 2–4 классах – 16 часов, занятия проводятся один раз в две не дата.

В 5–11 классах – 34 часа, занятия проводятся один раз в неделю.

В системе дополнительного образования мероприя­тия проводятся на внеклассных и внешкольных занятиях.

Независимо от вида образовательного учреждения через весь курс «Псковского пушкиноведения» проходят темы:

«Пушкинские места родного края»;

«Родные и близкие поэта»;

«Творчество А.С. Пушкина»;

«А.С. Пушкин в искусстве».

Программа каждой части курса включает в себя изучение творчества и знакомство с фактами биографии А.С. Пушкина, а также творческие дела в школе и в учреждениях системы дополнительного образования.

Программа «Псковское пушкиноведение» может быть рекомендована для организа­ции воспитательного процесса, IV раздел – для проведения элективных курсов с учащи­мися 9 классов.

Научно-методическое сопровождение программы курса «Псковское пушкиноведение» обеспечивается специалистами Псковского областного института повышения квалифика­ции работников образования, Псковского государственного педагогического института им. СМ. Кирова, областного Дома детства и юношества «Радуга».

Вслед за этой программой будут изданы методические рекомендации, опираясь на которые педагоги Псковщины могут организовывать процесс духовно-нравственного воспитания личности.

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАШ ПУШКИН»

Единственный учитель, которого можно пожелать для развития гражданских, твор­ческих начал личности, – это душа родного народа.

Душа России в полной мере обнаруживается в культурном наследии А.С.Пушкина, что побудило авторов программы обратиться к нему, как к благодатному источнику патриотического, духовно-нравственного воспитания юных граждан Псковщины. Тем более что духовность А.С.Пушкина как лучшего сына России окончательно оформилась и реализовалась в творчестве на Псковской земле.

Программа разработана в целях более широкого и системно-организованного зна­комства детей, подростков и юношества с жизнью и творчеством поэта.

В Псковской области сложились традиции организации работы с детьми по Пушки­ниане. Начало движения «доброхотов» было положено пятидневным сбором туристов-краеведов в 1979 г., который стал ежегодным.

Одна из добрых традиций – встреча детей с научными сотрудниками и хранителями музеев. С мая 1983 г. ежегодно в Псковской области проводятся праздники детского творчества.

Научно-практические и научно-исследовательские экспедиции, фольклорные фести­вали, пушкинские лагеря, смотры и конкурсы декоративно-прикладного творчества детей и педагогов стали традиционными.

Многие областные мероприятия получили статус всероссийских:

• творческий лагерь «Пушкинские Горы»;

• фольклорный фестиваль «Псковские зямчужины»;

• детский праздник творчества «Мой Пушкин».

При школах и учреждениях дополнительного образования на протяжении целого ряда лет работают 20 пушкинских клубов, руководители которых установили тесные контакты с Государственным музеем-заповедником А.С.Пушкина «Михайловское», с уч­реждениями Государственного управления образования и науки Псковской области.

Участники этих клубов более углубленно изучают творчество А.С. Пушкина, занима­ются поисковой и исследовательской работой. Четвертый год в Пскове работает литера­турно-творческий клуб «Плескава» под руководством председателя Регионального отделе­ния Союза писателей России «Объединение псковских писателей» Панченко И.Я.

Но наряду с положительными тенденциями анализ проводимой работы по Пушки­ниане позволяет обнаружить следующие противоречия:

• недостаточную сформированность региональной системы нормативно-правовых актов, регламентирующих единое комплексное финансирование и кадровое обес­печение мероприятий Пушкинианы, приводящую к фрагментарности, отсутствию преемственности и интеграции, взаимосвязанности образовательных, воспитатель­ных, досуговых, спортивных и других пушкинских мероприятий в области, что недопустимо в условиях единого образовательного и социокультурного простран­ства региона, т.к. снижает эффективность образовательного и воспитательного процессов;

• недостаточную интеграцию усилий специалистов системы образования культуры и спорта по подготовке и проведению пушкинских мероприятий, их некоторую ве­домственную обособленность, что затрудняет компетентное комплексное управ­ление Пушкинианой в регионе в целом, распыляет и без того скудные средства, выделяемые из областного бюджета на данные мероприятия, а это, в свою очередь, тяжелым бременем ложится на районные и городские учреждения образования, культуры и спорта. В итоге страдает качество мероприятий и снижается чувство удовлетворенности от участия в них представителей (делегаций) районов и горо­дов области;

  • недостаточную профессиональную компетентность педагогических кадров в обра­зовательных учреждениях области в проблемах Пушкинианы, в то время как данное направление деятельности требует высокого профессионализма;

  • недостаточную систематизацию содержательного, методического, дидактического материала по пушкинской тематике в образовательных и культурных учреждениях, в то время как современная ситуация требует создания в компьютерной сети регионального компьютерного сайта, способного содержательно и информационно обеспечить реализацию Пушкинианы, более оптимально использовать эти материалы исполнителями программы, сделать их доступными и открытыми для пользователей;

  • недостаточную разработанность психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса Пушкинианы, не в полной мере создающую условия для развития личности, что невольно побуждает организаторов пушкинских мероприятий больше обращать внимание на их внешний (формальный) план, оставляя в стороне внутренний, тот, где только и происходит духовно-нравственное становление личности, где не теряется индивидуальность каждого, где есть возможность для самоопределения, самореализации воспитанников с разным интеллектуальным потенциалом;

  • отсутствие преемственности мероприятий Пушкинианы, проводимых для дошкольников, младших школьников, подростков, юношества, студенческой молодежи, педагогов в системе повышения квалификации, что существенно ограничивает возможности эффективного непрерывного творческого развития личности в условиях единого образовательного и социокультурного пространства;

  • недостаточное разнообразие методов и. форм работы пушкинских клубов, что снижает­ развитие инновационно-исследовательской деятельности в данном направлении;

  • массовые областные, всероссийские мероприятия, ставшие традиционными, требуют­ своего дальнейшего качественного развития;

  • российские и международные контакты, связи Псковской области в рамках Пушкинианы имеют односторонний характер. Делегации детей и взрослых Псковщины практически не имеют возможности принимать участие в пушкинских мероприятиях, проводимых за пределами области, России;

  • наследие Пушкина пока еще не используется специалистами области в работе с семьей, хотя такой опыт в ряде регионов России уже имеется и положительно себя зарекомендовал.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Наш Пушкин» iconСочинение «Наш Пушкин» Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....
Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэта...
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconА. С. Пушкин «Дубровский» обязательно! А. С. Пушкин «Повести Белкина»

Образовательная программа «Наш Пушкин» iconН. В. Гоголь «самый загадочный русский писатель» (Н. А. Бердяев)
Почему, закончив трагедию «Борис Годунов», Пушкин был очень доволен своей работой («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconПушкин doc, полное имя файла стало F:\Литература\Поэты\xix\Пушкин...
В некотором каталоге хранился файл Пушкин doc. После того как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог...
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconМифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок)
Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся) а...
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconУрок литературы по теме «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
«А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летопись и баллада. Автор в произведении» (7 класс)
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconИнтегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе «Наш великий помор»
Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» фио (полностью)
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 5 урок в теме «Чудесный мир классики»
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconРегламент проведения XII всероссийского детского литературного фестиваля «мой пушкин»
«Мой Пушкин» проводится с 18 по 21 октября 2011 г в п. Пушкинские Горы Псковской области. Данное мероприятие посвящено 100-летию...
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconП. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике...
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconУрок окружающего мира в 1 классе по теме: «Лес наш друг»
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3 города Алексеевки...
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В поурочное планирование включены разделы электронного учебного издания (эуи) «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы...
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconКонспект урока. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря...
Тема и номер урока в теме – (39) А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря во мгле холодной …»
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconРаботать творчески, отдыхать активно, жить долго
Остановились на самой актуальной, на наш взгляд, теме – теме женского здоровья. Коллектив наш чисто женский, подумали мы, почему...
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconИскусство – наш кумир, а дружба – наш девиз, и не иначе!
Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно в этот день жители нашего города отдают дань памяти воинам-освободителям....
Образовательная программа «Наш Пушкин» iconУрок № "Возрождение наша величайшая нужда"
Добро пожаловать в наш класс субботней школы. Наш новый цикл посвящён возрождению и реформации, и данный урок посвящён нужде в возрождении....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск